Основное Введение | Становление культуры | Конвенты | Ролевая пресса | Комиксы | Indie RPG
Дополнительно Конвенты в России | Ролевая пресса России | Ссылки по теме | Об авторе – Антон Требунский

Введение

       Настольно-словесные игры (НСИ) – один из самых популярных и распространенных в мире видов ролевых игр. Помимо данной статьи на нашем портале им посвящены материалы: “Настольно-словесные игры” и “Настольно-словесные игры – История. Издатели и системы”.
       Здесь мы расскажем о том, каким образом поклонники НСИ общаются между собой; какое влияние культура НСИ оказала и оказывает на их жизнь и на культуру; как организованы конвенты, фестивали любителей настольно-словесных ролевых игр; и т.д.

Становление культуры

       В 1973 году НСИ начали свое триумфальное шествие по миру. Был сделан громадный шаг от нескольких десятков человек, составлявших игровые группы Гэри Гайгекса и Дэйва Арнесона, до нескольких тысяч после первого года продаж базового набора правил системы D&D. И число увлекшихся новым хобби росло отнюдь не в арифметической прогрессии, а гораздо быстрее.
       Естественно, возникновение движения поклонников НСИ – геймеров, ролевиков – требовало от ее представителей общения друг с другом, а это в свою очередь дало импульс к рождению новой субкультуры, основанной на стереотипах и наиболее характерных явлениях их общего хобби.
       Подробное изучение данной культуры (невзирая на ее солидный возраст, более 30 лет) – дело будущего, но уже сейчас мы можем назвать ее типичные явления. К их числу относятся: конвенты, ролевая пресса, «ролевые» комиксы и Indie RPG.

Конвенты

       Пугаться этого загадочного иностранного слова не стоит. На самом деле конвент – это всего лишь более-менее регулярное собрание людей, объединенных одним хобби. Существуют конвенты любителей фантастики, фильмов, аниме, военной реконструкции и т.д. Если особо не придираться к терминологии, то любая студенческая научно-практическая конференция может быть со спокойной совестью названа конвентом.
       Для чего нужен конвент? Чтобы представители одной субкультуры или нескольких, смежных, могли в удобной обстановке встретиться, пообщаться, обменяться опытом, мнениями, опробовать новые виды игр, и т.д. То есть, по сути, конвент – это мероприятие, посвященное какому-то конкретному виду культуры (в нашем случае – настольным ролевым играм) и развивающее ее.
       Программа конвентов включает широкий спектр развлечений для всех поклонников жанра. Тут есть и выставки новых товаров от крупнейших компаний-производителей НСИ (от книг правил или готовых сценариев приключений до футболок или значков с символикой популярных систем или фирм-издателей). Есть аукционы, где распродаются – подчас за астрономические суммы – редкие, вышедшие из печати книги правил НСИ.
       Проводятся презентации, встречи со знаменитыми авторами (где можно получить автограф, задать животрепещущий вопрос создателю любимой системы и т.д.). Однако самым занимательным событием конвентов являются игры. Группы игроков – найдя себе мастера и систему НСИ по вкусу – рассаживаются за столами и ничто уже не в силах оторвать их от приключений, битв с чудовищами, спасения мира и т.д.
       В первую очередь это относится к конвентам, где проводятся официальные (т.н. «турнирные») игры в рамках RPGA (Role-Playing Games Association, Ассоциация Ролевых Игр). За RPGA долгое время стояла TSR, Inc., а ныне стоит Wizards of the Coast (ну или Hasbro – это как посмотреть). Поэтому естественно, что наибольшее внимание всегда уделялось именно «своим» системам – AD&D, Top Secrets, Gamma World, Alternity и т.д. Сейчас подход к «чужим» системам стал даже более жестким – издатель вполне может включить свою игру в систему RPGA, но при условии, что игра основана на d20-механике (что играет только на руку Wizards of the Coast).
       Вернемся к истории. В начале семидесятых, для любителей НСИ уже была подготовлена почва в области конвентов. И во многом никем иным, как снова Гэри Гайгексом. Самый известный конвент в США – GenCon – начинался как собрание любителей настольных военных игр (wargames) в городе Lake Geneva, где жил создатель D&D. Первый GenCon состоялся в 1968 году, и его посетило около ста человек.

Гэри Гайгекс не только родоначальник жанра НСИ в целом, но и еще и организатор самого долгоживущего и популярного в США конвента. Неудивительно, что его основным занятием на конвентах является раздача автографов.
Факт
       Название GenCon (Geneva Convention) представляет собой игру слов вполне в духе любителей военных игр. С одной стороны это «конвент в Lake Geneva», с другой – «Женевские конвенции» (знаменитые соглашения о ведении военных действий).
       Новое хобби (настольные ролевые игры) развивалось стремительно и завоевывало популярность просто в геометрической прогрессии. Поэтому с каждым годом число посетителей конвента росло: 1985 г. – 5 тыс. человек, а в 1994 г. достигло пика – 30 тыс. человек! В последующие годы – с развитием индустрии компьютерных игр – число участников незначительно, но упало.

На GenCon можно встретить опасного противника лицом к лицу, сидя за столом...

...а можно и вживую столкнуться с не менее опасным суккубом!
       Не менее чем GenCon известен и конвент под названием Origins International Game Expo. Первоначально это был любительский конвент, стартовавший в 1975 году, но спустя три года его взяла под свое крыло GAMA (Game Manufacturers Association, Ассоциация Производителей Игр), и теперь это второй по масштабам конвент в США.
       Кроме того, Origins International Game Expo – место вручения ежегодного Origins Award, приза от Academy of Adventure Gaming Arts and Design за выдающиеся достижения в области игровой индустрии. Традиционно призы вручаются в категориях: настольные игры (board games), карточные игры (card games), военные настольные игры (miniature wargaming), настольно-словесные ролевые игры (roleplaying games) и игры по переписке (play-by-mail games). Время от времени к ним добавляются дополнительные номинации, как, например, «авангардные игры» или «лучшее графическое оформление».
       Кроме того, немалую роль в популярности Origins International Game Expo играет и то, что на этом конвенте большее внимание (по сравнению с прочими, и особенно с GenCon) уделяется карточным и военным настольным играм.
Факт
       Европа также может похвастаться своими конвентами. И подчас местные масштабы заставляют смотреть на GenCon или Origins, как на скромный детсадовский утренник. К примеру, конвент Spiel («игра», нем.) собрал в 2004 году около 150 тыс. человек из более чем двадцати стран мира.
       Менее крупным, но тоже значимым европейским конвентом является GenCon Europe, ранее проводимый в Великобритании, а в 2006 году – во Франции.

И это только малая часть людей, решивших посетить конвент. 150 000 человек – такое не под силу ни GenCon, ни Origins!

«Ролевая» пресса

       Потребность в общении, в стремлении высказаться, рассказать о наболевшем, похвастаться достижениями или просто обсудить идеи с единомышленниками привела к возникновению такого явления как «ролевая» пресса. Первоначально это были самиздатовские брошюрки, сверстанные в домашних условиях и распространяемые за смехотворные деньги по почте. Однако со становлением индустрии НСИ перспективность направления была оценена по достоинству, и издание журналов постепенно перешло в руки профессионалов. Впрочем, некоммерческие журналы здравствуют и поныне (в последние годы, естественно, они перешли в электронный формат). Среди самых знаменитых примеров – Critical Miss: The Magazine for Dysfunctional RoleplayersКритический Промах: Журнал для Неполноценных Игроков»): юмористический английский журнал, который высмеивает стереотипы ролевых игр.
       Наверное, самым знаменитым журналом можно считать журнал Dragon, выросший из ньюслеттера компании TSRThe Strategic Review. В первых выпусках журнала большое внимание по традиции уделялось настольным военным играм, однако постепенно НСИ вытеснили своего прародителя, и Dragon стал официальным органом D&D и AD&D, хотя и другие системы там тоже были представлены.
       Большую часть журнала занимали статьи, содержащие информацию по системе правил популярных НСИ от TSR, Inc.: описание новых монстров, новые заклинания или оружие, подробные толкования спорных моментов правил и т.д. Нередкими были фантастические рассказы (среди авторов, отметившихся в Dragon, стоит упомянуть Фрица Лейбера, и опять же Гэри Гайгекса).
Факт
       Многие из нынешних авторов НСИ также начинали со статей в журнале. Среди них – канадский библиотекарь Эд Гринвуд (известный нам как создатель мира Забытых Королевств – Forgotten Realms и автор многочисленных фантастических романов), после первого же письма редактору приглашенный писать для журнала.
       Журнал Dragon на данный момент имеет пять наград Origins (1986, 1990, 1994, 1995, 2004 гг.). В 2002 году компания Paizo Publishing приобрела у Wizards of the Coast права на публикацию журнала.

Самый невзрачный, но вместе с тем и самый ценный из номеров Dragon Magazine. Мечта любого коллекционера.        Родственными Dragon’у изданиями были журналы Dungeon и Polyhedron, также первоначально издаваемые TSR, Inc. Первый представлял собой выходящий раз в два месяца сборник готовых, протестированных и тщательно прописанных сюжетов приключений (преимущественно для игровых систем D&D и AD&D). Второй был новостным вестником RPGA.
       В том же 2002 году оба периодических издания были перекуплены у Wizards of the Coast компанией Paizo Publishing. Polyhedron превратился в приложение к журналу Dungeon, и в последующие два года – из-за неправильной маркетинговой политики – популярность его настолько упала, что в 2004 году издание его было приостановлено.        Другие компании также издают свои журналы, однако ни один из них не добивался такого успеха, который приходится на тройку Dragon-Dungeon-Polyhedron. Из прочих журналов несомненно стоит упомянуть Rifter (издается компанией Palladium Books) и Pyramid (издается Steve Jackson Games).

Комиксы

       Не секрет, что комиксы – как особый пласт – играют значительную роль в американской культуре. Очень сложно найти подростка, который не был бы знаком с приключениями Людей Икс, Супермена, Человека-паука и т.д.
       Тяга к комиксам не миновала и такое обширное поле для деятельности, которое представляли собой ролевые игры. Компании TSR, Inc. или, например, White Wolf в рамках поддержки своих игровых линеек нередко сопровождали ролевые игры сериалами комиксов. Но кроме них – заслужив большую любовь читателей – существовали и менее серьезные комиксы. Например, журнал Dragon печатал известные юмористические серии Wormy, SnarfQuest, Fineous Fingers и другие.
       Однако подлинная слава досталась немногим. Среди лидеров «ролевых» комиксов стоит выделить Knights of the Dinner Table, Order of the Stick и Dork Tower.
       Комикс Knights of the Dinner TableРыцари Обеденного Стола») начинал свою карьеру как «необходимость заполнить излишки пустого места» в самиздатовском журнале Shadis, издаваемом с 1990 года американцем Джолли Блэкбёрном (Jolly Blackburn). Сам Блэкбёрн профессионально никогда не занимался рисованием и поэтому просто схематично набросал группу молодых людей, сидящих за столом, отсканировал ее и многократно потом использовал (впрочем, подобный любительский стиль лишь добавил привлекательности комиксу).
       Однако, когда письма от читателей с требованиями продолжить публикацию комикса стали не помещаться в квартире Блэкбёрна, тот понял, что напал на золотую жилу. В 1996 году журнал Shadis был закрыт, а комикс начал печататься в журнале Dragon. Кроме этого, в том же году начал издаваться отдельный ежемесячный журнал со свежими сюжетами (comic strips). Издателем отдельного журнала (Knights of the Dinner Table Magazine) выступила компания Kenzer & Company, где Блэкбёрн получил должность вице-президента.
       Сам комикс посвящен жизни группы друзей, увлекающихся НСИ, в городке Muncie, штат Индиана. Среди деталей сюжета легко узнаются наши с вами реалии: игра, в которую играют друзья, зовётся Hackmaster (пародия на самые популярные системы начала 90-х годов), создателя этой системы зовут Гэри Джексон (в котором без труда можно распознать Гэри Гайгекса и Стива Джексона) и так далее.

Этот любительский стиль, в котором неумеха-Блэкберн когда-то нарисовал первый комикс, теперь повсеместно выдается поклонниками Knights of the Dinner Table за оригинальное и самобытное творческое решение.
       Один из главных героев – Борис Альфонсо Фелтон – выступает в роли Ведущего игры (GameMaster), стараясь привнести в игру товарищей больше творчества и позитива. В то время как сами игроки (Блэкбёрн не раз получал письма от читателей о том, что «Вы просто-таки описали моих товарищей по играм!») заинтересованы лишь в получении «экспов» за убийство врагов или даже просто всех встречных существ и «прокачке» собственных персонажей. Любому человеку, хоть раз попробовавшему себя в роли мастера (ведущего) НСИ, этот комикс может доставить множество приятных (с легким оттенком грусти и ностальгии) моментов.
Забавно
       Популярность комикса была настолько высока, что по многочисленным требованиям читателей компания Kenzer & Company выпустила в печать систему Hackmaster (основанную на используемой по лицензии Wizards of the Coast механике системы AD&D 1st edition).
       В отличие от Knights of the Dinner Table другой популярный комикс Order of the Stick (публикуется большей частью в электронном виде с 2003 года) описывает похождения непосредственно группы героев ролевой игры. Главной особенностью комикса является то, что герои осведомлены о правилах игры, в которой они являются персонажами. Они говорят между собой о различных игровых условностях: «хиты», модификаторы к броскам дайсов (кубиков), различные трактовки аспектов правил и т.д.
       Этот комикс пользуется заслуженной популярностью, свидетельством чему может выступить тот факт, что в августе 2006 года вышла настольная игра The Order of the Stick Adventure Game: The Dungeon of Dorukan, основанная на сюжете комикса.
       Третьим по порядку, но отнюдь не по популярности, идёт комикс Dork Tower, созданный Джоном Коваликом (John Kovalic). Как и Knights of the Dinner Table, этот комикс рассказывает о жизни группы друзей, в чьи интересы входят ролевые и компьютерные игры, комиксы и т.д. Впервые этот комикс появился в 1997 году, публиковался в ряде тематических журналов (в том числе и в Dragon), а с 2000 года три раза в неделю на веб-сайте появляются новые эпизоды. Помимо этого, комикс появляется в журнале Pyramid и издается отдельным сборником два раза в месяц.

Indie RPG

       Еще одним пунктом приложения сил для представителей НСИ-фэндома является создание собственных систем правил. Еще бы, ведь каждый начинающий автор уверен, что сможет избежать подводных камней, о которые разбились многие игры, изданные «официальным» путем.
       К сожалению, большинство созданных подобным путем игр не представляют собой ничего лучше, чем «возьмем механику боя из D&D, систему развития персонажа из GURPS, магию из Ars Magica, а все остальное из Vampire: the Masquerade». Кристально ясно, что подобный чудовищный гибрид будет интересен только его создателю. Тем не менее, множество молодых авторов, снедаемых жаждой войти в Зал Славы ролевых игр, терзают пространство Интернета, наполняя его своими «шедеврами».
       К счастью, большая часть таких авторов удовлетворяется созданием ужасающе подробных «абсолютно реалистичных систем боя» или «внутренне логичных и невероятно интересных систем магии» для использования в кругу друзей. Подобные дополнения и надстройки к правилам носят название home rules – «домашние правила».
       Но к чести самодельных систем (обычно они называются indie – от англ. independent , «независимый») стоит заметить, что среди них существуют и по настоящему интересные и необычные произведения.
       Одним из самых знаменитых проектов, посвященных развитию Indie RPG, является The Forge («Кузница»), руководимый Роном Эдвардсом и Клинтоном Р. Никсоном. Среди НСИ, родившихся там, присутствуют, например, такие подлинные шедевры, как My Life with Master или Donjon.
       Основная идея, направляющая Эдвардса с Никсоном и большинство их многочисленных сторонников – противопоставление традиционному симуляционистскому стилю создания игр (наиболее типичные представители – продукты компаний TSR, Inc.; PalladiumBooks или SteveJacksonGames) более современного, как они утверждают, нарративного стиля.
       Нарративный стиль подразумевает переход контроля за игровыми событиями от Ведущего к игрокам, совместное творчество и главенствующую роль «литературности» и «сюжетности».
Это интересно
       Другим интересным проектом являются «Игры за 24 часа» (24 Hour RPG). Участники сообщества договариваются о сроках проведения акции и пытаются за 24 часа написать и сверстать читабельную и играбельную мини-систему. Жемчужиной проекта является игра “vs Monsters”, созданная Филипом Ридом (Philip J. Reed) под впечатлением от произведений Э.А. По.

От «indie проекта за 24 часа» до раскупаемой электронной книги правил на RPG Now – один шаг. Хотя, впрочем, не всем известно, что Филип Рид — профессиональный автор игр.

Конвенты в России

       Конвенты любителей ролевых игр проводятся и в России. Возникли они на основе угнетаемых в советское время КЛФ (Клубов Любителей Фантастики) и первоначально лишь отдавали дань моде на творчество Дж. Р.Р. Толкина, одной из форм выражения которой были ролевые игры живого действия.
       Самым известным конвентом, ориентированным в первую очередь на любителей ролевых игр, является Зиланткон. Традиционно он с 1990 года проводится в Казани в периоды бывших ноябрьских праздников.
       На конвенте представлены разнообразные семинары «по интересам» (различным аспектам ролевых игр), проводятся обсуждения ролевых игр живого действия прошедшего сезона и заявление игр наступающего.
       Кроме этого, в рамках Зиланткона проходят традиционные балы, рыцарские турниры, ярмарки, выступления известных и не очень менестрелей. Однако, как дань традиции, сохраняется и литературный аспект конвента – приглашаются знаменитые писатели-фантасты, вручаются ежегодные литературные премии, действуют литературные секции и семинары.

Наши любители почувствовать себя в шкуре древнего воина мало чем отличаются от зарубежных. Разве что кружка на этой фотографии лишняя?..
       Кроме Зиланктона существуют и другие конвенты, например: Блинком (Санкт-Петербург), Самкон (Самара) или Ледяная Корона (Волгоград). Иногда они ориентированы на отдельный регион страны, иногда — на особую разновидность ролевых игр или родственных хобби.

Ролевая пресса России

       Самиздат был известен в нашей стране задолго до знакомства с ролевыми играми. Поэтому с появлением нового хобби ролевая пресса не заставила себя ждать. Некоторые журналы, газеты или просто клубные вестники возникали лишь для того, чтобы через пару выпусков кануть в Лету, но некоторые – прямо скажем, немногие – завоевали себе место в Зале Славы отечественных ролевых игр.
       Самый известный самиздатовский журнал – это, конечно же, «Моё королевство» (или сокращенно «МоёК»), пользующийся большим авторитетом в фэндоме благодаря удачно подбираемым материалам, демократичности по отношению к авторам, освещению злободневных и интересных аудитории вопросов.
       Оргкомитет конвента «Зиланткон» с 2001 года регулярно выпускает альманах «Magister Ludi. Проблемы и перспективы игры», творческая ассоциация «Орк-клуб» с 1995 года выпускала вольнопериодический вестник «Orc-club journal», ныне покойный писатель и музыкант А.Свиридов долгое время выпускал юмористический ньюслеттер «Фэн Гиль Дон».
       Особенностью этих журналов является их достаточно узкая специализация: большая часть контента – это материалы по ролевым играм живого действия. Настольным и компьютерным ролевым играм большее внимание уделяет молодой журнал «Легион», издающийся в .pdf формате.
       Однако самым знаменитым и успешным проектом в России является журнал «Мир Фантастики», ежемесячно издающийся с 2003 года. Он стоит особняком в череде отечественных журналов — это единственный коммерчески успешный проект подобного рода. Благодаря деятельности своего главного редактора Н. Пегасова, журнал активно способствует популяризации жанра фантастики во всех его видах – от кино и литературы до компьютерных и настольных игр.

Лишний повод для гордости – помимо всего прочего, журнал «Мир Фантастики» получил награду в номинации «Лучший европейский журнал о фантастике – 2006 г.» на ЕвроКоне – 2006.

Ссылки по теме

Русскоязычные:

       «Ролевые игры живого действия» — обзор российской ролевой прессы (http://www.rpg.ru/rpg/1705)
«Мир Фантастики» – первый отечественный коммерчески успешный журнал, имеющий в сфере своих интересов и ролевые игры (http://www.mirf.ru)
       «Легион» – любительский журнал (http://jurnal.fantasyland.ru)
Орк-клуб – творческая ассоциация клубов и отдельных людей (http://www.orkclub.ru)
       Magister Ludi – издаваемый ежегодно оргкомитетом Зиланткона альманах (http://magister.konvent.ru/)
Зиланткон – самый известный в России конвент любителей ролевых игр и фантастики (http://zilant.konvent.ru/)
       Еврокон-2006 – конвент европейских любителей фантастики. В 2006 г. проходил в г. Киев, Украина. (http://www.eurocon.kiev.ua/)
Блинком – крупный конвент любителей ролевых игр в Санкт-Петербурге (http://blin.com.ru/)
       Самкон – конвент любителей ролевых игр в Самаре (http://samkon.konvent.ru/) Англоязычные:        Статья в Википедии о конвентах — (http://en.wikipedia.org/wiki/Gaming_convention)
GenCon Conventions — самый известный и крупный конвент в США (http://www.gencon.com)
       GenCon UK – европейский GenCon, до 2006 г. и после 2006 г. проводящийся Англии, в 2006 г. — во Франции (http://www.genconuk.com)
Origins International Games Expo – второй по масштабам и популярности конвент в США (http://www.originsgames.com/)
       GAMA – Ассоциация Изготовителей игр, организатор Origins International Games Expo (http://www.gama.org/)
RPGA — Ассоциация Ролевых Игр, координирующая «турнирные» игры, в том числе и на конвентах (http://www.rpga.com)
       Wizards of the Coast – крупнейшая компания-издатель НСИ, создатели D&D 3.5 ed и d20 system (http://www.wizards.com)
Paizo Publishing – нынешний издатель журналов Dragon и Dungeon (http://www.paizo.com)
       Dragon Magazine – самый известный журнал о ролевых играх (http://paizo.com/dragon)
Pyramid – главный конкурент журнала Dragon в борьбе за сердца игроков (http://www.sjgames.com/pyramid/)
       Dungeon Magazine – сестринское издание журнала Dragon, публикует готовые сюжеты приключений для d20 system (http://paizo.com/dungeon)
Rifter – журнал компании Palladium Books
       Kenzer & Company – компания-издатель многочисленных журналов на тему ролевых игр, нынешний издатель комикса Knights of the Dinner Table (http://www.kenzerco.com)
Knights of the Dinner Table – сайт самого известного комикса о ролевых играх, кроме того — биографии и портреты героев, еженедельные бесплатные мини-комиксы, новости о будущих релизах
       Order of the Stick – сайт бесплатного он-лайн комикса Order of the Stick (http://www.giantitp.com/cgi-bin/GiantITP/ootscript)
Dork Tower – сайт популярного комикса от Д. Ковалика (http://www.dorktower.com/)
       The Forge – крупнейшее интернет-коммьюнити Indie RPG (http://indie-rpgs.com/)
24-Hour RPG – Интернет-проект, посвященный созданию бесплатных игр за 24 часа (http://www.24hourrpg.com/)
Основное Введение | Становление культуры | Конвенты | Ролевая пресса | Комиксы | Indie RPG
Дополнительно Конвенты в России | Ролевая пресса России | Ссылки по теме | Об авторе – Антон Требунский