Первая часть:Зачем нужны миры | Термины и определения | Это – первый!.. | Ответ Гайгекса | “Золотой стандарт” | “На вкус и цвет…” | “Труба пониже, дым пожиже…”
Вторая часть: Мир Тьмы | Молот Войны | Мир Разломов | Новый колосс | Сделай сам
Дополнительно Ссылки по теме | Об авторе – Антон Требунский
Смотри так же: Ролевые игры | Настольно-словесные игры – Введение | НСИ – Издатели и Системы. История. | НСИ – Фэндом и субкультура | НСИ – Коллекционирование

Зачем нужны миры

       Конечно же, действие игры может разворачиваться «давным-давно в далёкой галактике» или «в некоем царстве, в некоем государстве». Многим кажется, что в такой ситуации ведущий не тратит времени на проработку деталей мира и может сосредоточить внимание на персонажах игроков, на их личностных особенностях и т.д.
       Так ли это? Вряд ли!
       Персонаж – неотъемлемая часть мира, плоть от его плоти и кровь от крови. Ведь, к примеру, воин – это не просто абстрактный «свирепый варвар с большим мечом, который пришел с далекого Севера в поисках славы, денег и приключений». Хороший герой далек от примитивного шаблона приключенца.
       Куда интересней (и ведущему, и игроку) создать персонажа, который будет иметь свою родословную, согласующуюся с историей мира. Чтобы игрок мог рассказать о прошлом своего персонажа, и другие игроки понимали, о чем идет речь. Чтобы игра действительно превратилась в совместное творчество, а не в «бурное неограниченное фантазирование каждого игрока по отдельности».


Просторы игровых миров огромны и разнообразны – героям может повстречаться Легион мертвых, огнедышащий дракон и тысячи других существ, мест, событий, образов.

Термины и определения

       Стоит заранее упомянуть о некоторых особенностях терминологии. В частности, многие нередко путают понятия сеттинг и мир.
       Сеттинг (от англ. setting: окружающая обстановка, окружение, декорации и костюмы, художественное оформление спектакля) – это достаточно тщательно расписанный участок выдуманного мира, предназначенный для проведения игровых действий. Обычно авторами прописываются географические локации, наиболее значимые персонажи, история региона и т.д. Правильным английским термином является campaign setting.
       В статье Виртуальные миры – Введение есть раздел с перечнем основных аспектов, которые освещает грамотно описанный сеттинг. Их, как минимум, больше десятка, от географии до политического устройства основных государств.
       Сеттинг может географически не совпадать с миром. Например, Forgotten Realms: планета Торил вмещает в себя суперконтинент Фаэрун, на котором нашлось место сразу нескольким сеттингам: Al-Qadim, собственно Forgotten Realms, Kara-Tur, Living Jungle, Living City. А на соседнем континенте притаился еще и сеттинг Maztica.
       Зачастую не совпадают и географические названия. Сеттинг Dragonlance —это континент Ансалон на планете Кринн, а кроме него существуют и другие континенты. В том числе и другой сеттинг – континент Таладас (Taladas).

Персонаж из Dragonlance, Рейстлин Маджере, стал воплощением образа мага для многих “поколений” игроков.

Это – первый!..

       Ролевые игры многое взяли от традиции фантастики.
       Безусловно, проработанные фантастические миры появились раньше, чем настольно-словесные игры. Стоит упомянуть три из них: Роберт Говард, создатель Конана-варвара, первым в мире создал свой “лоскутный мир” Гиперборею. Дж.Р.Р.Толкин пошел дальше, став прародителем современных сеттингов, когда описал Средиземье – с его языками, тысячелетней историей, нравами и обычаями различных рас. И, наконец, Майкл Муркок в многотомной эпопее развернул перед читателями Мультивселенную, концепция которой легла в основу т.н. "планарной модели" в НСИ.
       Первым сеттингом, созданным для настольно-словесных игр, принято считать Blackmoor (он же Blackmoor Castle) Дэйва Арнесона. Первоначально Блэкмур был не более чем одной из провинций в мире, выдуманном для совместной стратегической игры клуба Castles & Crusades Society (того самого, что дал рождение Dungeons & Dragons).
       Однако постепенно Арнесон стал писать историю своей провинции, наиболее значимых её персонажей. Одним словом, создавал географические, экономические, социальные, культурные подробности. Знакомство с Гэри Гайгексом и издание первого набора правил D&D предопределило судьбу Блэкмура.
       Первоначально Блэкмур был издан в 1975 году как набор дополнительных правил для D&D (вместе с Greyhawk; Eldritch Wizardry; Gods, Demi-Gods & Heroes и Swords & Spells). Но в состав буклета Blackmoor – помимо традиционных разнообразных дополнений к системам магии или боя, новых монстров или магических сокровищ – входил еще и самый первый (!) сценарий для настольно-словесных игр: Temple of the Frog.
       После судебной тяжбы между Арнесоном и Гайгексом (1979 г.), Дэйв окончательно порывает с TSR, Inc. и издаёт свой Блэкмур отдельной книгой в Judges Guild Inc. Книга эта носит характерное название: First Fantasy Campaign.
 
Blackmoor Дэйва Арнесона – самый первый сеттинг для настольно-словесных игр. Невзрачный буклет с монохромной обложкой в 70-х годах, шикарное цветное издание сегодня.
       Стоит заметить, что некоторое время Блэкмур существовал на карте мира Мистары (мира самой первой редакции D&D, см. далее) и на карте Грейхока (мира Гайгекса, см. далее), однако потом разработчики из TSR, Inc. решили, что «эти Блэкмуры и Блэкмур Арнесона – совершенно разные миры!»
       Для Блэкмура (того, который был частью Мистары) компанией TSR, Inc. было издано 4 сценария приключений (adventures): Adventures in Blackmoor, Temple of the Frog, City of the Gods и Duchy of Ten.
Интересно
       Долгое время Блэкмур жил лишь в памяти «старичков» и коллекционеров. Однако в 2004 году компания Goodman Games (известная своей любовью к «старым добрым дням») совместно с компанией Арнесона Zeitgest Games решила реанимировать сеттинг и издала новую редакцию мира, рассчитанную на современную d20 System.
       Бонус: Блэкмур, официальные продукты новой редакции сайте.

Ответ Гайгекса

       На постаменте создателей миров, рядом с «первопроходцем» Арнесоном стоит и Гэри Гайгекс, «отец ролевых игр».
       Его перу принадлежит знаменитый Greyhawk. Первоначально это был всего лишь замок, по которому «приключались» друзья Гайгекса в ходе их ночных игровых бдений в самом начале 70-х годов.
       Грейхок выдержал множество изданий. В 1979 году он стал официальным миром системы AD&D 1st edition, автором которой был всё тот же Гайгекс. В мире Грейхока разворачивается действие самых знаменитых, классических приключений для системы AD&D: серии Against the Giants, Scourge of Slave Lords, Queen of the Spiders, одиночные приключения Tomb of Horrors, The Temple of Elemental Evil, White Plume Mountain и т.д.
       Среди прочих обитателей мира Грейхок живут такие известные всем ветеранам НСИ персонажи, как Иуз Древний (Iuz the Old), Айвид Бессмертный (Ivid the Undying), маги Морденкейнен, Рэри, Тэнзер, Бигби (знакомые каждому по названиям заклинаний из AD&D 1st и 2nd edition). И, конечно же, злобный бессмертный маг, сумевший стать богом – Векна (Vecna), чьи рука и глаз (совсем как в романе Майкла Муркока “Повелители мечей”) известны каждому игроку в (A)D&D как одни из самых могущественных артефактов.
       Грейхок представляет собой достаточно цельное эпическое полотно, ведь над его созданием с самого 1979 г. трудились многие известные авторы из TSR, Inc. В 1991 г. вышла настольная игра Greyhawk Wars, посвященная эпической схватке сил Добра и Зла на землях Фланэсса (Flanaess – восточная часть континента Оэрик планеты Оэрт).

Greyhawk Wars охватили весь мир Грехок, вовлекая не только людей, но и все прочие расы. В том числе и орков.
       Эта война – задуманная и описанная новым поколением авторов – навсегда изменила лицо мира, привлекая новых поклонников. Спустя год вышла новая редакция – From the Ashes, где игроки могли продолжить приключения в Грейхоке, помогая восстанавливать опустошенный всеобщей войной мир.
       С появлением в 2000 г. третьей редакции Dungeons&Dragons Грейхок стал миром «по умолчанию» для новой системы. Кроме того, компания Wizards of the Coast (правопреемница TSR, Inc.) прилагает все усилия для популяризации Грейхока путем поддержки RPGA Living Setting – Living Greyhawk (см. далее). Но вместе с тем, не может не вызывать тревогу тот факт, что вот уже несколько лет новых материалов по миру Greyhawk не издается.
       Тем не менее, хочется верить, что детищу Гайгекса суждено долгое будущее и неотъемлемое место среди игровой классики.
       Бонус: карта Грейхока; "апокрифы Грейхока": неопубликованные материалы.

«Золотой стандарт»: Большая Троица

       Компания TSR, Inc. долгое время была сверхгигантом игровой индустрии. Ни одна другая компания не могла сравнится с её тиражами, маркетинговыми возможностями или с гонорарами авторам. Именно это обеспечило первенство компании и в области «миростроения».
       Сочетая популярные стереотипы и в то же время внося должный “заряд серьезности” для взрослых игроков, миры от TSR, Inc. навсегда стали образцом для авторов НСИ. Среди них есть и сверхпопулярные Dragonlance, Ravenloft и Forgotten Realms; миры-на-ценителя наподобие Planescape или Dark Sun; менее популярные миры – Spelljammer, Council of Wyrms и т.д.
       Начнем по порядку.

Dragonlance
       Вопреки распространенному заблуждению, мир Драконьего Копья вовсе не является новеллизацией игровых похождений группы авторов. И персонажи (Рейстлин, Танис, Карамон, Лорана и т.д.), и серия приключения (Dragonlance Series), и романы М. Вейс & Т. Хикмена – все они вовсе не были основой для создания мира.
       Все началось в 1982 г., когда молодой автор игровых сценариев Трейси Хикмен предложил компании TSR, Inc. трехсерийный сюжет приключений с участием злых драконов разного цвета. Распознав перспективы проекта, Гайгекс (тогда еще стоявший во главе компании) предложил расширить его и привлек к работе множество известных «ветеранов» игровой индустрии. Первоначально серия приключений носила рабочее название Project Overlord. Спустя два года был издан первый сценарий приключений в новом мире, одновременно с этим в печать ушли и романы. Так началось триумфально шествие Dragonlance.
       Несомненно, своей популярностью сеттинг обязан двум составляющим – высокой эпике и персонажам. Любое упоминание Dragonlance в рекламных текстах от TSR, Inc. обязательно сопровождалось фразами о «эпической битве Добра и Зла», «титанических схватках», «драконах, парящих над разрушенными войной землями» «сошедших на землю богах» и т.д.

Персонажи Dragonlance – герои всем полюбившихся книг – сыграли огромную роль в популяризации сеттинга.
       Коллективом авторов были охвачены все исторические эпохи Кринна (Krynn – так называется планета, где разворачивается действие саги). От самой первой Драконьей Войны до практически полного уничтожения мира в результате амбициозного плана могущественного волшебника Рейстлина.
       Спустя несколько лет было выпущено расширение к сеттингу: Time of the Dragon, в котором подробно рассматривался второй континент планеты Кринн – Таладас, которым правит могущественная Лига Минотавров.
       Dragonlance в конце 80-х и начале 90-х годов служил основой для популярной тогда серии компьютерных игр от компании SSI – Death Knights of Krynn, Dark Queen of Krynn, Heroes of the Lance и т.д.
       Однако постепенно начала наблюдаться утрата интереса к сеттингу. Результатом стали многочисленные попытки его оживить. Кроме упомянутого выше дополнения про второй континент, была создана новая игровая система Dragonlance: Fifth Age – Dramatic Adventure Game. Кроме того, что ее издание сопровождалось чуть ли не апокалиптическими изменениями в истории Кринна, сама система была выдержана в духе времени – игроки получали гораздо большую возможность влиять на развитие событий, чем в привычной большинству игроков системе AD&D. В основе системы лежали карты – т.н. Dramatic Deck.
       Невзирая на все эти попытки, популярность игровых материалов продолжала падать. Напротив, интерес к литературном творчеству Маргарет Вейс и Трейси Хикмена – основных авторов книг о мире Драконьего Копья – не ослабевал. Драматические повороты в жизни Крина не могли оставить равнодушным никого – ни старых поклонников сеттинга, ни новых читателей (зачастую даже не имеющих отношения к настольно-словесным играм).
       В 2006 началась работа над анимационным фильмом по мотивам художественных книг первой трилогии Dragonlance.
       Бонус: Dragonlance: Dragons of Autumn Twilight, сайт анимационного фильма.

Forgotten Realms
       Успех Dragonlance подвиг руководство TSR, Inc. на поиски не менее успешного проекта. Не в меньшей степени их понуждало к этому осознание того, что популярность Dragonlance не вечна.
       В поисках материала для нового проекта один из руководителей TSR, Inc. – Джефф Грабб – переворошил тонну старых выпусков журнала Dragon.
       И зерно будущего успеха было найдено – Эд Гринвуд, библиотекарь из Канады, неоднократно писал в Dragon статьи, где участок за участком описывал колоритный фэнтезийный мир. Рассказывают, что когда Грабб и Гринвуд впервые встретились, чтобы обсудить условия договора, Гринвуд высказал искреннее изумление: «Я думал, что раз статьи печатают в Dragon, вы, парни, и так обладаете всеми правами на этот мир».
       В 1987 году была издана первая книга сеттинга – Forgotten Realms Campaign Set. Успех сеттинга был потрясающим. Как и в случае с Dragonlance, значительную роль в этом сыграла литература – к проекту был привлечен талантливый автор фэнтезийных романов Роберт Сальваторе. Его романы – особенно серия про Дзирта До’Урдена (английское имя темного эльфа неблагозвучно для русского уха: Drizzt, поэтому в ходу слегка измененное) – пользовались большой популярностью у читателей.

Дзирт До’Урден, темный эльф-отступник, выбравший путь добра и справедливости – герой «стержневой» серии книг по миру Forgotten Realms.
       Немаловажным фактором, обеспечившим успех сеттинга, была «лоскутность» Фаэруна (Faerun – суперконтинент на планете Торил). В мире Забытых Королевств есть место любой человеческой культуре: от монголоподобной империи The Horde до типичных средневековых земель Bloodstone Lands.
       Forgotten Realms заменили Dragonlance и на фронте компьютерных игр. Все та же компания SSI издала Dungeon Hack, Hillsfar, Pool of Darkness и популярный Menzoberrenzan. В 1998 году канадской компанией BioWare была разработана игра Baldur’s Gate, немедленно ставшая хитом среди любителей компьютерных ролевых игр. Впоследствии Baldur’s Gate превратилась в целую серию игр.
       Следуя за успехом Baldur’s Gate, в 2000 году компания Black Isle Studio (ответственная за успех Fallout 1& 2, Planescape: Torment и др.) выпустила Icewind Dale, действие которой тоже происходило в мире Forgotten Realms. Эта игра использовала тот же движок Infinity Engine, что и серия Baldur’s Gate.
       Выход третьей редакции D&D породил новую волну компьютерных игр. Самая знаменитая из них – Neverwinter Nights от все той же BioWare, знакомая каждому поклоннику Fantasy CRPG. Одним из главных достоинств Neverwinter Nights было наличие приложения Aurora Toolset, которое позволяло любому поклоннику создать свой собственный сценарий для игры или загрузить написанный кем-то иным сценарий из интернета и использовать его.
       Бонус: официальная страница Forgotten realms на сайте компании Wizards of the Coast.

Ravenloft
       У истоков Равенлофта стоял все тот же Трейси Хикман, написавший вместе со своей супругой Лаурой в 1983 году сценарий приключения для TSR, Inc. – I6 Ravenloft. Основные элементы сюжета были заимствованы из классических готических романов – мрачный уединенный замок, вампир-хозяин (с характерным псевдославянским именем Страд фон Зарович – что не может не вызывать ассоциаций с известным валашским князем, Дракулой), трагическая любовь, летучие мыши, паутина и сумрак.
       В 1984 году авторы развили успех, опубликовав продолжение: I10 Ravenloft II: the House on the Gryphon Hill. Когда в конце 80-х годов стало ясно, что TSR, Inc. нуждается в новом сеттинге, именно два этих сценария были избраны как базис для будущего мира.

Вампиры всегда привлекали интерес игроков. Однако не стоит думать, что Ravenloft от TSR, Inc. хоть сколько-нибудь связан с популярным Vampire: the Masquerade.
       Многие ошибочно полагают, что Ravenloft – ответ компании TSR, Inc. на популярность World of Darkness от White Wolf, своего рода попытка вернуть назад «ушедших в Мир Тьмы» бывших поклонников. О том, что это не так, свидетельствует даже дата выхода в свет обеих игр: 1990 г. для первого Ravenloft Campaign Setting – Realm of Terror и 1991 г. для Vampire: the Masquerade.
       Мир Равенлофта коренным образом отличался от других, более традиционных миров (A)D&D. Континент («Ядро», Core) и прилегающие острова были поделены на части многочисленными Темными Лордами, каждый из которых был невероятно могущественен, но вместе с тем нес на себе и проклятье за неправедно прожитую жизнь, за ужасные деяния своего прошлого.
       В такой ситуации для героев, чьи приключения проходили в Равенлофте, куда важнее было сделать правильный морально-этический выбор, чем выработать наиболее правильную тактику ведения боя. Еще бы – ведь за каждый «злой» поступок персонаж расплачивался постепенным погружением во тьму и имел все шансы превратиться в злобного монстра, управлять которым игрок уже не мог.
       В отличие от других сеттингов, Равенлофт никогда особо не был популярен среди разработчиков компьютерных игр. SSI выпустила Ravenloft: The Strahd’s Possession и Ravenloft II: the Stone Prophet, но – насколько мы знаем – особой популярности вне аудитории любителей сеттинга они не имели.
       Бонус: художественные книги по миру Ravenloft на сайте Litportal.ru.

«Золотой стандарт»: На вкус и цвет…

       Особняком стоят два достаточно необычных для TSR, Inc. мира – Planescape и Dark Sun. Каждый из них обладает рядом уникальных черт, отличающих их от усреднено-фэнтезийных Грейхока, Блэкмура или Забытых Королевств.

Planescape
       Planescape, пожалуй, был самым неоднозначным сеттингом от TSR, Inc. Необычное графическое оформление книг, выполненное художником Тони ДиТерлицци с элементами викторианского стиля, вызывало восхищение многих взрослых ценителей, но в то же время отталкивало значительную часть тинейджерской аудитории. Кроме того, не всем нравилось и то, что приключения и книги правил для этого сеттинга были изрядно нагружены философскими и мифологическими измышлениями авторов.
       Planescape был плотно замешан на космогонии игровых миров от TSR, Inc. Действие игр по этому сеттингу преимущественно разворачивалось в городе Сигил – своего рода центре AD&D мироздания.
       В 1995 году Planescape завоевал престижную награду Origin за «Лучшее графическое оформление книги правил, сценария или игры».

В 1999 году компания Black Isle Studio выпустила игру Planescape: Torment, до сих пор являющуюся культовой среди ценителей.
       В 1994 году была выпущена первая книга правил, а уже в 1998 году компания Wizards of the Coast выпустила сценарий приключения Faction War, изменивший облик Сигила и поставивший точку в поддержке сеттинга. Просуществовав всего четыре года, сеттинг оставил огромный след в истории «миростроения для НСИ».
       Бонус: DiTerlizzi, персональный сайт художника-оформители книг по Planescape.

Dark Sun
       Dark Sun представлял собой мир, переживший магический апокалипсис – огромную пустыню, лишенную воды, металлов и Богов. Персонажи Dark Sun имели более высокие, по сравнению с другими мирами, игротехнические характеристики. Другой особенностью сеттинга была вездесущая псионика (способности к псионике обладал каждый персонаж мира).
       Как вампиры в Ravenloft или темные эльфы в Forgotten Realms, были свои особенные монстры и в Dark Sun – Короли-Драконы, жестокие повелители немногочисленных городов, оставшихся в пустыне.

Мир Dark Sun оставляет шанс на выживание только вот таким мускулистым ребята во всеоружии.
       Мир Темного Солнца быстро собрал группу поклонников, что заставило компанию SSI выпустить две успешные игры: Dark Sun: Shattered Lands и Dark Sun II: Wake of the Ravager.
       Однако в 1996 году, в связи с приближающимся банкротством, компания TSR, Inc. предпочла закрыть линейку игровых материалов для Dark Sun, выпуская лишь художественную литературу.
       Бонус: Dark Sun Wiki, специализированная википедия по миру Темного Солнца

«Золотой стандарт»: Труба пониже, дым пожиже…

       Кроме вышеупомянутых ярких звезд в созвездии сеттингов от TSR, Inc., есть и менее знаменитые сеттинги: Mystara, Al-Qadim, Spelljammer, Birthright, Council of Wyrms и Lankhmar.

Mystara
       Mystara – традиционное «высокое фэнтези», напоминающее Европу XV века. Этот сеттинг эволюционировал из т.н. Known World (Известный Мир – «известный» в смысле «знакомый», «обжитой»), который использовался в первоначальной системе D&D (той самой, начала 70-х гг.).
       Кроме того, сама планета Мистары была полой – внутри нее тоже жили люди. Это был сеттинг Hollow World (Пустой Мир). Дополнением к Мистаре служил сеттинг Red Steel (Savage Coast), напоминавший Новый Свет XVII-XVIII вв. – пираты, дворяне, дуэли на шпагах.
       Бонус: обзор игровых руководств по миру Мистара.

Al-Qadim
       Al-Qadim был миром, созданным Джеффом Граббом на основе популярных среди детей США сказок «Тысячи и одной ночи». Для сеттинга характерна типичная сказочно-арабская атмосфера, как то: джинны, гули, волшебные лампы, зловещие колдуны а-ля Джафар, летающие ковры и т.д. Сами земли Al-Qadim’а располагались на континенте Торил, к юго-востоку от классических земель Forgotten Realms.
       Бонус: страница со старыми книгами правил на сайте компании Wizards of the Coast

Сеттинг Al-Qadim зовет окунуться в таинственный мир «Тысячи и одной ночи», «Синдбада-мореход», волшебных ламп и джиннов.
Spelljammer
       Spelljammer был очередной попыткой разнообразить космогонию AD&D. Согласно концепции Спеллджаммера – все прочие сеттинги (точнее, планеты сеттингов) представляли собой огромные кристальные сферы, парящие в безбрежном море эфира. Между этими сферами можно было совершать путешествие на специальных эфирных кораблях (т.н. технология spelljamming). Этот подход превращал различные миры AD&D из параллельных вселенных в просто различные планеты. Сам антураж сеттинга был попыткой совместить научно-фантастический антураж с классическим фэнтези и тем самым рекрутировать новую группу поклонников.
       Бонус: "неофициальная" конвертация правил SpellJammer D&D 3ed.

Birthright
       Birthright стал для TSR, Inc. необычным сеттингом. Он совмещал в себе не только ролевые элементы, но и стратегические. Игрокам предстояло взять роли правителей королевств, графств, герцогств и решать не только вопросы разграбления пещер драконов или спасения принцесс, но и управления собственными землями, вопросы войны и мира, сбора налогов и сбора войска.
       Бонус: страница с воспоминаниями создателей сеттинга на сайте компании Wizards of the Coast.

Council of Wyrms
       Council of Wyrms тоже был попыткой разнообразить спектр вселенных AD&D. Игрокам представлялась уникальная возможность играть за драконов или их слуг. К сожалению, дальшей одной книги – собственно описания сеттинга – дело не пошло.
       Бонус: сообщество, посвященное переводу материалов по Council of Wyrms на русский язык.

Каждый игрок хотя бы раз мечтал о том, чтобы сыграть дракона – самое могущественное создание в игре.
Lakhmar
       Ланкмар из «книжного» мира Фрица Лейбера стал миром TSR, Inc. еще во времена существования AD&D 1st edition. Ланкмар был настолько популярен (вспомним, что этот сериал был одним из оказавших наибольшее влияние на Гайгекса, создателя ролевых игр), что для него было издано около полутора десятков книг и приключений.
       Бонус: художественные книги Ф.Лейбера в библиотеке М.Мошкова, сайт.

Заключение

       В первой части статьи рассмотрены значимые сеттинги “золотого века” НСИ, порожденные бурным развитием системы D&D. Во второй части мы расскажем об игровых мирах других издателей и игровых систем.


Ссылки по теме

Русскоязычные:
       Castle Avernus – русскоязычный фэн-сайт, посвященный миру Ravenloft —http://www.ravenloft.dungeons.ru/
Земли Забытых Царств – русскоязычный фэн-сайт, посвященный миру Forgotten Realms —http://www.frland.ru/
       Planewalking – русскоязычный фэн-сайт, посвященный миру Planescape —http://www.planewalking.dungeons.ru/
Темное Солнце – русскоязычный фэн-сайт, посвященный миру Dark Sun —http://www.darksun.dungeons.ru/
       Мир DragonLance – русскоязычный фэн-сайт, посвященный миру Dragonlance —http://dragonlance.olmer.ru/
Forgotten Realms – русскоязычный фэн-сайт, посвященный миру Forgotten Realms —http://fr.olmer.ru/

Англоязычные:
       RPGA – сайт Ассоциации Ролевых Игр —http://www.rpga.com)
Список сеттингов для AD&D – Wikipedia —http://en.wikipedia.org/wiki/Category:Dungeons_%26_Dragons_campaign_settings
       Spelljammer – фэн-сайт, посвященный вселенной Spelljammer —http://www.spelljammer.org/
Список сеттингов – Wikipedia —http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_campaign_settings
       Planewalker.com – официальный сайт Planescape —http://www.planewalker.com/
Secrets of Karagatane – крупнейший фэн-сайт по миру Ravenloft —http://www.kargatane.com/
       Ravenloft at White-Wolf.com – материалы, изданные по миру Ravenloft компанией Swords & Sorcery, подразделением White Wolf Game Studio —http://www.white-wolf.com/downloads.php?category_id=21
Vaults of Pandius – официальный сайт мира Mystara —http://pandius.com/
       Birthright – фэн-сайт по миру Birthright —http://www.birthright.net/
Zeitgeist Games – компания Дэйва Арнесона —http://www.zeitgeistgames.com/
       Goodman Games – новый издатель сеттинга Blackmoor —http://www.goodman-games.com/
Al-Qadim – «официальный» фэн-сайт, посвященный миру Al-Qadim —http://www.al-qadim.com/index.html
       Dark Sun —«официальный» фэн-сайт, посвященный миру Dark Sun —http://www.athas.org/
Dragonlance —официальный сайт сеттинга Dragonlance —http://www.dragonlance.com/
       Forgotten Realms – официальный сайт сеттинга Forgotten Realms —http://www.wizards.com/default.asp?x=dnd/fr/welcome


Первая часть:Зачем нужны миры | Термины и определения | Это – первый!.. | Ответ Гайгекса | “Золотой стандарт” | “На вкус и цвет…” | “Труба пониже, дым пожиже…”
Вторая часть: Мир Тьмы | Молот Войны | Мир Разломов | Новый колосс | Сделай сам
Дополнительно Ссылки по теме | Об авторе – Антон Требунский
Смотри так же: Ролевые игры | Настольно-словесные игры – Введение | НСИ – Издатели и Системы. История. | НСИ – Фэндом и субкультура | НСИ – Коллекционирование


обсудить в форуме 'Игры' »