Основное История появления | Классификация | Индивидуальные телевикторины | Командные телевикторины | Специализированные телевикторины | Интерактивные викторины для телезрителей | Заключение
Дополнительно Ссылки по теме | Об авторе – Дмитрий Аркадьев-Берлин и Дарья Серова
Смотри так же Игры на эрудицию — Живые и настольные | Игры со словами | Интеллектуальные игры | Загадки

История появления

       Телевизионные викторины — это лишь логичное развитие радио-викторин в новом формате. Самая ранняя радио-викторина "Профессор Дик и его Коробка с вопросами", шоу Роя Варда Диксона (Roy Ward Dickson's Professor Dick and His Question Box) — вышла в Канаде в 1935 году. Спустя два года только в одной Северной Америке появились более 200 подобных шоу.
       Как викторины попали на телевидение? Существует телевизионная легенда, рассказанная известным телеведущим и продюсером Александром Гуревичем. Суть ее в том, что в 50-е годы, когда британское телевидение работало преимущественно в прямом эфире, возникла серьезная проблема: чем заполнять непредвиденные паузы между программами? Решено было устраивать в это время очень быстрые игры для телезрителей: вопрос-ответ.
       Потом стало ясно, что зритель предпочитает канал, где есть такие игры, и они превратились в самостоятельные программы. История телеигровой культуры начинается именно с quiz show, жанра викторины. Именно она стала самой долговечной, популярной, бесконечно совершенствующейся формой телеигры, в большинстве случаев адаптированной к национальным особенностям аудитории. Так в американо-британских телевикторинах ведущие заставляют игроков дополнительно "работать" с аудиторией, задавая множество не касающихся игры вопросов. В "коренных", российских программах (например в "Что? Где? Когда?") наоборот воссоздается по-домашнему уютная обстановка, с максимальной изоляцией игроков от внеигровых воздействий.
       Одним из первых шоу формата телевикторины, была американская телепрограмма "Колесо фортуны" (не имеющая ничего общего современной одноименной телевикториной), выходившая с 1952 по 1953 годы. Участники программы рассказывали в эфире о хороших поступках, которые они совершали, а ведущий время от времени давал им шанс выиграть 1000 долларов, задавая несложные вопросы.
       На сегодняшний день викторины одни из самых "рейтинговых" передач на телевидении. Популярные проекты собирают до 20-30 % от общего количества зрителей. А самой большой по количеству участников телевикториной стала японская "Супервикторина", собравшая 5000 человек. Наиболее популярные телеигры были перенесены на компьютер, мобильный телефон или в иной электронный или настольный форматы.
       Бонус: аналитическое интервью о российском телевидении.

Телевикторина-долгожитель "Twenty-One", выходящая с середины 50-ых годов XX века до недавнего времени в США.

Классификация

       Телевикторины отличаются друг от друга деталями: правила очерёдности хода, типы вопросов, вознаграждение за правильный ответ, а также количеством игроков и интенсивностью участия ведущего. Можно выделить следующие виды телевикторин:
  • Индивидуальные телевикторины;
  • Командные телевикторины;
  • Специализированные телевикторины;
  • Интерактивные викторины для телезрителей.
       В данной статье будут рассмотрены наиболее известные (как в мире, так и в нашей стране) телевикторины.
       Бонус: англоязычный каталог телевизионных игровых шоу. История развития телевидения.

Индивидуальные телевикторины

       В них целью является победа одного человека, как правило, самого эрудированного.
       Первые и.в. появились в США и Великобритании в 1950-х. Они сразу же получили наибольшую популярность, особенно после старта таких шоу, как The $64,000 Question, Twenty One.
       Из огромного числа существовавших викторин со временем остались наиболее эталонные форматы, интересные для зрителя. Некоторые англо-американские шоу распространились и на другие страны (в том числе в Россию), получив мировое признание.

Jeopardy!
       Русская версия: Своя игра (проект лицензирован). Выходит на канале НТВ с 1994 года. Ведущий: Петр Кулешов.

       Игра была изобретена Мервом Гриффином (Merv Griffin), создателем современного варианта шоу Wheel of Fortune (по-нашему Поле Чудес), и вышла на телеэкраны 30 марта 1964 года. В настоящее время лицензию на игру приобрели более 20 стран, в число которых входят Австралия, Аргентина, Германия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция и др.

Кен Дженнингс (Ken Jennings). Карикатурное изображение бессменного чемпиона 74 игр. Кен заработал за свою игровую карьеру более 2.5 млн. долларов, побив все рекорды в истории существования игры. Так как чемпиону всего 33 года, то это не предел.
       В России игра появилась в 1994 году и ее правила практически аналогичны оригинальным.
       В игре принимают участие 3-4 игрока. Сама игра разбита на три раунда: "синий", "красный" и "своя игра". В первых двух раундах игроки соревнуются в скорости ответов. Первый нажавший кнопку получает право на ответ. В последнем раунде на вопрос отвечают все игроки, сдавая свои варианты ответов в письменном виде.

       Основные правила:
       В "синем раунде" вопросы разбиты на 6 категорий. Цена каждого вопроса базовая (от 10 до 50 очков).
       Игрок, правильно ответивший на вопрос, выбирает категорию и цену следующего. Например: "География 30". В случае правильного ответа игрок зарабатывает на стоимости вопроса, в случае неправильного теряет ее. Если в течение 5 секунд никто из игроков не отвечает, ведущий сам читает ответ и передает право выбора следующему игроку.

В отличие от США у нас очки, а не доллары. Но сути это не меняет.
       "Красный" раунд аналогичен "синему", но игра в нем идет по удвоенным ставкам, то есть цена вопроса от 20 до 100 очков.
       Кроме этого, в первых двух раундах ведущий помечает 1-2 вопроса и когда очередь доходит до них объявляется "своя игра". Это значит, ставку на этот вопрос можно повышать неограниченно. Первым ее объявляет выбравший вопрос, но другие игроки могут перебить эту ставку более высокой. При этом "ва-банк" (т.е. ставка в размере всех имеющихся очков) перебивается только более высоким "ва-банком". Игрок, победивший в торговле, получает на размышление 15 секунд (другие игроки не участвуют). При правильном ответе его ставка прибавляется к уже имевшемуся капиталу, при неверном — вычитается из него.
       Третий раунд называется "Своя игра" и содержит всего один вопрос. К раунду допускаются те игроки, на счету которых имеется положительный баланс. Ведущий называет тему, и игроки делают ставки в пределах того, что выиграли к тому времени. Ведущий зачитывает вопрос, и игроки получают на ответ 30 секунд.
       Победителем игры считается игрок, набравший больше всех очков. Однако, премиальные деньги получают все игроки.
       С 2001 года в России введен дополнительный четвертый раунд, аналогичный первым двум, но с утроенной базовой наградой.
       В США в игре активно участвуют дети, а у нас получает широкое распространение в клубах интеллектуальных игр спортивный вариант "Своей игры". Основное отличие спортивного варианта в том, что все вопросы каждой темы отыгрываются в порядке возрастания сложности и без перескакивания с одной темы на другую.
       Бонус: официальный сайт игры. Форум, посвященный интеллектуальным играм. Своя игра в лицах и цифрах.
       Игра в других форматах: компьютерная версия. Версия для мобильного телефона. Настольный вариант.
       Родственные игры: Карусель. Эрудит-квартет.

А вот и наши родные рубли, и родной телеведущий Петр Кулешов.
Who Wants to be a Millionaire?
       Русская версия: "О, счастливчик!" (выходила на канале НТВ с 1999 по 2001 годы. Ведущий: Д. Дибров.) и Кто хочет стать миллионером? (выходит на канале ОРТ с 2001 года. Ведущий: М. Галкин. Правообладатель: Celador International. Российская версия лицензирована).

       Придумали игру британцы, но первая версия вышла в Соединенных Штатах 16 августа 1998 года. За первый год существования игры "Кто хочет стать миллионером?" лицензию на ее "клонирование" купили в 92 странах.
Факт
       В один из дней, по подсчетам аналитической компании "Nielson Leaders", зрительская аудитория игры составила 36 миллионов человек.
       Игра состоит из цепочки 15-ти вопросов увеличивающейся сложности и, соответственно этому возрастающей их стоимости. На каждый вопрос предлагается 4 варианта ответов, из которых игроку предстоит выбрать правильный. Верно ответив на пятый и десятый вопросы, игрок делает своеобразное сохранение результатов, гарантируя себе эквивалентное их стоимости денежное вознаграждение независимо от дальнейшего хода игры.
       Цена последнего вопроса — миллион (в настоящее время в России 3 млн. руб.). Однако, игрок может не дойти до заветной суммы, "засыпавшись" на промежуточных вопросах или отказавшись от продолжения игры на одном из них.        В первом случае сумма выигрыша вернется к "несгораемой" отметке (например, не угадав ответ на девятый вопрос игрок получит приз как за пятый), а во втором игрок получит вознаграждение, равное цене последнего вопроса.
Забавно
       В Великобритании вопрос: "В каком городе находится Большой театр?", оценили в 16 тыс. фунтов. В качестве вариантов предлагались Пекин, Милан, Москва, Нью-Йорк.
       В Бельгии на миллион "потянул" вопрос: "Что сказал Гамлет черепу, который держал в руках". Вариантами ответа были: "Что делать?", "Кто виноват?", "Быть или не быть?" и "Бедный Йорик!".

"Кто хочет стать миллионером?" в российском варианте с вечно улыбающимся Максимом Галкиным.
       Игрок имеет право на получение одноразовых подсказок различного формата:
  • "50 на 50". При использовании убираются два неверных варианта ответов.
  • "Звонок другу". Игрок имеет право позвонить своему другу по мобильному телефону, в надежде, что тот подскажет правильный ответ.
  • "Помощь зала" — зрители в студии с помощью пультов для голосования пытаются ответить на вопрос, вызвавший у игрока затруднение. Общие итоги голосования сообщаются игроку и тот может строить свой ответ, основываясь на мнении большинства зрителей.
  • "Три мудреца". Скрытая группа экспертов, помогающая игроку выбрать верный ответ.
Факт
       Первый миллион в программе "Кто хочет стать миллионером?" был выигран в марте 2001 года жителем Санкт-Петербурга Игорем Сазеевым.
       Специфика игры в США
       В Америке после каждого не разыгранного миллиона к размеру максимальной премии добавляется своеобразный "Джек-пот" в размере 10 тыс. долларов. Также, после достижения уровня в 25.тыс долларов, участникам даются новые возможности. Например, "Переключение на другой вопрос" (Switch the Question). Эта возможность позволяет им отклонить текущий вопрос, увидеть ответ и взять новый такой же стоимости.
       Кроме обычных семейных игр проводятся игры со знаменитостями или чемпионами. Доходы от подобных шоу идут на благотворительность.
Факты
       Первый в мире вопрос "на миллион", на который был дан верный ответ, был таким: "Кто из президентов США появлялся в телесериале "Laugh-In?" Правильный ответ: "Ричард Никсон", был дан неким г-м Карпентером.
       В англичанина Тэквина Уиттока, одного из зрителей в студии, обвинили в мошенничестве. Поводом послужил его… кашель. Полиция, просматривая видеозапись, установила, что за время игры зрители первого ряда в студии кашляли 36 раз. Больше половины из них принадлежат Тэквену Уиттоку. Так он подсказывал верные ответы своему другу, Чарльзу Ингрэму, сидевшему за игровым столом. Миллион удалось выиграть, но не удалось забрать, так как телеканал подал в суд иск против нечестной парочки.
       В США существовала версия игры под названием "Кто Хочет Быть Супермиллионером?". Приз составлял 10 млн. долларов, абсолютный рекорд среди всех аналогичных телешоу мира.
       Бонус: Российский сайт игры КХСМ? ("Кто хочет стать миллионером?"). Фан-клуб ведущего игры Максима Галкина. Большой куш, статья.
       Игра в других форматах: Сайт компьютерной игры "О, счастливчик!". Онлайн-игра КХСМ?. КХСМ? для КПК. Интерент-версия КХСМ?. Интерактивная игра (для DVD-плейера) КХСМ?. КХСМ? для мобильного телефона.

Так выглядит "О, счастливчик" в Германии. Похож? А как же иначе — брэнд есть брэнд.
The Weakest Link
       Русская версия: Слабое звено. Выходила на канале ОРТ с 2001 по 2005 год. Ведущая: Мария Киселева. По данным английской Википедии (см. английскую ссылку выше) Россия не входит в восьмерку стран, имеющих лицензию на игру.

       Игра появилась на английском канале BBC Two 14 августа 2000 года.
       Оригинальный формат составляет команду из девяти соперников, которые поочередно показывают свои знания, отвечая на вопросы общего характера. Цель каждого раунда состоит в том, чтобы дать ответы на цепочку последовательных вопросов и заработать постоянно увеличивающееся количество денег при правильных ответах "в общий котел". При первом же неправильном ответе в цепочки все деньги, заработанные в текущем раунде, теряются. Игроки могут сохранять сумму, сказав "Банк", прежде чем ведущий задаст очередной вопрос.
       Когда отведенное время для каждого раунда заканчивается, любые деньги несохраненные в банк теряются, и если ведущий еще недосказал вопрос, или едва успел его задать, то на него уже в любом случае нельзя ответить.
       В конце раунда каждый игрок голосует за так называемое "самое слабое звено". Игрок, набравший большее количество голосов, выбывает из игры, не зарабатывая никаких денег. В начале игры "слабым звеном" обычно оказываются слабейшие игроки. Но в последних турах из команды могут "выжить" сильнейшего игрока, назвав его "самым слабым звеном", опасаясь конкуренции в финальном раунде.
Факт
       Саркастический, на грани оскорбления, тон ведущего — стал "брендом" передачи. Традиция пошла с английской ведущей Энн Робинсон (Anne Robinson). В таком тоне она резюмировала результаты команды, унижая выбывающих участников за недостаток ума и возможности добиться лучшего результата. Это нравилось зрителям, и подобное поведение стало своеобразной торговой маркой шоу с броской фразой "Вы самое слабое звено — До свидания!".
       В финале, разбитом на два этапа, остаются два соперника. На первой стадии игра идет по вышеописанным правилам, за исключением того, что премиальная сумма удваивается. После этого наступает заключительная часть игры, этап "Один на один" (Head to Head), по механике сходная с пробитием пенальти в футболе при ничейном результате. Каждый из игроков должен ответить на пять вопросов. Кто будет отвечать первым, выбирает самый сильный игрок предыдущего раунда. Побеждает ответивший на большее количество вопросов. Если первый отвечающий дал три правильных ответа, а второй уже первые три ответа дал неправильные то игра заканчивается досрочно. При одинаковом количестве верных ответов игрокам поочередно задают вопросы до тех пор, пока один из них не ошибется. Он и считается проигравшим.
       Победителю достаются деньги, заработанные во всех раундах игры. Остальные уходят ни с чем.
       Бонус: "Слабое звено" на ОРТ. Страничка "The Weakest Link" на BBC.
       Игра в других форматах: компьютерная версия (две разные ссылки).

В маске "стервы" ведет "Слабое звено" и россиянка Мария Киселева. Но это лишь одна сторона ее карьеры: Марина трехкратная Олимпийская чемпионка по синхронному плаванию.
Mastermind
       Безжалостная интеллектуальная британская телевикторина, впервые вышедшая в эфир в 1972 году. Основной формат "Mastermind" неизменен — четыре участника соревнуются в двух раундах, в первом отвечают на специализированные вопросы, во втором — на вопросы общего характера.
       Для создания определенной атмосферы ее автор, Билл Райт, использовал собственный опыт — во время Второй мировой войны его допрашивали в Гестапо. Игровой "допрос" дополняет по-настоящему зловещая музыка. Это тема из "Близкой угрозы" / "Приближающейся опасности" (Approaching Menace), написанная английским композитором Нейлом Ричардсоном (Neil Richardson).
       Для ответов на вопросы раунда каждый участник имеет две минуты в одном раунде. Допускается пропускать вопросы, на которые игрок не может дать ответ. В случае неверного ответа, ведущий зачитывает вслух правильный вариант, используя ценное время игрока. Если две минуты истекли, но ведущий уже начал зачитывать очередной вопрос, игроку даются несколько дополнительных секунд для ответа.
       После того, как каждый соперник ответил на специализированные вопросы, им задают вопросы общего характера. Во втором раунде первым играет участник, набравший наименьшее количество очков.
       Победитель соревнования — участник, набравший наибольшее количество баллов. Если два или больше соперника имеют равное количество баллов, то соперник с наименьшим количеством пропущенных ответов является победителем.
       При равенстве и в этом показателе победителям задают по пять одинаковых вопросов (во время ответов участника остальные игроки покидают студию). Победивший проходит в следующую игру. Призом серии игр является инкрустированная стеклянная чаша.
       Ближайшим российским аналогом являлось шоу Ф. Бондарчука "Кресло". Программа выходила на канале "НТВ" с 2002 года. В настоящее время проект закрыт. От игроков требовалось правильно отвечать на вопросы, сохраняя определенный сердечный ритм, отслеживающийся с помощью датчиков. Будоражащую атмосферу игры нагнетали неожиданные светошумовые эффекты, с помощью которых игроков выводили из равновесия. Игрок терял право ответа на очередной вопрос, если частота его пульса превышала установленную верхнюю границу.
       Бонус: Официальная страничка игры "Mastermind" .
       Игра в других форматах: одноименная логическая игра "Mastermind" для сотового телефона.
       Родственные игры: "2 Minute Drill" ("Две минуты страха") американского канала ESPN.

Это кресло надолго запоминается игрокам. При таком специальном освещении чувствуешь себя на настоящем допросе.
Поле чудес
       Программа выходит с 25 октября 1990 года. Первый ведущий Владислав Листьев. Сейчас программу (канал ОРТ) ведет Леонид Якубович.
Факт
       Триумфальное шествие зарубежных программ на российских телеканалах началось в 1990 году, когда Владислав Листьев запустил капитал-шоу "Поле чудес" — аналог американского "Колеса фортуны". Впрочем, "Колесо" закрутилось на центральном телевидении очень по-нашему: без всяких контрактов, миллионных затрат на покупку формата и прочих юридических формальностей. Правда, телекомпания ВИД пыталась купить лицензию у владельца прав — компании King'sWorld, а позже — у нового правообладателя Columbia Pictures, но ВИДовские письма все проигнорировали. Так и выпустили передачу на свой страх и риск. И ничего — обошлось. Претензий от владельцев формата так и не поступило.
Источник: еженедельный деловой журнал Профиль.
       Для того, чтобы стать участником игры, необходимо придумать оригинальный кроссворд и прислать его на адрес передачи.
       Играют поочередно три тройки игроков. Победитель каждой тройки выходит в финал, где определяется конечный победитель игры. Механика игрового процесса построена на принципе детской словесной игры "Виселица". Ведущий задает вопрос. Игрокам изначально известно лишь количество букв в ответе. Отвечают по очереди. Перед каждым ходом отвечающий раскручивает барабан со стрелкой. От сектора игрового поля, на котором остановилась стрелка, зависит премиальная сумма, получаемая игроком в случае верного варианта ответа (или его части).
       Так же присутствуют специальные сектора, такие как "Переход хода" (ход предоставляется следующему игроку), "Приз" (игрок может выбрать неизвестный ему приз, но покинуть игру), "Банкрот" (счет игрока обнуляется) и т.д.
       Отвечающий игрок может назвать загаданное слово целиком либо назвать букву. Если такая буква в слове есть, то она открывается во всех местах слова, в которых присутствует. И игрок получает право еще одного хода. Если буквы нет (или слово угадано неправильно), то ход передается следующему участнику. Раунд заканчивается, как только кто-либо из игроков (в свою очередь) озвучит верный вариант ответа.
       Победивший игрок имеет право выбрать из списка призы на сумму равную количеству набранных им очков во всех турах.
Факт
       Грузовик призов выиграла на популярной передаче "Поле чудес" пенсионерка из башкирского города Октябрьский Мунира Мустафина. По словам шоумена Леонида Якубовича, впервые в истории "Поля чудес" игрок набрал рекордное количество очков — десять тысяч. На заработанные очки М.Мустафина выбрала кухонный гарнитур, двухкамерный холодильник, стиральную машину-автомат, моющий пылесос, швейную машинку, компьютер с жидко-кристаллическим монитором.
       В качестве подарка удачливой участнице программы преподнесли микроволновую печь. Для того, чтобы доставить подарки до Октябрьского, М.Мустафиной пришлось нанять грузовое такси. Сейчас счастливая победительница "Поля чудес" озабочена тем, как рассчитаться с налоговой службой, которой полагается выплатить 35 процентов подоходного налога от стоимости каждого подарка.
Источник: http://www.ean66.ru/
       Бонус: "Поле чудес", страничка игры. "Поле чудес" на ОРТ. О подарках игроков "Полю чудес".
       Игра в других форматах: онлайн-версия версия игры. Компьютерный вариант. "Колесо фортуны" для мобильного телефона.

Порой участникам "Поля чудес" удается шокировать даже видавшего виды Л. Якубовича. Во всяком случае, мальчику Максиму это удалось. Как? Очень просто — с чувством продекламировав "недетский стишок" (видео.)

Командные телевикторины

       Командные телевикторины — викторины, в которых ответ на вопрос находят сообща, но отвечает, как правило, один из представителей команды. Эти игры происходят от университетских межкомандных игр на эрудицию.

Quizbowl
       Русская версия: Брейн-ринг. Снималась телекомпанией Игра с 1989 по 1999 годы. Ведущий: А. Козлов.

       Играют две команды по 4 игрока, каждый сидит возле кнопки звонка. Каждая игра имеет набор вопросов, которые читает ведущий. После зачитывания вопроса игроки могут получить право ответа на него, нажав на звонок. Отвечает первый нажавший. При неверном варианте право ответа переходит к другой команде.
       Есть два основных типа вопросов: "вопросы наугад" (Toss-up questions), стоящие 10 очков, и "вопросы-бонусы" (Bonus questions), ценностью в 20-30 очков. Другие типы вопросов включают письменный раунды (каждая команда записывает свои ответы на бумаге), или "раунды-молнии", состоящие из десяти вопросов и шестидесяти секунд для ответов на них. В этом раунде отвечает только одна команда.
       Существует в игре "вопрос-пирамида", включающий задания от трудного до легкого. Вопросы стиля пирамиды предназначены для того, чтобы дать игроку с глубокими знаниями больше возможностей ответить. "Пирамида" нравится сильным игрокам, поскольку уменьшает элемент "гонки рефлексов" или "гонки звонка".

Основные участники Quizbowl — молодые люди, учащиещя колледжей и студенты университетов.
Специфика "Брейн-ринга"
       В игре участвуют две (в турнирах больше) команды. Сигналом о готовности команды к ответу служит звуковой или световой сигнал, которым управляет капитан или специально определенный им человек. Максимальный лимит времени на обдумывание 1 минута.
       В случае, если первая команда отвечает на вопрос неправильно, оставшейся команде дается на обдумывание время, оставшееся от соперников. Если ни одна из команд не дала правильного ответа на вопрос, или было просрочено время, то очко считается неразыгранным.
       При участии в турнире большего количество команд вводится правило "накопления очков", то есть неразыгранные очки переходят на следующий вопрос, цена которого, соответственно, возрастает.
       Если все играющие команды не отвечают на 3 вопроса подряд, всем засчитывается поражение и дисквалификация.
       Турниры по "Брейн-рингу" проводятся либо в групповой форме, когда все команды по жребию или по рейтингу делятся на группы по 3-4 команды и каждая играет с каждой или по "олимпийской системе" (на "вылет"). В первом случае обычно разыгрывается определенное количество вопросов (например, 5 или 7) и может быть зафиксирована "ничья". При олимпийской системе игра ведется только до победы — кто быстрее наберет определенное количество очков. Чаще всего в отборочных турнирах играют до 3 очков, а в финале — до 5 или 6.
       В настоящий момент центральный телепроект игры закрыт, а проходящие игры транслируют местные телеканалы.
       Бонус: Клуб интеллектуальных игр Северной Осетии. Ассоциация московских клубов. Вопросы к играм. Отчет о турнире по "Брейн-рингу".
       Родственные игры: "Двойной удар".

Брейн-ринг покинул центральные телеканалы. Но ведь играть самому намного интереснее чем просто смотреть! Этим и занимаются десятки тысяч людей по всей стране.
"Что? Где? Когда?"
       Телевикторина "Что? Где? Когда?" — это не только тест на интеллект, логику и эрудицию, но способ развития самого интеллекта. Зная несколько фактов, необходимо сопоставить их, найти логический ход и вычислить совершенно новый, возможно ранее неизвестный для играющего факт. Именно по такому критерию подбираются игровые вопросы.
       Днем рождения программы считается 4 сентября 1975 года. Изначально передача проходила в форме семейной викторины. Однако автор передачи Владимир Ворошилов быстро понял, что в таком виде передача довольно скучна и долго не продержится.

Известный многим телезрителям живой талисман программы, филин Фомка, появился на передаче в 1977 году.
       Уже в 1976 году "Что? Где? Когда?" изменяет свой формат и позиционируется как "телевизионный молодежный клуб". "Знатоками" игроки стали называться далеко не сразу. Изначально они были просто "участниками" или "членами клуба".
Факты
       Первых игроков нашли в общежитии МГУ. В кадре им разрешали курить, бурно жестикулировать и громко обсуждать вопросы. Учитывая пуританскую мораль тех времен, передача смотрелось едва ли не революционно.
       Около 10 лет Ворошилов носил прозвище "Инкогнито из Останкино". Именно столько времени зрители не догадывались, кто вел игру и чей голос судил знатоков.
       Правила игры видоизменялись практически каждый год. Неизменным оставался главный приз игры — книги и Хрустальная сова. В 1991 году в передаче впервые появляются деньги, и интеллектуальный клуб эволюционирует в "интеллектуальное казино".
       География съемок:
  • 1975-1982 г. Бар телецентра Останкино.
  • 198301986 г. ул. Герцена, д. 47.
  • 1987 г. Передача снималась в Болгарии.
  • 1988-1989г. Центр Международной Торговли на Красной Пресне.
  • С 1990 г. программа снимается в Охотничьем домике Нескучного сада.

Создатель и легенда ЧГК В. Ворошилов. 1975 год.
       Правила
       В телевизионной версии игры команда игроков ("знатоков") играет против телезрителей, вопросы которых прошли жесткий конкурсный отбор.
       Круглый игровой стол оборудован специальной рулеткой-волчком со стрелкой. Вопросы находятся в разложенных на столе конвертах, подписанными названиями городов и именами зрителей, приславших вопрос. Волчок запускают, и для игры выбирается вопрос, на котором останавливается стрелка. Если выпавший вопрос уже сыграл, то выбирается следующий за ним по часовой стрелке.
       Правильный ответ приносит очко знатокам, неверный — телезрителям. Игра ведется до 12 очков. Каждый телезритель, чей вопрос поставил знатоков в тупик, получает приз.
       Наиболее известные и любимые зрителями игроками ЧГК являются: магистры игры Александр Друзь, математик Максим Поташев, Виктор Сиднев (ныне мер города Троицка), журналист и писатель Борис Бурда, и филолог Федор Двинятин.
       Вопросы делятся на несколько категорий "блиц", "супер-блиц", "вопрос с предметом" и т.д. В зависимости от этого игрокам дается на обдумывание ответа от 20 сек. до минуты. Часто в игре используется метод "мозгового штурма", когда при очевидно неизвестном ответе, игроками предлагаются множество версий, из которых в итоге выбирается одна, наиболее вероятная. По истечению времени (или при досрочном ответе), капитан назначает отвечающего либо отвечает сам.
Статистика
       На адрес игры приходит до 200 тыс. вопросов ежемесячно, из которых на год отбираются всего 75.
       За 25 лет к игре было допущено 1514 вопросов.
       В игре принимали участие 227 знатоков, из которых 41 человек были иностранцами.

Знатоки из ЧГК — интеллектуальная элита нашей страны, постоянно оттачивающая свои таланты в нешуточных умственных баталиях между собой.
       ЧГК вне телеэфира
       По самым приблизительным оценкам в мире существует не менее 10 тысяч команд из различных стран. В настоящее время ЧГК это уже сформировавшийся вид спорта со своей жесткой соревновательной системой, рейтингом, со своим чемпионатом мира, венчающим сезон.
       Игра стала социальным явлением, которое объединяет людей, живущих в разных странах мира, но оставшихся носителями русского языка и советского менталитета. Обычно в чемпионатах мира участвуют 16-17 стран, включая бывшие республики СССР, также США, Германии, Израиля, Финляндии, Болгарии.

       Бонус: Официальный сайт ЧГК. Международная Ассоциация Клубов ЧГК. Книга В. Ворошилова "Феномен игры". Прислать вопрос на игру. "Мир знатоков" — каталог ресурсов по ЧГК.

Знаменитый игровой стол с волчком в виде скачущей лошади.
Сто к одному
       Игра проводится с 1995 года (телеканал Россия).
       Это игровое шоу, в котором соревнуются две команды. Их задача — набрать как можно больше очков, отвечая на вопросы, составленные на основе опроса уличного опроса ста человек на улице.
       Игра стоит из четырех раундов и суперигры. В зависимости от раунда необходимо угадать наиболее популярный или редкий ответ, который давали при опросах случайные люди. Цена и рейтинг вопроса равна количеству полученных им при опросе голосов.
       Бонус: "100 к 1" на телеканале "Россия". Правила игры.
       Игра в других форматах: онлайн-игры "100 к 1" (две разные ссылки).

Специализированные телевикторины

       Специализированная телевикторина — это телевикторина, охватывающая определенную область человеческого знания, в которой целью является победа одного человека, как правило, самого эрудированного или командное первенство.

Музыкальные

Name the tune
       Русская версия: Угадай мелодию. Выходила с 1995 по 1999 годы на канале ОРТ. Ведущий: В. Пельш.

       Подобные "угадайки" появились в США в 50-ых годах прошлого века. До нас дошел, один из вариантов игры на музыкальную эрудицию, созданный В. Листьевым и названный "Угадай мелодию". От игроков требуется в течении определенного отрезка времени угадать максимальное количество воспроизводимых в качестве вопросов мелодий. Некоторые задания индивидуальны для каждого игрока, а в некоторых предстоит побороться за право ответа, торгуясь, почти как при игре в карты. Только ставками служат ноты мелодии. Именно отсюда берет начало расхожая фраза-шутка "А я угадаю эту мелодию СС трех (4-5-6) нот!"
       Бонус: Интервью с бывшим ведущим программы В. Пельше.
       Игра в других форматах: Компьютерная версия игры.

Два рояля
       Авторство программы принадлежит ирландскому диджею Энди Руану. Передача прижилась почти в десятке стран мира, а в 1998 году вышла российская версия. В разные годы ведущими передачи были певцы и шоумены С. Минаев и В. Сюткин.
       В игре музыкально соревнуются две команды известных людей, в основном исполнителей и актеров.
Факт
       Энди Руан, присутствовавший на съемках первых российских программ заявил: "Из вашей страны я уезжаю со спокойной душою. У вас пьют так же, как и в Ирландии. А где пьют, там и поют".
Источник: http://www.nettv.ru/
       Бонус: Фото с игры. Публикации в прессе (две разные ссылки).

Детские и подростковые

Умники и умницы
       Проект выходит с 1992 года на канале ОРТ. Ведущий: Ю.Вяземский.
       Интересный проект для подростков старшего школьного возраста, в качестве награды предлагающий победителям учебу в российских элитарных ВУЗах. В игре принимают участие также и зрители, сидящие на трибунах.
       Отвечая на вопросы, игроки зарабатывают "ордена" и продвигаются по игровым дорожкам к победе.
       Бонус: официальный сайт проекта. Статья о ведущем программы Юрии Вяземским.

Самый Умный
       Украинский проект.
       Игра состоит из трех раундов. Игру начинают 12 участников, которым предлагается ответить на серию вопросов по базовым знаниям. Шестерка лучших выходит во второй тур, в котором участники выбирают для ответов по две категории удобных для себя вопросов. На ответы каждому дается по минуте. Лучшая тройка выходит в финальный раунд.
       В третьем раунде участники отвечают на вопросы, выбирая ячейку, изображенную на экране. Ячейки окрашены в разные цвета в соответствии с выбранной для каждого игрока темой. Игрок получает 3 очка за ответ на вопрос из ячейки соперника, 2 очка за ответ на свою тему и 1 очко за ответ из категории общих знаний. Итоговый победитель определяется по большему количеству набранных очков.
       Бонус: неофициальный информационный сайт проекта.

Wipeout
       Игра появилась в США в 1988 году. Викторина состоит из трех раундов.
       Первые раунды.
       Ведущий задает вопрос и на 16-ти экранах (во втором туре на 12-ти) появляются возможные ответы на него. 11 ответов верные, остальные нет (во втором туре 8 и 4 соответственно). Игрок, правильно ответивший на вопрос, может попытаться угадать еще один верный ответ или передать ход следующему участнику. Раунд ведется до тех пор, пока не будут названы все правильные варианты. За каждый верный ответ игрок получает бонусные баллы.
       В финальном раунде игроки получают по 6 верных и 6 неверных подсказок, и в их задачу входит угадать максимум верных ответов индивидуально.
       Победителя игры обычно ждет туристическое путешествие по стране.
       Бонус: Wipeout в Австралии.
       Другие зарубежные викторины для детей: Peer Pressure. Fun House.

С помощью куска полиэтилена и цветной бумаги дети лучше запоминают информацию по естественным наукам. Актерские способности учителя тоже не помешают.

Интерактивные телевикторины для телезрителей

       Многие телеканалы сделали интерактивные викторины со зрителями обязательной частью своего эфира по двум причинам. Первое — это привлечение и удержание зрительской аудитории, и второе это неплохой заработок. Вот примеры малой части подобных телеигр: "Деньги по вызову" (канал Рен-ТВ), "Ночные игры" (ТНТ), "Лови удачу" (MTV), "Киномания" (ТВ-3) и "Ночной клуб" (ДТВ).
       Хотя вариантов телевикторин существует великое множество, сама механика таких игр проста и имеет много общего. Ведущий задает какой-либо вопрос и предлагает ответить на него зрителям позвонив по телефону или отправив SMS на указанный на экране номер. Естественно услуги платные (подобный формат передач носит название call-TV). Однако простота вопроса и кругленькая сумма, обещанная победителю, привлекают немало желающих легко подзаработать. Они то с лихвой окупают призовую сумму и эфирное время викторины.
       Для поддержания интереса и стимулирования участия (особенно в ночных программах) ведущий создает у зрителя иллюзию того, что кроме него никто больше программу не смотрит, и его отделяет от заветного приза всего один звонок. Так как обычно звонков от игроков приходит огромное количество, то системы, их принимающие, работают только с каждым десятым (а то и сотым) дозвонившимся, исправно снимая деньги с остальных звонящих. А приз разыгрывается среди допущенных счастливчиков.
Комментарий участника
       "Меня словно загипнотизировали. Я всегда предупреждал родных, чтобы они не участвовали в этих играх. А тут я сам сидел перед телевизором. Смотрю — девушка, одета по пляжному, просит отгадать слово, предлагая за это 65 тысяч рублей, а ей никто не звонит. Я понимаю, что знаю это слово. А девушка говорит, что до конца эфира осталось одна минута, и чуть не плачет оттого, что никто не может отгадать простое слово. Мне ее стало жалко, и я отправил SMS с ответом, забыв о том, что они берут за это деньги. Проверяю счет, а у меня с него списано почти сто рублей. А девушка уже называет победителя, сообщая, что они принимали только один ответ из десяти. Мне не жалко денег, просто очень обидно, что меня выставили дураком".
Алексей Битцев. Источник: http://www.aferizm.ru/
       Сейчас идут активные споры о том, что бы приравнять подобные передачи к азартным играм.
Факт
       Против РЕН ТВ, ТВ3 и ТНТ подала иск организация "Блокпост", позиционирующая себя как "некая правозащитная организация". Истцы требуют признать интерактивные игры, проводящиеся в эфире, азартными и прекратить трансляцию телевикторин:
        "Услуги телевидения представляют собой услуги связи. Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена", — говорится в исковом заявлении".
По материалам сайта: http://www.vz.ru/
Развитие событий
       Руководитель пресс-службы канала РЕН ТВ Антон Назаров заявил, что "не оправдавшая рейтинговых ожиданий программа "Деньги по вызову" в последний раз выйдет в эфир РЕН ТВ в ночь с 28 февраля на 1 марта 2007 года". "А уже с 5 марта в этом таймслоте РЕН ТВ будет транслировать художественные фильмы, поскольку мы считаем, что кинопоказ даст лучшие показатели", — заключил представитель телеканала.
       Таким образом, иск "Блокпоста" к данному телеканалу теряет свою актуальность.
С сайта: http://www.lenizdat.ru/
       Организаторы настаивают на законности проведения интерактивных викторин без специальной лицензии.
       "При проведении телевизионных викторин мы исходим из того, что такая викторина является публичным конкурсом, участник которого имеет возможность победить благодаря своим интеллектуальным способностям. У нас нет игральных столов и автоматов и мы никому не предлагаем заключать пари", — поясняют разработчики формата.
       "У них действительно нет ни крупье, ни залов. Но в том, что все эти телевикторины — азартные игры, нет никакого сомнения. Во-первых, в основе этих игр лежит принцип случайности — дозвонится зритель или не дозвонится. Во-вторых, отсутствие объектов налогообложения игорного бизнеса вовсе не означает, что эта деятельность к нему не имеет никакого отношения. Как бы то ни было, решающее слово за ФНС или арбитражным судом — именно им предстоит поставить точку в этом споре" — парирует вице-президент Ассоциации деятелей игорного бизнеса (АДИБ) Евгений Ковтун.
       Кроме того, порой темами для викторин выбираются вещи, совершенно не вяжущиеся с игрой в голове нормального человека. Так во время трагических событий в Беслане государственный китайский телеканал CCTV 4 не придумал ничего лучшего, чем выпустить "горяченькую" телерулетку. Победителю необходимо было угадать точное количество жертв террористов.        Под давлением китайских властей "шоуменов" уволили, а телеканалам запретили проведение викторин в рамках новостных блоков.
       Справедливости ради стоит отметить, что не все телевикторины сдавят перед собой цель выжать из зрителей как можно больше денег. Так, например, в канун 19-ти летия города Нягани местный телеканал провел телевикторину "Знаешь ли ты свой город?"
       Участники викторины в течение месяца отвечали на вопросы из истории города. Задания подбирались таким образом, что для ответа на них требовались глубокие знания о городе или обращение к специальной литературе. Три самых эрудированных и настойчивых участника получили приятные призы: автомобильный телевизор, сотовый телефон и аудиоплеер.
Факт — забавно
       Португальскому священнику Жозе Антониу посчастливилось выиграть в телевикторине 3,5 тыс. евро. Потратить эти деньги Жозе решил на вполне богоугодное дело — ремонт церкви, в которой он служит. Священник считает, что вырученной суммы хватит на ремонт фасада, и выражает сожаление, что на реставрацию росписей и фресок необходима сумма, по крайней мере в 7-8 раз большая.
       Прихожане поддержали своего пастыря:
       "Пусть участвует хоть во всех телепрограммах сразу, но только если на благо прихода", — благодушно отозвался один из них.
       Несмотря на это португалец не планирует испытывать удачу дальше и заявляет, что больше не будет участвовать в телевикторинах.
По материалам сайта: http://www.katolik.ru/
       На смену агрессивному call-TV в Россию в скором времени видимо придет новый формат — Participation TV (интерактивное телевидение). В шоу такого формата участвуют все дозвонившиеся без исключения.
       Вот как его описывает одна крупная российская холдинговая компания:
       "Participation TV (от англ. участие) — это новый для нашего рынка формат шоу для Телевидения, отлично себя зарекомендовавший в странах Западной Европы и США.
       Основная идея шоу Participation TV заключается в возможности активного участия зрителей в программе (с помощью своего мобильного телефона, или зайдя на сайт программы в Интернете).
       Participation TV выгодно отличается от call-TV форматов, которые массово вышли на рынок России в прошлом году:
  • шоу проходит в реальной студии, что повышает степень реалистичности в восприятии программы зрителем и увеличивает доверие зрителей
  • уровень заданий требует от участника смекалки и знаний, а не только везения
  • продуманная логика игры (часто многоуровневая или подразумевающая ряд этапов, разветвленный алгоритм продвижения игрока к выигрышу)
  • Participation TV рассчитан на длительный жизненный цикл, это стратегически выгодный для ТВ формат, который позволяет создать уникальное для каждого канала, вплоть до нишевого, шоу, со своим коммьюнити."
       Бонус: английский вариант "телелохотрона". Отношение британских парламентариев к интерактивным телевикторинам. Обсуждение "Бесланской викторины" на форуме. Отчет о телевикторине "Сотовый мир". Сайт специализированной выставки современных шоу-технологий.

Многие участники не подозревают (или забывают), что такие звонки стоят денег, так как информация о том, что звонок платный обычно дается мелким шрифтом, сливающимся с фоном студии в виде быстро бегущей строки.

Заключение

       Для некоторых людей викторины переросли уровень развлекательных шоу и стали постоянным увлечением. Такие люди объединяются в клубы интеллектуальных игр (КИИ) проводят турниры между собой или с аналогичными клубами. В основном культивируются варианты ЧГК и "Брейн-ринга". К интеллектуальным играм приобщаются и дети.

       Помимо телевизионных викторин на современном телевидении присутствует достаточное количество иных конкурсов, шоупрограмм, и игр. Подробнее мы рассмотрим их в другой статье, перечислив здесь лишь основные жанры:
  • Ток-шоу. Интерактивный телевизионный жанр, в котором на общее обсуждение выносятся различные аспекты жизни людей. Главный упор в таких передачах делается на то, чтобы сделать из скучной, обыденной темы всесторонне интересную программу с элементами интриги, скандальности и провокации в сюжете. То есть во главу угла ставиться смотрибельность передачи. Ток-шоу, как и любое другое информационное воздействие, осуществляется с целью информирования, привлечения внимания и формирования определенного отношения к обсуждаемой проблеме, а в некоторых случаях и поиск решения самой проблемы. Примеры ток-шоу: Окна (Ведущий: Д. Нагиев. Программа закрыта); Принцип домино (ведущие: Е. Ханга и Д. Борисова); Шоу Опры Уинфри (The Oprah Winfrey Show).
  • Специализированные телешоу. Развлекательно-соревновательные игры определенной тематики. Пример шоу: "Дог-шоу. Я и моя собака" (ведущий М. Ширвиндт).
  • Творческие телеигры. Участники соревнуются между собой в остроумии, находчивости, умении подать себя. Примеры игр: КВН (ведущий А. Масляков), Блеф-клуб (ведущий: С. Прохоров).
  • Реалити-шоу. Жанр, сочетающий в себе "мыльная оперу", "желтые" новости, ток-шоу и телеигру (порой экстремальную). Обычно реалити-шоу развивается в каком-то одном из этих направлений. А суть самих шоу в том, что группу участников ставят в нехарактерные (часто тяжелые физически или морально) для обычной жизни условия на довольно долгий период времени, и показывают происходящее телезрителям. Конечная цель игроков — победить всех конкурентов, оказавшись самым жизнеспособным или самым приглянувшимся зрителям. Примеры: Последний герой; Большой Брат; Дом-2. Фактор страха (Fear factor).
  • Спортивно-развлекательные шоу. Игры-эстафеты спортивной тематики, проводящиеся среди семейных команд ("Делай с нами! Делай, как мы! Делай лучше нас!", "Папа, мама я — спортивная семья!")? либо среди команд "звезд" культуры, искусства спорта и т.д (Большие гонки, Fort Boyard).
       Бонус: КИИ "Неспроста". Ассоциация московских клубов. Одесский литературно-игровой "Эрудит". ЧГК в Новосибирске.

"Через игру к знаниям!"

Ссылки по теме


Русскоязычные источники:
       "ЧГК" в Герамнии — информационный портал немецких знатоков — http://www.znatoki.de/
"Своей Игра в лицах и цифрах" — полная информация о проекте с сайта — http://faces.bravehost.com/
       TVIGRA — официальный сайт телекомпании "Игра" — www.tvigra.ru
"Эфирное счастье" — статья Анатолия Голубовского о телевикторинах. С сайта "Еженедельного журнала" — http://supernew.ej.ru/
       "Слабое звено" — компьютерная версия игры с сайта — http://andreyval.narod.ru/
"Телевикторина по-американски" — авторская программа Марии Ефимовой с сайта радиостанции "Радио свобода" — http://www.svobodanews.ru/
       Задайся вопросом — интерактивные викторины с сайта — http://www.rian.ru/

Англоязычные источники:
       Game show — википедийный каталог телевезионных викторин рассортированный по странам
BBC — сайт английской телекампании, транслирующей известные игровые телешоу — http://www.bbc.co.uk/
       UKGameShow — информационный портал о популярных британских телеиграх — http://www.ukgameshows.com/
Quizplayers — сайт, предназначенный для людей, увлекающихся викторинами — http://www.quizplayers.com/w/QP
       Name the tune — английский аналог телепрограммы программы "Угадай мелодию"
Quiz Show Scandals — "Скандалы и телевикторины" — обзорная статья с сайта — http://www.museum.tv/
       Game Shows — объемный каталог ссылок на западные телевикторины с сайта — http://dmoz.org/

Основное История появления | Классификация | Индивидуальные телевикторины | Командные телевикторины | Специализированные телевикторины | Интерактивные викторины для телезрителей | Заключение
Дополнительно Ссылки по теме | Об авторе – Дмитрий Аркадьев-Берлин и Дарья Серова
Смотри так же Игры на эрудицию — Живые и настольные | Игры со словами | Интеллектуальные игры | Загадки


обсудить в форуме 'Игры' »