Основное: Определение | “Зарница” | Этапы игры | Формат игры | Пейнтбол | Военно-патриотические клубы | Игровые шоу | Заключение
История ВПИ: Древняя Греция | Спарта | Третий Рейх | Скаутское движение | ВПИ в царской России и СССР
Дополнительно: Ссылки по теме | Об авторе – Дмитрий Аркадьев-Берлин

       Игра и война – две древних, постоянных спутницы человечества.
       Игровая деятельность является важным средством воспитания детей и юношества. А война, конфликт, противостояние – суровая реальность даже сегодня, тем более, в древности, средневековье и милитаризованных XVII-XX веках.
       Потому неудивительно и исторически обусловлено формирование специфичного вида военно-патриотических игр для детей и молодежи. Об истории и сущности этого явления рассказывает данная статья.

Определение        Военно-патриотические игра (ВПИ) – это игра спортивного типа с элементами ролевого, театрального изображения военных действий или маневров. В ней широко используются элементы “военизации”, употребляются термины и понятия, применяемые в военном деле, в некоторых родах войск или силовых ведомств, и с их учетом организуется деятельность детей и подростков, взаимоотношения между ними.
       Эти игры – одна из форм патриотического воспитания подростков, дошедшая к нам из глубокой древности. Вы можете начать читать с Истории ВПИ или с рассказа об основном формате ВПИ в СССР и современной России на примере “Зарницы”.

Зарница

       Самой распространенной ВПИ в России была и остается “Зарница”.
       Это командная игра-соревнование, в которой принимают участие подростки в возрасте от 10 до 17 лет. Основные цели Зарницы:
  • воспитание у детей и подростков гражданской сознательности и патриотизма;
  • обучение прикладным (практическим) навыкам военного и походного дела;
  • воспитание командного духа, атмосферы взаимовыручки и товарищества;
  • подготовка к предстоящей службе в армии.
       Все эти цели правильно организованная “Зарница” выполняет – не “для галочки”, а на самом деле эффективно готовит молодежь к организованным действиям в сложных ситуациях, повышает чувство гражданской ответственности за себя и товарищей, за свою страну.
       В отличие от политизированных игр СССР, главной целью которых было воспитание нужной идеологии, в современных ВПИ больше внимания уделяется воспитанию командного духа и других универсальных ценностей. С другой стороны, эмоциональное воздействие современной “Зарницы” на порядок слабее, так как для российской молодежи не столь значимы понятия патриотизм, Родина и враг.

Эмблема “Зарницы”.
Историческая справка:
       “Всесоюзная военно-спортивная игра “Зарница” появилась в СССР в 1967 году с целью военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.
       10 января 1967 года в газете «Пионерская правда» был опубликован приказ №1 первого командующего игрой, Героя Советского Союза, маршала артиллерии Василия Казакова, в котором ставилась задача по формированию юношеских батальонов и обучению юнармейцев навыкам армейской жизни, воспитанию в них любви к Родине, готовности защищать ее от внешних и внутренних врагов.
       Первый финал Всесоюзной игры “Зарница” прошел в том же году в Севастополе, на Сапун-горе. В ней принимали участие учащиеся 4-7-х классов, отдыхавшие летом в пионерских лагерях. Для подростков старшего возраста проводилась аналогичная военно-спортивная игра “Орленок”.
       В зависимости от возраста участников содержание “Зарниц” и “Орлят” было разным: от срывания бумажных погон с противника до целых тактических учений с бронетехникой и взрывпакетами”.
       Политическая обстановка того времени, гонка вооружений, “холодная война”, острое противостояние с США и НАТО требовали от правительства СССР постоянной заботы об идейной “готовности” молодежи. Государству были нужны граждане-защитники, воспитанные в духе социализма, и “Зарница” стала подходящим инструментом
       В атмосфере игры дети знакомились с азами армейской жизни и дисциплины, гражданскими обязанностями, учились любить Родину и ненавидеть ее врагов. Игра выполняла очень важную функцию: воспитание в умах играющих образа Врага и непримиримого отношения к нему, воспевание образа моральной силы и презрения к слабости и т.д.
       Однако в серьезности этой системы была заложена опасность: мотивировать детей на агрессию, “оправданную” жестокость, победу любой ценой. Иллюстрацией того, как дети приняли игру слишком серьезно, является фильм “До первой крови” (сценарий Г. Остера, режиссер В. Фокин, 1989 г.). Неизвестно, сколько подобных случаев и ситуаций было в действительности, но по воспоминаниям многих участников, они имели место в действительности.
       Конечно, опубликовано гораздо больше положительных отзывов, как например этот. Но когда участники начинают делиться воспоминаниями в свободном режиме, как например в одном из сообществ портала "Живой Журнал", становится понятно, что на ВПИ случается разное.
Цитаты:
       “…на одной из "Зарниц", где я присутствовал, был и перелом руки у одного парня, и сломанный нос у другого. Молодежь чересчур увлеклась игрой в войнушку…”
       “ Я трижды в лагере играла в Зарницу, и никаких травм никто не получал, никто никого не пытал. Шли по лесу по карте, вылавливая шпионов (пойманного отправляли обратно в лагерь), с врагов надо было погоны срывать – и никакой крови. Мне Зарница очень нравилась…”
       Впрочем, современные ВПИ проводятся с куда меньшим накалом, чем советские аналоги. Поэтому нет повода воспринимать военно-патриотические игры как мероприятие неоднозначное, или даже опасное для детей и подростков. Напротив, профессионально организованная игра очень полезна, так как проводится в атмосфере высокого спортивного духа, соревнования и товарищества, а не войны, поиска врагов и подвига любой ценой.
       Принципом “Зарницы” остается олимпийское правило: Главное не победа, а участие!

Кадры из фильма “До первой крови”, в 1989 году потрясшего всю страну не меньше чем “Чучело”.
       Принцип “добровольно-обязательного” участия сделал ”Зарницу” массовой игрой. Только за первые пять лет проведения в ней поучаствовало более 20 млн. детей!
       Практически весь спектр игр военно-патриотического характера в СССР: “Победа”, “Патриот”, “Юнармеец”, “Защитник” и другие, так или иначе, попадает под определения “Зарница” или “Орленок”, ставшие со временем именами собственными.
       В период развала СССР государство уже не уделяло такого внимания патриотическому воспитанию – и на какое-то время “Зарницы” были практически забыты. Но сегодня игра, казалось бы, безнадежно канувшая в Лету в начале 90-х, получила новую жизнь.

Мы едем на “Зарницу”!
Цитата:
       “Возрождена советская военно-патриотическая игра
       В Москве на Поклонной горе состоялось торжественное открытие фи­нала военно-спортивных игр “Зарница-Орленок 2002”. Детей благословили на подвиг защиты родины и увезли на шесть дней в казармы.
       Школьники в камуфляже и с макетами автоматов Калашникова в десять утра наво­дили тоску. “А не надо так переживать, - го­ворили приглашенным журналистам пол­ковники.— Все надели форму добровольно. В ней хорошо проявляется патриотизм. Мо­жет, для торжественных случаев она и не подходит, но как повседневная одежда очень хороша”.
       …Все это время дети живут в палатках, сами готовят еду и с утра до ночи спортивно ориентируются, бегают, отжимаются и приседают, чтобы победить. “Зарница-2002” проходит по усовершенствованному плану, поскольку “скоро в школу, да и вообще денег столько нет”. Все дети живут в казармах 119-го полка ВДВ под Москвой, питаются по-солдатски три раза в день и даже моются в душе. Призы за победу тоже современные — телевизоры, видеомагнитофо­ны, палатки и макеты автоматов…”.

Газета “Коммерсант” от 26.08.02.г.:


Фото на память. Эти мальчишки давно уже выросли.
       Сегодня ВПИ в школах и общественных объединениях – довольно распространенное военно-спортивное мероприятие. Отчеты и новости о проведении “Зарниц” можно увидеть в сети постоянно, например, здесь, здесь или здесь.

Этапы игры

Структура “Зарницы”.
       В игре соревнуются две (и более) команд. Результаты каждого участника на отдельном этапе идут в зачет его команде. В игре побеждает команда, имеющая большее количество побед на этапах.
       Обычно команда состоит из учеников одного класса (при школьных состязаниях) либо одной школы (при районных и иных крупных соревнованиях). Каждая команда подбирает или придумывает себе название, девиз, изготавливает атрибутику – знамя, знаки отличия.
       Конкретные этапы и конкурсы могут варьироваться в разных играх, мы указываем все основные варианты.
  • Общие нормативы. Участники соревнуются в беге, подтягивании на перекладине, отжимании, прыжках и иных физических дисциплинах. По некоторым оценкам, слабые, поверхностно организованные ВПИ – те, в которых этот “физкультурный” этап преобладает и является основным видом деятельности.
  • Технический. Сборка-разборка автомата и снаряжение магазина на время.
  • Огневой. Стрельба из пневматической винтовки либо пистолета. Если игра проходит на специальном полигоне, то стрельба может проводиться из огнестрельного оружия. Метание учебной гранаты на точность и дальность.
  • Походный. Установка палатки на скорость. Разведение костра в различных погодных условиях. Санитарные нормы лагеря. Знание местной флоры и фауны. Прохождение заданного маршрута по карте на время.

“Тяжело в учении…”
  • Медицинский. Перевязка раненого, изготовление носилок, переноска раненого и другие действия по оказанию первой помощи.

Будни военных санитаров.
  • Чрезвычайная ситуация. Действия при катастрофах и стихийных бедствиях; поведение при общей панике, в случае терактов; оказание помощи пострадавшим.
  • Полоса препятствий. Преодоление естественной или искусственной полосы препятствий на скорость.

Полоса препятствий, конечно же, облегченная. Но для школьников - в самый раз!
  • Тактический. Марш-бросок и выход на заданную позицию в указанное время.
  • Химзащита. Знание основных видов отравляющих веществ. Надевание костюма химзащиты и противогаза на скорость.

Костюмы химзащиты – урок ОБЖ на практике. А потом еще и кросс бежать...
  • Игровой. В основном, это формы игры в захват флага команды противника. Основная цель – захватить флаг соперников и продержать его какое-то время на своей территории, не потеряв при этом свой. Каждый игрок имеет повязку (или погоны) цветов своей команды. Если эту повязку с него срывают – игрок считается “убитым”. В каждой команде есть также доктор, который может “оживить” некоторое количество игроков своей команды. Применять физическую силу категорически запрещено – наблюдатели тут же дисквалифицируют не соблюдающих правила игроков.
  • Викторины по теории. Проверяется знание истории России, Вооруженных Сил, знание действующего законодательства.
  • Конкурс боевых листков. Освещение хода соревнования каждой командой, выявление и награждение полевых корреспондентов.

Один из самых приятных этапов – церемония награждения.

Форматы игры

       "Зарницы" можно разделить на “домашние” и “полевые”.
       В домашнем варианте игра проводится один день и не требует создания особых условий. Для ее проведения вполне подойдет школьный двор или спортзал. В программу обычно входят этапы, не требующие полевых условий – огневой, сдача нормативов, викторины и конкурсы.
       Полевой вариант “Зарницы” намного разнообразнее. Игра проводится за городом - в лесу или на специальном полигоне. Участники получают форму армейского образца, питаются пищей, приготовленной на походной армейской кухне, т.е. проводят игру в гораздо более интенсивно-обучающих условиях.

       Игровой процесс занимает от одного до нескольких дней. В последнем случае участники живут в палатках. Программа полевой ВПИ может включать в себя прохождение полосы препятствий, ориентирование на местности, преодоление естественных водных преград, бой с условным противником, игру в захват флага команды ”противника”, стрельбы из боевого оружия и т.д.
       В каждом конкретном случае организаторы игры выбирают из вышеописанных этапов отдельные виды и включают их в свою программу. Иногда “Зарницы” проходят на территории воинских частей, и организацией игр занимаются профессиональные военные.
       Проводятся и чисто развлекательные, юмористические игры по мотивам “Зарницы”. Их главная задача – дать участникам возможность выплеснуть свою энергию на свежем воздухе, побегать и повеселиться, почувствовать командных дух. С одной из таких игр можно ознакомится тут (плюс фотографии).

Хорошее настроение – это главное! Участникам профессионально организованной “Зарницы” всегда будет что вспомнить – с улыбкой, радостью, с гордостью.

Пейнтбол

       В последнее время в программу “Зарниц” нередко включают пейнтбол – одну из самых зрелищных и увлекательных составляющих в играх армейской тематики. Он используется как эффективная механика моделирования боевых действий в военно-патриотической игре.
       Сам по себе пейнтбол – военно-техническая игра из разряда экстремальных, имитирующая скоротечные огневые контакты на ограниченном пространстве. В игре используется специальное пневматическое оружие – маркеры, стреляющие шариками с краской. Цель игры – захватить флаг другой команды и принести его на свою базу.
       Благодаря специально разработанному защитному снаряжению, пейнтбол считается одним из самых безопасных видов спорта.

На вид маркер не менее грозен, чем настоящее оружие.

Военно-патриотические клубы

       Во многих городах России существуют военно-патриотические клубы (например, вот этот) и межклубные ассоциации. Обычно ими руководят люди, на собственном опыте знакомые с военными действиями. Посещающая эти клубы молодежь проходит школу подготовки к предстоящей службе в армии. Получая помимо военных еще и практические знания по основам туризма, оказанию медпомощи, действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.
       Изучаются история России и Вооруженных Сил, Устав ВС, действующее законодательство.
       Кроме того, военно-патриотические клубы вывозят своих воспитанников к местам боевой славы, устраивают тематические лекции и открывают свои музеи, проводят ВПИ.
       Помимо официальных клубов, существуют еще и подпольные – так называемые “черные следопыты” (ЧС). Это группы молодежи, самостоятельно занимающиеся раскопками на местах боев Великой Отечественной Войны. Их добычей становится оружие, боеприпасы, форма и документы погибших солдат. Все это сбывается либо коллекционерам, либо криминальным структурам. Кроме этого, ЧС подвергают свои жизни и жизни окружающих людей немалой опасности – пролежавшие десятки лет в земле боеприпасы “капризны” и могут взорваться в любой момент.

Коллаж о “Черных следопытах” выполнен в весьма романтичном стиле. Однако, ничего романтического в осквернении памяти погибших нет – мародеры просто зарабатывают деньги.

Игровые военно-патриотические шоу

       Военно-патриотические шоу – театрализованные костюмированные выступления, проводящиеся по мотивам (и в местах) крупных исторических сражений. Главная особенность действа в том, что каждый участник изготавливает костюм своими силами, стремясь к наибольшей исторической достоверности. Примерами этих ярких зрелищ, являются традиционные шоу «Куликово поле» и «Бородино», собирающие сотни участников из реконструкторских клубов со всей России и многие тысячи зрителей.

Бородинское поле… в 2006 году.

История ВПИ

       Потребность в патриотическом воспитании была актуальна там, где велись войны, а значит - везде и всегда. Специфика времени и политики не могли не отразиться и на ВПИ. Многое в играх минувших дней может показаться современному цивилизованному человеку диким и варварским, а порой даже бесчеловечным, но История порой жестока, и у каждого времени свои законы и нравы.
       Весьма показательны в этом отношении примеры Афин и Спарты, государств, которые шли к схожим целям разными методами, диктовавшимися их политикой - спартанцы культивировали исключительно воинские умения и доблести, в то время как афиняне делали упор на гармоничное развитие личности.

Древняя Греция

       В своем труде “Анахарсис”, Лукиан об афинской системе подготовки молодежи писал так: “...более всего мы стараемся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом: ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство и охраняют его свободу и счастье”.
       Основной структурой, занимающейся подготовкой молодежи к гражданской жизни в Древней Греции, являлась эфебия (от греческого ephebos – “юноша”), занятия в которой включали в себя гимнастические тренировки, военные упражнения с боевым оружием, театральные репетиции и изучение философии.
       В конце первого года обучения эфебы демонстрировали воинские навыки и технику владения оружием перед гражданами Афин в государственном театре. Хорошая акустика и сценические возможности здания позволяли каждому из 25-30 тысяч зрителей отчетливо видеть и слышать все, что происходило на подиуме. Юноши приносили клятву-присягу, начинающуюся со слов: “Я не опозорю моего священного оружия и не покину моего друга, где бы я ни находился..."
       По завершении этого ритуала каждый эфеб получал личные копье и щит, которые афиняне считали священными и с гордостью хранили до конца жизни.

Спарта

       Подобно Афинам, Спарта имела свою эфебию. Однако различия в подходе к воспитанию были огромны. Так что военные игры молодых афинян не шли ни в какое сравнение с тем, во что «играли» молодые спартанцы, сразу же после рождения толкаемые государством на жестокий путь воинов.
       В связи с напряженной исторической обстановкой в Спарте была выработана абсолютно новая система воспитания. В основу ее легла концепция воинской доблести как наивысшего идеала.
       Аристотель писал: “…в Лакедемоне (Спарте) ... почти все воспитание граждан и почти вся законодательная система имеют в виду военные цели”.
       С 7 лет мальчики проходили военно-физическую подготовку в интернатах. Формировались выносливость, привычка к лишениям и боли. В Древней Спарте рукопашный бой был настолько неотъемлем от физического воспитания, что именовался не иначе как "спартанской гимнастикой".
       В 15 лет мальчики должны были выдержать ряд испытаний. Одним из них было групповое сражение друг с другом в присутствии зрителей, с целью вывести из строя как можно больше противников. Оружие не применялось, но и, сражаясь кулаками, зубами, ногтями, подростки наносили порой друг другу тяжелые увечья. Некоторые погибали.
       Оставшиеся же переходили к следующему экзамену – их секли у алтаря на празднике Артемиды Орфии. Порка была жестокой, и молодой спартанец должен был ее выдержать без единого стона.
       Грамоте мальчиков обучали только в пределах необходимости: чтобы могли прочитать приказ и подписать свое имя. Дальнейшее обучение считалось роскошью и не проводилось.
       “Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине и мужчине”. Девушек также учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики.

Спартанские девушки вызывают юношей на бой.

Третий Рейх

       Гитлерюгенд (нем. Hitler-Jugend, сокращение HJ) — молодежная нацистская организация.
       Организация Гитлерюгенд была основана в 1926 в Веймаре. Вся молодежь в возрасте от 6 до 18 обязана была вступать в различные формирования, существовавшие при гитлеровском рейхе.
       HJ представляла собой организацию военизированного типа. Подростки получали здесь систематизированную подготовку - овладевали навыками жизни в полевых условиях, занимались спортом, приобщались к нацистской идеологии в преддверии военной службы.
       С 1935 года ежегодно стали проводиться спортивные состязания Рейха. Проводились соревнования по легкой атлетике, рукопашному бою и командному спорту. С 1937 года была введена стрельба из огнестрельного оружия.
       В военных играх участвовали и девушки. Торжественные марши, пропагандистские шествия и парады, военные игры и совместная жизнь делали Гитлерюгенд очень привлекательной для молодежи.
       Вот как оценивает деятельность HJ один из ее бывших членов Дитер Хильдебранд:
       “Детский труд – не самая лучшая вещь, и детский героизм нам вовсе не нужен. Я не желаю увидеть это ещё раз. Надо учиться на ошибках прошлого. И делать выводы, чтобы уберечь будущее поколение и чтобы никогда больше никто не смог сказать: «Нас учили петь, маршировать и убивать”.

Плакат Гитлерюгенд.

Скаутское движение

       В переводе с английского слово “скаут” означает “разведчик”.
       Скаутское движение было основано англичанином, лордом Баден-Пауэллом, родившимся в 1857 году. Баден–Пауэлл отличился в боях в Южной Африке и был одним из национальных героев. В 1901 году закончил книгу “Скаутинг для мальчиков” ("Scouting for boys"), перед написанием которой проработал массу литературы о воспитании молодежи – начиная от древней Спарты и заканчивая нашими днями. В 1907 году на острове Браунси был организован пробный скаутский лагерь, в котором лорд провел более недели с группой из 22 мальчиков.
       В первые два дня производилось размещение, распределение обязанностей, изучение основ лагерного дела. Следующие два дня были посвящены ознакомлению с окружающей средой. Программа последующих дней включала в себя постижение основ географии, истории, уделялось внимание действиям в чрезвычайных ситуациях. Не осталось без внимания духовное развитие – Баден-Пауэлл учил юных разведчиков рыцарскому поведению, рассказывал им об обязанностях настоящего гражданина. Перед отъездом проводились игры и соревнования. Свой опыт Баден-Пауэлл передавал детям в занимательной, игровой форме.
       На сегодня скаутизм - самое массовое молодежное движение в мире.

ВПИ в дореволюционной России и СССР

       Первый скаутский отряд в России был основан 30 апреля 1909 г. гвардейским  офицером Олегом Ивановичем Пантюховым. Скауты просуществовали в России до 1923 г., когда они насильно были разогнаны в угоду созданным на их месте пионерским отрядам.
       С 1990 года скаутское движение в России возобновилось.

Эмблема Российских скаутов.
       19 мая 1922 года в Советской России появилась Пионерская организация (ПО), немало позаимствовавшая у своей предшественницы – скаутской. Главное отличие было в том, что пионер воспитывался как защитник социалистического Отечества и с юных лет подготавливался к борьбе с классовыми и идейными врагами.
       В 1936 году были проведены первые Всесоюзные военно-спортивные соревнования пионеров и школьников, а в 1937-1940 годах проводились Всесоюзные соревнования по оборонной работе, массовые военно-спортивные игры. Пионеры соревновались за право носить оборонные значки: ЮВС (юный Ворошиловский стрелок), БГТО (будь готов к труду и обороне), БГСО (будь готов к санитарной обороне).
       Структура ПО во многом повторяла структуру старшую – коммунистическую: отчеты, слеты, выборы, лозунги, слава, позор. Такое воспитание принесло свои плоды. В годы Великой Отечественной Войны подростки воевали против фашистов наравне со взрослыми.

Пионерский значок.
Не только детям в СССР прививалось чувство патриотизма.
       23 января 1927 годабыло создано Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ, сейчас ДОСААФ-РОСТО). Под его эгидой возникали всевозможные кружки военных знаний, в которых гражданское население овладевало стрелковым оружием, изучало армейское вооружение. Проводились игры-учения, имитирующие военную обстановку.
       От таких игр “страдали” порой и совершенно случайные люди: вспоминается эпизод из старого советского фильма, когда спешивший по своим делам прохожий во время учебной воздушной тревоги был насильно сделан “потенциально раненым”, уложен на носилки и перевязан по всем правилам медицинской науки.

Эмблема ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ-РОСТО.

Заключение

       Главная цель современных ВПИ – пропаганда здорового образа жизни, разностороннее развитие молодых людей, воспитание морально-волевых качеств, формирование сознательного гражданского отношения к вопросам личной и общественной безопасности, подготовка к службе в армии.
       Председатель Совета Федерации Сергей Миронов так видит будущее ВПИ (и подобных мероприятий) в России:
       “Каждый молодой человек должен быть мужчиной, защитником, борцом. Эти качества очень пригодятся в жизни… Военные сборы, могли бы стать обязательной частью образовательной программы по военно-патриотическому воспитанию для школ, ПТУ и техникумов”.
       Помимо этих, несомненно важных государственных задач, увлекающиеся ВПИ получат от процесса игры массу удовольствия и хорошего настроения, приобретут полезные знания, опыт и конечно – новые знакомства.


Годы идут, а “Зарницы” не стареют.

Ссылки по теме

       “Para bellum” – Военно-исторический журнал - http://www.vzmakh.ru/parabellum/index.shtml
Scout.nw.ru – Официальный сайт российских скаутов - http://www.scout.nw.ru/
       РОСТО ДОСААФ – Официальный сайт всероссийской организации - http://www.rosto-dosaaf.ru/sv2
PaintBallFed.Ru – Официальный сайт Российской федерации пейнтбола - http://paintballfed.ru/


Основное: Определение | “Зарница” | Этапы игры | Формат игры | Пейнтбол | Военно-патриотические клубы | Игровые шоу | Заключение
История ВПИ: Древняя Греция | Спарта | Третий Рейх | Скаутское движение | ВПИ в царской России и СССР
Дополнительно: Ссылки по теме | Об авторе – Дмитрий Аркадьев-Берлин


обсудить в форуме 'Игры' »