Основное Что это такое? | Классификация | Игрушки, использующие энергию внешних источников или мускульную силу играющего | Механические игры | Транспортные игрушки | Механические куклы | Роботы и самообучающиеся игрушки | Заключение
Дополнительно Ссылки по теме | Об авторе – Дмитрий Аркадьев-Берлин

Что это такое?

       Испокон веков у человека существовала потребность "оживить" игрушку, сделать игровой процесс более разнообразным и ярким.
       От примитивных ручных, приходящих в движение, если потянуть за веревку, — к лопастным, которые вращают воздух и вода, и, наконец, к игрушкам с часовым механизмом, которые уже могут самостоятельно двигаться и перемещаться.
       С появлением электричества и, особенно, малогабаритных источников питания (батареек) пружинный механизм все чаще заменяется электромотором.

В конце XIX века, когда еще не придумали политкорректность, были популярны куклы, высмеивающие представителей других национальностей. В игрушке Always did'Spise a Mule мул бьет копытами сидящего перед ним негра.

Классификация

  • Игрушки, приводимые в движение мускульной силой играющего.
  • Игрушки, использующие потенциальную энергию внешних источников.
  • Заводные механизмы и электромеханические игрушки. Транспортные игрушки, заводные куклы и т.д.
  • Электронные игрушки с зачатками искусственного интеллекта, самообучающиеся игрушки.
       Для статьи такая классификация не очень удобна, так как та же кукла в процессе своей эволюции побывала во всех группах.
       Для большей наглядности остановимся на следующей классификации:
  • Игрушки, использующие энергию внешних источников или мускульную силу играющего.
  • Механические игры.
  • Игрушечный транспорт.
  • Механические куклы.
  • Роботы и самообучающиеся игрушки.

Игрушки, использующие энергию внешних источников или мускульную силу играющего


Игрушки приводимые в движение мускульной силой играющего
       В Древнем Египте была создана первая механическая игрушка на "человеческой тяге", варианты которой хорошо известны нам сейчас. Эта статичная марионетка изображала раба, растирающего зерно. Играющий тянул за веревочку, и фигурка раба наклонялась.

Вместо веревки могли использоваться две подвижные относительно друг-друга планки, как в русской игрушке "кузнецы". Потянул планку в одну сторону — по наковальне бьет кузнец. В другую — медведь.
       Сюда входят широко распространенные "каталки" и "толкалки". Это закрепленные на колесах фигурки зверей или людей, приходящие в движение, когда ребенок катит (или толкает) игрушку. Бабочка начинает махать крыльями, клоун бить в тарелки, у самолета вращается винт и т.д.
       В игрушке "медведь-верхолаз" ребенок попеременно тянет за две веревочки, и висящий на них медведь карабкается вверх.
       Недавно появилась игра BreaKey, представляющая собой поединки пластиковых фигурок, сделанных в виде ключей. На каждом ключе картинка монстра из комиксов, определяющая его силу. Два игрока вставляют свои ключи один в другой и поворачивают до тех пор, пока одна из фигурок не распадется на составные части (т.е. не сломается).

Для того, чтобы выиграть ключевое сражение, вовсе не обязательно покупать игровые комплекты — ломать ключи можно и онлайн.
       Игры с аналогичным игровым процессом произошли от "бодания" пасхальными яйцами. В вариацию подобной игры мы увлеченно резались в детстве. Инвентарем служили обычные спички, которые зажимались между большим и указательным пальцами. Необходимо было сломать спичку соперника. Наиболее толстые "бойцы-спички" ломали десятки врагов, но, в конце концов, ломались и сами.

Игрушки, использующие энергию внешних источников

       Воздушные змеи
       Воздушных змеев придумали в Древнем Китае. Они делались из листьев и бамбука, позже листья сменили бумага и шелк. Игрушка широко использовалась китайцами в военных целях для определения расстояния до укреплений противника. А генерал Хуан Тенг, будучи окруженным со всех сторон врагами, приказал своим солдатам мастерить бумажных змеев, издающих во время полета звуки. Ночью змеев запустили в небо, и солдаты противника бежали в ужасе, слыша над собой непонятные завывания.
       Больше 1000 лет назад из Китая воздушные змеи попали в Японию, где искусство их изготовления достигло своего расцвета в XV-XVII веках. Там делали не только плоских змеев, но также змеев коробчатых и объемных, представляющих из себя целые фигуры.

Японские змеи несли на себе изображения благородных самураев, прекрасных девушек, народных героев, священных животных и птиц и т.д.
       Запуск змеев был частью ритуалов и праздников. С помощью них отпугивали злых духов (потому некоторые змеи весьма грозного вида) или приносили подношения божествам. Проводили и бои змеев, в которых необходимо было своей нитью перерезать нить противника.
       В Европе воздушные змеи появились около 400 г. до н.э. и применялись римской армией для устрашения неприятеля. С XVIII века запуск змеев становится популярным развлечением, и на них пытаются даже летать. Рекорд высоты подъема змея с пассажиром 950 метров, без груза — 11 км.
       Бонус: История воздушных змеев. Современные фестивали воздушных змеев. Выставка японских воздушных змеев. Где купить? Изготовить простой вариант игрушки самостоятельно.

Основной недостаток воздушного змея как игрушки в том, что для его запуска требуется много свободного пространства, которое найти в условиях современного города непросто.
       Флюгера и вертушки
       Флюгер (от голл. vleugel — крыло) — указатель направления ветра. Игрушечный флюгер (типа аэродромного) можно сделать самому. Для этого понадобится длинный мешочек из легкой ткани. Этот мешочек прикрепляется к палочке и устанавливается на высокое место.

В Европе любили украшать флюгерами шпили башен и крыши домов. Флюгер являлся своеобразной визитной карточкой, подчеркивающей индивидуальность хозяина.
Цитата
       Ветряная вертушка — эти вращающиеся на конце палочки крылья есть не что иное, как имитация более современного технического достижения, чем лошадиная тяга, — силу ветра начали использовать в Средние века. Тот же рефлекс, который заставляет сегодняшних детей играть с игрушечным грузовиком или автомобилем.
Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке.
       Вращаемые ветром игрушки забавляли не только детей. Л.Кассиль в своей повести "Кондуит и Швамбрания" так описывает существовавший в действительности в г. Покровске дом немецкого поселенца:
       "При малейшем дуновении ветерка дом начинал жужжать и звенеть: то мотались на башенках двадцать два флюгерка, крутились пятнадцать жестяных вертушек и вращались, гремя, в окнах восемь огромных вентиляторов".

       Бонус: История флюгеров. Купить вертушку (две разные ссылки).

Простую вертушку несложно изготовить из листа бумаги. Для придания нарядного вида готовую игрушку рекомендуется раскрасить.
       Водяные мельницы
       Энергию падающей воды для игры использовали менее активно. Дети строили вдоль ручьев водяные мельницы — вертушки, лопасти которых вращала вода. Если ручей был широк, то устраивалась запруда, сужающая его русло. Постройкой водяных мельниц в детстве увлекался знаменитый физик И.Ньютон.

Легко представить, сколько удовольствия доставляло наблюдение за вращением водяного колеса неизбалованным хитроумными игрушками детям прошлых веков.
       Прочие
       В132 году китаец Чан Хен изобрел сейсмограф — прибор для фиксирования землетрясений. По сути, это была механическая игрушка, использующая энергию колебаний земной коры.
       Сейсмограф представлял собой сосуд с размещенным внутри маятником. На внешней стороне сосуда располагались головы драконов, держащие в пастях шарики. При землетрясении маятник раскачивал сосуд, и драконы роняли шарики в открытые рты сидящих у основания лягушек.
       Кинетическую энергию тел использовали в так называемых "желобковых" игрушках. По длинному наклонному желобу скатывали шарик. Во время движения он задевал различные рычажки, служившие "спусковыми крючками" для активации небольших механизмов наподобие флюгеров и вертушек.

       Прочитав статью История игрушек, вы познакомитесь с еще одной интересной древней забавой — "йо-йо", работающей на принципе перехода кинетической энергии в потенциальную.

Механические игры


Механические игровые автоматы

       Механический пинбол (Pinball)
       Прототип игры появился в XVIII веке во Франции под названием "багателле". Смысл в том, чтобы кием прогнать бильярдный шар по игровому полю так, чтобы он прошел через ворота (доску с пропилами) и провалился в одну из прорезанных в столе луз. Каждая луза имела свою очковую ценность.
       Игра постоянно видоизменяется: появляются кегли, за попадание в которые игрок штрафуется, увеличивается количество луз, уменьшается площадь стола.
       Механический вариант игры, с названием "пинбол" возникл в начале прошлого века. Стол делается наклонным, а на его поверхности выстраивается целый лабиринт приспособлений, улавливающих, отбивающих и перенаправляющих шарик. Играют небольшим металлическим (или мраморным) шариком, который вводят игру уже не кием, а "выстреливают" специальным пружинным механизмом. Сила вылета шарика регулируется игроком. За контакт шарика с препятствиями игроку начисляются очки и даются дополнительные попытки. Цель — набрать как можно больше очков. Вторичной целью игрока является попытка удержать шарик в игре как можно дольше, отбивая его заслонками и не давая покинуть игровое поле.

Традиционный вид рукоятки механизма для запуска шарика (слева) и аналогичное устройство, стилизованное под любимый американцами револьвер (справа).
       Пинболу пришлось пережить гонения, связанные с негативным отношением к игровым автоматам вообще. Люди, ратовавшие за их закрытие, не делали скидок на то, что игра в пинбол носила исключительно развлекательных характер.
Курьез
       В ряде стран игроки не понимали, как можно играть "просто для удовольствия". Аппараты, поставляемые из Америки эпохи гонения на азартные игры, не предусматривали никаких выигрышных выплат игрокам, кроме как в виде дополнительных шаров. Немало подобных автоматов было разбито разъяренными клиентами, которые осознавали этот факт уже после того, как у них заканчивались деньги в карманах. Для спасения оборудования операторы привинчивали к таким автоматам таблички с надписью: "Только для развлечения!" (см. рис 67-11c).
       В детском варианте пинбола, широко распространенном в СССР в 70-80 годы, на игровом поле были только проволочные лунки с разной очковой ценностью. Игроку требовалось запустить шарик пружинной пластинкой так, чтобы он попал в какую-нибудь лунку. Делали несколько попыток подряд и подсчитывали очки. У кого больше — тот победитель.

Пинбол считается прародителем аркадных автоматов, которые унаследовали сходную систему оплаты за игру. Игрок оплачивает каждый сеанс игры, состоящий из нескольких попыток.
       Электромеханическое лото
       Бинго-автомат
       Игра представляет из себя смесь пинбола и бинго. Игровое поле состоит из пронумерованных лунок, трубки с пружинкой для запуска шарика и табло с несколькими вариантами лотерейной карточки. Чем больше монет опущено в автомат, тем больше карточек для игры (т.е. вариантов выигрышного заполнения) имеется в распоряжении играющего. От игрока требовалось запускать шарики таким образом, чтобы они попадали в лунки с нужными ему числами.

Предки современных электронных слот-машин — механические игровые автоматы.
Образчик борьбы с азартными играми (рис 67-11c) — надпись на белом фоне недвусмысленно предупреждает: "Только для развлечения!"
       Спортсмен (Sportsman)
       Выпуск этих автоматов начался в 1935 году. В "Спортсмене" впервые были использованы электрические логические реле, определяющие наличие выигрышных комбинаций и проводящие выплаты по ним. До этого подобные игры были исключительно механическими. На игровом поле располагались лунки с нанесенными под ними изображениями животных. Игроку необходимо было загнать шарики в три лунки с одинаковыми рисунками. Сумма выигрыша зависел от вида рисунка. За одну игру теоретически можно было получить сумму в 25 раз больше ставки. Самые заманчивые комбинации располагались в труднодоступных для шарика местах. Также на поле находились несколько пустых лунок (без рисунка) и препятствия, изменяющие траекторию шарика. Для получения выигрыша игроку тянул рычаг (см. рис.), и призовые монеты ссыпались в поддон.

       Бонус: Музей пинбольных автоматов в Лас-Вегасе. Частная коллекция игровых автоматов. Сайт энтузиаста и коллекционера с описанием множества вариантов пинбольных игр. Англоязычная база данных по пинболу (в т.ч. глоссарий пинбольных терминов).

Внешний вид и игровое поле автомата "Спортсмен". В наше время охота далеко не у каждого ассоциируется со спортом, но 70 лет назад все было иначе.
Настольные игры

       Морской бой
       Игровое поле закрывал лист пластика, имитирующий водную поверхность. Игроки расставляли крошечные фигурки своих кораблей на краях поля, и начиналось захватывающая морская битва. Стреляли небольшими стальными шариками, которые засыпались в бункер спаренного орудия. При нажатии на курок шарик выталкивался из орудия и по наклонному желобу-стволу выкатывался на поле и катился дальше, к эскадре противника. В случае удачи шарик задевал киль вражеского корабля, и тот, выброшенный с поля, "тонул". В конструкцию орудия входило подобие оптического прицела. Возня с прицелом замедляла стрельбу, и мы предпочитали вести огонь навскидку. Побеждал первый из игроков, "потопивший" все чужие корабли. Для усложнения игры поле ставили в слегка наклонное положение. Так труднее было рассчитать траекторию шарика.

       Кольцеброс
       Механический вариант игры серсо.
       На игровом поле располагались шпили, имеющие разную очковую ценность. Стреляя по ним пластиковыми кольцами из специального пружинного приспособления, играющий пытался набрать максимальную сумму очков. Учитывались лишь кольца, надевшиеся на шпили. Сила выстрела регулировалась натяжением пружины.

Механическая машинка с двигателем из обычной мышеловки. Игрушка, сделанная своими руками, приносит двойное удовольствие.
       Карманный хоккей
       Играть можно было вдвоем. Игровое поле было двусторонним. В задачу игрока входило провести шарик к чужим воротам так, чтобы он по пути не провалился в лузы на поле. Когда шарик проваливался в лузу, то ход переходил ко второму игроку, который просто переворачивал коробочку с игрой и в свою очередь пытался загнать шарик в ворота противника.
Голь на выдумки хитра
       Игре в солдатики мы всегда старались придать максимальную реалистичность. О варгеймах в то время и слыхом не слыхивали, о "всамделешнем" игрушечном оружии приходилось только мечтать. Так что обходились подручными материалами: карандашом, маминой резинкой для волос и бельевыми прищепками.        Резинка одним концом натягивалась на карандаш и зажималась пальцем. После прицеливания резинка отпускалась и летела в неприятельский строй. При известной сноровке не составляло труда сбивать из такого "ружья" спичечный коробок с трех-четырех метров. Попарно сцепленные между собой прищепки использовались нами в качестве… гранат. Ударяясь об пол, такая граната разрывалась вполне натурально, нанося немалый урон армии противника. Правда, предсказать траекторию разлета осколков было совершенно невозможно.
       Настольные спортивные игры
       Игрушки моделировали ситуации, возникающие в таких видах спорта, как хоккей, футбол и др. Изменить траекторию полета мяча (шайбы) играющий может, управляя фигуркой игрока через систему рычагов, или самой фигуркой.
       Подробно о настольных механических игрушках в статье Настольный спорт.

Настольные ипподромы развлекали детей несколько десятков лет назад. На фото механический (67-14a) и заводной (67-14b) варианты игры.
Прочие
       Механический бейсбол (Base Running Gates)
       Антикварная вариация пинбольного автомата.
       Игровое поле состояло из нескольких трасс-желобков, по которым надо было закатить шарик в лузу-базу. Движение шариков регулировалось хитроумной системой стрелок и проволочных заграждений.

Раскадровка освобождения оказавшегося в ловушке шарика.
       Световой тир
       Ружье, стреляющее пучком света, было запатентовано в середине 30-х годов Чарльзом Гриффитом (Charles W. Griffith).
       А через 10 лет появился первый светомеханический тир Shoot the Bear.
       В фирменном руководстве к игре говорилось:
       "Каждый патриотически-настроенный американец обязан уметь стрелять! Мужчина, женщина или ребенок — не важно. Все должны быть одинаково готовы к боевым действиям".

       Перед игроком словно открывалось окно в лес, где среди кустов и деревьев бродил медведь. На его фигурке располагались три светопринимающих линзы, фиксирующие попадания.
       Когда свет от выстрела достигал линзы, то на механизм движения поступал сигнал, и медведь изменял траекторию движения или поворачивался к игроку и рычал, стоя на задних лапах. Параллельно срабатывал счетчик попаданий. Всего в распоряжении игрока было от 10 до 20 выстрелов. Игрушка отзывалась на попадание с расстояния до 7,5 м.

Внешний вид светового тира (рис 67-16a).
Для создания комического эффекта в игру иногда включалась собака, преследовавшая зверя (рис 67-16b).

Транспортные игрушки

       Игры с такими игрушками (а также с куклами, солдатиками и т.п.) — по сути ролевые игры. Ребенок ассоциирует себя с водителем (пилотом и т.п.) того или иного транспортного средства, особенно если это спецтехника. Самосвал может перевозить кубики для постройки дома, бульдозер может расчистить площадку под этот дом и т.д.

Игрушечная железная дорога
       Игрушечная железная дорога (ИЖД) — это действующая самодвижущая модель локомотива с подвижным составом.

ИЖД — это еще и конструктор, предлагающий множество вариантов сотворения уникального мира, и хобби, открывающее широкий простор для воплощения задумок по детализации игрового пространства.
       История ИЖД
       К середине XIX в Европе была широко распространена игрушечная "деревянная железная дорога". Вагончики и локомотив были деревянными, а рельсы отсутствовали. Никаких двигателей не было и игрушку катали вручную.
       В Англии катание игрушечных поездов вошло в моду у аристократии, и специально для этого открывались клубы с уложенными рельсами. Естественно, там катали не дешевые кустарные поделки, а точные копии настоящих паровозов того времени, отделанные серебром и медью.
       История механической ИЖД начинается с 1891 года, когда на Лейпцигской ярмарке была впервые представлена миниатюрная железная дорога, по рельсам которой таскал за собой вагончики работающий на спирту паровозик. Спустя месяц, игрушка была выставлена на аукционе, и в торгах за нее приняли участие даже представители европейских монархов.
Факт
       В 1900 году лавочник Джошуа Коуэн для привлечения внимания покупателей к товарам устанавливает в витрине макет железной дороги с движущимся от батареи локомотивом. К удивлению Джошуа, клиентов больше интересовала покупка игрушечного поезда, чем сами товары магазина.
       Примерно с 30-х годов XX века производство ИЖД становится массовым и развивается по двум направлениям: игровому и коллекционному. В это же время появляются первые энтузиасты, занимающиеся моделированием железнодорожной жизни самостоятельно.

Для детей фирмы-производители намеренно упрощают игрушку, чтобы сделать ее более доступной в цене. Но настоящее удовольствие доставляют именно точные модели, которыми приятно играть и просто любоваться.
       ИЖД сегодня
       Миниатюрные стрелки, семафоры, тупики, запасные пути и т.д. позволяют детально моделировать ситуации, возникающие на настоящей ЖД.
       Не менее увлекательно и создание мира вдоль железнодорожного пути. Изготавливают или покупают макеты станций, гор, деревьев, водных преград, тоннелей, мостов, автотрасс. Газоны перед игрушечными домами "засеивают" искусственной травой и т.д. В самих домах все как настоящее: горит свет, открываются окна, задергиваются занавески.
Факт
       ИЖД, экспонирующаяся в Гамбурге, занимает место, равное по площади двум спортивным залам.
       Бонус: Статья о ИЖД. PICO и Marklin — сайты ведущих фирм-производителей ИЖД. Основные масштабы ИЖД. Сайт о самостоятельном изготовлении миниатюрных поездов и аксессуаров ИЖД. Goldentrain — информационно-торговый портал. Музей ИЖД в Сан-Диего.

Романтикой дальних странствий веет от этой фотографии. Даже не верится, что поезд игрушечный.
Детские механические автомобили (ДМА)
       Детские автомобили с заводным механизмом появились в начале XX века в Нюрнберге. Немцы подошли к изготовлению игрушки с присущей им основательностью, и уже у первых механических моделек открывались дверцы, работал сигнал и фары. Стоили такие машинки не намного меньше настоящих.
       За счет развития технологий выпуск ДМА был поставлен на поток, и постепенно модели охватили все имеющиеся в наличии виды автотехники. Легковушки, автобусы, спецмашины, грузовики, военная техника и т.д.

Для американских детей культовой заводной игрушкой была фигурка мотоциклиста — героя комиксов Ивила Книвела (Evel Knievel). Мотоцикл Ивила умел ездить на заднем колесе и прыгать через препятствия.
       Начиная с 50-х годов прошлого века, заводные механизмы потеснили портативные электромоторы. Питались такие моторы от батареек, и машинка с ним могла проехать намного дальше, чем заводная. Впрочем, полного вытеснения не произошло, так как заводная игрушка намного дешевле в процессе эксплуатации. Не надо постоянно докупать батареи — повернул несколько раз заводящий механизм ключ, и она снова едет.
       В ДМА нашел распространение принцип, в ИЖД не использующийся, — инерционные двигатели. Надо несколько раз быстро провести машинкой по ровной поверхности, чтобы разогнать скрытый внутри маховик, и поставить машинку на пол. Маховик будет отдавать накопленную энергию, и машинка поедет.

К классу механических автомобилей можно отнести и всевозможные грузовики, автокраны, самосвалы, бульдозеры, не имеющие никакого двигателя, но "умеющие" выполнять свои прямые функции: у самосвала должен подниматься кузов, кран должен поднимать-опускать грузы и т.д.
       В 70-е годы прошлого века увидела свет игра "За рулем". Она представляла собой вращающийся диск с нарисованной дорогой и препятствиями, и макетом автомобильчика с маленьким магнитом внутри. В игре "ехала" дорога, а не машина. Электромотор вращал диск, а под ним находился механизм, связанный с рулем с одной стороны, и макетом машины (через магнит) с другой. Поворот руля обеспечивал машинке определенную свободу движения влево-вправо и позволял уклоняться от препятствий. Все вместе создавало неплохую иллюзию езды по трассе. В игре было три скорости. Научившись ездить медленно, можно было включить следующую скорость и заставить дорогу вращаться быстрее.

Мечта советских школьников 70-80-х годов. Симулятор дороги "За рулем". Мы с ума по ней сходили.
       Примерно в тоже время были распространены наборы заводных машин "Перекресток".
       Машинки можно было запускать по замкнутой трассе или просто по гладкой поверхности. Во втором случае играющий мог управлять машинкой через гибкий тросик, своего рода прототип дистанционной системы управления.

       На улицах Сингапура появилось авто с гигантской рукой на крыше, которая создает иллюзию свободно разъезжающей по городу детской игрушки.
Источник: http://www.sostav.ru/
Дистанционно управляемые модели
       Управление игрушкой бывает двух видов: проводное и беспроводное.
       В первом случае игрушка связана с блоком управления проводами, по которым поступает сигнал, предписывающий выполнить ей то или иное действие: повернуть, включить задний ход, помигать фарами и т.д. Основной недостаток таких игрушек — ограниченная длина провода, который "привязывает" играющего к модели, заставляя постоянно находиться на небольшом расстоянии от нее. Да и провод просто мешает, путаясь в ногах.
       В беспроводных игрушках сигнал-команда с пульта управления подается через радиоволны, и передатчик, установленный на самой модели, соответствующим образом реагирует на эти команды. Такой тип управления дает игроку большую свободу, и расстояние от него до модели ограничивается только препятствиями, гасящими радиоволны, и мощностью самого приемно-передающего устройства. Но цена таких игрушек существенно выше, чем в первом случае.

Когда смотришь на такие красивые игрушки, становится немного жаль, что детство уже ушло.
Остальные виды транспортной игрушки
       Механические летательные аппараты и суда не столь популярны, так как для игры ими необходимы определенные условия: наличие водоема, широкой открытой площадки и т.д.
       Из массовых моделей можно упомянуть модель вертолета, приводившуюся в движение ручным стартером. Сам вертолет насаживался на ось небольшого пускового устройства. Играющий резко тянул за веревку и ось раскручивалась, передавая движение на лопасти вертолета, и машина взлетала.
       Порой полеты игрушки были весьма впечатляющи, и не раз приходилось "спасать" улетевший на соседний двор вертолет или снимать его с ветвей высоких деревьев, на которые его так и тянуло приземлиться. Большим недостатком игрушки являлась конструкция лопастей, которые частенько (особенно после контактов с препятствиями) разлетались по всей округе.

       Бонус: сайт крупнейшего производителя механических транспортных игрушек. Купить радиоуправляемые игрушки. Купить транспортные игрушки (три разные ссылки).

Летающие игрушки — загородное развлечение. Городская теснота, дома, провода, деревья — все это серьезная помеха полетам. Не стоит забывать, что лопасти таких игрушек могут нанести тяжелые травмы.
Техническое моделирование (моделестроение)
       Название пошло от латинского слова "model" — мера, образ. Моделестроение — это создание копий различных видов транспорта и летательных аппаратов.
       Техническое моделирование является популярным хобби, а также видом технического спорта.
       Само увлечение — это не только создание копий, но и детальное ознакомление с историей их прототипов и приобретение полезных технических навыков.
       Основные направления технического моделирования:

       Авиа и ракетное моделирование
       Первую летающую модель построил в 1876г. А.Ф. Можайский, а кружки юных авиамоделистов возникали при аэроклубах еще в 20-е годы прошлого века.
       Материалом для модели может служить обычный бумажный лист или готовый набор из магазина, который нужно только правильно склеить. Постройка точных летающих копий — дело гораздо более сложное и требующее специальных навыков и оборудования. Поэтому лучше начинать ее в специальной секции под руководством опытных наставников.

       Судомоделирование
       Модели судов находили в древнеегипетских захоронениях. А пускали по весенним ручьям щепки и бумажные кораблики в детстве, наверное, многие. И бумажный кораблик, и точная копия старинного парусника, и сложная действующая модель современного лайнера — это все ветви одного большого дерева — судомоделирования.

Действующая модель — это не обязательно нечто сверхсложное и трудоемкое. Для постройки такого кораблика нужны всего лишь лопасть от детской вертушки, моторчик от старого плейера, батарейка и пустая тара из под… "Доширака".
       Автомоделирование
       Хотя любую модель, вплоть до радиоуправляемой, можно купить в магазине, сами автомоделисты считают такое занятие неинтересным и предпочитают собирать модели от начала и до конца своими руками.

       Бонус: Бумажные модели. Модели самолётов из аниме "Porco Rosso". Каталог ссылок по авиамоделизму. Статья "Верфь на столе". Сайт по судомоделированию. Центр технического творчества. Статья "Техническое моделирование".

Механические куклы


Театры механических кукол
       Рассказывая о механических игрушках, несправедливо было бы оставить без внимания механические кукольные театры.
       В эпоху Античности появились первые театры механических автоматов, которые позволили людям если уж не иметь игрушку в личной собственности, то хотя бы наблюдать за этими чудесами инженерной мысли. В "Театре Автоматов" Герона Александрийского шло представление "Легенда о Навплии" из 5 актов, и все роли исполняли механические куклы. Начинался спектакль со сцены постройки судов и заканчивался крушением флота в бушующем море.

Это чертеж одной из многочисленных механических игрушек, придуманных Героном Александрийским и описанных в его труде "Пневматика".
       В средние века начали появляться механические часы-театры. В определенное время под переливный бой часов в них открывались специальные створки, и к зрителям выезжала платформа-сцена, на которой миниатюрные актеры разыгрывали небольшое представление. После чего сцена задвигалась обратно, и створки закрывались до следующего боя часов. Существовали варианты такого театра как для больших, башенных часов, так и для настольных домашних. Одни из таких часов ("Павлин") работы Джеймса Кокса хранятся в Государственном Эрмитаже.

"Павлин" Д. Кокса. Механизм заводится на определенное время, при наступлении которого фигурки на часах приходят в движение. Сова хлопает глазами, петух поет, подняв голову, а павлин кружится, распустив хвост.
Театр марионеток
       Марионетки — вид куклы, управляемой человеком при помощи системы привязанных к ней нитей. Подобные куклы известны были еще в Древнем Египте, но своего расцвета театр марионеток достиг в средневековой Италии (XVI- XIX век).
       Куклы-марионетки изготавливаются из дерева и имеют подвижные конечности, к которым привязаны нити. Нити сходятся на крестообразном коромысле (ваге). Колебания ваги натягивают те или иные нити, и кукла выполняет различные движения.
       Хотя театр механических кукол сохраняет основные функции игрушки — развлекать и обучать, все же он в большей степени зрелище, нежели игрушка.

У этого пирата минимальный набор движений, так как нитей всего 5. Увеличив их число, можно заставить выполнять куклу очень сложные комбинации действий.
Механические куклы (МК)
       Переход МК в разряд игрушки начинается в XVIII веке, с куклы, изготовленной французским мастером Жаком Вокансоном. Он делает куклу, которая может играть на флейте больше десятка различных мелодий.

Еще одна удивительная работа Вокансона — механическая утка. Она умела не только крякать, плавать и ухаживать за оперением, но и заглатывать пищу и переваривать ее. Для этого внутри куклы размещалась химическая лаборатория.
       Несколько десятилетий спустя швейцарский механик Анри Дро вместе со своим отцом Пьером конструирует куклу "Писатель". Она умела писать предложение из 40 знаков, после чего посыпала исписанный лист песком и встряхивала его для просушки. Внутри этого чуда был скрыт пружинный механизм (наподобие часового), через натянутые струны передающий движения на конечности куклы. От имени изобретателя пошло устоявшееся название механического человека — "андроид".
       При всей своей уникальности механические куклы были "запрограммированы" на одни и те же движения, и переучить их, не изменяя конструкции, было невозможно.

Знаменитые куклы семьи Дро теперь музейное достояние. Стоимость их не поддается оценке.
Факт:
       Первые говорящие и ходящие игрушки были запатентованы в США в конце XIX века, и к XX веку механическая кукла становится, наконец, детской игрушкой.
       Они не так совершенны, как шедевры средневековых механиков, но умели поворачивать голову и шевелить руками и ногами, а большего от них тогда и не требовалось.
       В 1903 году Альберт Шонуг изготовил серию заводных игрушек "Цирк" с реалистичным набором движений. Мастер вырезал на руках у кукол пазы, позволяющие фиксировать тело без опрокидывания. Клоуны Шонуга делали всевозможные стойки, садились на шпагат, ходили по канату и т.д.

Кукла-гимнаст. Заводной механизм вращал турник, и кукла кувыркалась, делая стойки и перевороты.
       Современные куклы делаются не только для игры, но и для снятия психологического напряжения, как, например, игрушка "Задуши курицу!". Детям играть в подобное не рекомендуется. Работающий от батареек цыпленок при включении хаотично скачет по комнате, издавая вопли, прекратить которые можно крепко сжав птице шею. При этом она начинает хрипеть и дергаться, имитируя смерть от удушья.
Факт (опасные игрушки):
       Жующая кукла. Сила челюстей была сравнима с дробильным станком: она откусывала пальцы, если ей по неосторожности залезали в рот.
       "Небесная танцовщица". При включении кружилась. Мотор был мощный — если до танцовщицы дотрагивались, оставались синяки.
По информации http://news.mail.ru/
       Бонус: История марионеток. Японские механические куклы. Сайт производителей декоративных механических кукол. Музей игрушки в Вирджинии.

Еще одна игрушка для взрослых с расистским уклоном. Механическая копилка. Свинка выплевывает опущенную монету в рот ирландца, который, закатив глаза, эту монетку глотает.

Роботы и самообучающиеся игрушки

История
       В начале XX столетия с развитием радиотехники и электроники начались эксперименты по наделению механизмов простейшими реакциями на окружающую среду. Результатом этих попыток стало создание электронно-механического устройства — робота. Изначально конструкторы делали их человекоподобными, пытаясь воплотить мечту о создании искусственного человека. В первую очередь, роботы создавались не для игры, но многие достижения нашли применение и в механических игрушках.
       Американский инженер Венсли изготовил робота, названного "мистер Телевокс". Управлялся робот свистом. Он умел включать пылесос, вентилятор, пользоваться выключателем, открывать окна и двери и говорить несколько фраз. Изобретение закончило свой век в скромной должности контролера водопровода одного из небоскребов в Нью-Йорке, отвечая по телефону на вопросы о состоянии системы.
       В 1933 году на Чикагской выставке демонстрировался робот-лектор. Корпус робота был прозрачен, а внутри находились макеты человеческих внутренностей. Приступая к лекции, робот распахивал жилет и наглядно объяснял строение и назначение внутренних органов.
       Увлечение роботами привело к тому, что в детских игрушках начали широко использоваться всевозможные лампочки и звонки, срабатывающие на голосовую команду. Игрушки умеют по сигналу начинать движение или останавливаться и произносить несколько стандартных фраз. На этом набор функций исчерпывался.
       В середине прошлого века Г. Уолтер создал интересную конструкцию, названную им "черепашка". Черепашка реагировала на световое излучение. Заметив яркий источник света, она ползла к нему, огибая препятствия, но, подойдя на определенное расстояние, сворачивала в наиболее темный угол. При разрядке аккумулятора черепашка испытывала "голод" и искала розетку для подзарядки.
       Простые версии "черепашки" Уолтера были доступны детям. В 70-х годах прошлого века начат выпуск машин и луноходов, способных объезжать препятствия.

Механические люди не только восхищали, но и пугали общественность.
Современность
       В самом конце XX века появляются по настоящему интерактивные игрушки, умеющие общаться со своими владельцами.

Сегодня 70% популярных игрушек выпускается с микропроцессором, и многие дети изначально надеются, что их игрушка будет "умной".
       Динозаврик Барни (Barney the Dinosaur)
       Идея выпустить игрушку с микрочипом родилась у компании Microsoft в 1997 году. Для опыта выбрали героя популярной детской передачи динозаврика Барни. Динозаврик обладал словарным запасом в 2000 слов, умел петь полтора десятка песен. Предусматривалось подсоединение к ПК и видеомагнитофону. К игрушке прилагался CD с набором обучающих программ.

       Ферби (Furby)
       Маленький пушистый гремлин Ферби способен мимически выражать основные эмоции, петь, танцевать. Он периодически испытывает "голод" и нуждается в имитации кормления. Игрушка умеет ориентироваться в пространстве, и чувствительна к прикосновениям, особенно к щекотке. Ферби понимает команды и способен общаться с ребенком на двух языках: своем родном "фербийском" и английском. Причем английскому языку его должен обучить хозяин.

С 1998 по 2005 год в мире продано более 40 млн. игрушек Ферби. Симпатичная внешность, низкая цена и способность надолго увлечь ребенка, позволяют игрушке пользоваться спросом и по сей день.
       Электронная собака AIBO
       Игрушка выпускается с 1999 года компанией SONY. Несмотря на стоимость в 2.5 тыс. долларов (для сравнения цена Ферби 30$), первые 3 тыс. собак была полностью распроданы за 18 минут.
       AIBO самообучаема и имеет алгоритм подстройки под характер конкретного хозяина. Обучение начинается с того, что собаку учат ходить и сидеть. Затем — играть в мяч и выполнять команды. Полную программу обучения AIBO проходит за 4 месяца постоянных занятий.
Факт
       По желанию владельца купленному щенку AIBO могут оформить свидетельство о рождении, как настоящей породистой собаке.
       Игрушки попроще могут передвигаться по квартире, не натыкаясь на стены и мебель, выполняют нехитрые трюки и понимают несколько голосовых команд.

Учиться робот может не только у человека, но и у более обученного аналогичного робота.
Игрушечное хакерство
       "Инженеры компании "Ксерокс" потратили немало усилий, чтобы заставить розового динозаврика Барни реагировать на команды домашнего компьютера. После этого, по слухам из "хакерских" кругов, какой-то умелец превратил беднягу Барни в матерящегося бродягу.
       Процессор и память симпатяги Ферби защищены резиновой оболочкой, которую нельзя нарушить без нанесения непоправимого ущерба ее электронной системе. Но для канадского компьютерщика Джефри Гиббонса это не препятствие.
       Гиббонс провел над Ферби операцию по "пересадке мозга" и "привил" ей полезные навыки: она может теперь читать электронную почту и даже отпугивать грабителей. За это хакер получил специальную премию от Питера ван дер Линдена, инженера из американской Кремниевой Долины"
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/default.stm
       Бонус: История робототехники. Национальный Музей кукол и автоматов в Монако. Полезная информация о Ферби. Где купить Ферби. Сайт производителя AIBO. Обзорная статья о AIBO. Официальный сайт AIBO. Статья "Искусственный интеллект".

Хулиганствующий Ферби. С кем поведешься…

Заключение

       Механическую игрушку конструкторы учили говорить и ходить, а электронную учат "думать" и адекватно реагировать на окружающий мир. Но вместе с новейшими игрушками на полках магазинов еще можно встретить и "веревочные" игрушки, история которых насчитывает тысячелетия.
       Самое интересное, что зачастую дети получают радость от самой несложной игрушки, так как у современных игр есть один достаточно серьезный недостаток: порой игровой процесс сводится к наблюдению за действиями самой игрушки и не предусматривает вовлечение в себя игрока. То есть ребенок из участника игры превращается в пассивного зрителя. А дорогие развивающие интерактивные игрушки не всем по карману.

Никакая даже суперсовременная игрушка не сможет заменить ребенку живое общение. Об этом стоит помнить родителям, стремящимся переложить свои обязанности на плечи электронных воспитателей.

Ссылки по теме

Русскоязычные
       Ванетка — сайт изобретателя нового типа марионетки — "ванетки". Информация и забавный видеоролик, демонстрирующий возможности игрушки — http://vanetka55.narod.ru/
История марионеток — статья с сайта "Мастерская деревянной игрушки" — http://www.masterovoy.com/index.htm
       Воздушные змеи — сайт о воздушных змеях. История, изготовление, рекомендации и пр. — http://kiteman.ru/?
Marklin — сайт одного из ведущих производителей ИЖД, фирмы Marklin — http://www.marklin.com.ua/
       Постройка моделей железных дорог — детальная информация для энтузиастов с сайта — http://ys.mmc.ru/imgr/bark/
Авто на столе — статья о масштабном моделировании с сайта — http://www.automarket.su/
       ВОЗДУШНЫЕ ЗМЕИ — статья о японских воздушных змеях с сайта — http://www.dodi.ru/
Хобби-Центр — сайт о всевозможных видах технического моделирования и радиоуправляемых моделях — http://www.hobbycenter.ru/
       Кукла Брюса — статья об известном русском изобретателе Якове Веллимовиче Брюсе с сайта — http://tmru.bizland.com/
Хронология робототехники — сайт об истории и развитии робототехники — http://myrobot.ru/articles/hist_0-16.php
       Деревянные самураи — статья о японских механических куклах "каракури" с сайта — http://www.popmech.ru/

Англоязычные
       PNEUMATICS — иллюстрированный труд Герона Александрийского, автора "Театра Автоматов" — http://www.history.rochester.edu/steam/hero/index.html
The Mechanical Toys Page — сайт о том, как сделать механическую игрушку своими руками — http://users.bigpond.net.au/mechtoys/
       Leludion — Сайт об антикварной игрушке — http://www.leludion.com/accueil_e.htm
Furby — статья из Википедии об игрушке Ферби — http://en.wikipedia.org/wiki/Furby
       AIBO — сайт компании-производителя электронных собак AIBO, компании SONY — http://www.sony.net/
The Chinese first grand kite museum — Китайский Музей Воздушных Змеев — http://www.wfkitemuseum.com/en/main.html
       The Toy Robot Museum — Музей роботов в Пенсильвании — http://www.oldwoodtoys.com/robot_museum.htm
Robot — статья из Википедии о роботах — http://en.wikipedia.org/wiki/Robot
       IFR — Международная Федерация Робототехники — http://www.ifr.org/


Основное Что это такое? | Классификация | Игрушки, использующие энергию внешних источников или мускульную силу играющего | Механические игры | Транспортные игрушки | Механические куклы | Роботы и самообучающиеся игрушки | Заключение
Дополнительно Ссылки по теме | Об авторе – Дмитрий Аркадьев-Берлин

обсудить в форуме 'Игры' »