Основное:    О чем эта статья? | Классификация
Стандартные игровые контроллеры
Устройства для погружения в виртуальную реальность
Игровые устройства с обратной связью | Необычные примочки
Дополнительно:    Ссылки по теме | Об авторе — Дмитрий Аркадьев-Берлин

О чем эта статья?

       В наши дни хватает технологически сложных устройств — игровых контроллеров, призванных помогать человеку в раскрытии потенциала видеоигры. О вкусах, равно, как и о геймерских предпочтениях, не спорят. Кому-то хватает обычных клавиатуры и мышки, кто-то роется в каталогах фирм, выискивая что-нибудь понавороченнее. Дело не только в престиже, но и в получении дополнительного удовольствия от игрового процесса. Ведь, согласитесь, гораздо приятнее управлять виртуальной машиной при помощи руля, чем обычными клавиатурными клавишами. А те, кто хоть раз пробовал играть в виртуальном шлеме, наверняка помнят незабываемую атмосферу погружения в виртуальное пространство. Если добавить сюда эргономичность специальных игровых устройств, дающую владельцам преимущество в скорости и четкости действий, то становится понятно, почему геймеры уделяют столько внимания игровой периферии. О ней и пойдет речь в данной статье.


Театр начинается с вешалки, а геймерское место — со стола. Чудо-стол Roccaforte от компании M-S-V сделает комнату похожей на операторскую какого-нибудь вычислительного центра. За эту красоту производители просят «всего» 500 долларов.


Классификация


"   Стандартные игровые контроллеры. Мыши, клавиатуры, джойстики, геймпады и т.д. Будут рассмотрены наиболее интересные геймерские образцы данных устройств.
"   Устройства для погружения в виртуальную реальность. Шлемы и костюмы виртуальной реальности, имитаторы ходьбы, тренажеры и т.д.
"   Игровые устройства с обратной связью.
"   Необычные «примочки». Нетипичные игровые устройства и интересное программное обеспечение.



Помешанные на трансформерах японцы ухитряются их втиснуть даже в такие привычные технические аксессуары, как наушники. Transformers Music Label Frenzy & Rumble как раз является наглядным образчиком такого «скрещивания». Хочешь — слушай музыку или подключай к компьютеру, а хочешь — устраивай на своем столе битвы роботов.


       В статье будут указаны ориентировочные цены рассматриваемых устройств, действующие на момент написания статьи.


Фанатам моддинга (изменения внешнего вида устройства) порой удаются уникальные конструкции. Компьютер в виде двигателя болида Ф-1 (левое и среднее фото). Геймерское кресло-консоль (правое фото).


Стандартные игровые контроллеры

       Большинство ПК-игр управляются стандартным набором «клавиатура + мышь». Но для эффективной игры этого не всегда достаточно. Сложные игры с большим количеством перемещений (например, спортивные симуляторы) намного эффективнее управляются джойстиком или специальным компактным игровым интерфейсом — геймпадом.



Типичное положение рук геймера при игре. Левая рука «работает» исключительно с клавиатурой, правая — с мышкой.


Клавиатуры
       Несмотря на то, что на стандартной клавиатуре имеется блок клавиш со стрелками (курсорных), большинство геймеров предпочитают правой рукой держаться за мышку, а левой — управлять игрой, используя клавиши WASD (или как вариант ESDF), считая такой стиль игры более эргономичным и удобным. Обычно вместе с комбинацией WASD используют близко расположенные клавиши, что позволяет игроку задействовать больше функций, пользуясь одной рукой с минимальным ее перемещением (что невозможно при игре «на курсоре»).


Универсальная клавиатура, подходящая и для игры, и для работы. Кнопки курсора и блока WASD прорезинены (левое фото). Клавиатура с ЖК-дисплеем для любителей раскладки ASDF (правое фото).


       Производители клавиатур, желая одновременно угодить геймерам и не лишать устройство рабочей функциональности, вводят дополнительные геймерские клавишные блоки и даже встраивают небольшие джойстики. Так поступила фирма Chicony, выпустив модель Gaming Keyboard KPD-0250 с геймерским уклоном. Если для работы такая клавиатура все-таки не совсем удобна (ряд рабочих клавиш заужен в угоду экономии места), то для игры — «самое то». Цена «клавы» — порядка 40 долларов.


Один из немногих минусов детища Chicony — узкие клавиши под пальцами правой руки. Но это простительно — клавиатура все-таки геймерская.


       Хорошо знакомый атрибут любого ПК, используемый для ввода информации, может принимать весьма необычный вид, будучи специализированным для компьютерных игр.
       Так, на круглой клавиатуре фирмы WOLFKING, по виду больше напоминающей CD-плейер, полноценно работать вряд ли возможно. Конструкторы убрали все «лишнее», оставив только наиболее часто используемые геймерами буквенные кнопки и функциональные клавиши. Вот так описывают свое творение его создатели: «Wolf King — клавиатура для настоящего геймера. Данная клавиатура представляет набор необходимых горячих клавиш управления для игр, которые удобно расположены для пальцев левой руки игрока.
       Данная клавиатура дает вам преимущество перед вашими коллегами (соперниками), которые используют устаревшую технологию. Компактное сочетание кнопок управления делает ваши движения более точными и смертельными».

       Насколько эти заверения соответствуют истине можно убедиться самолично, купив сей эргономичный образчик. Цены на изделия стартуют с 35 долларов.


Круглая клавиатура используется в сочетании со стандартной, как дополнительный игровой контроллер, или является ее частью.


       Еще дальше пошли в компании Flexiglow, превратив клавиатуру в оригинальный геймпад (игровой контроллер) с фрагментарными вкраплениями стандартных клавиатурных кнопок, основное место среди которых занимает блок QWEASD (традиционный набор WASD плюс клавиши Q и E). Подчеркивается, что данная «клавиатура» рекомендуется «геймерам, чей игровой профессионализм превысил возможности стандартных устройств».


Подобный минимализм вполне обоснован. В игре геймеру нужны лишь кнопки управления и «горячие клавиши» для быстрой закупки снаряжения, открывания инвентаря, смены оружия и т.п. Оставшиеся незадействованными клавиши только мешают игре, усложняя «нащупывание» нужных кнопок.


       Немного разгрузить экран от дополнительной игровой информации помогают клавиатуры со встроенным ЖК-дисплеем. На маленьком экране клавиатуры отображается, например, количество боеприпасов, уровень здоровья и т.д. А с экрана основного монитора эта информация «убирается», позволяя любоваться картинкой во всей ее красе. В этом есть и свои минусы — в игре эта информация должна быть все время на виду. То есть, на мониторе. Постоянно переводить взгляд на ЖК-дисплей, чтобы посмотреть, сколько осталось здоровья и прочего, достаточно неудобно. Также на ЖК-дисплей выводится дополнительная информация — состояние почтового ящика, температура, степень нагревания процессора, калькулятор, дата/время и т.д. Одной из самых полезных функций ЖК-дисплея для геймера является возможность получать сообщения по ICQ, так как в полноэкранных играх сообщений просто-напросто не видно на мониторе, и для их просмотра игру приходиться сворачивать. Естественно, что клавиатуры разных изготовителей или типов могут отличаться набором функций, доступных ЖК-дисплею.



Одна из последних геймерских разработок компании Logitech — игровая клавиатура G15 Gaming Keyboard.


       Компания Ideazon порадовала геймеров раскладной клавиатурой Zboard с отдельным геймерским блоком. Кроме этого, за дополнительную плату, можно приобрести специальные кейсеты (блоки клавиш), скомплектованные под определенную игру. Вышли кейсеты под World of Warcraft, Battlefield 2, Everquest II, Neverwinter Nights, Civilization III и Age of Mythology. Удобство таких блоков очевидно — все задействованные в игре клавиши есть на кейсете под своими «родными функциями». Недостаток один — выложить придется не менее 20 долларов за каждый дополнительный блок. Цена основного комплекта — 50 долларов.
       Бонус (фирмы-изготовители игровых клавиатур): Trust International. Logitech. Chicony. Defender. Genius. A4Tech. Razer. Saitek. SteelSeries.
       Бонус (информационный): Оружие победы, статья-обзор игровых клавиатур. Как выбрать мышь и клавиатуру, обзорная статья.


Независимые тестеры нашли в Zboard еще один не очевидный недостаток — не очень приятный (по их мнению) на ощупь пластик. Зато дизайн на высоте. На правом фото к клавиатуре добавлен кейсет для World of Warcraft.


Мыши
       Манипулятор типа «мышь» был изобретен в 1968 году Дугласом Энгельбартом.


Прабабушка современных мышек была изготовлена из дерева.


       Большинство ПК-игр рассчитаны на активное использование этого устройства, и для настоящего геймера хорошая мышь — залог успешной и приятной игры.
       От своих офисных сородичей геймерская мышь отличается улучшенными технологическими характеристиками (разрешение, время отклика, частота сканирования и т.д.). Например, высокое разрешение позволяет быстро и точно наводиться на цель, «вылавливать» необходимых юнитов и раздавать приказы в самой гуще битвы. Такие показатели, как дизайн, вес, удобство лежания в руке и т.д., — дело личного вкуса. Иногда к мыши прилагаются весовые картриджи, позволяющие игроку самому регулировать вес устройства под себя. Мелкие «прибамбасики», наподобие фиксатора шнура, могут также оказаться в игре не лишними. Подошва геймерских мышей может выполняться из тефлона, что обеспечивает мыши плавность скольжения и точность хода. Желательно, чтобы дополнительные кнопки на мыши имели возможность перепрограммирования. Цены на такие устройства обычно составляют 35-40 долларов и выше.


Фирменные отвертка, чехол, набор грузиков и запасные «ножки» — необязательное, но приятное душе геймера дополнение (левое фото). Ну и, конечно, дизайн мыши должен быть на высоте. Она — своего рода визитная карточка геймера (правое фото).


       Коврики для таких мышей должны, в первую очередь, «не мешать» самой мышке показывать все, на что она способна, и обеспечивать удобную опору для кисти.
       Есть среди геймерских мышей и совсем необычные модели. Американцы Джефф Ма и Эйн Маккендрик скрестили мышь с... пистолетом. Получившийся «мышстолет» прекрасно зарекомендовал себя в стрелялках от первого лица, для коих он, собственно, и был сделан. А изобретатели организовали собственную компанию MonsterGecko по внедрению контроллера PistolMouse FPS в жизнь остальных геймеров.
       «Для серьёзного игрока до сих пор не существовало достойной альтернативы комбинации «мышь-клавиатура». PistolMouse FPS разработана, чтобы дать геймеру уникальное преимущество и в одиночной, и в многопользовательской игре», — заверяют производители.
       Цена «мышстолета» — 70 долларов. Еще 13 дерут за специальный коврик.


PistolMouse FPS — вполне жизнеспособное устройство. Даже перезарядку можно осуществить, не снимаю руку с контроллера.


       Бонус (фирмы-изготовители игровых мышей): Razer. Creative. Elecom. Logitech. GoodWorkSystems.
       Бонус (информационный): Тест игровых оптических мышей, сравнение моделей и общие требования к продукту.



RTR-720 — одна из самых оригинальных по своему дизайну игровых мышек. Кроме этого, привычные «ножки» в основании мыши заменены на стальные шарики, и мышь не скользит, а катается по рабочей поверхности. Продается за 60 долларов.


Джойстики
       Манипулятор, пришедший в игры из области военных технологий, представляющий из себя рукоятку управления с набором дополнительных кнопок для ведения огня, смены обзора и т.д. Создание устройства (в 1910 году) приписывают пилоту Е.А. Джорджу. Отсюда и пошло название «stick (англ. — палочка) Джорджа или Джо», со временем трансформировавшаяся в «палочку радости» — joystick (англ. joy — радость).



Внешний вид джойстика действительно напоминает ручку управления самолетом. Модель Saitek X52 Pro.


       В основном, джойстики используются в симуляторах техники (например, в авиасимуляторах) или гонок (хотя тут предпочтителен руль), так как «стрелялки» (и тем более стратегии) намного удобнее управляются мышью. Но, конечно, это дело вкуса. Главным преимуществом джойстика перед управлением с клавиатуры является возможность точного позиционирования элемента управления, чего на клавиатуре добиться нельзя.
       Бонус: общая информация по джойстикам. Как выбрать джойстик?, статья. Руководство по изготовлению джойстика, статья.


«Атипичный» джойстик от компании Thrustmaster с «говорящим названием» FragMaster (фраг — убийство противника в игре) «заточен» именно под 3D-шуттеры («стрелялки»).


Геймпады (англ. game — игра, pad — пульт).
       Стандартное устройство управления в игровых консолях, используемое геймерами также и в играх на ПК. От джойстика его отличает отсутствие сильно выступающей рукоятки управления и расположение кнопок. Управляется геймпад двумя руками. Для управления пользуются, в основном, большими пальцами рук и иногда — указательным и средним пальцами. Кнопки направления расположены под большим пальцем левой руки, кнопки действия — под большим пальцем правой. Во многих современных контроллерах этого типа совместно с направляющими кнопками используются аналоговые джойстики.
       Особенно удобны геймпады в симуляторах спортивных игр для выполнения всевозможных финтов и обводок, недоступных с клавиатуры. Полезны они будут и в играх-единоборствах, а также — аркадных гонках. Начальная цена устройств — от 6 долларов.


Стандартный геймпад (левое фото). В геймпаде SpaceOrb 360 вместо направляющих кнопок используется трекбол. Цена устройства «кусается» — почти 200 долларов (правое фото).


       Бонус: Выбираем игровые манипуляторы, статья. Супертест геймпадов, статья. Мини-обзор трёх геймпадов Genius, Logitech и Creative. Отпадные геймпады, статья.

Рули
       Наиболее удобные средства управления для автосимуляторов и автогонок. Представляют собой руль, аналогичный по внешнему виду автомобильному. Часто в комплект этого типа контроллеров входят педали и переключатель скоростей. Ощущения при управлении рулем не сравнимы с клавиатурными, так что, несмотря на узкую игровую специализацию, устройство весьма популярно среди геймеров. Цены на рули начинаются от 50 долларов, но лучше добавить еще хотя бы столько же и купить более-менее приличную модель.
       Бонус: Все о разновидностях и устройстве компьютерных рулей, статья. Что нужно знать при покупке? — статья.



Руль Genius Trio Racer Force Feedback PC/PS2/XBOX во всей красе.


Устройства для погружения в виртуальную реальность

       Термин «виртуальная реальность» (Virtual Reality, ВР) был придуман в 1989 году Джеромом Ланьером (Jaron Lanier) и обозначает он искусственный мир, построенный компьютером вокруг человека-оператора. В данной главе мы несколько сузим границы термина и будем подразумевать под ВР исключительно компьютерную графику, выводимую для визуального восприятия на устройства типа шлема или очков виртуальной реальности (см. ниже).
       Хотя большинство разработок в области ВР велось в прикладных направлениях (в качестве специального вида моделирования, представляющего практический интерес для промышленных предприятий, обучающих тренажеров и т.д.), в стороне не остались и компьютерные игры. Игровые устройства для погружения в ВР в силу своей высокой стоимости (и некоторых других минусов) до сих пор не получили массового распространения в геймерской среде. Однако, упомянуть о них просто необходимо.



Шлем VFX3D легендарной линейки VFX

Факт
       Виртуальное пространство стало доступным с 1977 года, когда в США была создана программа (Aspen Movie Map), симулирующая прогулку по городку Аспен. Изображение строилось на реальных фотографиях, и была возможность выбрать между зимней и летней прогулкой.

Очки и шлемы ВР (head-mounted display)
       Шлем ВР стал первым устройством, обеспечивающим оператору иллюзию нахождения в виртуальном пространстве, где человек смог увидеть этот мир изнутри, а не в окне монитора. Сам шлем состоит из пары мини-дисплеев (панелей), которые воспроизводят изображение, аналогичное выводимому на монитор (либо формируют стереоизображение, строя картинку для каждого глаза в отдельности), наушников и системы ориентации в пространстве (трекинга). Трекинг отслеживает повороты и наклоны головы оператора, позволяя согласовывать производимые компьютером изображения и выстраивать из них сцены объемного мира, соответствующие текущей ориентации взгляда. То есть, оператор может осматриваться вокруг, поворачивая голову вместе со шлемом, благодаря чему достигается эффект погружения в виртуальный мир.


Ультрасовременные шлемы значительно «похудели» (до 250-300 гр.), но длительность непрерывной работы с ними из-за напряжения глаз по-прежнему невелика — до 1 часа.


       Основным недостатком шлемов ВР является недостаточно точный трекинг. Это часто приводит к неадекватной реакции системы, вызывая скачки изображения вместо плавного перевода взгляда. Отсутствие механизма обратной связи и солидный вес устройства (до1,5 кг) приводят к чрезмерному мышечному напряжению в результате неестественного положения головы оператора. Кроме этого, вследствие ограничений по массе и размерам шлема, качество картинки страдает из-за низкого разрешения. Разрешение лучших (и как следствие, самых дорогих) моделей пока составляет 1280х1024 пикселей. Но даже в самых совершенных шлемах глаза оператора (из-за близкого расположения к ним панелей) устают за 15-20 минут, что не особо радует геймеров, привыкших играть часами. Эти проблемы пытаются решить разработкой альтернативных концепций:

       Cave Automatic Virtual Environment (CAVE)
       Система CAVE была разработана в Чикагском университете Штата Иллинойс, США. Она обеспечивает иллюзию погружения человека в ВР при помощи наблюдения проекций стерео-изображений на полу и на стенах комнаты кубической формы. Несколько операторов в легких стерео-очках могут свободно перемещаться внутри комнаты. Система отслеживает положение ведущего зрителя и на основании этого формирует стерео-изображения на стенах-экранах.

       Binocular Omni-Orientation Monitor (BOOM).
       Устройства высокого разрешения закрепляются на подвижном манипуляторе с шестью степенями свободы. Оператор контролирует положение дисплея руками примерно так, как обычно наводят на цель бинокль или перископ.


Альтернативные концепции визуального восприятия ВР CAVE (левое фото) и BOOM (правое фото).


Стереоскопические очки придают объем изображению на мониторе. Оператор смотрит на экран через очки, вместо стекол снабженные управляемыми жидкокристаллическими фильтрами (затворами). Затвор может полностью перекрыть или открыть зрительное поле глаз. На экран монитора попеременно выводятся отдельные изображения для каждого глаза. Открываясь и закрываясь, затворы создают эффект объемности, и в результате каждый из глаз видит только ту картинку, которая предназначена именно ему. При комфортных частотах переключения затворов (от 120 Гц) у оператора не возникает никакого утомления.
Историческая справка
       Первый шлем ВР был изготовлен в середине 60-х годов прошлого века году учеными Эвенсом и Сазерлендом (основателями фирмы Evans & Sutherland). Но коммерческим продуктом шлемы ВР стали только в 1989 году, когда на рынке появились устройства «EyePhone» и «CrystalEyes» от компаний VPL Research и StereoGraphics.
       Фирма Toshiba ведет разработки монитора, надевающегося на... голову. Устройство получило название Head Dome Projector. Внушительные технические характеристики (в частности, возможность обзора по обеим осям на 360 градусов) вполне могут оказаться бесполезными, столкнувшись с проблемами, присущими шлемам ВР — большой вес и близость изображения к глазам. Система уже побывала на международном симпозиуме и выставке SID 2006 (Society for Information Display), однако пока разработчики не уточняют ни дату окончательного завершения разработки, ни ее цену.


На вид Head Dome Projector легким никак не выглядит. Но спору нет — смотрится внушительно (левое фото). Самые нетерпеливые геймеры в ожидании Head Dome Projector могут пока потренироваться с обычным монитором (правое фото).


Костюм ВР
       Это интерактивная одежда, которая (в сочетании со шлемом или иным устройством визуального отображения ВР) надевается для взаимодействия с системами виртуальной реальности. Костюм обеспечивает интерактивную силовую обратную связь со всем телом пользователя. Задача костюма — создать полное погружение пользователя в виртуальный мир за счёт имитации большого количества ощущений, кроме визуальных и звуковых. Для этого в костюме предусмотрены области натяжения, препятствующие перемещению и симулирующие нагрузку и преодоление барьеров; нажатия на кожу — для симуляции прикосновений; участки с охлаждением и нагреванием для имитации колебания температуры.
       Полный костюм состоит из силового жилета, перчаток и обуви. Жилет имеет сервоприводы, создающие не большие, но убедительные нагрузки на мышцы туловища и рук оператора, имитирующие, например, нагрузки при поднятии и переворачивании тяжелого предмета, который оператор видит перед собой. Перчатки снабжены системой датчиков, регистрирующей перемещения предплечья и кисти руки. В наиболее совершенных системах учитываются сгибания-разгибания суставов каждого пальца. Перчатки также могут оснащаться устройствами, передающими на нервные окончания пальцев раздражения (обычно используются пьезокристаллические вибраторы), похожие на прикосновения к поверхностям предметов, которые человек «берет в руки». По сходному принципу работает и сенсорная обувь.



Для оператора имитационный прыжок с парашютом не отличим от реального.


Сферы, имитаторы движения, тренажеры ВР
       Видеть и чувствовать происходящее в ВР — это, конечно, хорошо, но без убедительной имитации перемещения оператора «своим ходом» иллюзия погружения остается неполной. Для этой цели создавались всевозможные бегущие дорожки с высокой степенью подвижности рабочей поверхности. Оригинальный способ имитации ходьбы нашла японская компания Tsukuba University VRLab, изготовив CirculaFloor — интерфейс для передвижения с использованием группы подвижных плиток, формирующих бесконечную поверхность. Оператор делает очередной шаг, и к нему под ногу подкатывается одна из четырех подвижных плиток. Основной недостаток этого устройства в том, что пока возможна только неспешная прогулка со скоростью 33см/сек. При поворотах скорость вообще снижается до 21 см/сек против нормального человеческого темпа в 1,5 м/с.


«Передвигаться» с помощью CirculaFloor, конечно, интересно. Жаль, что путешествие слишком медленное!


       Интересная разработка есть и в России. Братья Латыповы сконструировали устройство, названное Виртусфера. Конструкция представляет собой сферу диаметром 2,6 метра и весом 130 кг, установленную на подставке с роликами. Оператор в беспроводном шлеме или костюме ВР забирается внутрь и может идти куда угодно — по вращению роликов вычисляется направление движения, а магнитные датчики показывают положение человека внутри сферы. Трение в роликах и инерция корпуса сферы (его масса подобрана под вес и ощущения от нагрузки среднего человека) создают сопротивление при ходьбе.


Сфера братьев Латыповых предоставляет геймерам возможность бродить по компьютерным лабиринтам, чувствуя себя внутри игры.


       Главным недостатком подобных имитаторов движения является возможность симулировать ходьбу лишь по ровной местности. Еще одна разработка компании Tsukuba University VRLab — GaitMaster (мастер походки) позволяет имитировать перемещение по любой неровной поверхности. Устройство представляет собой две подвижные подставки для ног, закрепленные на поворачивающемся основании. Основание позволяет следить за направлением движения пользователя. Подставки свободно движутся вместе с ногой и создают твердую опору только, когда она должна «наступить» на виртуальную поверхность.


Громоздкий GaitMaster реалистично имитирует ходьбу по пересеченной местности и спуски/подъемы по лестнице.


Тренажеры
       Компьютерный тренажер является системой виртуальной реальности, где оператор управляет виртуальной моделью транспортного или иного технологического приспособления (например, стрелковым оружием). Также есть тренажеры для развития вестибулярных навыков, разработанные для тренировки спортсменов.
       Тренажеры чаще всего представляют собой кабину-капсулу (или кресло), закрепляемую на карданных подвесах или каких-либо других механических системах, способных перемещать и вращать оператора с шестью степенями свободы. В сочетании с костюмом ВР достигается эффект полного погружения в виртуальный мир с очень реалистичными ощущениями.



Широкоугольная проекционная система VisionStation позволяет визуально пообщаться с далекими коллегами или может быть использована в качестве тренажера.


       Такие сложные системы используются в основном для специфического профессионального обучения или в крайнем случае — на аттракционах. Рядовому геймеру и мечтать не приходится о приобретении такой системы в личное пользование. Для игры выпускаются устройства попроще. Вот примеры «чисто геймерских» тренажеров:
       Игровой тренажер GameRunner представляет собой беговую дорожку, сопряженную с деталями игрового контроллера. Перебирая ногами по дорожке, игрок сообщает движение своему игровому персонажу. Остальные действия производятся со стационарного пульта управления. Тренажер работает как с ПК, так и с игровыми консолями. Для любителей сочетать приятное с полезным аппарат обойдется «всего» в 500 долларов.


Спрос на GameRunner пока невелик. То ли цена высоковата (первые модели стоили почти 2000 долларов), то ли геймеры — народ ленивый и не хотят менять привычное кресло на беговую дорожку.


       В танцевальных играх движениями можно управлять при помощи традиционных контроллеров, а можно купить танцевальный коврик (Dance Pad) и управлять игрой… ногами. Сам коврик представляет собой квадратную матрицу 3х3, каждый сектор которой управляет определенными действиями в игре. Цена таких устройств колеблется от 10 до 1000 долларов.


Устали ноги? Пора переходить на пальцы. Мини-коврик для пальцевых танцев Finger Dance Pad (правое фото) — точная копия своего большого прототипа (левое фото).


       Бонус: Виртуальная реальность, концептуальный очерк. Шлемы виртуальной реальности, англоязычный портал. Трехмерные дисплеи: обзор технологий, статья. Перспективы рынка графических устройств, статья. Широкоугольная проекционная система VisionStation — область применения, статья. Костюм виртуанавта, статья. Фитнес для геймеров, заметка о геймерском тренажере.


Игровые устройства с обратной связью

       Игровые контроллеры с обратной связью (эффект force feedback, ОС) призваны усиливать впечатления от игры, симулируя различные игровые эффекты, наподобие отдачи от выстрела, встряски при близком взрыве, попадания или столкновения, сопротивления руля при повороте, неровности трассы и т.д.
       Самым распространенным и доступным видом ОС является виброотдача. В геймпад встраивается сервомотор, передающий в нужный момент вибрацию, например — на ручку джойстика. В устройствах попроще вместо сервомотора используется вибромотор, наподобие тех, что стоят в сотовых телефонах.
       Согласно данным исследования рынка, проведённого компанией Ipsos, геймеры предпочитают именно контроллеры с отдачей. Порядка 72 % игроков считают, что наличие в контроллере виброотдачи делает игровой процесс интереснее и разнообразнее, и всего 5 % игроков находят эту технологию излишней.
       Частое использование средств с вибрационной ОС может приводить к неприятным заболеваниям, например — виброболезни, характерной для тех, кто работает с отбойными молотками. Владельцам таких устройств рекомендуется отдыхать по 15 минут после каждого часа игры.
       Устройства ОС могут не только быть вмонтированы в «ручные средства управления», но и передавать воздействия на тело игрока. Такой тип устройств (со встроенным сабвуфером, заменяющим вибромотор) называется виброжилетом. Жилет предназначен для физического воздействия на человека — взрывы, удары, столкновения, выстрелы вызывают вибрацию, усиливающую эффект присутствия. Наибольший эффект от применения достигается в 3D-шутерах. Напряженная атмосфера таких игр становится осязаемой. Каждый взрыв, каждый добравшийся до вас монстр или противник будет не просто услышан, но и прочувствован на собственной «шкуре». В акрадных стрелялках из-за большой плотности попаданий эффект теряется.


«Главное, чтобы костюмчик сидел». Виброжилет Aura Systems Interactor Vest. Общий вид (левое фото) и «посадка» на теле игрока (правое фото).


       Сабвуферы, вмонтированные в посадочное место в качестве устройств обратной связи, широко вошли в геймерскую жизнь. При этом вовсе не обязательно покупать кресло со встроенным устройством. Можно приобрести отдельную навеску ButtKicker Gamer (цена 240 долларов), ставящуюся на любое кресло или даже стул.



Устройство ButtKicker Game относится к классу «тихих сабвуферов». Соседи даже не будут подозревать, что у них над головами проходит гоночная трасса или идет бой.


       Также все большее применение в геймпадах находят и гироскопические датчики положения. Используются они для определения угла наклона устройства, давая игроку ещё один способ контроля над игрой. Наклоняя или поворачивая подобное устройство в пространстве, геймер можете заставлять виртуальный автомобиль поворачивать влево и вправо, наклонять крылья самолёта или контролировать направление движения виртуального персонажа.


Общий вид (правое фото) и особенности работы геймпада G-Pad Pro (левое фото).


       Активно используется гироскоп и в геймпадах для новой консоли Wii. Wii снабжена сразу двумя «стандартными» игровыми контроллерами. Первый, Wii Remote, выполнен в виде привычного для домохозяек пульта управления бытовой техникой, скрещенного с аналоговым джойстиком. Аналоговая ручка отвечает за передвижения, а чтобы, к примеру, ударить в бою противника мечом, нужно взмахнуть пультом. Форма второго геймпада — нунчак (Nunchuck), как нельзя лучше соответствует его названию. Два гироскопических пульта, соединенные проводом позволят достаточно реалистично чувствовать себя в играх, наподобие бокса. Мухаммедом Али вы вряд ли станете, но помахать руками придется от души. Как и в теннисе, бейсболе и остальном наборе спортивных игр для этой консоли. Именно за счет особенностей управления Wii можно назвать приставкой для тех, кто предпочитает активный отдых многочасовому сидению в кресле перед экраном.


Игровые контроллеры для Wii: Wii Remote (левое фото) и Nunchuck (среднее фото).


       Компания Sony в лице своей новой консоли PSP 3 далеко переплюнула по части производительности и мощности своего извечного конкурента — Nintendo. Однако, с геймпадами у нее все далеко не идеально. Стиснутая жесткими законами об авторских правах, компания не могла производить контроллеры с вибрационной обратной связью, что вынуждало ее искать собственные оригинальные разработки, делая упор на устройства внешнего отслеживания действий игрока. Одной из самых забавных игр такого рода является настольная карточная игра THE EYE OF JUDGMENT. Камера следит за тем, какие карты в данный момент сыграны, и анимирует картинку на мониторе, добавляя игровому процессу увлекательности и наглядности.



«Оживающие» карты.


       Интересное устройство для управления компьютерными играми разработала японская компания Hori. Ее манипулятор Soul Controller предназначен для игр с активным применением холодного оружия и стилизован под японский меч — катану. Геймпад использует технологию, схожую с motion capture и питается от нескольких пальчиковых батареек.



Длина меча — почти метр, а его поверхность украшена позолотой. Плюс к этому, на мече имеются кнопки, как на обычном геймпаде. В комплект устройства входит и специальная церемониальная подставка.


       В контроллерах с ОС нового поколения используется технология Novint Falcon, разработанная специально для ПК. Игровой контроллер принципиально отличается формой от привычных джойстиков и геймпадов. По словам разработчиков, устройство способно реалистично имитировать стрельбу из лука и даже рогатки, создавая силу натяжения до 850 гр. Цена удовольствия — 240 долларов.


Совсем уж непривычный внешний вид Novint Falcon настораживает геймеров, привыкших к традиционным контроллерам. Но деморолик, в котором показывается функциональность манипулятора в игре Half-Life 2, возможно, успокоит скептиков.


       Бонус: FAQ по игровым манипуляторам. Вибрации нового поколения, статья. Вибрационные войны, статья. Novint Falcon — инновационный игровой контроллер, анонс. Обзор возможностей гироскопического геймпада G-Pad Pro. Се ля Wii, обзорная статья по консоли Wii.


Необычные примочки

       Изобретатель Вальтер Лангелар внес своеобразный вклад в развитие игровых контроллеров, сконструировав автоматический джойстик nOtbOt. Это приспособление само (правда довольно средне) играет в компьютерные стрелялки. Джойстик nOtbOt — своего рода симулятор самого геймера. И с таким же упорством может проводить часы в мрачных лабиринтах игр. Возможно, устройство будет полезным игрокам, которые не хотят прерывать игру ни на минуту — передал управление механическому помощнику и можно пообедать, а то и вздремнуть. Иные варианты использования в голову не приходят.


Момент сборки и отладки nOtbOt (левое фото). Чудо-джойстик успел побывать на испанской выставке игровых технологий GameWorld (правое фото).


       Геймеры не только с нетерпением ждут, когда производители подкинут им новенький девайс (англ. device — устройство), но и прекрасно обходятся своими силами. Японский геймер Эйджи Морикава собрал устройство Periborg, в котором (по его мнению) собрано все самое необходимое для заядлых игроков. Включая приспособления для захвата еды во время игры. Можно смеяться сколько угодно, но пальцы (и как следствие — клавиатура или джойстик) остаются сухими и чистыми, а игра не прерывается ни на мгновение. Еще одной частью этого набора является пластиковая гуделка-рожок. Эйджи полагает, что не знакомые с этим новшеством противники будут озадачены, услышав странный звук, доносящийся из динамиков. Непосредственное отношение уже к самому игровому процессу имеет мини-вибратор, закрепляющийся на большом или указательном пальце. Устройство позволяет нажимать кнопку с запредельной скоростью 20 раз в секунду, не утомляя игрока. Очень полезная штука для превращения пистолета в суперпулемет.



Изобретение Морикавы революцию в мире игровых контроллеров не произведет, но, несомненно, сделает игру комфортнее.


       Любителей игрового аппарата PainStation (не путать с консолью PlayStation) иначе, как садомазохистами, не назовешь. Два игрока играют в нехитрую разновидность компьютерного тенниса, держа свободную от управления руку на «устройстве наказания». Проигравший очередное очко получает чувствительный удар по руке плеткой или током. Убравший руку первым проигрывает матч. У особо упорных дело доходит до синяков и кровоподтеков.


Аппарат пользуется популярностью, а сами игроки отмечают, что получают особое удовольствие от сознания того, что за виртуальную ошибку приходиться терпеть вполне реальную боль.


       Примерно в том же ключе действует интерактивный футбольный щиток Legshocker. В отличие от обычного щитка он не предохраняет ногу, а наоборот, наносит игроку удары, имитируя игровые столкновения и подкаты. Игроку предоставляется нехитрый выбор: либо учиться виртуозно играть, либо терпеть боль и синяки.


Антизащитное приспособление Legshocker.


       Существует немало специфических контроллеров для придания игровому процессу еще большей насыщенности. Они поддерживают далеко не все игры, а иногда и вовсе — только какой-то конкретный программный продукт, к которому были выпущены.
       Так игра Donkey Kong: Jungle Beat для Nintendo’вской GameCube не поддерживает стандартные геймпады. Управлять главным героем игры — обезьянкой — игроку предстоит при помощи небольших спаренных барабанчиков. Обращаться с необычным устройством до смешного просто. Бьете по левому барабану, и обезьянка бежит влево. По правому — вправо. Удар по обоим барабанам сразу заставит ее подпрыгнуть, а хлопок в ладоши — совершить специальное действие. Чем быстрее отбиваемый ритм, тем быстрее Конг перемещается. Бой с врагами тоже не требует от игрока сверхъестественных усилий: правый барабан отвечает за удар, левый за блок, а хлопок в ладоши позволит уклониться от атаки.


Для тех, кто не понял, как управляться с барабанами, прочитав инструкцию, игра наглядно демонстрирует возможности необычного геймпада.


       Испытывающим ностальгию по временам, когда рок-н-ролл был еще жив, наверняка придется по вкусу линейка игр Guitar Hero для консолей. Цель игры — сделать карьеру рок-музыканта. В принципе, в этом не было бы ничего оригинального, не снабди разработчики игру уникальным контроллером. В виде слегка уменьшенной копии электрогитары Gibson SG.
       Для проигрывания композиции игроку требуется не лихорадочно отыскивать нужную ноту-клавишу на клавиатуре, как приходится делать в иных играх подобного плана, а извлекать звуки непосредственно из инструмента. Конечно, сыграть можно только те мелодии, которые заложены в игру, но при большом желании можно даже устроить настоящий концерт. Как сделал это американский музыкант Оуэн из группы Guitar Zeros. Собрать полный стадион группе пока не удалось, однако несколько десятков человек все же посетили необычный концерт.


С появлением Guitar Hero доморощенным рокерам не надо больше терзать клавиатуру.


       Если вас больше привлекает карьера вокалиста, то стоит попробовать поиграть в SingStar, своеобразное консольное караоке. В качестве основного игрового контроллера в игре используется пара микрофонов, превращающая игру в дуэль певцов. Добавьте сюда камеру EyeToy и вдобавок ко всему вы увидите себя на сцене.


Если микрофоны подходят только к ограниченному числу музыкальных игр, то EyeToy применяется в качестве средства управления гораздо шире. Используя технологию распознавания образов и цветов, он позволяет игрокам передавать команды при помощи собственных движений.


       А вы знали, что покататься на скейтборде можно не только на улице, но и дома? Фирма Maxxtro осчастливила поклонников катания на доске оригинальным геймпадом (STR-SKATE), в виде этой самой доски и выполненным. В натуральную величину. Все по-честному. Единственное, что отличает геймпад от настоящего скейта, это — стационарность. Устройство крепится к полу и при имитации трюков позволяет игроку отклоняться на 8 градусов по поперечной и на 1,5 градуса по продольной осям. Попрыгать на нем вживую, конечно, не получится, но в остальном поведение скейтера симулируется довольно полно.



Из-за небольшого количества симуляторов скейта этот геймпад не нашел широкого распространения.


       Не обошло стороной использование оригинальных наворотов и игровые автоматы. Так, японцы (руками своих соседей — корейской фирмы Taff System) решили порадовать измученных стрессами современной городской жизни соотечественников забавной новинкой. Новый игровой автомат Бунга-Бунга (Boong-Ga Boong-Ga) представляет собой выпяченную... задницу, упакованную в облегающие джинсы. От геймера требуется только одно — ударить ее как можно сильнее. Гримасы и страдания автомата тут же отображаются на мониторе. И если пятая точка у электронного страдальца только одна, то лиц игроку на выбор предлагают целых восемь. Это собирательные образы бывшей подруги (друга), тёщи, путаны, педофила, жулика и непонятно как угодившего в эту компанию старателя.



«Отшлёпайте людей, которые мешают вам жить», — убеждают в Taff Systems. Проводят экзекуцию при помощи пистолетообразного контроллера с насадкой в форме пальца.


       Симулятор F355 Challenge является одним из лучших симуляторов гонок на игровых автоматах и представляет собой уже целый комплекс дополнительных устройств. В нем используются сразу три монитора. Первый дает вид через лобовое стекло, два других — через боковые. Обсчет графики ведут сразу четыре платформы Sega Naomi, выдающие красивейшую картинку. А завершает это великолепие встроенный в кресло сабвуфер, настолько четко передающий вибрации от неровностей дороги на водительское кресло, что игрок чувствует, каким именно колесом машина наехала на препятствие.



Две колонки позади головы и встроенный кресло сабвуфер вкупе с тремя мониторами создают у игрока вполне реалистичные ощущения, будто он действительно находится в кресле пилота.


       Нередко случаются ситуации (особенно у любителей поиграть на работе), когда надо быстро и незаметно спрятать от посторонних глаз текущую программу или открытую информацию. Подстольную педель «Начальник идет!» изготовил бывший... начальник. Пожелавший остаться неизвестным экс-босс так проникся этой идеей, что продал свою фирму и самолично сконструировал и выпустил в массовое производство устройство, получившее название StealthSwitch. В зависимости от настроек нажатие педали скроет текущее окно или все открытые окна, либо все, кроме указанных. А заодно отключит и звук. Последующее нажатие вернет все в исходное положение. Цена офисного «ангела-хранителя» вполне божеская — 40 долларов.


Легкое нажатие ноги и игровое место превращается в... рабочее. И наоборот. Посмотреть флэш-ролик.


Ссылки по теме

Русскоязычные
       " Геймпады — обзорная статья об игровых контроллерах: http://zoom.cnews.ru/.
       " Геймпады — статья из Википедии.
       " Joysticks.ru — специализированный портал об игровых контроллерах: http://www.joysticks.ru/.
       " Cooler — компьютерный журнал Александра Чижова: http://cooler-online.com/.
       " Tom's Hardware Guide — портал о компьютерном оборудовании: http://www.thg.ru/.
       " Helpix — Портал мобильно-компьютерной тематики: http://www.helpix.ru/.
       " Membrana — информационно-технологический портал: http://www.membrana.ru/.
       " Виртуальная реальность — статья с сайта: http://archibase.narod.ru/.
       " Ve-group — компания-разработчик систем виртуальной реальности: http://www.ve-group.ru/.
       " Ciberlife — девайсы для игры и работы: http://www.clife.ru/.

Англоязычные
       " Planethardware — портал компьютерных ресурсов: http://www.planethardware.com/.
       " Altgamer — портал о компьютерном «железе»: http://www.altgamer.org/.
       " Gizmodo — необычное из мира компьютеров: http://uk.gizmodo.com/.
       " Head-mounted display — статья о шлемах ВР из Википедии.
       " Air Guitar Pro — купить необычную электрогитару.
       " Gamercize — тренажеры для геймеров: http://www.gamercize.net/.
       " Virtual Tours of Dudley Castle — виртуальная прогулка по старинному замку-музею.
       " Exergaming — игры с элементами ВР, статья из Википедии.


Основное:    О чем эта статья? | Классификация
Стандартные игровые контроллеры
Устройства для погружения в виртуальную реальность
Игровые устройства с обратной связью | Необычные примочки
Дополнительно:    Ссылки по теме | Об авторе — Дмитрий Аркадьев-Берлин