Основное:    Определение | Что это такое? | История | Классификация
Обзор аркадных автоматов | Современные игровые автоматы | Заключение
Дополнительно:    Ссылки по теме | Об авторе — Дмитрий Аркадьев-Берлин

Определение

       Аркадным игровым автоматом (аркадой) называют автомат, обычно устанавливаемый в публичных местах, таких как бары, кафе, кинотеатры, развлекательные центры и т. д.
       Название аркада происходит от английского слова «arcade» — пассаж. То есть — крытая галерея магазинов, где традиционно такие автоматы размещались.
       В данной статье мы, в основном, рассмотрим аркадные автоматы с момента их появления до начала 90-х годов прошлого века, добавив в конце небольшой обзор автоматов современных (глава Современные игровые автоматы), чтобы читатель мог наглядно увидеть, как эволюционировал этот игровой жанр за не такое уж и большое время.



Многие игровые автоматы внешне отличались друг от друга только расцветкой. А так — стандартный набор, экран, кнопки или ручки управления и обязательно монетоприемник.


Что это такое?

       В наше же время под аркадой понимают также тип видеоигр с незамысловатым сюжетом и простым геймплеем, в которых игроку приходится действовать быстро, полагаясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию. Аркада характеризуется развитой системой начисления бонусных очков, набирая которые, игрок получает доступ к новым элементам игры и так далее.
       Обычно на акрадном автомате можно было поиграть в одну игру, но были машины, предлагающие игроку на выбор до 8 различных игр, но со сходной системой управления.
       Основное отличие аркадного автомата от игорного в том, что денежный выигрыш в нем не предусмотрен, и за хорошую игру игроку обычно предоставляется в качестве вознаграждения дополнительная призовая игра, реже — памятный приз или небольшой сувенир.
       Чтобы поиграть, игрок оплачивает сеанс (иногда — оператору, но чаще всего, опуская монетку или жетон непосредственно в автомат) и получает доступ к игре. В зависимости от типа игры она может закончиться в случаях, если:
       "  Исчерпан лимит времени;
       "  Исчерпан лимит попыток;
       "  Исчерпан лимит ошибок.



Большинство американских автоматов питалось 25-центовыми монетками.


История

       Первым игровым автоматом «для удовольствия», а не для денежного выигрыша, стал механический пинбол (Pinball), игра, уходящая корнями во Францию XVIII века, где она была известна под названием багателле.
       Пинбол, как таковой, появился в начале ХХ века. Игровое поле первых механических пинболов не предлагало игроку излишеств в виде бонусов, звуков или цветных лампочек. Все было предельно консервативно. Играли небольшим металлическим (или мраморным) шариком, который вводился в игру «выстреливанием» из специального пружинного механизма. Сила вылета шарика регулировалась игроком. Стол для игры делался наклонным, а на его поверхности выстраивали целый лабиринт приспособлений, улавливающих, отбивающих и перенаправляющих шарик. За контакт шарика с препятствиями (или попадание шарика в лузу) игроку начислялись очки, за суммой которых следил механический счетчик. Цель игры заключалась в наборе как можно большего количества очков. Вторичной целью игрока была попытка удержать шарик в игре как можно дольше, отбивая его заслонками и не давая скатиться вниз игрового поля.
       Эра электронных автоматов для пинбола началась в 1978 году. Подробнее узнать об истории пинбола и других игровых автоматов вы можете в статье Механические игрушки и игры.


Эволюция пинбола.


       «Родителями» электронных аркад считаются два американских физика — Уильям Хигинботам (William Higinbotham) и Роберт Дворак (Robert Dvorak), работавшие в Брукхейвенской национальной лаборатории, США. Видимо, от скуки коллеги сконструировали в 1958 году игровое устройство, подключающееся к 5-дюймовому осциллографу. Устройство привлекло к себе повышенное внимание других сотрудников лаборатории, и разработчикам пришлось ограничить доступ к нему. Так как дорвавшиеся до игры ученые совершенно забывали о работе.


Первый электронный игровой автомат, сконструированный У. Хигинботам и Р. Двораком + видеозапись игрового процесса.


       Смысл игры сводился к «гонянию» прыгающего по экрану шарика. В центре экрана помещалось небольшое препятствие, через которое шарик нужно было перекинуть битком на сторону противника. Из-за схожести с теннисом игру назвали Tennis for Two («Теннис для двоих»). Игроки управляли битками при помощи ручных пультов — прототипов современных геймпадов. Вращающаяся ручка на пульте отвечала за перемещение ракетки, а кнопка — за удар. Специальный аппарат издавал щелкающие звуки, имитирующие отскок шарика от битков и поверхности. Через год игру «портировали» на осциллограф большего размера и снабдили счетчиком очков.
       Через 14 лет автомат для игры в Pong (по сути, являющейся копией «Tennis for Two», с той лишь разницей, что в качестве монитора выступал телевизионный экран) выпустила компания Atari. И внутри едва родившегося жанра электронных игр произошло разделение на домашние видеоигры и аркадные автоматы.
Факты
       Соавтор «Тенниса для двоих» Уильям Хигинботам был также одним из соавторов американской атомной бомбы.
       «Телеверсия» Pong’a для домашнего телевизора увидела свет в 1970 году. Интересно, что сначала игру продавали с целью повысить покупательский интерес к самим телеприемникам.



Первый автомат для Pong’a на фоне современных собратьев выглядит весьма скромно.


Классификация

       Аркадные автоматы можно разделить:

       По принципу действия:
"   Механические. То есть, приводимые в движение исключительно мышечной силой игроков. Сюда можно отнести первые пинболы и ряд настольных спортивных игр — баскетбол, футбол и т.д.;
"   Электромеханические. К таким играм относятся пинболы следующих поколений, а также большинство аркадных автоматов, не имеющих монитора — «Морской бой», «Кран», некоторые виды тиров и т.д.;
"   Электронные. Автоматы на базе дискретной логики или микропроцессоров, с монитором (либо телеэкраном) в качестве средства отображения информации.



Механический, электромеханический и электронный автоматы.


       По количеству игроков:
"   Автоматы для одиночной игры. После завершения игрового сеанса одним игроком, его место занимает следующий;
"   Автоматы для поочередной игры. Заочное соревнование двух или более игроков. Использовав игровую попытку, игрок передает управление автоматом следующему игроку и так далее по кругу. Очки начисляются каждому играющему отдельно. Обычно предусматривается и режим игры одного человека против автомата;
"   Автоматы для корпоративной игры. Игроки одновременно действуют сообща против автомата;
"   Автоматы для многопользовательской игры. Очное соревнование игроков. Каждый игрок выполняет действия одновременно с другими. Обычно предусматривается и режим игры одного человека против автомата. В то время, когда «однопользовательские» автоматы обычно выполняются в виде вертикального шкафа, автоматы для многопользовательских игр часто изготавливаются в низких («кабинетных») вариантах, открытых для доступа игрокам со всех сторон.

       Для большей наглядности в статье мы рассмотрим аркадные автоматы по иной классификации — игровым жанрам, посвятив отдельную главу советским автоматам.


Вертикальное и кабинетное исполнение автоматов.


Обзор аркадных автоматов

       Спортивные игры

Rebound
       Автомат выпускался компанией Atari с февраля 1974 года.
       Количество игроков: 2.
       Представлял собой вариант Pong’a с той лишь разницей, что шарик летал по навесным параболическим траекториям, и нельзя было давать ему удариться о «землю».


Игра в Rebound напоминает войлейбол.


Quadrapong
       Количество игроков: до 4.
       Автомат выпускался компанией Atari с марта 1974 года.
       Как и следует из названия, это вариация все того же Pong’a, рассчитанная на 4 человек.
       Каждый игрок должен был с помощью битка-ракетки защитить ворота на своей стороне игрового экрана.


Пропустив четыре гола, игрок выбывал из игры, а на месте его ворот возникала глухая стена.


Goal 4
       Автомат выпускался компанией Atari с 1975 года.
       Количество игроков: до 4.
       Электронный футбол, отличающийся от Pong’а количеством битков. Битки располагались на поле, подобно фигуркам футболистов в настольном футболе. Игроку требовалось забить гол, преодолев эшелонированную оборону соперника.

Steeplechase
       Автомат выпускался компанией Atari с 1975 года.
       Количество игроков: до 6.
       Скачки. На экране показывались беговые дорожки с барьерами. Каждый игрок, управляя лошадью с всадником, должен был проскакать дистанцию быстрее других. Каждый неудачно взятый барьер приводил к падению лошади и задержке, в результате чего конкуренты вырывались вперед. Прыжок через барьер производился нажатием кнопки на панели автомата.


Многие взрослые жители бывшего СССР знают Steeplechase по его точной копии — советскому автомату «Скачки».


Football
       Автомат выпускался компанией Atari с 1979 года.
       Количество игроков: до 4.
       «Симулятор» американского футбола со скроллингом экрана от Atari стал первой настоящей спортивной игрой для игровых автоматов. Игровой процесс строился, как и в современных спортивных видеоиграх, — на командном взаимодействии. Вместо обычного джойстика игра управлялась трекболом.
       Вышедший чуть позже Soccer работал по той же системе, но это уже был не американский, а европейский футбол.


Игрок видел только часть поля, что позволяло несколько детализировать игру и вместо белой точки гонять уже пятнистый мяч. «Камера» всегда следила за мячом, и картинка поля смещалась вместе с ним.


       Гонки (Racing)

Gran Trak 10
       Автомат выпускался компанией Atari с 1974 года.
       Количество игроков: 1.
       Игра представляла собой простой вариант гонок без соперников. Необходимо было проехать по трассе, объезжая масляные пятна. Gran Trak – первый аркадный автомат, в котором в качестве игровых контроллеров применялись руль, педали и ручка переключения скоростей.



Автомат принес фирме... убыток в 500 тыс. долларов из-за ошибки в расчете его стоимости. В продажу игра шла по 995 долларов, в то время, как только себестоимость аппарата была на 100 долларов выше.


Gran Trak 20
       Автомат выпускался компанией Atari с 1974 года.
       Количество игроков: до 2.
       Улучшенная вариация Gran Trak 10, предполагающая возможность парной игры. Игрок, набравший 40 очков, получал право на призовую игру. Очки, набранные в призовой игре, больше не учитывались.



При всей невзрачности картинки, управление игрой при помощи руля и педалей и конкуренция с соперником делали ее азартной и захватывающей.


Hi Way
       Автомат выпускался компанией Atari с 1975 года.
       Количество игроков: до 2.
       Езда по вертикальному экрану. Игроку необходимо было проехать по виляющей на экране дороге, уклоняясь и объезжая другие машины и препятствия.



Интересна форма исполнения самого автомата — в распоряжении игрока были не только руль и педали, но и посадочное кресло.


Indy 800
       Автомат выпускался компанией Kee Games (подразделение компании Atari) с апреля 1975 года.
       Количество игроков: до 8.
       Гонки в формате Gran Trak, но на цветном экране и коллективные! Одновременно соревноваться могли сразу восемь (!) игроков.


Советский аналог предусматривал одновременную игру до четырех человек и назывался «Ралли».


Fire Truck
       Автомат выпускался компанией Atari с 1978 года.
       Количество игроков: 2.
       «Симулятор» пожарной машины, рассчитанный на корпоративную игру. Это первый опыт создания игр с подобным геймплеем. Один игрок управлял самой машиной, а другой отвечал за тушение огня.


Водитель сидел в кресле, а «пожарный» стоял за его спиной.


Monte Carlo
       Автомат выпускался компанией Atari с 1980 года.
       Количество игроков: 1.
       В отличие от предыдущих версий аркадных гонок в Monte Carlo игроку была видна только часть трассы. Игра обладала цветным изображением и реалистичными звуковыми эффектами. Лучшие результаты игроков заносились в рейтинг-лист. Были доступны на выбор несколько трасс.



Внешний вид автомата Monte Carlo.


S.T.U.N. Runner
       Автомат выпускался компанией Atari Games (одно из подразделений компании Atari) с 1989 года.
       Количество игроков: 1.
       Гонки на футуристических транспортных средствах по тоннелям и открытым пространствам со стрельбой и сбором бонусов.
       Посадочное место игрока было выполнено в виде сидения мотоцикла, и сидеть на нем нужно было верхом.


Посадочное место игрока было выполнено в виде сидения мотоцикла, и сидеть на нем нужно было верхом.


       «Симуляторы» сражений и военной техники

Tank
       Автомат выпускался компанией Atari с 1974 года.
       Количество игроков: 2.
       Мега-хит, спасший компанию от нависшего банкротства и живущий до сих пор в компьютерных и консольных вариациях.
       Игроку необходимо было управлять танком в лабиринте и постараться уничтожить танк соперника раньше, чем тот проделает то же самое с его танком.
       Играть можно было как против человека-противника, так и против машины.
       Для хранения графической информации в автомате впервые было использовано ПЗУ на интегральной схеме.
       В следующей версии игры (TankII) в лабиринт в качестве дополнительных препятствий были добавлены мины, которые нужно было объезжать.


Игра управлялась при помощи пары двухпозиционных джойстиков, один из которых отвечал за перемещения вправо/влево, а второй — за вперед/назад.


Jet Fighter
       Автомат выпускался компанией Atari с октября 1975 года.
       Количество игроков: до 2.
       Воздушный поединок двух экспериментальных истребителей, предусматривающий парную игру или игру человека против машины.



Внешний вид автомата Jet Fighter.


M.A.C.H. 3
       Автомат выпускался компанией Mylstar (Gottlieb) с 1983 года.
       Количество игроков: 1.
       Очень удачный симулятор истребителя, в котором компьютерное изображение накладывалось на видеосъемку. Игрок должен был поражать воздушные и наземные цели, уклоняясь от ответного огня.


Оцифровка давала совсем иную картинку, чем только начавшее развиваться 3D изображение.


       Аркады и платформеры

Shark Jaws
       Автомат выпускался компанией Atari с сентября 1975 года.
       Количество игроков: 1.
       Игрок управлял пловцом, в задачу которого входило: ловить рыб и, в свою очередь, уворачиваться от акул.


Сюжет игры был навеян создателям знаменитым «ужасняком» «Челюсти».


Lunar Lander
       Автомат выпускался компанией Atari с 1979 года.
       Количество игроков: 1.
       Необходимо было «прилунить» спускаемый аппарат, используя телеметрические данные и правильно расходуя топливо. Запас топлива можно было пополнять, расходуя бонусные очки.


Скармливая двигателю дозы топлива, игрок регулировал горизонтальную и вертикальную скорости движения.


Centipede
       Автомат выпускался компанией Atari с 1980 года.
       Количество игроков: до 2.
       Одна из легендарных аркад, в которой требовалось защитить грибную плантацию гномов от прожорливой сороконожки. Тело сороконожки состояло из сегментов, и попадания в крайние сегменты укорачивали ее, но попадания в средние сегменты делили сороконожку надвое, и каждая часть продолжала «жить собственной жизнью», опустошая сад. Съев один горизонтальный ряд грибов, сороконожка опускалась на следующий и т.д. Если игроку удавалось расправиться с ней до тех пор, пока она не достигла нижнего края экрана, то он выигрывал.


Расправу над прожорливым насекомым игроку осложняли пауки и скорпионы.


Dig Dug
       Автомат выпускался компанией Atari с 1982 года.
       Количество игроков: до 2.
       Управляя персонажем по имени Dig Dug (Копатель Даг), игроку необходимо было очистить сад от полчищ подземных вредителей. Параллельно нужно было собирать разбросанные овощи-бонусы. Очистив один уровень, игрок переходил на следующий, с большим количеством более подвижных врагов.
       Игру сопровождали музыка и графические заставки между уровнями.


Основным оружием Дага был... насос, при помощи которого он накачивал своих врагов до тех пор, пока они не лопались. Также можно было ронять им на головы камни. Но проделывать это нужно было с осторожностью, так как камень запросто мог прихлопнуть и самого Дага.


Pac-Man
       Автомат выпускался компанией Namco с 1980 года.
       Количество игроков: до 2.
       Легендарная игра, главный герой которой стал прообразом современных смайликов.
       Игрок управлял персонажем (желтым кружком с открывающимся и закрывающимся ртом, имитирующим бесконечное жевание), которому необходимо было пройти по коридорам лабиринта, уворачиваясь от привидений, поедая точки и собирая бонусы. Контакт с привидением отнимал у игрока одну жизнь. Собрав все белые точки, игрок переходил на следующий уровень.
       Не агрессивная и полная юмора атмосфера игры обеспечила ей популярность и у представительниц прекрасного пола.


Родной, японский вариант игры носил название «pakku-man» (в английском написании Puck-man). Из-за фонетической и грамматической близости к словосочетанию fuck-man (вариант перевода — «трахарь») американцы переделали название в нейтральное «Pac-Man». В Европе же были автоматы, носящие как то, так и другое название.


Donkey Kong
       Автомат выпускался компанией Nintendo с 1981 года.
       Количество игроков: до 2.
       Игрушка, положившая начало «мариомании». Именно в ней впервые «засветился» вечный спасатель похищенных девиц — Марио. Правда, под именем Jumpman («попрыгун»). Управляя Марио, игрок должен был спасти девицу по имени Полин, плененную зловредной гориллой — Donkey Kong’ом. Основную часть игры Марио приходилось перепрыгивать через препятствия, взбираться на лестницы и прыгать с платформы на платформу.


Со временем герои игры обзавелись личными логотипами. Бейсболку Марио украсила буква «М», а на красном галстуке гориллы появились инициалы «DK». Хотя обезьяне гордиться было особо нечем — словосочетание «Donkey Kong» переводится как «бестолковая обезьяна».


Frogger
       Автомат выпускался компанией Sega/Gremlin с 1981 года.
       Количество игроков: до 2.
       Игрок управлял лягушонком, которому предстоял долгий и трудный путь домой. На первом этапе игры нужно было перебраться через дорогу, стараясь не попасть под колеса машин, чтобы добраться до реки. На втором этапе лягушонку надо было отыскать свой дом в реке, кишащей хищными рыбами, крокодилами и змеями.


В 1983 году по мотивам игры был выпущен мультипликационный сериал.


Joust
       Автомат выпускался компанией Williams с 1982 года.
       Количество игроков: до 2.
       Игроки управляли рыцарями, восседающими на страусах, и стремились уничтожить противников-рыцарей, летающих на гигантских птицах. На месте убитого врага появлялось яйцо, и игроку было необходимо подобрать его до того, как из него вылупится более сильный враг. Игроки могли действовать как в паре, так и убивая друг друга.


Внешний вид автомата и скриншот игрового экрана.


       Космические стрелялки

Asteroids
       Автомат выпускался компанией Atari с 1979 года.
       Количество игроков: до 2.
       Управляя космическим кораблем, похожим на курсор современной мышки, игрок должен был сбивать астероиды и уворачиваться от их обломков.


Внешний вид автомата и скриншот игрового экрана.


Defender
       Автомат выпускался компанией Williams с 1980 года.
       Количество игроков: до 2.
       Игра, положившая начало жанру космических «леталок» с горизонтальным скроллингом экрана. Необходимо было лететь над пересеченным ландшафтом планеты, расстреливая попадающиеся на пути вражеские летательные аппараты и не давая им похищать людей с поверхности.


В отдельном окне выводились данные локационной установки (современным языком — миникарта), позволяющие игроку «заглянуть» за край экрана и подготовиться к встрече с очередной партией врагов.


Stargate
       Автомат выпускался компанией Williams с 1981 года.
       Количество игроков: до 2.
       Продолжение хита той же компании — игры Defender. К игровому процессу были добавлены Stargate — «Звездные Врата», изображенные в виде концентрических прямоугольников. Проходя сквозь них, корабль игрока получает дополнительные возможности.



Конечная цель игры — уничтожение именованного врага Irata, прежде чем тот возьмет планету под свой контроль. Если прочитать это имя задом наперед, то раскрывается интересный аспект былого противостояния компаний Williams и Atari.


Gorf
       Автомат выпускался компанией Midway с 1981 года.
       Количество игроков: 1.
       Космическая стрелялка, в которой игроку требовалось защитить землю от вторжения инопланетных кораблей. В начале уровня появлялся вражеский корабль-матка, выпускавший несколько рядов истребителей. Игрок сначала должен был уничтожить их, попутно уворачиваясь от ответных выстрелов, а затем точно так же разобраться с флагманом. В случае успеха игрок переходил на следующий уровень.
       В игре использовался синтезатор речи.


Внешний вид автомата и скриншот игрового экрана.


Star Wars
       Автомат выпускался компанией Atari с 1983 года.
       Количество игроков: 1.
       Космическая леталка «от первого лица», вошедшая в список акрад «всех времен и народов». Игроку предлагалось побывать в шкуре знаменитого героя одноименного киносериала, Люка Скайуокера, и уничтожить чудовищную разработку Империи — Звезду Смерти. На первом этапе игры герой пробивался к Звезде через орды вражеских истребителей, на втором — воевал на ее поверхности. И на финальном, третьем этапе игрок оказывался внутри самой Звезды, где, летая по коридору, пытался поразить ее уязвимое место. В случае успеха игроку предлагалось пройти игру еще раз, на более высоком уровне сложности.


При озвучивании игры использовались голоса реальных актеров, задействованных в фильме.


       Шутеры (shooter — стрелялки)

Qwak!
       Количество игроков: 1.
       Автомат выпускался компанией Atari с ноября 1974 года.
       «Аркадный симулятор» охоты, представлявший собой электронный тир со световым ружьем. По черно-белому экрану летели утки, а в задачу игрока-охотника входил их своевременный отстрел. На каждую утку давалось по три попытки. Самым метким полагалась призовая стрельба.



Для предотвращения кражи ружей их снабжали звуковым «противоугонным» устройством.


Gun Fight
       Автомат выпускался компанией Midway с 1975 года.
       Количество игроков: до 2.
       Ковбойская перестрелка между двумя игроками или игроком и компьютером (правда, машина играла довольно слабо, так что интерес представляла именно парная игра).


Поверженный противник с возгласом «Сделал меня!» падал, накрывшись шляпой.


Battlezone
       Автомат выпускался компанией Atari с 1980 года.
       Количество игроков: 1.
       Один из первых опытов по созданию трехмерной игры от первого лица с использованием векторной графики. Игроку требовалось расстреливать из пушки своего танка различные виды техники противника: танки всевозможных видов, управляемые ракеты и т.д., и уклоняться от вражеского огня. Обычно на сеанс игроку давалось три «жизни» (дополнительных танка). При наборе определенного количества очков он получал дополнительный танк. Среди фанатов игры бытовал миф, что через кратер вулкана можно было попасть в секретную локацию.


Существовала также версия игры, разработанная по заказу армии США для подготовки снайперов.


Robotron 2084
       Автомат выпускался компанией Williams с 1982 года.
       Количество игроков: до 2.
       Своего рода продолжение серии Defender, действие которой перенесено из атмосферы на поверхность планеты. Игроку требовалось противостоять увеличивающимся с каждым новым уровнем толпам враждебно настроенных роботов.


Игра была необычна тем, что в ней использовались сразу два джойстика — один для перемещения, другой для стрельбы. Такое сочетание давало игроку возможность одновременно стрелять и перемещаться в разных направлениях. Как тут не провести параллели с современными играми, в которых задействованы обе руки?


Berzerk
       Автомат выпускался компанией Stern с 1980 года.
       Количество игроков: до 2.
       Управляя человечком, вооруженным бластером, игроку необходимо было зачищать лабиринты от роботов. В разряд уникальных игра попала благодаря впервые использованному синтезатору речи, озвучивающему роботов.


Словарный запас автомата был всего 31 слово, что не удивительно, если учесть высокую стоимость создания компьютерной имитации голоса — около 1000 долларов за слово.


Missile Command
       Автомат выпускался компанией Atari с 1980 года.
       Количество игроков: до 2.
       В функции игрока входит защита городов от массированных ракетных атак с помощью наземных батарей. Игра разбита на уровни, по результатам прохождения которых игроку присуждаются бонусные очки. Разрушенные вражеским огнем батареи восстанавливаются на следующем уровне, но восстановить разрушенные города можно только бонусами.


Игра была создана в самый разгар «холодной войны» и несла в себе страх американцев перед угрозой ядерного конфликта.


Warlords
       Автомат выпускался компанией Atari с 1980 года.
       Количество игроков: до 4.
       По углам игрового экрана располагались четыре рыцаря, защищенные крепостными стенами своих замков. В задачу игроков входило разрушение вражеских стен (разбивая выстрелами кирпичики, из которых те были сложены) и поражение фигурки неприятеля. Последний оставшийся игрок считался победителем и получал очко. При игре вдвоем замки располагались друг напротив друга вертикально.


Внешний вид автомата и скриншот игрового экрана.


I, Robot
       Автомат выпускался компанией Atari с 1984 года.
       Количество игроков: 2.
       Первая игра с использованием полностью закрашенных 3D объектов.
       Игрок управляет роботом, борющимся за свою свободу против некоего Большого Брата. Цель игры заключается в прохождении уровней и уничтожении на каждом из них всевидящего глаза Большого Брата. Для этого игрок должен перекрашивать красные квадраты игрового поля в голубые, разрушая щит, защищающий глаз. Акулы, птицы и бомбы усложняют игроку его задачу.


Никакого отношения к одноименному рассказу А. Азимова игра не имела.


Space Harrier
       Автомат выпускался компанией Sega с 1985 года.
       Количество игроков: 1.
       Игроку требовалось уничтожать многочисленных противников на земле и в воздухе. Врагами были доисторические и мифологические животные. В конце каждого уровня игрока поджидал босс. После победы над ним игрок переходил на следующий уровень. Противниками на последнем, восемнадцатом уровне, были все боссы предыдущих уровней.


Внешний вид автомата и скриншоты игрового экрана.


       Файтинги (Fighting — поединок, драка)

Warrior
       Автомат выпускался компанией Vectorbeam с 1979 года.
       Количество игроков: 2.
       Первая игра из жанра «файтинг один на один». Игра представляла собой поединок на мечах на фоне причудливых «задников».


Скриншоты игрового экрана.


Karate Champ
       Автомат выпускался компанией Nihon Bussan/AV Japan с 1984 года.
       Количество игроков: 2.
       Чтобы стать чемпионом в турнире по карате, игроку предстояло одержать верх в двенадцати трехраундовых поединках. Между поединками игроку необходимо было сдавать различные экзамены: разбивать стопки плиток и деревянных брусков, выбивать яблоко из рук человека и даже проводить поединок с быком.


Внешний вид автомата и скриншоты игрового экрана.


Street Fighter
       Автомат выпускался компанией Capcom с 1987 года.
       Количество игроков: до 2.
       Стандартный на сегодняшний день тип игровых поединков «Уличного бойца», классика жанра, а саму игру можно назвать если уж не родоначальницей жанра, то, во всяком случае, одной из стоящих у его истоков.
       В одиночном режиме игроку необходимо было победить в рукопашной схватке противников из пяти стран (Японии, США, Китая, Англии и Таиланда). Каждая страна была представлена двумя бойцами. Бой состоял из трех раундов, и побеждал тот, кто первый выигрывал два из них. Игра заканчивалась после победы игрока над финальным противником, таиландцем Сагатом.


Поединки проходили на фоне ландшафта той страны, против бойцов из которой игрок выступал в данный момент.


Pit-Fighter
       Автомат выпускался компанией Atari с 1990 года.
       Количество игроков: до 3.
       Игрок выбирал себе свое бойцовское прошлое, становясь на выбор: боксером, борцом или каратистом. И вступал в борьбу за чемпионское звание. Добравшись до финала, игрок встречался с текущим чемпионом, и в случае победы над ним игра считалась выигранной. В боях можно было пользоваться подручным и холодным оружием (палки, ножи, бочки и т.д.) и принимать стимуляторы, временно усиливающие характеристики бойца.


Фигурки бойцов были оцифрованы, что делало игру на фоне остальных аркадных драк того времени более реалистичной и привлекательной.


Fatal Fury: King Of Fighters
       Автомат выпускался компанией SNK с 1991 года.
       Количество игроков: 2.
       Выступая в роли одного из братьев Богарт (Терри или Энди), игроку предстояло наказать главаря преступного мира Гиса Говарда, виновного в смерти их отца, Джеффа Богарта. Для этой цели братья вместе со своим другом Джо Хигаши отправлялись в Южный Город, чтобы принять участие в турнире за звание «Короля поединков». Сама игра состояла из цепочки поединков, в последнем из которых герою предстояло встретиться с самим Говардом.


Скриншоты игрового экрана.


       Другие

Tempest
       Автомат выпускался компанией Atari с 1981 года.
       Количество игроков: до 2.
       Игроку необходимо было очищать уровни от противника, стараясь не вступать в контакт с ним и с выстрелами его оружия. За успешное прохождение уровня игроку давалось супероружие однократного использования.


В игре присутствовал ряд новаторских идей и разработок: цветная векторная графика и устанавливаемая игроком сложность.


Tron
       Автомат выпускался компанией Bally/Midway с 1982 года.
       Количество игроков: до 2.
       Первый «симулятор» компьютерного хакера. Главный герой, оказавшись внутри компьютерной сети, должен победить программу-тирана MCP. Для победы ему было необходимо выдержать схватки с программами-вирусами, избежать «форматирования», которое сотрет его личность, и т.д. Всего герою предстояло преодолеть 12 игровых уровней, которые чаще всего носят название языков программирования: ALGOL, FORTRAN, PASCAL и т.п.
       Игра сделана по мотивам одноименной киноэпопеи студии Дисней.


Вот так выглядят сам автомат и скриншот игры.


Dragon's Lair
       Автомат выпускался компанией Starcom/Cinematronics с 1983 года.
       Количество игроков: 1.
       Игрок выступал в роли благородного рыцаря, спасающего принцессу Дафну, томящуюся в плену у злобного дракона. Герою требовалось пробиться через замок Темного Мастера, населенный его помощниками, к подземелью с логовом самого дракона.
       Интерактивная анимационная игра, нарисованная бывшим диснеевским художником Доном Блутом, в которой в качестве носителя информации впервые использовался лазерный диск. Всего в игре было 22 минуты полновесной анимации, а сама ее разработка обошлась в 1.3 млн. долларов.


Игровой сеанс стоил 50 центов вместо привычных для игровых автоматов 25.


Gauntlet
       Автомат выпускался компанией Atari с 1985 года.
       Количество игроков: 4.
       Жанр: лабиринт.
       Игра, способная удивлять своим геймплеем и по сей день. Одна из первых игр с элементами РПГ для игровых автоматов. Одновременно можно было играть командой до 4 человек. Игрокам предоставлялись на выбор четыре класса персонажей — воин, маг, валькирия и эльф. Каждый персонаж обладал своими уникальными характеристиками. Команда бродила по подземельям, убивая монстров, собирая сокровища и еду. Автомат обладал набором голосовых подсказок и напоминал игроку об опасности, если у того уровень жизни достигал критической отметки.


Интересно, что уровень жизни персонажей постоянно падал, не зависимо от того, чем они занимались. Поднять его можно было с помощью еды или... брошенной в автомат очередной монетки. Если учесть столпотворение, творившееся вокруг этих автоматов, то многие игроки расставались со всеми своими карманными деньгами, не желая покидать игру и выстаивать очередь к автомату вновь.


Time Traveler
       Автомат выпускался компанией Sega с 1991 года.
       Количество игроков: до 2.
       Жанр: адвентура.
       Игрок выступал в роли некоего Маршалла Грема, спасающего галактику от проделок сумасшедшего ученого из будущего — Вулкора. И заодно спасающего прекрасную принцессу (куда же без этого?) Кай-лу. Приключения Грема начинаются в 1873 году на Диком Западе. Пройдя этот уровень, игрок мог выбрать, в какую эпоху он хотел бы переместиться. На выбор предлагались времена от далекого прошлого (50000 лет назад) до недалекого будущего — 2137 год. В частности, был уровень (The Age Of Magic), населенный фентезийными персонажами.
       Пополнить запас «жизней» игрок мог, скормив автомату очередную монету. Также в игре присутствовала мини-игра (по принципу слот-машины) «Адские ворота», которая позволяла игроку выиграть дополнительную жизнь либо проиграть имеющиеся.


В игре использовалась уникальная система параболических зеркал для создания псевдоголографического объемного изображения.


Современные игровые автоматы

       Игровые монстры последних лет имеют очень мало общего с допотопными моделями 70-80 годов ХХ века. Сейчас заинтересовать игрой в перекидывание битком мячика через черту на экране, имитирующую сетку, можно разве что фаната раритетов, а конкуренция у автоматов такая (и не только со стороны своих «аркадных» сородичей, но и со стороны консолей и ПК), что они просто не имеют права быть неинтересными.
       И несмотря на то, что в целом в мире аркады переживают не самые лучшие времена, говорить об их закате было бы преждевременно. Все-таки по сравнению с «надомной» игрой у аркад есть несколько козырей, которые ПК и консолям нечем крыть. Во-первых, атмосфера игрового зала, где тебя окружают такие же геймеры, как и ты сам, а действо разворачивается на глазах у зрителей, не идет ни в какое сравнение с домашней. Во-вторых, «заточенный» под одну (или под набор однотипных) игру автомат дает намного большее погружение в игровой мир. Одно дело сидеть на стуле или диванчике, и совсем другое — в кресле, сконструированном именно под эту игру, и управлять манипуляторами, предназначенными только для нее. Ну и еще одни плюсик, способный продлить жизнь аркад, — это появившаяся возможность сохраняться в игре при помощи специальной магнитной карты. Это позволяет делать игры более глубокими и интересными, а от игрока не требуется теперь лихорадочных попыток пройти всю игру на одном дыхании, чтобы посмотреть концовку.
       Ниже — небольшой обзор популярных современных игровых автоматов:

18 Wheeler
       Жанр: симулятор грузовика.
       Известный симулятор непростой жизни водителя-дальнобойщика. Игроку придется колесить по Америке, выполняя различные грузоперевозки и не забывая про правила дорожного движения. Постоянно разбивать машину в столкновениях — не самый быстрый способ заработать. Сам автомат имитирует кабину тяжелого грузовика и кроме обычных руля и педалей оснащен... звуковой пушкой. Вернее, клаксоном. Нажатие на который заставляет конкурентов в панике шарахаться в стороны от вашей машины. Эта деталь делает возможной парную игру. Один рулит, второй расчищает дорогу перед машиной ревом клаксона.
       Как сказано выше, неаккуратная езда приносит штрафные очки, а образцовое вождение и парковка — призовые бонусы.


Широкое кресло вместит в кабину еще и пассажира.


Need for Speed Underground
       Жанр: racing
       Широко известная и горячо любимая поклонниками аркадных гонок компьютерная игра, удачно портированная на игровой автомат. Гонки по городским улицам (место действия — Атлантик-сити) на городских же болидах. В распоряжении игрока 15 классных машин, среди которых Toyota Celica, Nissan 350Z, Mitsubishi Eclipse, Nissan Skyline GTR и т.д.
       Собственно, игра уже и на ПК была аркадой в чистом виде — сколько не старайся, машину не то, что не разобьешь, даже не поцарапаешь. Дави на газ, вписывайся в повороты, обходи конкурентов и занимай призовые места. На бонусные очки накупай себе апгрейдов (модификаций) и — снова на трассу.
       На автомате доступны три режима игры:
"   Обычные гонки на скорость.
"   Что-то вроде фигурного вождения на извилистой трассе, напоминающей трассу для картинга.
"   Гонки по прямой. Руль крутить не надо, надо постараться развить на отрезке дороги максимальную скорость, используя все возможности машины.

       Руль и переключатель скоростей прилагаются. А более двух десятков гоночных трасс гарантируют получение удовольствия от игры в течение многих игровых сеансов. Возможность играть с приятелями по сети (линкуется до 4 машин) и отписывать достижения на карту прибавят азарта.



Удобное кресло с обратной связью и 27-дюймовый экран подарят игроку массу приятных впечатлений.


Silent Hill: The Arcade
       Жанр: шутер.
       Игроку вновь предстоит окунуться в мрачный и загадочный мир затерянного городка Silent Hill, знакомого многим по одноименному фильму и компьютерным (и консольным) версиям игры. Но на этот раз поиграть можно будет на аркадном автомате. Игра из серии «убей-их-всех», то есть — классический шутер. Под «всеми» в игре подразумеваются орды мутантов, монстров и бодро ковыляющих медсестер-зомби. В конце предстоит расправиться с неким Главой Пирамиды. Предполагается парный режим стрельбы. Один игрок играет за Тину, второй — за Эрика.


Оружие игроков нуждается в перезарядке после каждых десяти выстрелов и умеет имитировать отдачу.


Half-Life 2: Survivor
       Жанр: шутер.
       Еще один легендарный шутер, имеющий многомиллионную армию поклонников (вспомним хотя бы его ближайшего родственника — Counter-Strike) и адаптированный под игровой автомат. Игра была не только портирована, но и изрядно упрощена. Вероятно, в расчете на японскую аудиторию, которая любит играть ради развлечения и не особо любит думать в игре. В общем, ни графическим излишествам, типа привычных роликов, ни головоломкам в игре места не нашлось. Зато надо много бегать, прыгать и стрелять. Для тех, кому вообще все лень, кроме нажатия гашетки, добавлены неоновые стрелки, указывающие, куда теперь надо бежать. Налицо примитивизация, но, собственно, для аркады это вполне простительно.
       Естественно, игроку вновь будет предложено играть за интеллигентного вида убийцу (степень доктора философии обязывает) Гордона Фримера, попавшего в очередную заварушку.
       В Half-Life 2: Survivor можно сохраняться с помощью магнитной карточки, вставляемой в автомат в начале игры.


Привычных пистолета или ружья игрок не найдет, зато в его распоряжении сразу два джойстика и еще пара... педалей. Один джойстик отвечает за перемещение, второй — за манипуляции с объектами, повороты и стрельбу. С педалями еще проще. Одна работает на «прыжок», вторая — на «приседание». Ничего не скажешь — удобно.


Target: Terror
       Жанр: шутер.
       Название можно перевести как «Наша цель — терроризм!». В том смысле, что именно террористы будут находиться всю игру под нашим постоянным прицелом. Врагов припасено на 10 уровней, в которых придется спасать то аэродром, то мост, то ядерный институт, а то и самого президента. Как ни странно, последняя из перечисленных акций в игре — отнюдь не последняя. В финале придется еще отбивать у террористов угнанный ими авиалайнер.


Игра рассчитана на парное прохождение, но особо одаренным предлагается поиграть в Рембо, стреляя из двух пистолетов одновременно. В общем, не абы как, а лучшая стрелялка 2004 года.


Feeding Frenzy
       Жанр: аркада.
       Забавная игра на тему доминирования в подводном мире. Начиная с малька, игроку предстоит «раскормить» свою подопечную рыбку до внушительных габаритов. Процесс раскармливания заключается в пожирании более мелких рыбок и улепетывании от крупных хищников. Игра продолжается, пока рыбой игрока не перекусит кто-то покрупнее. Игра приятно анимирована в диснеевском стиле и предлагает 40(!) игровых уровней. Возможна парная игра. Управляется автомат джойстиком.
       Конструкторы позаботились, чтобы играть было интересно и самым маленьким детям — автомат сам подстраивается под уровень игрока.


Все как в Природе — выживает тот, кто проворнее и сильнее. Поел — прячься в тину и переваривай, пока не слопали самого.


America’s Army
       Жанр: симулятор армии.
       Серьезная аркада, повествующая о нелегкой, но почетной службе в рядах американской армии. Изначально игра разрабатывалась как реклама службы в ВС. Собственно, в какой-то степени она остается таковой и сейчас. Американское правительство вкладывает в проект до 3 млн. долларов ежегодно. А в разработке игры принимают участие настоящие военные — эксперты армии США.
       Основная часть игры — это обучение виртуального новобранца премудростям военной науки. Игрок столкнется с динамической системой сложности, возрастающей пропорционально опыту игроков.


В игре также много подлинного армейского видео и прочей информации, предназначенной для передачи игроку духа американских ВС. Забавно было бы посмотреть на российский аналог.


Mocap Boxing
       Жанр: спортивный симулятор.
       Интерактивный симулятор бокса, в котором игроку не придется давить на кнопки или работать джойстиком. От него потребуется самому натянуть боксерские перчатки и показать противнику по ту сторону экрана «где раки зимуют». За движениями игрока следят датчики, укрепленные по периметру монитора и в игровом коврике под ногами. Игрок имитирует удары по противнику на экране (место удара показывает «прицел»), уклоняясь, в свою очередь, от его ответных атак. Всего предстоит выдержать шесть раундов, что для неподготовленного человека может быть сложновато. Уровень здоровья (вернее, сознания) игрока снижается с каждым пропущенным ударом, и, как только падает до нуля, игрок получает «нокдаун». Третий нокдаун означает поражение и конец игры.
       Игра ведется «от первого лица», но наиболее интересные моменты поединка показываются, как в телеповторе.


Эффекты в игре на уровне. Пропустивший удар противник может и капу потерять, а может и живописно вылететь за канаты. К счастью, с самим игроком подобного в игре не происходит. Автомат только виртуально «дает сдачи».


Заключение

       Популярность аркадным автоматам обеспечила возрастающая потребность человечества в новом виде развлечений. И пока на сцене не появились доступные и производительные игровые консоли и ПК, они практически безраздельно властвовали в этой сфере. Со временем доступность персонального домашнего игрового оборудования потеснила игровые автоматы со сцены, и их золотой век остался в прошлом. Хотя некоторые страны (например, США и Япония) остались традиционно верны аркадам.
       Постепенно просачиваются аркады и к нам. Конечно, основное их месторасположение на сегодняшний день — это крупные развлекательные комплексы, но, возможно, настанет время, и игровые аркадные автоматы вернутся в фойе наших кинотеатров и цирков повсеместно.



Вспоминая незамысловатые игры, предлагаемые первыми аркадными автоматами, с удивлением понимаешь, что они увлекали сильнее многих современных «навороченных» игр.


Ссылки по теме

Русскоязычные
       " Level 1: Лабиринты истории — статья с сайта: http://www.reakcia.ru/.
       " Игровые автоматы советских времен — фотоотчет пользователя keichi о посещении зала игровых автоматов в Кузьминском парке: http://fishki.net/.
       " Музей ПО «КОНТУР», игровые автоматы — ТТХ некоторых советских автоматов с сайта разработчика: http://contur.ru/company/.
       " Американцы обнаружили связь между советскими игровыми автоматами и алкоголизмом — статья с сайта: http://lenta.ru/.
       " Бессмертная аркада — статья об аркадных играх: http://www.computerra.ru/.
       " Тематическая статья с сайта: http://www.gameland.ru/.
       " Эму-Россия — сайт об эмуляторах: http://emu-russia.km.ru/.
       " Сыграно в СССР — статья с сайта: http://www.mk.ru/.

Англоязычные
       " The video game history — история появления первых видеоигр: http://www.pong-story.com/.
       " Atari: The Lost Years of the Coin-Op, 1971 — 1975 — статья об игровых автоматах компании Atari: http://www.armchairarcade.com/neo/.
       " Atari Museum — музей истории компании Atari: http://www.atarimuseum.com/.
       " The Lost Arcade Games of the Soviet Union — статья о советских автоматах: http://www.wired.com/.
       " Mameworld — ресурс, посвященный аркадам: http://www.mameworld.net/.
       " GameArchive.com — портал о старых играх и игровом оборудовании: http://www.gamearchive.com/.
       " System16 — музей аркад: http://www.system16.com/.
       " R-Kade Games — музей аркадных автоматов: http://www.rkadegames.com/.
       " Коллекция аркадных автоматов: http://www.arcade-cabinets.com/.
       " International Arcade Museum — музей аркадных автоматов: http://www.arcade-museum.com/.
       " Klov.com — крупнейший сетевой ресурс по аркадным автоматам: http://www.klov.com/.
       " Arcade-history — ресурс по аркадным и игровым автоматам: http://www.arcade-history.com/.
       " Retrogames — ресурс, посвященный старым играм: http://tips.retrogames.com/.
       " Классика видеоигр — с сайта http://www.recroom-amusements.com/.

Игры наиболее известных фирм-производителей
       " Аркады от Atari.
       " Аркады от Atari Games.
       " Аркады от Capcom.
       " Аркады от Kee Games.
       " Аркады от Midway.
       " Аркады от Mylstar.
       " Аркады от Nihon Bussan/AV Japan.
       " Аркады от Stern.
       " Аркады от SNK.
       " Аркады от Sega/Gremlin.
       " Аркады от Sega.
       " Аркады от Vectorbeam.
       " Аркадыот Williams.


Основное:    Определение | Что это такое? | История | Классификация
Обзор аркадных автоматов | Современные игровые автоматы | Заключение
Дополнительно:    Ссылки по теме | Об авторе — Дмитрий Аркадьев-Берлин