Класс – термин, означающий принадлежность персонажа к тому или иному направлению профессиональной деятельности в мире игры: воин, маг, жрец, алхимик, бард и т.п.
Впервые появившись в механике настольно-словесных РИ, конкретно в D&D (см. статью Ролевые игры, раздел Персонаж в РИ), впоследствии классы успешно перекочевали в игры живого действия, и в компьютерные RPG с видеоиграми.
Механизм классового разделения персонажей прост, он создал эталоны и множество интересных типажей для игры, поэтому на первоначальном этапе развития был прогрессивным, много дал культуре не только ролевых игр, но и мировой фантастики в целом.
Впрочем, точно так же классовая система породила массу стереотипов, и отличалась высокой косностью в игре за одних и тех же персонажей. Поэтому появились так называемые “классовые дополнения” – книги правил, посвященные конкретным классам, в которых описывались разнообразные “подклассы” (kits во 2-ой редакции D&D, престиж-классы в 3-ей). Например, согласно Fighter’scomplete, воин мог быть: варваром, рыцарем, дуэлянтом, самураем, монахом, и так далее. Это вносило большое разнообразие в игровой процесс, хотя не решало проблему на качественном уровне.
Поэтому, в определенный момент, появился более радикальный подход: во многих игровых системах (первой из них была GURPS) классы сменились на более гибкие point, или skill-oriented системы, и было выработано общее направление, альтернативное классовому: skill-point system. В этом подходе, персонаж получает очки, которые может тратить на различные умения и способности, формируя каждый раз уникального персонажа, а не следуя классовым стереотипам.
Впрочем, все альтернативные системы так же грешат наличием узкого круга наиболее выигрышных комбинаций, так что нельзя уверенно сказать, что один подход лучше и на порядок прогрессивнее другого.
Ролевые игры | Настольно-словесные игры | Живые ролевые игры | Компьютерные ролевые игры | Ролевые игры: список терминов