Определение
Ролевые игры (РИ) — игры со свободным сюжетом, где игрок действует за вымышленного или реального персонажа и может стать участником фантастических, исторических, детективных, политических и прочих событий, которые разыгрываются не по заранее заданному, единственно возможному сценарию, а в форме свободного выбора действий каждым из участников.
Основные виды ролевых игр:
живые РИ (полигонные, LARPG),
настольно-словесные (tabletop RPG, pen & paper RPG) и
компьютерные (CRPG). Также распространены смешанные РИ: например, настольно-словесные с помощью интернета (на форуме, в виде чата или по переписке) — материалы о самых распространенных подвидах вы найдете в трех указанных разделах.
Следует отметить, что современный термин «ролевая игра» разделяет понятие ролевых игр детского возрастного периода («дочки-матери», «войнушка» и т.д.) и РИ, как досуга и творчества подростков и взрослых.
Что это такое?
Ролевые игры — интеллектуальное и творческое хобби, которым увлекается большое количество людей по всему миру. Точной статистики не существует, однако, бумажные или дисковые релизы наиболее популярных ролевых игр расходятся огромными тиражами — а особенностью этого хобби является огромное число «бесплатных фанов» — людей, увлекающихся РИ без покупок книг или другой игровой атрибутики. То есть, в реальности поклонников тех или иных видов РИ еще больше.
Полигонные игры бывают очень масштабными и очень красивыми. Сотни людей в антуражных исторических костюмах, доспехах и т.д. — как-будто герои огромного Карнавала возникли в подмосковном лесу и принесли с собой Сказку, Легенду, Миф...
|
|
Наряду со спортом, искусством и общественно-социальными мероприятиями, вместе с играми других жанров РИ являются одной из распространенных форм досуга — в основном подростков и студентов, часто — взрослых людей.
Ролевой процесс заключается в совместном розыгрыше участниками той или иной ситуации — например, приключений джедаев в «очень далекой галактике». Пример сюжета: рыцари попадают на отдаленную планету и обнаруживают там заговор против Республики, их целью становится раскрыть его, покарать виновных и спасти мирных жителей. Им противостоят заговорщики, их союзниками могут статьи местные жители.
Или, на специально подготовленной открытой местности проходит игра «Осада Иерусалима», в которой сотни участников (в костюмах и доспехах, с игровым оружием и другими элементами материальной культуры затронутого периода) разыгрывают масштабные сцены из истории Крестовых походов, которые могут пройти совсем не так, как в реальной истории, и закончиться с абсолютно иным результатом.
Число подобных примеров неограниченно, их главное свойство — это не театральный розыгрыш сценария, а свободно развивающийся сюжет, который выстраивается из действий всех участников. То есть, по своей сути ролевая игра — это жизнь в историческом, мифологическом или фантастическом антураже. |
Настольно-словесная игра на первый взгляд не производит такого яркого впечатления, как полигонная: люди просто сидят за столом, разговаривают и бросают кубики. Но здесь возможно все то, что недостижимо вживую — ведь единственным ограничением для НСИ является человеческая фантазия!
Screenshot из игры «Oblivion». Одна из лучших современных компьютерных ролевых игр погружает нас в красивый и увлекательный фантастический мир.
Привлекательность ролевых игр заключается в возможности испытать позитивный игровой опыт из любой сферы человеческой деятельности без ограничений и удовлетворить потребности: в расширении доступной вселенной и в ярких жизненных ощущениях, в самоутверждении и самоактуализации (
об этом термине см. врезку).
Так называемый «дух приключенчества» (толкование упрощенное, но ярко передающее суть) присущ многим людям, если не подавляющему большинству. Но в жизни он носит характер не выраженной склонности и проявляется в доступных человеку формах: просмотре кино-блокбастеров, чтении книг, походах в горы или поездках на Грушинский фестиваль, в дворовых и бытовых разборках и т.д. Осознанно или не осознанно каждый находит свои способы для достижения состояния наполненности жизни — позитивные или негативные.
Ролевая игра хороша тем, что позволяет сублимировать недостаток впечатлений, самовыражения и самоактуализации позитивным, творческим путем и сдерживает человека от ухода в пограничные или негативные виды деятельности.
Безусловно, сходное воздействие оказывают и другие виды игр — например,
коллекционные карточные игры (TCG) или даже компьютерные шутеры. Но мера воздействия, уклон в социально-психологическую сторону вместо тактико-технической и рефлекторной — вот важная характерная черта ролевых игр, которая делает их наиболее эффективными в плане саморазвития, творческого выражения и позитивности игровых воздействий.
Ролевая игра — это наиболее удачный инструмент для «пробной самореализации», т.к. позволяет опробовать практически какую угодно деятельность в условиях малой ответственности за нее — с меньшим риском и меньшими затратами, чем в реальной жизни. Грубо говоря, вы можете играть в экономическую игру-тренинг и знакомиться с рынком ценных бумаг без риска потерять свои вложения или вести куртуазные интриги при дворе английской королевы, не опасаясь попасть на настоящую плаху или в реальный Тауэр.
Цитата
«Ролевые игры полезны: конструктивный опыт пребывания другими людьми позволяет в большей степени осознать себя».
Основные аспекты РИ
Главным аспектом РИ является
кооперативность действий участников, которая преобладает над
соревновательностью. Выигрыш той или иной команды или игрока возможен, но в своей основе ролевая игра — результат совместных действий. И качество проведения ролевой игры (а значит, и удовольствие, полученное от нее) зависит в первую очередь от того, насколько участники вкладываются в ее создание. Насколько хорошо они готовы к игре, знают источник и реалии разыгрываемого сюжета, позаботились о своем персонаже и его образе, и т.д. — конкретика зависит от типа ролевой игры.
Исключением являются компьютерные игры, в которых, во-первых, часто играет один человек (а все остальные функции выполняет программа игры), во-вторых, ролевая составляющая уступает тактико-технической. Впрочем, лучшие игры жанра (например, серия «The Elder Scroll») удачно сочетают и тактико-технические, и ролевые элементы. Хотя нельзя не признать, что до «живых ролевых игр» компьютерным в этом плане далеко.
Другой важный аспект РИ:
высокая избирательность направленности, стиля и эффекта игры в зависимости от нужд и желаний игроков. Это касается как чисто развлекательной стороны (если игроки хотят больше общаться — больше общаются, хотят сильную детективную составляющую — играют в детективный сюжет, и т.п.), так и эффекта самоактуализации через игру (т.е. жанр, стиль и форма влияют на эффект, и этот процесс в высокой степени может контролировать сам игрок). Ведь формы ролевой игры очень разнообразны и удовлетворяют различному уровню требований к инструменту сублимации, который будет удобен каждому конкретному человеку.
Например, подросток, основная задача которого — поиск собственной жизненной ниши, и основная форма актуализации для которого — самоутверждение, играет в такие игры, где может обладать большей полнотой власти и контроля над собой и окружающим миром. Это в первую очередь многочисленные
компьютерные игры, в которых он является могущественным героем и реализует механизмы достижения желаемого в игровом ключе. И
настольно-словесные игры (D&D, GURPS и подобные), в которые возможно играть, затрагивая прежде всего тот пласт, который актуален игроку.
А взрослый, нуждающийся в отдыхе от жестких бытовых условий (сложная работа, высокие нагрузки, отсутствие возможности долгосрочного отдыха), едет на полигонную игру, где отдыхает на природе, совмещая экологический туризм с резкой сменой деятельности (с реальной на игровую) и получением позитивного терапевтического эффекта.
В целом, полезные свойства ролевых игр можно свести к трем основным аспектам: социально-адаптирующему, развивающему, терапевтическому. Подробнее см. в статьях
«Социальные аспекты РИ»,
«Использование РИ в обучении»,
«Ролевые игры в бизнесе».
Персонаж в РИ
В ролевой игре центральное место уделяется
персонажам, участвующим в игровом сюжете. Участники на время игры становятся существами (далеко не всегда людьми), чьи характер, мотивация, привычки и наклонности
отличаются от их собственных. Разница может быть разительной — и в процессе игры своими действиями и словами игроки соответствует персонажам, как бы забыв о собственной личности (а вернее, стараясь отвести ее влияние на второй план).
При этом в отличие от театра и других актерских форматов все строится на импровизации в рамках заданных стартовых границ. Этот процесс называется «отыгрышем» (roleplaying), он и дал ролевым играм их название.
Персонаж — центральная часть игры для каждого игрока, ведь именно с персонажем участник себя ассоциирует и через призму происходящего с персонажем воспринимает игру. Метафорически, персонаж — это ворота в другой мир, и удачный герой делает игру лучше, глубже, обостряет впечатления от нее. С одной стороны, игрок управляет персонажем как ему угодно, с другой стороны, игрок сам зависит от происходящего с героем, и все события игрового мира оказывают влияние на игрока. Когда персонаж терпит бедствия и страдает, игрок вполне может переживать стресс, так как сроднен с ним. И, естественно, в нормальной ситуации игрок прилагает все усилия, чтобы сохранить своему персонажу жизнь — а его смерть воспринимает как поражение.
Это интересная психологическая тема, подробнее о которой вы можете прочитать в статье:
«Социальные аспекты ролевых игр».
В зависимости от системы и жанра персонажи могут быть совершенно разными — маг, темный жрец, охотник, частный сыщик или, например, коллекционер-энтомолог… Ничто не ограничивает фантазию игрока, персонаж должен только соответствовать миру, в котором происходит действие, игровому балансу, рамкам сюжета.
Существуют различные образы и типажи, которые были созданы многолетней культурой литературной фантастики, fantasy и кино и адаптированы под игровые системы.
Так, в ранней традиции D&D, одной из первых настольно-словесных игр, игрокам были предложены
классы персонажей: маг, жрец, воин, и т.д., впоследствии ставшие эталонными. В их ряду в самых первых редакциях правил были такие классы как
полурослик, эльф, следопыт — они представляли собой общеизвестные типажи из трилогии Дж. Р.Р. Толкина «Властелин Колец», а конкретно — хоббитов Бильбо и Фродо, эльфа Леголаса и следопыта Арагорна. Сейчас это забавно читать, но для того времени это был шаг вперед, ведь такого понятия, как «персонаж игры» в четком виде не существовало, и это был один из первых опытов классификации.
Классовое разделение персонажей сохранилось в большинстве ролевых систем и перешло в мир компьютерных ролевых игр. Однако, в таких системах, как GURPS, был найден другой подход — формирование персонажей с помощью умений, которыми они обладают. Это позволило создавать более индивидуальных и не похожих друг на друга героев. Сейчас к персонажам ролевых игр подходят с куда большей свободой от штампов и условностей, чем ранее — но для этого понадобилась многолетняя эволюция всех составляющих жанра ролевой игры.
Несмотря на длительную эру игровых стереотипов (маг — всегда старый мудрый человек в плаще и с бородой!), культура настольно-словесных игр породила такое количество образов, что теперь, используя все их разнообразие, впасть в повторение и штампы не так уж просто.
Популярные персонажи различных fantasy-романов на этой картинке присутствуют вместе, словно партия приключенцев. Многие любители НСИ с удовольствием поучаствовали бы в игре с такими персонажами!
Пример ролевой игры
Для тех, кто не представляет себе, что такое ролевая игра и как она происходит, несколько примеров:
1. |
Примеры настольно-словесной игры по системе D&D, довольно примитивные (все как один происходят в подземельях), но вполне показательные. |
2. |
Примеры отчетов (т.е. описаний событий с точки зрения участника/персонажа прошедшей полигонной игры): четыре отчета разных персонажей с одной из первых полигонных игр в России — «Хоббитские Игрища — 1990 г». Первый отчет, второй отчет, третий, четвертый, плюс фотографии с этой игры. А также отчеты с игр «Ведьмак: нечто большее» (плюс фотографии с игры), «Пути Кармы» (плюс фотографии). |
3. |
Пример обучающее-развивающих РИ для школьников. |
Если вы хотите попробовать
Если вас заинтересовала возможность испытать новые ощущения с помощью ролевой игры, познакомьтесь со статьями о тех видах РИ, которые вам наиболее интересны —
«Ролевые игры живого действия» (полигонные, LARPG),
«Настольно-словесные РИ» (tabletop RPG, pen & paper RPG) и
«Компьютерные РИ» (CRPG). В каждой из этих статей есть мини-раздел
«Если вы хотите попробовать».
Ссылки по теме
Русскоязычные
" GameTop — список основных ресурсов рунета, посвященных ролевым играм: www.gametop.ru.
" Ролемансер — наиболее популярный ресурс, посвященный всем аспектам ролевых и интеллектуальных игр: www.rolemancer.ru.
" Настольные ролевые игры — сайт, посвященный НСИ: http://adnd.report.ru.
" Весь мир ролевых игр — сайт обо всех видах ролевых игр: www.rpgworld.ru.
" D&D на русском — сайт, посвященный D&D: www.dungeons.ru.
" CRPG.ru — подразделение портала Rolemancer, посвященное компьютерным ролевым играм (CRPG): www.crpg.ru.
" Александр VI — сайт о живых ролевых играх (LARPG) в России: www.alexander6.ru.
" Ролевые игры живого действия — сайт о живых ролевых играх (LARPG) в России: www.rpg.ru/rpg.
" Мир Фэнтези — сайт одного из основных поставщиков настольных и интеллектуальных игр разных видов, компании «Мир Фэнтези»: www.fantasy-world.ru.
" Саргона — сайт одного из основных поставщиков настольных и интеллектуальных игр разных видов, компании «Саргона»: www.sargona.ru.
" Поиск игрового клуба или магазина — с помощью этого поиска можно найти точки продаж и игровые клубы по всей стране. В основном, там реализуется продукция интеллектуальных игр (ролевых в меньшей степени), но тем не менее, представлены и линейки ролевой продукции: http://www.fantasy-world.ru/buy1.php.
" Новости игровых клубов — новости игровых клубов компании «Саргона»: http://www.sargona.ru/club/psargona/.
Англоязычные
" Role-playing game — энциклопедический материал по РИ на английском языке: http://en.wikipedia.org/wiki/Role-playing_game.
" John H. Kim's Role Playing Game Page — энциклопедия ролевых игр и компаний-производителей: http://www.darkshire.net/~jhkim/rpg/.
" RPG Gateway — справочник-указатель по ролевым играм: www.rpggateway.com.
" Pen & Paper — база данных по НСИ: http://www.pen-paper.net/rpgdb.php.
" RPG.net — один из крупнейших мировых порталов о ролевых играх: www.rpg.net.
" EN World — одно из крупнейших в мире сообществ любителей d20-system и D&D: www.enworld.org.
" The Forge — сайт, который ведут и поддерживают Ron Edwards и Clinton R. Nixon, посвященный раскрутке, созданию и обзорам независимых ролевых игр и систем: www.indie-rpgs.com.
" FreeRoleplay.org — сайт для разработчиков и игроков открытой лицензии (d20-system), включающий список email адресов различных разработчиков: www.freeroleplay.com.
" The Escapist — сайт посвящен защите ролевых игр от необоснованных нападок и негативных мифов, распространенных в среде обывателей, поверхностно знакомых с феноменом РИ. Раскрывает основные позитивные аспекты такого хобби, как РИ: www.theescapist.com.
Самоактуализация
Американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970 гг.), представитель школы экзистенциальной (гуманистической) психологии, ввел в науку представление о самоактуализации (духовной самореализации человека).
Самоактуализация — это полное раскрытие талантов и способностей личности, реализация творческого потенциала; удовлетворение стремления человека реализоваться в жизни так, как он хочет и может.
Согласно «Пирамиде потребностей» Маслоу, можно выделить 5 основных групп человеческих потребностей и расположить их по порядку от базовых (примитивных) к наиболее сложным:
1. потребности жизнеобеспечения (в еде, во сне, в сексе, в материальной обеспеченности),
2. потребность в безопасности (уверенность в завтрашнем дне, социальная защищенность),
3. потребность социальных контактов (потребность в любви, дружбе, принадлежности к группе),
4. потребность в признании (в уважении со стороны окружающих и самоуважении),
5. потребность в самоактуализации.
При этом четыре нижних группы пирамиды являются насыщаемыми (т.е., эти потребности можно удовлетворить количественным образом), а потребность в самоактуализации слишком структурна и разнообразна, чтобы удовлетворить ее полностью.
По мнению Маслоу, для того, чтобы человек мог реализовать свой творческий потенциал, у него должны быть удовлетворены все предыдущие группы потребностей. Первые четыре группы потребностей, являясь более низшими, в то же время — самые насущные. До тех пор, пока не удовлетворены потребности 1-4 уровня, активность человека будет направлена на удовлетворение именно этих запросов.
Ссылки:
http://hpsy.ru/ Гуманистическая психология на русском языке.
http://azps.ru/sch/sch11.html Кратко о гуманистической психологии.