Основное Определение | Что это такое? | Компьютерные игры и насилие | Социальные проблемы геймеров | Заключение
Дополнительно Ссылки по теме | Об авторе – Дмитрий Аркадьев-Берлин

Определение

       Кибернетическая лудомания (КЛ) – тяжелая психологическая зависимость от компьютерных игр, сказывающаяся на образе жизни и здоровье человека. В широком смысле понятие включает в себя компьютерную игроманию (патологическое геймерство) и интернет-зависимость. В этой статье мы остановимся исключительно на компьютерной игромании, посвятив интернет-зависимости отдельную статью.


Незаметно для себя человек из хозяина компьютера превращается в зависящего от него раба.

Что это такое?

       Такой вид аддиктивности появился совсем недавно (в 90-х годах XX века), но уже является официально признанным медициной заболеванием. Распространен он в основном среди подростков и людей до 40 лет. Хотя играют люди и в гораздо более преклонном возрасте,так в Австралии живет геймер (от англ. game — игра), которому… 84 года! Признаки КЛ обнаруживаются даже у 7-8-и летних (!) детей, которых родители пытались отвлечь от телевизора (или самих себя) игровыми приставками либо компьютером. Появление портативных игровых консолей привело к тому, что средний возраст ребенка-геймера в 2005 году составлял 8,1 года, а в 2007 году уже 6,7 лет.
       «Сегодняшние дети проявляют интерес к цифровым устройствам подчас не меньший, чем их родители, — считает Анита Фрейзер, аналитик NPD Group. — Они избавляются от страха перед технологиями и делают сложные устройства частью своей жизни».
       Хочется пожелать им, что бы ультрасовременные игры, не стали их жизнью целиком.
Факт
       Самым молодым профессиональным геймером на Земле является 9-летний американец Виктор де Леон.
       Его средний годовой доход уже составляет «чистыми» (без учета стоимости вещевых призов и командировочных расходов) около 20 тыс. долларов. Впервые Виктор сел за компьютер в два года, а в 4 (!) занялся играми профессионально. Через год он уже был на 64 месте национального рейтинга, а в 7 лет стал вторым на крупном турнире в Чикаго, обойдя более полутысячи соперников. Родители мальчика уверяют, что Виктор практически ничем не отличается от своих сверстников, а на досуге любит поплавать и играть на скрипке.

В этом фотоприколе есть и доля правды. 5-8% людей старше 60 лет в развитых странах с удовольствием проводят время за компьютерными и видеоиграми.
       Компьютерные игры должны вызывать некоторую аддиктивность по своей сути, так как именно в этом и выражается их увлекательность. Процесс должен «затягивать», ибо какой смысл тратить время на развлечение которое не развлекает? Однако тут дело обстоит так же, как и в случае с лудоманией, вызываемой азартными играми (см. статью Аддиктивность к азартным играм). Кто-то играет время от времени, несколько часов в неделю для удовольствия, а кто-то уходит в «запой», ныряя в виртуальный мир при первой возможности.
       Тут также можно говорить о внутренней предрасположенности к КЛ. В виртуальный мир с особым удовольствием уходят люди, у которых много проблем в жизни, обремененные комплексами и страдающие от внутренней неуверенности. Виртуал компенсирует им то, чего так не хватает в жизни: признание, интересное общение (в онлайн-играх), реализация фантазий, скрывает недостатки и т.п.
       В среде психологов сейчас распространился термин «моногеймия». Так называют увлечение какой-то одной игрой. Если раньше разработчикам было выгодно выпустить ряд качественных игр, которые увлекали игроков в среднем на несколько недель, то теперь упор делается на мощные сетевые проекты, типа того же Warcraft'а, срок жизни которых практически не ограничен. Именно такие проекты с головой «засасывают» игрока, сужая до минимума круг его интересов даже в сфере компьютерных развлечений.

Вероятно, совсем скоро жизнь человека будет связана с компьютерами с самого рождения.

Компьютерные игры и насилие

       Много спорят о том, провоцируют ли компьютерные игры, особенно с элементами насилии и агрессии, саму агрессию или наоборот — дают психологическую разрядку, высвобождая естественную агрессивность в действия, происходящие в виртуальном пространстве. Скорее всего, дело тут исключительно в «дозе». До определенного момента такая разрядка действительно происходит, но зомбируемый многочасовым ежедневным сидением за монитором мозг не всегда четко видит грань между реальностью и виртуальным миром. Один мой друг рассказывал, что, выйдя на улицу после непрерывной 48-часовой игры, он просто не понимал, как ему идти своими ногами, так как вокруг не было привычных стрелок перемещения по карте, которые были в игре.
       Формирование негативного отношения к компьютерным играм в основном идет от ярых их противников, и с самими играми ничего общего не имеет. Они только фон. Суть этих проблем не в увлечении подростков жестокими играми, а в социальной неприспособленности, непонимании, одиночестве, невозможности для самореализации в ином виде.
Факты
       Наиболее известные преступления якобы спровоцированные компьютерными играми:
       1 декабря 1998 года четырнадцатилетний американский подросток Майкл Кэрнил расстрелял своих школьных товарищей, выходивших из молельни. Было убито три и ранено 5 человек.
       20 апреля 1999 года двое американских юношей, восемнадцатилетний Эрик Харис и семнадцатилетний Дилан Клебол, заминировали школу в которой учились радиоуправляемыми минами и начали их взрывать. Потом, в поднявшейся панике открыли огонь из охотничьих ружей по своим школьным товарищам. Всего было убито 13 человек, 12 из которых были школьниками. Оба подростка застрелились на месте преступления, не дожидаясь ареста полицией.

Компьютерные баталии привлекают к себе не только игроков. Зрители с не меньшим вниманием следят за развитием событий на мониторе.

Социальные проблемы геймеров

       Однако зависимость есть зависимость. И основная масса проблем, с ней связанных, даже не в агрессивном поведении геймеров (футбольные и музыкальные фанаты ведут себя не в пример агрессивнее), а в том, что они становятся потерянными для общества и своих близких. Их ничто не волнует кроме игры. Есть даже такой термин «геймерская вдова» — так называют жен, которые видят своих мужей исключительно сидящими у компьютера. Известны случаи, когда отцы, которым был поручен присмотр за ребенком, усаживали того к себе на колени и продолжали играть. В Южной Корее был зафиксирован такой случай: молодая чета геймеров пошла поиграть в компьютерный клуб, оставив дома свою четырехмесячную дочь. Игра затянулась более чем на 30 часов. По возвращении родители обнаружили девочку мертвой. Но обычно рождение ребенка в подобных парах приводит к снижению интереса к игре.

В момент написания статьи стал известен еще один печальный факт (едва не обернувшийся трагедией), связанный с пренебрежительным отношением родителей-геймеров к своим детям. По всей вероятности детей возьмет под свою опеку государство. Родителей тоже – им «светит» до 20 лет тюремного заключения.
Факты: Игра, разрушающая семью
       Сергей, геймер:
       Это же не просто игра. Мы с участниками в процессе еще и общаемся. Я могу вот так же легко разговаривать, например, с предпринимателем из Китая или с пенсионеркой из Канады. В реальной жизни я их никогда не увижу, а в игре — пожалуйста, каждый день. Среди геймеров, оказывается, много интересных людей. И общаться с ними хочется.
       Диана, его жена:
       У моего ребенка уже нет отца — он весь в игре.
Факты: Игра укрепляющая семью
       Ольга, жена геймера:
       Сначала Денис (муж) помог выбрать «моего» героя, потом объяснил правила игры, и начались безумные сутки. Пока муж работал — играла я. Когда он приходил домой — заменял меня за компьютером. Я в это время готовила ужин или убирала в квартире. Всю ночь мы играли. Пока один из нас играл, другой спал. Потом мы менялись. И так до самого утра. Доходило до того, что я засыпала прямо перед монитором!
Комментарий специалиста
       Ольга Гриднева, психолог:
       Совместимы ли семья и геймерство? Точно могу сказать, что обычно в семейных отношениях возникает много злости, если один из супругов зависим от игры. Начинаются скандалы, ссоры, выяснение отношений. Но это не поможет. Точно. Людей, больных лудоманией, нужно лечить. Причем как медикаментами, так и психотерапией.
По материалам статьи Е. Крыловой Семья и геймерство несовместимы?
       Для игромана поломка компьютера вызывает не меньшие эмоции, чем у обычного человека известие о тяжелой болезни кого-то из родных. А невозможность играть по каким-либо причинам может вызывать депрессию, тоску, либо наоборот провоцировать на агрессивное или раздраженное отношение к окружающим, особенно если они являются источником помехи увлечению. За игрой пропадает также чувство времени, и в особо тяжелых случаях игровые «марафоны» могут продолжаться непрерывно до нескольких суток, во время которых люди не едят и не спят, но могут периодически «взбадривать» себя алкоголем или наркотиками. Естественно, что человек, оторвавшийся после такого от компьютера (даже по своей воле), будет маловменяем.
       Сейчас начали создаваться интересные проекты, сочетающие в себе как действия за компьютером, так и в реальном мире. Марк Эйлис, преподаватель Портсмутского университета, разрабатывает браузерную многопользовательскую игру под названием Ambient Quest. Что бы сделать в ней один игровой ход, необходимо пройти 300 шагов в реале, а для контроля используется специальный шагомер. Сделанные шаги откроют часть карты мира, что даст возможности для новых поисков и сражений.

«Старичку» Марио стало тесно на экране. Теперь он шагает по стенам подъездов фанатов.
Исповеди аддиктов
       Ли Ян, инженер программного обеспечения, Пекин:
       По будням я играю от 5 до 7 часов в день, а в выходные могу потратить на игру и все 15. Иногда я не сплю совсем. Мое здоровье ухудшилось, и я часто простываю. Но мне нравятся игры, особенно в интернете. Это значит, что с тобой играют другие люди, и вы действуете как одна команда. Вырабатывается ответственность.

       Брендон Хипшер, Индиана США:
       Я не понимаю, почему нас называют «наркоманами» люди, которые сами по 6 часов в день проводят у телевизора? Обычно я играю по 4-5 часов, в выходные побольше. Игры помогают мне расслабиться, проблемы перестают волновать. Я живу в маленьком городе, и игры для меня это еще и способ общения с людьми со всего мира. У меня есть знакомые из Швеции, Австралии, Кореи. Теперь я знаю, как люди из других стран на самом деле относятся к США. Для меня игра является положительным опытом и еще это весело. К тому же тут я могу то, чего не могу в жизни.

       Сильвия, Пекин:
       Я всерьез увлеклась играми, когда училась в университете. Я была очарована ими, особенно героико-эпическими. Я всегда играла роль могучего воина-мужчины. Это как просмотр фильма, только в нем участвуете вы сами. Я играла с остановками только на сон и еду. Я пропускала занятия и даже не знала, кто мои учителя. Игры помогали мне избегать тягостных раздумий над жизненными проблемами. В игре ты всегда находишься в центре виртуальной Вселенной. Я заметила, что дружить в реале намного сложнее, чем когда вы просто в одной команде в компьютерной игре. Сейчас я хочу закончить с виртуальными мирами. Я поняла, что в жизни все делится не только на черное и белое. И люди могут любить вас безо всякой на то причины.

       Хавида Хан, Лондон:
       Я хотел бы пригласить поиграть хотя бы несколько дней тех людей, которые говорят, что компьютерные игроки не имеют жизни. А потом попробовать пожить так, как они жили до этого.
       Дома я даже ел за компьютером, а на работе посещал форумы по моей любимой игре — Warcraft'у. В него можно играть бесконечно. Но я согласен, что мое увлечение чем-то сродни алкоголизму, и если вы чувствуете, что у вас есть предрасположенность к игровой зависимости, то вам стоит задуматься, а надо ли вам вообще играть? Ведь стали бы вы пить, если бы были уверены, что сопьетесь? Сейчас у меня беременна жена и я вынужден бросить игры, что бы уделять ей внимание.

Погрузившись в виртуальный мир, геймер не редко забывает о существовании мира реального.
Проблема здоровья

Уделяя внимание «раскачке» своего игрового персонажа, геймеры частенько пренебрегают собственной физической формой.
       Среди проблем, окружающих геймеров, проблема здоровья (и даже жизни, как таковой) занимает не самое последнее место.
       Малоподвижный образ жизни может привести к ожирению или общей физической детренерованности. Повышенная нагрузка на глаза и пальцы рук вызывает ухудшение зрения и артриты. А список медицинских терминов постоянно пополняется за счет геймеров. Так, благодаря «стараниям» новозеландского подростка, злоупотреблявшего играми, мир недавно узнал о новом заболевании — е-тромбозе (названным по аналогии с е-mail'ом). Подросток едва не умер из-за множества кровяных тромбов, образовавшихся в его ногах. Затем тромбы оторвались и закупорили сосуды легких, вызвав легочную эмболию. По мнению врачей, новая болезнь может стать одной из основных болезней нашего времени.
       Серьезному риску подвергают свое здоровье и те люди, которые приходя с работы в качестве отдыха избирают компьютерную игру. Время за игрой летит незаметно и сидение за монитором часто затягивается далеко за полночь, и человек просто-напросто приобретает «синдром хронической усталости» от недостатка сна.

Факт
       Один из ученых-психологов, мало знакомый с миром электронных развлечений, решил испытать действие наркотика на собственной шкуре. Установив на своем компьютере Diablo 2, он вскоре поймал себя на мысли, что провел за игрой всю ночь. «За каждой достигнутой целью появляется новая, — сетовал он, — и вам все время приходится принимать какие-то решения, вкладывая массу времени и творческой энергии в создание персонажа. Оторваться от игры невозможно до тех пор, пока цель не будет достигнута». Преодолеть соблазн вновь сесть за компьютер ученый смог только после того, как выбросил диск с «опасным содержимым».

Источник: http://games.mail.ru/

       По статистике, в одной из самых «геймерских» стран – Корее ежегодно от «передозировки» игрой умирает 7 человек. Причиной одной из таких смертей стал беспрецедентный десятидневный (!) игровой марафон, во время которого 38-летний мужчина делал перерывы только на сон. Врачи установили смерть от истощения.
       Однако вовсе не обязательно проводить за компьютером столько времени, что бы умереть. Другому корейцу, из города Тэгу, хватило «всего» двух суток.
       Эмоциональную сверхнагрузку не выдерживает не только тело, но и мозг. Так в Екатеринбургском интернет-кафе после непрерывной 12-часовой игры умер школьник. Причиной смерти стал обширный инсульт, поразивший даже видавших виды врачей:
       «Мы были шокированы степенью поражения мозга ребенка. В результате продолжительного эмоционального стресса у мальчика нарушилось кровоснабжение головного мозга. Ему стало плохо, закружилась голова. Но тяга к компьютерным играм была настолько сильна, что он продолжал играть. Подросток умирал, но не мог оторваться от игры. Эмоциональное напряжение все возрастало, и произошла закупорка сосудов. Грубо говоря, мозг был лишен кровоснабжения. Просто поразительно, но мальчик и в этот момент продолжал играть», — прокомментировал ситуацию заведующий наркологическим отделением детской больницы Екатеринбурга Алексей Сулимов.
       Игрозависимый человек постоянно находится в состоянии напряжения и тревоги. Его раздражает все, что может отвлечь от игры. Одержимые люди игрой проводят за монитором более 10 часов ежедневно в течение нескольких лет, утрачивая связь с внешним миром. У некоторых из них наблюдался абстинентный синдром, сходный с наркотическим «голодом» — они начинали дрожать и потеть, если не могли по каким-то причинам удовлетворить свою тягу к игре.


Будучи не в силах прервать « игровой марафон», геймеры подчас засыпают прямо на клавиатуре.

Заключение

       Заканчивая разговор о компьютерных играх, сопоставим для наглядности их основные плюсы и минусы.

Плюсы
  • интересное развлечение и способ занять свое свободное время;
  • возможность стать главным героем игрового пространства, что нереализуемо в обычном мире;
  • общение с другими игроками (в многопользовательских играх). Более половины заядлых игроков говорят о том, что именно возможность «живого» общения больше всего привлекает и удерживает их в игре;
  • познавательность. Вы можете побродить, скажем, по Древнему Египту или поучаствовать в восстании Спартака.
Минусы
  • вырабатывают привычку уходить от проблем в «виртуал», что негативно сказывается на умении решать свои проблемы вообще;
  • отрицательно сказываются на физическом здоровье, так как игровой процесс построен в первую очередь на эмоциональности и сам по себе не требует от игрока физической активности. Особенно страдает зрение;
  • отрицательно отражаются на нервной системе и психике, утомляемых постоянными перегрузками, вызванными многочасовым сидением за монитором. Игроманы стараются проводить максимум из доступного времени за компьютером, часто жертвуя сном ради игры; большинство игроманов в жизни замкнутые, не общительные люди, отвыкшие (либо не научившиеся) общаться напрямую без помощи компьютера;
  • после яркой, насыщенной событиями игры сложно переключатся на реальный мир, с его повседневными рутинными заботами.

Чего только не придумаешь, чтобы ни на минуту не расставаться с любимой игрой.
Факт
       В странах Юго-Восточной Азии наблюдается наиболее серьезное распространение КЛ. Например, в Южной Корее 2,5% людей до 40лет считаются зависимыми от компьютерных игр.

       Если вы обнаружили у близкого человека симптомы игровой зависимости, то не стоит насильно пытаться оторвать его от компьютера или устраивать скандалы, так как скорее всего это даст противоположный результат, и человек еще глубже постарается спрятаться в виртуале от новой проблемы. Лучше проконсультироваться у специалиста-психолога в наркологической клинике.

С такой татуировкой на…спине вполне можно выиграть конкурс «А вам слабо?!»

Ссылки по теме

Русскоязычные
       Психология геймера — статья с сайта — http://school.iatp.by/
Аддиктивное поведение в подростковом возрасте — научная статья с сайта — http://globus.smolensk.ru/.
       Виртуальный Мир: болезнь или спасение? — статья с сайта — http://club.fom.ru/.
Интернет-зависимость — статья с сайта — http://www.membrana.ru/.
       Кибер-лудомания — статья с сайта — http://factor-media.ru/
Кибераддикт — Человек Играющий? — статья с сайта — http://user.lvs.ru/
       Компьютерные игры — не лучший повод сходить с ума — статья о влиянии игр на психику, с сайта — http://www.membrana.ru/.
Геймеры получат собственную "Книгу рекордов Гиннеса" — статья с сайта — Mail.ru
       Лекарство от реальности — статья с сайта — http://games.mail.ru/

Англоязычные
       Treating China's online addicts — лечение компьютерной зависимости в Китае, с сайта — http://news.bbc.co.uk/2/.
       Gamerwidow — сайт "геймерских вдов" — http://www.gamerwidow.com/.
My parents took away my psp!!! — форумные советы игроку, у которого родители отобрали любимую приставку.
       First Life — сайт-протест против зависания в виртуальных мирах — http://www.getafirstlife.com/.
Video Game addiction — статья об игровой зависимости из Википедии.
       The Daedalus Project — психология многопользовательских игр.
Are Games Addictive? — "Есть зависимость?", статья с сайта — http://www.gamasutra.com/
       A factor-analytic investigation of computer 'addiction' and engagement — аналитические факторы исследования кибернетической лудомании, статья с сайта — http://www.ingentaconnect.com/

Статьи близкой тематики
       Игорные дома и казино
Карточные игры
       Игральные кости и игры с ними
Споры, пари, игра-вызов
       Аддиктивность к азартным играм
Интернет-зависимость
       Зависимость от сотового телефона


Основное Определение | Что это такое? | Компьютерные игры и насилие | Социальные проблемы геймеров | Заключение
Дополнительно Ссылки по теме | Об авторе – Дмитрий Аркадьев-Берлин


обсудить в форуме 'Игры и социум' »