Вторая часть: Мир Тьмы | Молот Войны | Мир Разломов | Новый колосс | Сделай сам
Первая часть: Зачем нужны миры | Термины и определения | Это – первый!.. | Ответ Гайгекса | “Золотой стандарт” | “На вкус и цвет…” | “Труба пониже, дым пожиже…”
Дополнительно Ссылки по теме | Об авторе – Антон Требунский
Смотри также: Ролевые игры | Настольно-словесные игры – Введение | НСИ – Издатели и Системы. История. | НСИ – Фэндом и субкультура | НСИ – Коллекционирование

Мир Тьмы (World of Darkness)

       В 1991 году свет увидела новая настольно-словесная игра Vampire: the Masquerade от Марка Рейн-Хагена. Именно этой игре суждено было навсегда изменить привычный для нас облик (и атмосферу) ролевых игр.
       Согласно легенде, после очередной занудной сессии Dungeons & Dragons, которую он провел, Марк Рейн-Хаген оглядел своих скучающих игроков и сказал: “Ну что ж, мы больше не будем убивать вампиров, теперь мы сами сыграем за них!”
       Для игроков это был шок (в то время, напомним, традиционно было принято, что герои обязательно должны выступать на стороне Добра и Света, но никак не играть злобных порождений Тьмы). Представим, какой это было неожиданностью для сообщества, когда вышла официальная книга правил!..
       Мир Тьмы (World of Darkness) – так назвался мир, в котором разворачивалось действие игры Vampire: the Masquerade. Во многом это было отражение нашего с вами мира: те же государства, те же нации, та же география, но… Но были и отличия.
       В частности, невидимые для большинства людей, в Мире Тьмы обитают различные сверхъестественные существа: вампиры, призраки, вервольфы, феи, маги, демоны, мумии и другие. Они объединены в различные организации (кланы вампиров, пути магов, племена вервольфов и т.п.) и преследуют различные цели.

Мир Тьмы: Camarilla. Со стороны может показаться, что это обычные люди…
       Сами создатели определяли атмосферу мира как gothicpunk, пытаясь добиться гармоничного сочетания декадентствующей готик-культуры и жесткости и резкости панк-культуры. И, надо признать, это им удалось.
       Мир Тьмы наполнен различными секретными организациями, каждая неразгаданная загадка может стать для его жителей последней. Во всем чувствуется дух обреченности и безнадежности, упадка и разложения.
       Компания White Wolf Game Studio использовала Мир Тьмы как сеттинг для множества игровых линеек: Vampire: The Masquerade, Werewolf: The Apocalypse, Mage: The Ascension, Wraith: The Oblivion, Changeling: The Dreaming, Hunter: The Reckoning, Demon: The Fallen, Mummy: The Resurrection. Кроме того, были изданы «исторические» варианты для центральных линеек: Victorian Age: Vampire (XIX век), Werewolf: The Wild West (XIX век), Mage: The Sorcerer's Crusade (XV век), Wraith: The Great War (начало XX века).
       Были также выпущены и средневековые варианты линеек, серия Dark Ages (XIII век) для линеек Vampire, Werewolf, Mage, Changeling.
       Благодаря своей необычной атмосфере, Мир Тьмы мгновенно завоевал сердца любителей НСИ по всему миру. Однако именно в многогранности Мира Тьмы заключалась его “ахиллесова пята”: правила из различных линеек зачастую не совпадали друг с другом, противоречили сами себе, одни и те же события трактовались различным образом в разных книгах.
       Поэтому, для согласования правил, а также для того, чтобы свести воедино все сюжетные линии и дать Миру Тьмы новое развитие White Wolf Game Studio в 2004 году объявила о наступлении Времени Правосудия (Time of Judgement). Поскольку в каждой игровой линейке содержались эсхатологические мотивы (Gehenna для Vampire: the Masquerade, Apocalypse для Werewolf: the Apocalypse и т.д.), доведение сеттинга до логического конца выглядело абсолютно логичным и органичным.
       Но как выяснилось уже в августе 2004 года, подобный конец света вовсе не означал конец сеттинга. В недрах White Wolf Game Studio уже давно велась работа над новой редакцией Мира Тьмы.
       Обновленный сеттинг во многом отличался от своего предшественника. Новые атмосферные тенденции в противоположность gothic punk получили название dark mystery, делая акцент на внутреннем мире персонажа и его душевных терзаниях, темных тайнах, загадках и заговорах.

Мир Тьмы: Немногие решатся назвать этот сеттинг “веселым” или “жизнерадостным”.
       Изменился и подход к созданию книг правил. Вместо того, чтобы перепечатывать ядро системы в каждой книге игровых линеек, White Wolf теперь издала базовую книгу с движком системы – The World of Darkness. На долю книг из различных игровых линеек осталась исключительно информация о собственно сеттинге.
       Поменялось и число игровых линеек. В число базовых входят: Vampire: the Requiem, Werewolf: the Forsaken, Mage: the Awakening. Кроме того, в рамках Limited Edition Series были запущены две линейки: Promethean: the Created и Changeling (запланированная на вторую половину 2007 года).
       В 1996 году телекомпания Fox выпустила телевизионный сериал Kindred: the Embraced, в основе которого лежали сюжетные линии Мира Тьмы.
       На данный момент компанией Activision были выпущены две компьютерные игры по Миру Тьмы (а точнее, по наиболее популярной линейке Vampire: the Masquerade). Игры называются “Vampire: the Masquerade. The Redemption” (2000) и “Vampire: the Masquerade. The Bloodlines” (2004). И если первая получила негативные отзывы и критиковалась как излишне линейная и примитивная, то вторая (выполненная на движке Source) быстро стала канонической Vampire RPG.
       Среди тривиа-моментов относительно World of Darkness хочется особо отметить два:
  • Когда White Wolf Game Studio некоторое время владела правами на популярную игровую систему Ars Magica (действие которой разворачивается в средневековой Европе), компания приложила множество усилий, чтобы синхронизировать и взаимоувязать события сеттинга этой системы со средневековым Миром Тьмы (Dark Ages). Однако после того, как в 1996 году Atlas Games перекупила права на Ars Magica, параллели с Миром Тьмы были убраны из игры.
  • Кинофильм «Другой мир» (Underworld), посвященный борьбе вампиров и оборотней, был настолько схож по сюжету и атмосфере с Миром Тьмы (а конкретно с рассказом «The Love of Monsters», написанным Нэнси Коллинз), что компания White Wolf Game Studio подала на создателей фильма в суд, насчитав 17 случаев нарушения авторских прав. Однако последний пресс-релиз компании White Wolf относится к сентябрю 2003 года, когда это дело начало разбираться в суде. Судя по тому, что никаких дальнейших заявлений от обеих сторон не последовало, можно предположить, что дело было решено компаниями вне суда.

Молот Войны(Warhammer Fantasy)

       Если сеттинги от TSR, Inc. в большинстве своем принадлежат к high fantasy, то знаменитый сеттинг Молота Войны (система Warhammer Fantasy Roleplay) принято называть low fantasy.
       Мир Молота Войны очень напоминает «офэнтезийненую» Землю XVI-XVII веков. Широко распространено огнестрельное оружие, больших высот достигли обработка металлов и изготовление оружия и доспехов. Вместе с тем, в этом мире существует магия, различные нечеловеческие расы (гномы, эльфы, орки) и монстры. Одна из самых знаменитых «фишек» сеттинга – имперский паровой танк.

Имперский паровой танк – торжество человеческой науки над здравым смыслом и законами физики!
       Центрообразующим элементом сеттинга является Империя, откровенно подражающая Священной Римской империи германской нации (той, которую в отечественных учебниках по истории неточно называют Германской империей). Она переживает период острого кризиса: частые гражданские войны, продажность чиновников, предательство дворян, вездесущее присутствие агентов Хаоса, война с армиями нечисти, с крысолюдьми (скейвенами).

Warhammer Fantasy: империи рождаются и рушатся. И судьбы их зависят от игроков.
       Не менее интересными и привлекательными регионами являются Бретония (типаж средневековой Франции плюс архетип “рыцарей без страха и упрека”), лес Атель Лорен (где обитают лесные эльфы), Тилея (аналог исторической Италии), Новый свет и т.д.
       Мир Молота Войны интересен своей мрачной патетикой, в противоположность высокой эпике Dragonlance, Forgotten Realms и т.д. Авторы постарались наполнить сеттинг не только героическими делами и войнами, но и мрачным, черным юмором, что только прибавило популярности сеттингу. Саму атмосферу игры проще всего охарактеризовать как «полную безнадежности», «мрачную», «упадническую».

Война в Warhammer Fantasy Setting самое обыденное дело.
       Молот Войны связан не только с НСИ, но и с настольными играми. И даже в первую очередь с настольными играми, см. соответствующую статью Стратегические варгеймы. Однако система Warhammer Fantasy Roleplay (WFRP), изданная Games Workshop в 1986 году, была популярна не только среди любителей настольного Warhammer. Интерес к системе объясняется тщательно прописанным сеттингом, его неподражаемым стилем. Стоит заметить, что система была весьма брутальной (в противоположность большинству fantasy RPG) и редкий персонаж мог пережить одно-два попадания вражеского оружия.
       В 2005 году компания Green Ronin Publishing разработала для Black Industries (подразделение Games Workshop) вторую редакцию системы, упростив и унифицировав систему.

Мир Разломов

       Конец XXI века. Человечество достигло золотого века: торжество нанотехнологий, освоение практически всей Солнечной системы, создание человекоподобных роботов. Но в 2098 году золотой век закончился. Закончился вместе с ядерной войной в Южной Америке.
       Мгновенная одновременная смерть миллионов людей в Аргентине и Чили высвободили огромное количество энергии, которая создала разрывы в ткани мироздания, и сквозь эти прорехи на Землю пришли иные существа. Некоторые из них были знакомы человечеству по мифам и легендам, некоторые были незнакомы совсем.
       Этим событием – Войной Хаоса – открывается первая страница в истории Мира Разломов, сеттинга игры Rifts от Palladium Books.
       Мир Разломов вобрал в себя все лучшие достижения Palladium Books в области «игростроения». В нем присутствуют элементы, способные заинтересовать как любителя фэнтези, так и любителя твердой научной фантастики, киберпанка, постапокалиптического жанра, хоррора и даже вестерна.
       Земля Rifts описана во множестве книг, выпущенных Palladium Books за 16 лет существования системы. Каждая книга освещает во всех подробностях какой-нибудь отдельно взятый регион.

RIFTS – мир, где столкнулись магия и высокие технологии, киборги и драконы, фэнтези и научная фантастика.
       О том, как географически устроена Земля XXIV века (а именно в 2389 году начинается действие основных сюжетных линий сеттинга), сумевшая за 300 лет кое-как сохранить остатки прежней цивилизации, стоит рассказать подробнее.
       Естественно, что наибольшее внимание авторами было уделено Северной Америке. Центральным государственным образованием на территории бывших Соединенных Штатов Америки является Коалиция Государств, управляемая императором Карлом Прозеком. Идеология государства основана на превосходстве человеческой расы над всеми прочими, на ненависти к пришельцам, мутантам и магии. Сила Коалиции в огромной армии и сохранившихся высоких технологиях. Столицей Коалиции является Чи-сити, бывший город Чикаго.
       На месте Мексики находятся королевства вампиров, где людей рассматривают не иначе, как «безрогий скот». Бывший Запад США превратился в настоящий Дикий Запад, где современные ковбои на ховерциклах выпасают на бескрайних просторах прерий стада динозавров и возродившихся бизонов.
       В Европе главной государственной человеческой структурой стала Новая Германская Республика, сохранившая при помощи транснациональных корпораций высокие технологии. Республика является последним бастионом людей в Европе, ведущим войну с империей горгулий, которая захватила большую часть Западной Европы.
       Англия превратилась в феодальное королевство со столицей в Новом Камелоте, где правит самопровозглашенный Король Артур. Главным его советником является волшебник Мерлин (на деле же, Мерлин – представитель инопланетного разума, манипулирующий Артуром в собственных захватнических интересах).
       Азии в ходе Войны Хаоса пришлось особенно тяжело. Корея и Китай практически полностью захвачены демонами, пришедшими сквозь разрывы в реальности. Сопротивляться им удается только городу Геофронт, наследнику коммунистической Китайской Народной Республики. В Японии вовсю идет война между самураями Новой Империи и войсками Сёгуната Отомо.
       В Египте власть захватил Рама-Сет, огромный непобедимый дракон, провозгласивший себя фараоном новой Империи Феникса. Кроме того, на юге континента появились четыре существа, которые называют себя Четыре Всадника Апокалипсиса. Palladium Books издала серию сценариев, посвященную попытке группы искателей приключений помешать встретиться и объединиться Четырем Всадникам.
       В районе Бермудского треугольника катаклизм, который вызвал возникновение Разломов, поднял с морского дна исчезнувший континент Атлантиду. Им правят существа, пришедшие из другого измерения. По своему внешнему виду они напоминают монстров из книг Г.Ф. Лавкрафта. Атлантида – огромный рынок рабов (преимущественно людской расы), торгующий не только в пределах Земли, но и с другими измерениями.
       Интересно то, что России также было уделено некоторое внимание от авторов сеттинга. Palladium Books выпустила две книги: Warlords of Russia и Mystic Russia, которые рассказывали о том, что происходит на территории экс-СССР и Восточной Европы.
       Территория СССР поделена на два крупных блока: Sovietski (возрожденный СССР) и пустынная территория, где властвуют Warlords.

Для авторов RIFTS даже в изуродованном ядерной войной будущем Россия останется страной, где одновременно царят анархия и военный коммунизм.
       Warlords – военные вожди, каждый из которых представляет собой настоящую машину смерти, напичканную кибернетическими имплантатами и электроникой (во многих практически не осталось ничего человеческого). Каждый из этих вождей владычествует над определенной территорией бывшего СССР. Но они не сидят на месте. Лагерь каждого вождя передвижной – наподобие цыганского табора, но во много, много раз опаснее. В лагере живут только воины – люди, киборги, иногда пришельцы и мутанты. Вместе с ними вождь постоянно находится в пути, объезжая свои владения и собирая дань с городов, крестьян, странствующих торговцев и случайных путешественников.
       В настоящий момент сеттинг дожил до 2396 года по своему летоисчислению и завершать столь перспективную разработку Palladium Books не собирается. Напротив, упорно ходят слухи о создании кинофильма по Миру Разломов и консольной видеоигры.

Новый колосс

       Купив в 1997 году обанкротившуюся TSR, Inc., компания Wizards of the Coast (WotC) немедленно стала новым колоссом НСИ. Политика TSR, Inc. по отношению к поддерживаемым сеттингам немедленно была пересмотрена. Над некоторыми работа сразу же была приостановлена, некоторые дотянули до 2000 года, когда свет увидела третья редакция Dungeons & Dragons.
       В 2000 году произошла капитальная реформа бывших TSR-овских сеттингов. Официальным миром D&D 3ed стал Greyhawk. Кроме этого официально поддерживались Forgotten Realms и несколько слабо проработанных сеттингов под систему d20 Modern. Сеттинги Al-Qadim, Planescape, Mystara, Dark Sun были отданы тщательно выбранным фэн-сайтам на самостоятельную разработку и поддержку. Dragonlance был передан Sovereign Press (компании Маргарет Вейс). Ravenloft продан Arthause Games, подразделению White Wolf Game Studio (однако в 2005 году права на сеттинг – по заверении срока лицензии – были возвращены WotC). Часть сеттингов осталась «лежать на полках» WotC, ожидая покупки перспективными разработчиками.
       В 2002 году WotC объявила о конкурсе FantasySettingSearch, победитель которого получал возможность ввести свой выдуманный мир в пантеон официальных миров D&D. Выиграл конкурс Кейт Баркер (KeithBarker), профессиональный дизайнер игр. Сеттинг-победитель назвался Эберрон (Eberron). Первая книга правил по этому миру была издана в 2004 году, а в 2005 сеттинг Эберрон выиграл Origin Awards.

Шарн, Город Башен – один из крупнейших городов Эберрона.
       Эберрон значительно отличается от типичных прежних высокоэпичных сеттингов D&D. В первую очередь, отличие заключалось в широко распространенной и доступной магии: магические фонари на улицах каждого города, сеть скоростных магических перемещений. Отличаются также и система взаимодействия жрецов с богами, а также система характера (alignment) персонажа.

В Эберроне магия прочно вошла в жизнь людей, заменив технологию и науку.
       В качестве источников вдохновения Баркер называл фильмы в жанре нуар (или близкие по жанру), в частности: “Касабланка”, “Мальтийский сокол”, а также: “Имя Розы”, “Сонная лощина”, “Мумия”, “Пираты Карибского моря”, “Искатели потерянного ковчега”.
       С 2002 года WotC прекратила выпускать продукты по миру Greyhawk, что многие поклонники этого сеттинга восприняли как угрозу его существованию. На данной момент все материалы по Greyhawk выпускаются лишь в рамках RPGA Living Setting Living Greyhawk.
       Кроме этого, WotC была связана с созданием и/или изданием игровых материалов по "чужим" сеттингам StarCraft, Star Wars и Diablo.

Сделай сам

       Не менее популярным занятием среди поклонников НСИ по всему миру является создание собственных сеттингов. Редко какой сеттинг достигает стадии полной готовности, но ведь куда интереснее создать мир самому, населить его собственными расами. Дать имена богам и континентам, городам и королям по собственному желанию: хочешь – скандинавские, хочешь – китайские, а можно даже создать свой собственный язык.
       Крупные компании и известные дизайнеры игр нередко выпускали пособия, призванные помочь начинающим и неопытным миростроителям в их нелегком деле.
       Среди наиболее известных авторов подобных пособий Рон Эдвардс (RonEdwards), Гэри Гайгекс (GaryGygax) с его знаменитыми, хотя часто критикуемыми книгами «Master of the Game» и «Role-playing Mastery» и многие другие.
       Компания TSR, Inc. также издала ряд пособий, предназначенных для совершенствования навыков создателей миров: Campaign Sourcebook and Catacomb Guide, Creative Campaigning, Dungeon Builder’s Guidebook, World Builder’s Guidebook, Dungeon Master Option: High-Level Campaigns.
       Ряд ценных советов по созданию и развитию собственного сеттинга можно найти в электронном фэнзине «Roleplaying Tips».
       Среди знаменитых российских home-brewed сеттингов стоит назвать Анакен, принадлежащий перу Константина ‘Makkawity’ Асмолову, а также ряд сеттингов проекта «Синтари».

Ссылки по теме


Русскоязычные:
       World of Darkness – русскоязычный фэн-сайт, посвященный Миру Тьмы (http://wod.rpg.ee/)
Warhammer Fantasy – русскоязычный фэн-сайт, посвященный миру Молота Войны (http://www.warhammer.dungeons.ru/)
       Эберрон – хорошая статья о сеттинге Эберрон на портале Ролемансер. (www.rolemancer.ru)
Синтари – авторские сеттинги на русском от проекта «Синтари» (http://rpg.nsk.ru/sintary)
       Анакен – авторский мир Константина ‘Makkawity’ Асмолова на портале “Ролемансер”. (www.rolemancer.ru)
Англоязычные:
       White Wolf Game Studio – официальный сайт компании White Wolf Game Studio (http://www.white-wolf.com)
Palladium Books – официальный сайт компании Palladium Books (http://palladiumbooks.com/ )
       World Building – подборка ссылок на статьи о создании собственных сеттингов (http://users.tkk.fi/~vesanto/world.build.html)
Rifts – раздел издательства Palladium, где можно посмотреть и заказать книги по системе. (http://www.palladiumbooks.com)
       Eberron – раздел сеттинга Eberron на сайте Wizards of the Coast (www.wizards.com)
Forgotten Realms – раздел сеттинга Forgotten Realms на сайте Wizards of the Coast (www.wizards.com)
       Games Workshop – официальный сайт компании Games Workshop, создателей мира Warhammer (http://www.games-workshop.com)
Black Inustries – официальный сайт компании Black Industries, издателя Warhammer Fantasy Roleplay 2nd edition (http://www.blackindustries.com/)
       Green Ronin – официальный сайт компании Green Ronin, разработчика Warhammer Fantasy Roleplay 2nd edition (http://www.greenronin.com/)
Wizards of the Coast – официальный сайт компании Wizards of the Coast (http://www.wizards.com/)

Вторая часть: Мир Тьмы | Молот Войны | Мир Разломов | Новый колосс | Сделай сам
Первая часть: Зачем нужны миры | Термины и определения | Это – первый!.. | Ответ Гайгекса | “Золотой стандарт” | “На вкус и цвет…” | “Труба пониже, дым пожиже…”
Дополнительно Ссылки по теме | Об авторе – Антон Требунский
Смотри также: Ролевые игры | Настольно-словесные игры – Введение | НСИ – Издатели и Системы. История. | НСИ – Фэндом и субкультура | НСИ – Коллекционирование


обсудить в форуме 'Игры' »