Основное:    Что это такое? | Древние игры | Народные празднества
Гладиаторы | Продолжение — рядом
Дополнительно:    Ссылки по теме | Рыцарство | Тайные общества
Об авторе — Антон Карелин
Смотрите также:    Ролевые игры | Интеллектуальные игры | Спортивные игры

Что это такое?

       В истории человечества существует ряд примеров, когда для удовлетворения потребностей человека в игре уже не хватало обычных средств, и общество находило модели, в которых жизнь и игра причудливо переплетались, создавая яркие культурные феномены. Античные вакханалии, римские гладиаторские бои, шаманские культы разных народов, европейские карнавалы, рыцарская культура средневековья и крестовые походы, тайные общества нового времени...
       Все эти примеры характерны главной особенностью: игровая модель, лежащая в их основе, воспринималась участниками в высшей степени серьезно — в результате чего на алтарь игры приносились огромные средства и сотни, порой тысячи человеческих жизней. Игра становилась образом жизни и диктовала общественный порядок, политику, историю.
       В этой серии статей освещаются самые известные и значительные игры, в которые играло человечество на пути в двадцать первый век.



Карнавалы средневековой Европы были красочным и увлекательным действом, в котором участвовали бедные и богатые, знатные и простолюдины.




На праздниках царит разнузданное веселье, акробатика, клоунада и прочие виды массовых развлечений. Люди превращаются в толпу, жаждущую новых ощущений, и успокаиваются только к утру, когда магия карнавала исчезает, сменяясь обыденностью.


Древние игры

       Первобытные люди активно осмысляли окружающий мир, и без игровых форм им было не обойтись. Этот период в истории человечества подобен детству конкретного человека. Вокруг слишком много непонятного и необъяснимого, еще нет знаний, чтобы воспринимать мир аналитически, поэтому единственной возможной моделью осознания мира является игра.
       Как дети обыгрывают все новое и непривычное, укладывая вещи и явления в единую картину — порой смешную и нелепую для взрослого — так первобытные люди создавали то лоскутное видение мира, которое позволяло им ориентироваться в жизненных обстоятельствах и принимать те или иные решения.
       Таким образом, игра в первобытном обществе была гораздо более важной формой существования, чем для последующих эпох. Ведь когда мир стал более-менее упорядочен и объяснен (с помощью правил и законов, развивающейся морали, религии и, наконец, философии), настало “время серьезной жизни” — а игре была отведена функция развлечения и отдыха. Но в доисторические времена игра была такой же серьезной формой деятельности, что и охота, продолжение рода, война.



Наскальная живопись древних людей часто носила практический характер, и искусство палеолита в немалой степени выполняло утилитарные функции — защитить охотников от хищников, принести им удачу, заранее выиграть борьбу с мамонтом.


       Такими игровыми приемами являются ритуалы и обряды, которые сопровождали самые важные моменты в жизни первобытного человека. Перед тем, как уйти на охоту, охотники рисовали наскальные изображения животных, проигрывая в воображении и в высшем, мистическом плане процесс охоты и ее результат. Ведь проигранная в лицах ситуация становится менее опасной и придает участникам уверенность. Древние охотники, проводившие эту игру и выжившие в процессе игры, верили, что выживут и в реальности.
       Наскальная живопись полна сюжетами о раненых животных — пронзенных копьями быках, антилопах и бизонах; мамонтах, рухнувших в пропасть на заостренные колья. Таким же образом люди “избавлялись” от своих врагов — тигров, львов и прочих хищников. Изобразив их ранеными и умирающими, поверженными, охотники торжествовали, считая, что помогают себе в реальности.
       Одной наскальной живописью эта проигровка будущих событий не ограничивалась, к ней добавлялись ритуалы и обряды, которые без материального подтверждения сегодня крайне сложно восстановить, но которые составляли значительную часть быта древних людей.
Цитата:
       “Главной целью своеобразных празднеств в первобытном обществе являлась проверка того, насколько индивидуум знает правила поведения, обычаи и законы общества, способен ли он в совершенстве владеть своим телом. Возрастающая роль мужчин в охоте проявилась в том, что в ритуалах участвовали в основном мужчины. Испытанию подвергались их мужество и сила, выносливость и способность переносить физическую боль. Для проверки физической ловкости устраивались различные игры и поединки”.
В. Оливова, “Люди и игры”
       Из этой “игровой подготовки” впоследствии сформировались такие важнейшие институты первобытного общества, как инициация, а также — спорт.
       Шаманизм и мистицизм также возникли из игровых попыток человека осознать и обозначить границы мира, найти для всего окружающего четкую роль, связать предметы и явления в единую картину мира — и найти способы преодоления враждебной среды. То, что современному человеку показалось бы игрой, для древних людей было очень серьезным, ответственным действом — ритуальные танцы, гадания, поклонения фетишам и подношения духам.
       В этой первобытной игре от случайных факторов (искр костра, дуновения ветра, падения костей) зависело, жить или умирать жертве, выходить на охоту или голодать, начинать или не начинать войну. И люди относились к этим играм с трепетом — потому что они лежали в основе их жизни и были самым важным механизмом, регламентирующим ее.



Шаман в своих обрядах выходит за пределы обычного мира и обращается к извечным силам окружающей природы, а также к духам умерших, чтобы договориться с ними о благе племени.


       Многие игры, известные и популярные по сей день, зародились в доисторические времена как обрядовые, мистические действа. Например, домино пришло к нам через тысячелетия, сформировавшись из ритуального гадания двумя костями. Детский волчок некогда был одним из важных шаманских атрибутов. А великая восточная игра Го возникла как инструмент астрологических школ и применялась как обряд предсказания судьбы. В зависимости от гороскопа играющего на доске (имитирующей небо) расставлялись черные и белые камни (звезды), символизирующие добро и зло. И начиналась обрядовая игра с собственной судьбой — отражающая мысль о том, что человек в состоянии переломить силы природы. И только к первому тысячелетию до нашей эры Го стала чисто интеллектуальной игрой, освобожденной от мистической функции.
       В играх первобытных людей были слиты воедино зачатки разных видов искусств: поэзии, музыки, танца, театрального действия. И только потом, тысячелетия спустя, эти виды деятельности стали развиваться независимо.



Древние шахматы возникли в Персии как вид тактической обучающей игры для полководцев. Фигуры означали виды войск. И лишь впоследствии игра из военной превратилась в интеллектуальную. Это еще один пример того, что в древности игра была неразрывно связана с важнейшими сторонами жизни.


Народные празднества

       В античной Греции и Риме — наиболее развитых культурах своего времени — все еще было достаточно игр, к которым люди относились в высшей степени серьезно. Игр, выходящих за рамки развлечения.
       К таким явлениям можно отнести античные праздники — от греческих вакханалий, во время которых обыденная мораль уступала вседозволенности, до еще более многочисленных и разнообразных Римских игр.
       Примерно в IV веке до нашей эры в Риме стали устраивать праздники не религиозного, а светского характера. Они тоже носили характер ритуальных действ, но если поводом было празднование важных хозяйственных дат (виналии — праздник сбора винограда, сатурналии — праздник посевов, консуалии — праздник жатвы и др), то одним из важных мотивов являлось освобождение от повседневного, выплеск эмоций и желание вседозволенности.
       Кроме этого, важнейшей внутренней мотивацией и пружиной народных праздников являлось карнавальное начало, стремление в игровой форме приобщиться к высшему миру идей и бессмертных мировых начал. В культурах и обычаях всех наций народные празднества выражают стремление к осмыслению мира, не физического, но духовного — причем, своеобразным неофициальным, народным способом. То есть, альтернативно религиозному, политическому, научному подходу народные праздники представляли собой мифопоэтический выход за рамки повседневности, карнавальный способ соединения с небесным, идеальным. Подробнее об этом в статье “Игры за гранью игры — Карнавалы. Шутовство”.
       Естественно, что такие мероприятия проводились в формате игры — массовой, всенародной — ибо только в игре, в “отказе от серьезности” возможны подобные формы самовыражения взрослых, связанных обязанностями и законами людей.
       Массовость, “эффект толпы”, атмосфера выхода за привычные рамки придавала народным гуляньям и праздникам статус важных социальных и культурных событий — и только с течением многих столетий эмоциональное содержание этих праздников постепенно выхолащивалось, становилось более “общественно приемлемым”, более цивилизованным.



Греческие Вакханалии и римские Луперкалии. Два “праздника эроса” двух великих соседствующих культур. Вино, свобода и эрос — три основных составляющих народных праздников, которые позволяли людям ощутить жизнь ярче и на время сбросить гнет трудностей и забот.


       Сегодня нам трудно представить себе шествие на День города, в котором правители разбрасывают деньги и еду в толпу, а разнузданные вакханки не просто приглашают, а иногда и заставляют участников снимать одежды и предаваться различным видам сексуальных игр. На центральной площади приносят в жертву Богам дары, животных, а иногда и пленников. Проводятся различные виды состязаний между мужчинами, в том числе и со смертельным исходом. После праздника подсчитывается, сколько человек было задавлено толпой, и семьям пострадавших выплачивается небольшая контрибуция от организаторов.
       Для граждан античных городов все это и многое другое было в порядке вещей. Праздники древних славян и большинства других народов также проводились с высокой степенью свободы и расширением рамок дозволенного. Литературная метафора «в эту ночь бедняк мог обладать женой правителя» не слишком преувеличивает, а в некоторых случаях — преуменьшает историческую действительность.



Картины о праздниках, вакханках, вине и любви писали многие великие художники — Тициан, Рембрандт. Мы приводим картину Пуссена, ярко иллюстрирующую атмосферу античного празднества.


       При этом нельзя сказать, что народные праздники греков и римлян славились какой-то разнузданностью или беспределом. Напротив, это были вполне цивилизованные мероприятия, в целом проходящие с меньшим уроном для городской инфраструктуры, чем стычки многотысячных толп футбольных болельщиков сегодня.
Цитата:
       “Каждое празднество состояло из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой, 2) непосредственно состязания в цирке, гонки на колесницах, конные скачки и т.д., 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег и занимало много времени”.
       Со временем количество праздничных дней в Риме только возрастало. Если в I веке до нашей эры праздничных дней в году было около 70, то к IV веку нашей эры празднества продолжались уже больше 170 дней, то есть — половину года! И это не учитывая специальных игр по торжественным случаям, которые могли длиться непрерывно по 50, 80, и даже 100 дней!
       Огромные средства Империи растрачивались на организацию праздников и игр, в которых римляне буквально погрязли. Игры стали не просто неотъемлемой, но повседневной частью национальной культуры — то есть, не особенно преувеличивая, можно сказать, что величайшая из существовавших на Земле империй попросту заигралась.



Современные Карнавалы (например, Бразильский) поражают воображение. Ежегодно в Ницце, Париже, Венеции, Рио-де-Жанейро, Берлине и многих других городах мира проводятся красочные и яркие шествия и представления, продолжающие традиции древности и средневековья. Подобным мероприятием открывается и каждая Олимпиада. Любимое дело наших предков живет и побеждает.


Гладиаторы

       Одним из самых ярких примеров, до какой степени размаха и серьезности последствий могут дойти игры взрослых, является культура гладиаторских боев.

       Гладиаторы — бойцы, сражавшиеся на арене для развлечения зрителей — нередко там и оставались, покидая поле боя “на щите”. Римская публика очень любила “игры всерьез”, в результате которых гибли люди, и не упускала случая надавить на правителей, чтобы те провели новое представление.
       Впрочем, гладиаторы не спешили умирать, и вольнонаемных не хватало, чтобы удовлетворить потребности римского зрителя. Толпа хотела крови и смерти, поэтому в гладиаторские бои вводились осужденные преступники (к особо пышным играм откуда-то набиралось гораздо больше преступников, чем могли вместить тюрьмы Вечного города), дикие звери, пленники и рабы, иноверцы — в общем, не-граждане Рима, которых Цезари с чистой совестью могли “посылать на смерть”.



Согласно экипировке и вооружению, гладиаторы разделялись на разные типы.


       Так как в Риме отлично действовала формула: “Хлеба и зрелищ!”, то выборы в депутаты (т.е., в Сенаторы) в значительной степени зависели от того, насколько впечатляющее зрелище предложит народу тот или иной кандидат. Сейчас это может показаться безумием и жестокой насмешкой, но гладиаторы, да и просто пленники (например, христианские мученики, которых на арене пожирали львы), погибали для того, чтобы поднять или опустить — при неудачном представлении — рейтинг тот или иного кандидата.
       Конечно, и сейчас выборы нередко являются профанацией и манипулированием мнением избирателя, но тогда это была вполне общепринятая и работающая процедура, честная сделка: “Развеселил — правь!” И чтобы поразить римскую публику, знающую толк в гладиаторских боях, организаторы шли на все большие затраты, придумывали игры все ярче и интереснее. То есть, все более кровавые и жестокие.
       Если во II-I вв. до нашей эры на арену выходила пара гладиаторов, затем — по несколько пар сразу, то уже к середине I века это нередко бывали представления, где бились и погибали десятки, затем — сотни людей. Специально для проведения гладиаторских игр римскими архитекторами был создан новый тип архитектурного здания — амфитеатр. По размерам и вместительности арены в несколько раз превосходили театры, что, в общем-то, совершенно не удивительно — тяга к искусству легко побеждается тягой к игре со смертью.



Картина, аллегорически показывающая величие и безумие гладиаторских игр.

Цитата:
       “Гладиаторы Римской Империи шли на смерть не только друг против друга или диких зверей. Иногда Колизей превращался в арену, на которой реконструировались великие битвы прошлого. Римская публика обожала смотреть ролевые игры — только “хиты” и “мертвятник” в их концепции не предусматривались, т.к. организаторы ратовали за высокий реализм”.
       Дальше — больше. Игры становились все изощреннее. Чтобы сделать их ярче и интереснее, придумывали новые типы гладиаторов, пестовали заслуженных героев, которых превращали в Легенды и одаряли хорошим выходным пособием при уходе с арены на пенсию.
       Если сегодня Зинедин Зидан, ударивший итальянца Матерацци головой в грудь на Чемпионате Мира 2006, получил красную карточку и удаление с поля под свист трибун, то всего каких-то две тысячи лет назад публика, напротив, освистала бы два десятка мужчин, гоняющихся по полю за мячиком, призвала бы их последовать примеру Зизу, заменить мячи мечами и устроить кровавую бойню в честь очередного римского праздника.
       С течением времени дерущихся на арене становилось все больше, туда выпускались дикие звери, ставились декорации, устраивались сюжетные представления и даже инсценировки известных исторических событий.



Радостная толпа и мрачно-серая гуща сражения, груды мертвых тел. Организаторы гладиаторских игр шли на различные ухищрения, чтобы удивить и обрадовать толпу.


       По уровню реконструкции это были невероятно впечатляющие зрелища. Самой крупной и кровавой игрой в истории является, пожалуй, сцена морского сражения (наумахии), разыгранная по приказу императора Клавдия в I веке н.э., в которой было инсценировано известное морское сражение Родосского и Сицилийского флотов. В инсценировке приняли участие около 50 настоящих боевых трирем, почти 20 000 воинов (преступников, приговоренных к арене) и 500 000 зрителей — практически все дееспособное население Рима.
       Вода озера, в котором происходило сражение, стала красной, и это отнюдь не литературная метафора.
       Размах этого представления дает понять, насколько серьезной была “римская народная игра” в гладиаторов. И подтверждает, что в мировой истории нередко бывало, что взрослые заигрывались куда сильнее детей.



Кадр из фильма «Гладиатор» Ридли Скотта.


Продолжение — рядом

       С падением Римской Империи человечество не разучилось самозабвенно играть в опасные и жестокие игры. В статьях “Игры за гранью игры — Средневековое рыцарство”, “Игры за гранью игры — Карнавалы. Шутовство” и “Игры за гранью игры — Крестовые походы и Тайные общества” общеизвестные культурные и исторические феномены — рыцарство, культ Прекрасной Дамы, карнавалы, институт шутовства, крестовые походы и тайные общества — рассматриваются в парадигме игры.


Ссылки по теме

Русскоязычные
       " "Homo Ludens — Человек играющий" — книга Й. Хейзинга о социальной, культурной и исторической роли игры в жизни человека: http://www.booksite.ru/.
       " Шаманы и Боги — статья Л.А. Лара на сайте “Библиотека Бабра”: http://lib.babr.ru/.
       " Книга М. Бахтина — «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса». Книга, в которой анализируются истоки народной игры, празднеств и поверий европейской цивилизации: http://plutser.ru/.
       " История игр — раздел сайта «Бесплатная электронная библиотека»: http://www.vvvvv.narod.ru.
       " Интересная статья К.Г. Юнга — «Переложение либидо, как возможный источник первобытных человеческих изобретений»: http://www.jungland.ru/.
       " Шаманизм в Якутии — хороший сайт, много различной информации о шаманизме: http://www.sitc.ru/.
       " "Люди и игры" — книга В. Оливовой на сайте «Спортивная библиотека». Основной акцент на играх спортивного характера: http://www.sambo.spb.ru/.

Англоязычные
       " Prehistoric Art — статья из Википедии о доисторическом искусстве: http://en.wikipedia.org/wiki/Prehistoric_art.
       " Prehistoric Music — статья из Википедии о доисторической музыке: http://en.wikipedia.org/wiki/Prehistoric_music.
       " Shamanism — статья из Википедии о шаманизме: http://en.wikipedia.org/wiki/Shamanism.
       " Gladiators — статья из «Романской энциклопедии».
       " Violence and the Romans: The Arena spectacles — Гладиаторы: историческая справка: http://janusquirinus.org/.


Основное:    Что это такое? | Древние игры | Народные празднества
Гладиаторы | Продолжение — рядом
Дополнительно:    Ссылки по теме | Рыцарство | Тайные общества
Об авторе — Антон Карелин
Смотрите также:    Ролевые игры | Интеллектуальные игры | Спортивные игры