Основное Определение | Введение | "Живая история" | "Военная реконструкция" | "Творческая реконструкция"
Дополнительно Ссылки по теме | Об авторе — Антон Требунский


Определение

       Историческая реконструкция — это вид хобби, направленный на воссоздание предметов и комплексов предметов, а также культурных моделей (обряды, праздники) старины. Реконструирование той или иной исторической эпохи (славянская Русь, древний Рим, Скандинавия, средневековая Европа и т.д.) подразумевает под собой воссоздание одежды, вещей, бытовой утвари, оружия, доспехов, украшений и т.д. на основе научных данных с соблюдением исторических технологий и использованием материалов, аналогичных материалам реконструируемой эпохи.
       Историческое фехтование — одна из форм исторической реконструкции, направленная на воссоздание боевой составляющей исторической эпохи (оружия, доспехов, поединков, боевых столкновений и войн). По сути, это экстремальный вид спорта, в котором при максимальной безопасности участников воспроизводится боевая культура, максимально адекватная реконструируемому периоду.

       Движение и его история в СССР и России представлены в статье Исторические реконструкция и фехтование — Часть I: ex-СССР.

Введение

       В отличие от России, историческая реконструкция на Западе — вовсе не такое уж и "свежее веяние". Первые фестивали, связанные с воссозданием атмосферы Средневековья и Ренессанса относятся к 60-м годам прошедшего века. И (возможно, виной тому известный западный космополитизм) движение любителей "истории в действии" было практически сразу положительно принято обществом, не потребовалось длительного и мучительного процесса социализации, переживаемого схожим движением у нас, в России. К примеру, на первом фестивале Renaissance Fair в Калифорнии присутствовало ни много, ни мало — восемь тысяч человек!
       Однако главное отличие между "нами" и "ними" вовсе не в возрасте движения.
       На отечественных реконструкторских фестивалях зритель увидит только воинов всевозможных сословий — от простолюдинов-копейщиков до благородных рыцарей в сверкающих доспехах. Главный элемент любого фестиваля у нас — индивидуальные турниры либо бугурт (групповой бой, от нем. Buhurt). Все аспекты мирной жизни представлены исключительно дамами господ реконструкторов, основная задача которых — красоваться в костюмах около полей сражений.
       Реконструкторское движение на Западе во многом имеет более мирную ориентацию. Ни для кого из занимающихся ею не зазорно быть ремесленником, бродячим менестрелем или простолюдином. И на фестивалях отнюдь не редкость участник, не носящий на поясе меч.
       Реконструкторское движение на Западе традиционно подразделяется на два основных направления: "воссоздание истории" (historical reenactment) и "творческая история" или "творческая реконструкция" (creative history).
       "Воссоздание истории", в свою очередь, делится на "живую историю" (living history) и "военную реконструкцию" (combat reenactment). Как вполне понятно из названия, первое направление уделяет внимание воссозданию всех элементов средневекового быта, в то время как второе ориентировано, в основном, на турниры и групповые бои a la medieval. Оба этих направления будут рассмотрены в данной статье.
       Из "творческой истории" мы рассмотрим двух наиболее крупных представителей направления: организации Общество Творческих Анахронизмов, ОТА (Society for Creative Anachronism, SCA) и Ярмарка Ренессанса (Renaissance Fair).

"Живая история" (Living History)

       Как уже упоминалось в статье Исторические реконструкция и фехтование — Часть I: ex-СССР, "живая история" подразумевает высокую степень приближения к воссозданию быта эпохи. То есть, для участника это не просто "надеть костюм, доспехи и взять в руки меч, чтобы на день-два ощутить себя рыцарем". Все гораздо сложнее: никакого газа или электричества, спичек или зажигалок, машин или телефонной связи. Все должно максимально соответствовать эпохе — не только еда на столе, но даже и способ приготовления этой еды.
       Причем на Западе формат мероприятий "живой истории" — отнюдь не привычный для нас фестиваль. На самом деле, это даже не какие-то краткосрочные мероприятия, а специально построенные комплексы аутентично возведенных зданий, где каждый день кипит настоящая средневековая жизнь. Своего рода музеи, но не застывшие во времени, а "живые" — ведь это же living history!
       Собственно говоря, существует отдельный подвид направления "живой истории""живые музеи" (living museums). Их истоки стоит искать в open air museums, распространенных в Европе. Но, в отличие от open air museums, которые всего лишь комплекс сохранившихся (или воссозданных) зданий с соответствующим интерьером, "живые музеи" предполагают еще и наличие людей. Участников, которые демонстрируют средневековую жизнь во всех ее аспектах.
Интересно
       Подобная методика используется на Западе в изучении истории и в музейном туризме. Ряд ученых связывает возникновение и растущую популярность подобных музеев с тенденцией к переходу от традиционного изучения "истории войн и королей" к изучению "истории повседневной жизни".
       Бонус, "живые музеи" в США: "Колониальный Вильямсбург" в Вирджинии (т.н. "колониальный" период в истории Северной Америки), Линкольновский Нью Салем в Иллинойсе (период пребывания А.Линкольна в деревне Нью Салем), Поселение в Плимуте в Массачусетсе (поселение американских Отцов-Основателей).
       Бонус, "живые музеи" в Европе: Блэк Кантри в Англии (начало XX века), Старый Город в Дании (1550-1800 гг.) и Скансен в Швеции (город XIX-го века).

Тихая размеренная жизнь американского городка конца XVIII века. Жительница от руки, гусиным пером переписывает Библию.

"Военная реконструкция" (Combat Reenactment)

       Однако не повседневным бытом единым жив человек. И на Западе тоже популярны поединки, групповые бои и даже воссоздание целых полномасштабных исторических битв. Эта ветвь реконструкторского движения получила название "военной реконструкции" (combat reenactment).

Здесь большинство участников не изучают средневековые стили игры на флейте или шитье костяной иглой. Здесь правят меч и латы!
       Подвидов этого течения тоже предостаточно. Есть те, кто использует затупленное стальное оружие, есть те, кто сражается бофферами — оружием, изготовленным из латекса. Бофферы предельно безопасны и снижают количество травм практически до нуля. У наших же реконструкторов, привыкших к тяжести стального клинка в руке, они вызывают не более чем презрительную усмешку. Тем более что выглядят бофферы далеко не исторично.
       Есть военно-реконструкционные группы, воссоздающие исторические битвы по тщательно прописанному сценарию. В таком виде эти битвы — обычное показательное выступление. Есть общества, которые ставят соревновательный аспект во главу угла, позволяя самим участникам определять ход битвы. И вполне может случиться, что под Геттисбергом победа, вопреки истории, достанется рабовладельцам-южанам.
       В частности, среди фестивалей, реконструирующих исторические битвы, самый известный — Battle of Hastings. Его устроитель — Комитет по Английскому Историческому Наследию (English Heritage), который является официальным владельцем аббатства города Бэттл, где, кстати, и произошла в 1066 году знаменитая битва англичан с агрессорами-нормандцами.
       Долгое время участие в "Битве при Гастингсе" принимали участие лишь хоббисты, однако в последнее время администрация фестиваля приняла за правило приглашать и профессиональных "актеров-исполнителей". В среднем, каждые пять-шесть лет проводятся "Большие Гастингсы".
Факты
       Последний "Большой Гастингс" прошел 14-15 октября 2006 года. По данным устроителей в нем приняло участие несколько тысяч человек. Из них: на поле боя 132 лучника, 91 всадник, 1279 пехотинцев. Кроме того, присутствовали еще 491 участник формата "только живая история" (то есть, носившие костюмы, но не принимавшие участие в сражениях). В рамках фестиваля были размещены "291 аутентичный шатёр и около 50 торговых павильонов". За время проведения фестиваля "было сожжено 12 тонн дерева для аутентичного приготовления пищи".

И хотя историю уже не повернешь вспять, тысячи энтузиастов собираются каждый год на поле под Гастингсом, чтобы вновь и вновь принять участие в судьбоносной для Англии битве.
       Одним из старейших обществ "военной реконструкции", практикующих именно турниры, на Западе является "Средневековое Военное Сообщество" (Medieval Combat Society), основанное в 1970 г. Оно ориентировано на реконструкцию турниров времен Эдуарда Черного Принца (английского принца, сына короля Эдуарда III, известного победами над французами в битве под Пуатье и др. в ходе Столетней войны). Члены общества подразделяются на рыцарей и сквайров (оруженосцев).
       Оруженосцы участвуют только в заранее отрепетированных боях. Став после нескольких лет тренировок полноправными рыцарями, они получают "допуск" к настоящим турнирам. А турниры, кстати, в Medieval Combat Society бывают не только пешими, как обычно. Практикуется и настоящая копейная верховая "сшибка" — забава, столь любимая самим Эдуардом Черным Принцем.

Парни из "Средневекового Военного Сообщества" тоже презирают бофферы и не боятся шрамов и царапин!
       Члены "Средневекового Военного Сообщества" занимаются не только "средневековым рукоприкладством", в почете здесь и изучение средневековых ремесел, верховой езды, изготовление костюмов, соответствующих эпохе.
       Бонус, другие организации "combat reenactment": Medieval Siege Society (европейское средневековье), Legio Secunda Augusta (римляне), The English Civil War Society (гражданская война в Англии, XVII век), Napoleonic Association (наполеоновская эпоха).

"Творческая реконструкция": Общество Творческих Анахронизмов (Society For Creative Anachronism)

       С "воссозданием истории" вполне может поспорить по популярности другое направление в области реконструкции: так называемая "творческая реконструкция" (creative history). Здесь куда менее жесткие требования к костюмам и образам участников. Вполне возможно встретить английского средневекового дворянина с именем Гендальф или с гербом, не соответствующим его дворянскому роду. Эти хоббисты относятся к реконструкции как к развлечению, а не как к увлечению историей.
       Сами участники подчеркивают, что подобный подход вполне допустим, ведь недаром в названии их направления присутствует слово "творческая". Однако при этом уровень сознательности участников достаточно высок (вкупе с тем, что в большинстве сообществ существуют все-таки минимальные требования хотя бы к костюму) — и они стремятся к соответствию историческим аналогам.
       Самой популярной организацией для сторонников "творческой реконструкции" является "Общество Творческих Анахронизмов" (Society for Creative Anachronism). В начале было несколько студентов, изучавших средневековые рыцарские ордена и развлекавшихся боями на самодельных мечах, а затем — костюмированная вечеринка 1 мая 1966 года по случаю выпуска студентов-медиевистов в Университете Беркли. Потребовалось провести еще несколько подобных вечеринок, чтобы возникло сообщество людей (не только студентов-историков), увлекающихся воссозданием прошлого. Кстати, название для организации подобрала одна из первых его членов — известная писательница (автор фэнтези-романов) Мэрион Циммер Брэдли.
       За прошедшие с момента создания годы Общество значительно выросло. Сейчас его отделения (т.н. "королевства") существуют в нескольких странах мира, включая не только США, но и Панаму, Канаду, страны в Африке, Европе и на Ближнем Востоке. Численность участников, по сведениям самого Общества, составляет порядка 30 тысяч человек.
       Для членов ОТА "творческая реконструкция" заключается не только в пошиве костюмов и изготовлении разнообразных оружия и доспехов. Каждый новичок обязан создать своего "персонажа" (persona). Для кого-то это просто стиль костюма и псевдосредневековое имя, а кто-то, наоборот, детально прорабатывает родословную и биографию своего персонажа. Тем не менее, на всех мероприятиях Общества участники общаются, находясь исключительно "в роли".
       Кстати, об исторической эпохе. Темой для реконструкции традиционно избирается Западная Европа от Темных веков до XVI века (XVII век и далее — прерогатива уже другого сообщества, Renaissance Fair, см. далее). Однако зачастую реконструкцией вовсе и не пахнет. Многие приходят в ОТА, насмотревшись голливудских фильмов или прочитав романтические романы Вальтера Скотта. Естественно — то, что изготавливают такие участники, весьма отличается от средневековых аналогов. Поэтому, как и в нашем реконструкторском сообществе, существует определенное противостояние между сторонниками максимальной подлинности и сторонниками собственно "творческих анахронизмов".

Как можно видеть — требования к историчности доспехов и костюма в ОТА не из самых строгих!
       Кроме традиционных для реконструкторов любого направления фестивалей ОТА проводит и ряд других мероприятий. Основополагающей (как минимум, стоящей наравне с турнирами и битвами) формой деятельности являются Искусства и Ремесла. Под этими двумя понятиями подразумевается весь спектр хозяйственной и культурной деятельности Средневековья — танцы, риторика, верховая езда, шитье, пение и т.д. Участники с радостью осваивают необычные для современного человека навыки, учат друг друга и проводят соревнования.

Какой же может быть благородный житель Средневековья без умения правильно выполнить сложную фигуру танца?!
Факты: организация
       ОТА имеет достаточно жесткую организацию. Существует несколько ступеней в иерархии внутри сообщества. И хотя самый высший титул (Король или Королева, который дается за долгую "выслугу лет" или за победу в специальном турнире) приносит большие почести и авторитет внутри сообщества, тем не менее он предъявляет и большие требования к своему носителю. Один из бывших правителей отзывался о своем титуле так: "это словно вторая полнодневная работа, только, вдобавок ко всему, я еще должен и сам тратить на нее деньги".
       В рамках королевств ОТА существуют два направления "политической мысли". Сторонники одного из них придерживаются мнения, что управление королевством должно основываться на совместном принципе. Другие, наоборот, полагают, что власть в королевствах должна принадлежать исключительно Королям — эти считаются сепаратистами, находящимися в оппозиции к Совету Директоров Общества Творческих Анахронизмов (главному руководящему органу сообщества).
       Жесткая иерархия, повальное увлечение "высшего эшелона" закулисными интригами и подковёрной борьбой — одна из основных причин недовольства ряда хоббистов системой ОТА. Подобные "оппозиционеры" создают альтернативные организации. Однако избежать увлечения внутренней политикой не удается никому. Тем паче, никому из них не удается поспорить в популярности и масштабности с Обществом Творческих Анахронизмов.
       Бонус, альтернативные Обществу Творческих Анахронизмов организации: Amtgard, Belegarth Medieval Combat Society, Great Dark Horde.

"Творческая реконструкция": "Ярмарка Ренессанса" (Renaissance Fair)

       В 1963 году семья американских учителей (Рональд и Филлис Паттерсоны) объявила о проведении первого фестиваля, посвященного эпохе Ренессанса. Мероприятие длилось целый уикенд и привлекло более 8 тысяч гостей.
       Так было рождено второе по популярности сообщество любителей "творческой реконструкции""Ярмарка Ренессанса", ЯР (Renaissance Fair или Renaissance Faire). Область специализации данного сообщества: эпоха Ренессанса, преимущественно XVII век и преимущественно английский Ренессанс (что плотно связно с творчеством и временем жизни Уильяма Шекспира).

Как и ОТА, Ярмарка Ренессанса нацелена прежде всего на любителей творческой истории и в ней есть место как "ревнителям аутентичности", так и любителям "Трех мушкетеров" А. Дюма.
       В 1995 году семья Паттерсонов продала права на проведение фестивалей ЯР компании Renaissance Entertainment Corporation (REC). Из сферы хобби фестивали перешли в сферу бизнеса. До сих пор среди "ветеранов" ЯР нередки фразы о том, что "фестивали продались", или о "былом идеалистическом духе сообщества". Тем не менее, тысячи гостей по прежнему приезжают на ежегодные крупные фестивали, и отсутствие этого самого "былого духа" не мешает им получать удовольствие от участия.
       В отличие от ОТА (что во многом обусловлено ориентацией на получение прибыли у владельцев ЯР), фестивали Renaissance Fair представляют собой настоящую ярмарку. Продаются всевозможные поделки на исторические темы, костюмы, оружие, сувениры, аксессуары и т.д. Это один из основных элементов наполнения фестивалей.

Но, конечно же, дело вовсе не ограничивается одной лишь ярмаркой. Гостям предлагаются и другие развлечения — посмотреть на историческое фехтование, выступления менестрелей и жонглеров, комедию дель арт, поглазеть на камеру пыток и т.д.
       Другое важное отличие ЯР от ОТА — отсутствие неопределенности в различных мероприятиях в рамках фестивалей. Никаких случайностей на турнирах, никаких соревнований — все представления, все бои ведут специально подготовленные актеры, месяцами готовящиеся к выступлению.
Факты: забавно
       Кстати, в 80-х гг. калифорнийская Ярмарка Ренессанса некоторое время держалась в "Книге рекордов Гиннеса" в номинации "самое большое количество пива, проданное в течение одного мероприятия"!
       Тем не менее, сообщество ЯР куда менее организовано, чем ОТА. Проводится множество мелких Ярмарок Ренессанса, независимых от REC. В 2004 году REC отказалась от проведения традиционной Ярмарки Ренессанса в Северной Калифорнии, и группа энтузиастов-ветеранов создала компанию, занимающуюся организацией независимой Ярмарки Ренессанса в Северной Калифорнии.
       Бонус: фестивальная музыка, виртуальный фестиваль, список фестивалей в стиле Ренессанса

Ссылки по теме


Англоязычные:
       Society for Creative Anachronism — официальный сайт Общество Творческих Анахронизмов — http://www.sca.org/
Renaissance Faire Homepage — официальный сайт сообщества Ярмарка Ренессанса — http://www.renfaire.com/
       The Official SCA Online Demo — демонстрационная информация для новичков, желающих вступить в ОТА — http://www.scademo.com/
Histrenact — англоязычное сообщество, посвященное сбору ссылок по реконструкции — http://www.histrenact.co.uk/
       Lukrain's Guide to Boffers — сборник информации по изготовлению бофферов — http://www.thealmightyguru.com/Boffer/
Medieval Combat Society — Средневековое Военное Сообщество: общество, ориентированное на воссоздание турниров времен Столетней войны — http://www.themcs.org/
       Battle of Hastings (2006) — крупнейший европейский фестиваль "Битва при Гастингсе" — http://hastings.vikingsonline.org.uk/
Amtgard — Amtgard, альтернативный ОТА проект — http://www.amtgardinc.com/
       Belegarth Medieval Combat Society — Belegarth, альтернативный ОТА проект — http://belegarth.com/
Great Dark Horde — Great Dark Horde, альтернативная ОТА организация — http://www.greatdarkhorde.org/
       Colonial Williamsburg Foundation — живой музей "Колониальный Вильямсбург", США — http://www.history.org/
Lincoln's New Salem State Historic Site — живой музей "Линкольновский Нью Салем", США — http://www.lincolnsnewsalem.com/
       Plimoth Plantation — живой музей "Поселение в Плимуте", США — http://www.plimoth.org/
Black Country Living Museum — живой музей "Блэк Кантри", Англия — http://www.bclm.co.uk/
       The Old Town Web Portal — живой музей "Старый город", Дания — http://www.dengamleby.dk/
Skansen — живой музей "Скансен", Швеция — http://www.skansen.se/index.html


Основное Введение | "Живая история" | "Военная реконструкция" | "Творческая реконструкция"
Дополнительно Ссылки по теме | Об авторе — Антон Требунский


обсудить в форуме 'Игры' »