Игры за гранью игры - СРЕДНЕВЕКОВОЕ РЫЦАРСТВО

Основное Что это такое? | Рыцарство | Образ рыцаря | Культ Дамы | Суды Любви | Война и турниры
Дополнительно Древние игры | Народные празднества | Гладиаторы | Ссылки по теме | Об авторе - Антон Карелин
Смотри так же Ролевые игры | Интеллектуальные игры | Спортивные игры

Что это такое?

В истории человечества существует ряд примеров, когда для удовлетворения потребностей человека в игре уже не хватало обычных средств, и общество находило модели, в которых жизнь и игра причудливо переплетались, создавая яркие культурные феномены. Античные вакханалии, римские гладиаторские бои, шаманские культы разных народов, европейские карнавалы, рыцарская культура средневековья и крестовые походы; тайные общества нового времени:

Все эти примеры характерны главной особенностью: игровая модель, лежащая в их основе, воспринималась участниками в высшей степени серьезно - в результате чего на алтарь игры приносились огромные средства, и сотни, порой тысячи человеческих жизней. Игра становилась образом жизни, и диктовала общественный порядок, политику, историю.

В этой серии статей освещаются самые известные и значительные игры, в которые играло человечество на пути в двадцать первый век.

Рыцарство

Еще одной "игрой длинной в столетия" можно назвать институт средневекового рыцарства. Кому из нас не знакомы Айвенго, Ричард Львиное Сердце, Дон Кихот и прочие герои "без страха и упрека"? С детства в качестве образцов для подражания выступают Король Артур, Ланселот или Персиваль (Парцифаль).

Рыцарь без страха и упрека Рыцарь без страха и упрека - один из ярчайших образов культуры человечества.

Понятно, что это персонажи-архетипы, и историческая реальность была куда менее куртуазна, галантна и цивилизована, нежели идеал. Но парадокс заключается в том, что, разграбляя крестьянские селения, сжигая церкви и не чураясь жестоких методов закулисной политической борьбы, рыцари воплощали идеалы европейской средневековой культуры, и навсегда остались в истории как носители чести, доблести и верности.

Это можно сравнить с хорошо известной метафорой: одна рука гладит, другая бьет. Такое часто случается, когда взрослые увлеченно играют в игру, принимая ее всерьез. Но в отличие от гладиаторских боев, игра в рыцарей принесла человеческой цивилизации неоспоримую пользу - и в выработке норм более цивилизованного отношения к женщине, и в становлении гуманистической парадигмы современного мирового сообщества.

Цитата:

"В ассимиляции идей рыцарского долга и рыцарского достоинства, возникла и выросла на основе античной и христианской основе система международного права. А эти две идеи - рыцарства и международного права - стали питательной почвой для возникновений чистой человечности".

Йохан Хейзинга, "Homo ludens"

История рыцарства тесно слита с политической ситуацией развития феодализма. Во времена постоянных междоусобных войн в Европе (конец I тысячелетия), неизбежным было формирование специализированного, элитарного воинского класса. Лучшие воины, получающие от своих сеньоров земельные наделы (феоды) за военные заслуги, стали костяком и основой феодального строя, прослойкой, обеспечивающей королям и династиям удержание власти над народом. На протяжении столетий, система вассалитета поддерживала феодальный строй.

Основная функция рыцаря - боевая, военная. Верная служба королю, или сюзерену рангом пониже, поддержка экспансивных и протекционистских устремлений своего владыки. Рыцарство было прослойкой наиболее привилегированных воинов, и в то же время, низшим из аристократических званий. Оно занимало четко определенную позицию между аристократией и народом.

Но вместе с тем, уже к 8-10 веку рыцари представляли собой настолько широкую и разнообразную классовую прослойку, что объединять их воедино по политическим, экономическим или социальным признакам было невозможно.

В рыцарском сословии состояли: практически нищие бродяги, у которых кроме коня и вооружения, не было за душой ничего - и состоятельные феодалы, цвет войска королей. Мирные сеньоры, просиживающие большую часть времени в своих замках, занимающиеся земледелием и торговлей - и алчные бароны, ведущие постоянную кровопролитную войну за лишний клочок земли. Люди, находящиеся на совершенно разных ступенях общественной системы, входили в этот уникальный класс - рыцарство - объединявший их по совершенно иному признаку. Какому же? И как вообще подобное могло происходить?

Ответ прост и вместе с тем удивителен: наиболее важным признаком класса являлось соответствие традиции, атрибутике и антуражу. То есть, рыцаря рыцарем делали не реальные кровные, социальные, экономические и политические качества, а соответствие определенному культурному образу.

"Юридическое" средневековое определение, гласит: "Рыцарь - свободный человек, два поколения предков которого носили оружие". Но право на ношение оружия давалось не только высокой аристократии, так что предки рыцаря могли быть какими угодно - богатыми, бедными, знатными или нет.

С такими широкими граничными условиями, незаконнорожденный сын аристократа, обедневший нобиль, при определенных условиях, даже простолюдин мог стать рыцарем и служить королю. Известны случаи, когда незнатный воин за заслуги посвящался в рыцари и обретал аристократический статус.

Молитвы Очищающие молитвы и бдения перед акколадой - посвящением в рыцари.

В результате, рыцарем являлся конный воин на службе у сюзерена, верный, отважный, справедливый, милосердный, галантный и куртуазный в общении с дамами, защищающий интересы короля, отечества, а так же Церкви и честных людей. Довольно размытое определение, не имеющее конкретной привязки к реальной классовой принадлежности - явно видно, что культурные аспекты для средневекового европейского менталитета 10-14 веков в данном случае важнее всех остальных!

Так как главной чертой рыцарства оказался мифологический архетип - то естественно, что поведение рыцарей и образ их жизни зависели от культуры Средневековья, которую формировали народ, поэты, художники и аристократы, церковь и прочие социальные институты. И закономерный результат: к 11-12 векам рыцарство постепенно обрело черты не только военной, но и культурной элиты, стало носителем не только доблести, силы и бесстрашия, но и благородства, верности, высоких идеалов.

Общество Три столпа средневекового общества: священник, рыцарь и крестьянин.

То есть, культура Средневековья сформировала миф, блестящий и яркий, который был принят реальностью, постепенно укоренился в ней - и серьезно изменил быт и нравы военно-аристократического сословия, да и всего общества.

Мифологический образ продиктовал особый рыцарский этос, модель поведения для всех представителей сословия. Рыцари подчинялись культурному коду, как минимум, внешне, руководствуясь им в своем поведении и образе жизни. Но ведь в массе они продолжали быть таким же воинствующим, угнетающим, отнюдь не милосердным и далеко не самым цивилизованным сословием! Идеалистические образы, созданные трубадурами и принятые аристократией и народом, часто совершенно не совпадали с реальностью.

С другой стороны, как типичный Двуликий Янус, идеальное рыцарство являлось не просто метафорой, а отчасти и на самом деле тем цивилизованным общественным институтом, который воспевался в легендах о Короле Артуре и Рыцарях Круглого стола.

Перед нами действующий механизм: легенда - и попытка соответствия ей, воплощение мифа в жизнь. На протяжении как минимум четырех веков (11-14), европейское общество пребывало в плену у рыцарского идеала, который худо-бедно (а чем дальше, тем более роскошно-куртуазно) воплощало в жизни.

Возможно, рыцарство является самой массовой и значимой "игрой для взрослых" в человеческой истории.

Цитата:

"Игра свойственна Средневековью по самой его сущности, она обнаруживается во всем: и в отношениях между различными социальными группами, и в религии, и в образе жизни феодала, и в его забавах, и в феодальной войне. Один историк очень остроумно заметил, что в те времена война представлялась чем-то средним между дуэлью и игрой в шахматы. Подобной игрой был и рыцарский кодекс, и рыцарская идея с ее культом дамы, и рыцарский турнир, подробно описанный М. Пастуро, столь тесно связанный и с рыцарским кодексом, и с культом дамы, и с феодальной войной".

А.П. Левандовский, из предисловия к книге М. Пастуро
"Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола".

ь и дъявол В средневековом сознании, рыцарь был фигурой, близкой к персонажам легенд. "Рыцарь, Смерть и Дьявол" - известная и показательная гравюра Альбрехта Дюрера. Здесь вы можете познакомиться с гравюрами и картинами средних веков.

Рассмотрим наиболее показательные и яркие аспекты этой игры: образ и менталитет Рыцаря, культ Дамы, Суды Любви, рыцарские турниры и Крестовые походы.

Формирование образа Рыцаря

Образ рыцарства таким, каким он пережил столетия, сделали несколько важнейших исторических процессов - главным образом становление и развитие Христианства и постоянный передел границ средневековой Европы.

Во-первых, к рубежу тысячелетий могущество и влияние Христианской церкви усилилось. Церковный идеал в корне отличался от идеала светского - а так как доминировал церковный, принуждавший к жестким ограничениям в и так нелегкой жизни большинства, общество должно было противопоставить ему обновленный светский идеал, новую культуру отношений к греху, подвигу, удовольствию и долгу.

Во-вторых, христианский менталитет средневековья жестко разделял мир на добро и зло, божественное и дьявольское - и не менее жестко приводил все явления в соответствие со взглядами церкви. Воинам в их обычном виде, as is, явно не светило вписаться в концепцию света и добра. Но и без них в средневековой Европе обойтись было никак нельзя.

Поэтому неудивительно, что был найден выход из этого противоречия. Рыцарство возвысилось, и заняло промежуточное положение между духовной и светской сторонами жизни. То есть, варварские бароны, беззастенчиво насилующие крестьянских девушек, издевающиеся над своими подданными, занимающиеся главным образом войной и увеселениями, увеселениями и войной - постепенно превратились в привилегированный класс не просто воинов, но воинов, несущих на себе определенную меру духовной ответственности.

Цитата:

"Рыцарская культура средневекового Запада начала формироваться в X-XIII веках. Основной идеей этой культуры стал образ рыцаря как защитника: сначала - просто защитника слабых и беспомощных от вполне реального внешнего врага, а затем - как защитника христианского мира в целом. Враги, угрожавшие христианскому миру, в изобилии находились во все века - от арабов на юго-востоке континента и на Ближнем Востоке до венгров на востоке владений христианского мира рубежа тысячелетий. Пожалуй, можно с большой долей уверенности утверждать: рыцарство стало рыцарством в полной мере лишь тогда, когда осознало себя духовным братством, связанным невидимыми узами и обязанностью защищать братьев по вере".

Крылова А.Ю., <эРыцарская культура>.

Окончательно этот образ оформился в религиозных рыцарских орденах: Тамплиерах, Госпитальерах, Альбигойцах и др. Именно такое "оправдание" было найдено обществом под давлением Церкви, и таким образом был достигнут определенный (в большинстве случаев не соответствующий действительности, во многом притянутый за уши, т.е. в базе своей чисто игровой) компромисс.

Тамплиер Тамплиер - рыцарь Ордена Храма,
самого известного и могущественного
из духовных рыцарских орденов.

Но одной религиозной функции рыцарства для этого компромисса было недостаточно, так как основная доля взаимодействия рыцарей с обществом приходилась отнюдь не на церковь - а на аристократию, торговцев, ремесленников, крестьян и т.п.

Поэтому вторая функция рыцарства, всегда бывшая основной - функция защитника короля, отечества и народа - нуждалась в таком же обновлении, ибо, защищая народ во время войны, в мирное время мелкие феодалы частенько представляли собой такую же напасть для своих подданных.

Политический и религиозный процесс поставил перед обществом важную задачу - облагородить образ рыцаря, найти в войне, в мирной и общественной жизни такие черты образа, которые сделают рядового рыцаря благородным по духу и поступкам.

С этой задачей великолепно справились поэты и романисты эпохи средневекового романтизма. А почву для всестороннего "рыцарского ребрэндинга" предоставила сама кельтская мифология, которую из языческой к 10-11 веку уже сделали вполне христианской. Так, из легенд о мифологическом военачальнике Артуре и его спутнике, колдуне Мерлине, был создан эпос о рыцарях Круглого стола.

В легендах Артуровского цикла как раз отлично показана та дорожка, по которой прошла рыцарская культура в своем становлении. Сначала мифический персонаж, выдающийся воин и удачливый вождь; затем защитник земли и отечества, объединявший земли в единое государство; и только после - король, создавший благородную рыцарскую идею, и поставивший воинов не только на службу государственности, но на защиту слабых, обездоленных и нуждающихся в помощи.

Гальфрид Монмутский (12 век), известный затейник и фантазер, написал свою "История бриттов", в которой смешал воедино греческую мифологию с кельтскими преданиями, и собственными домыслами о том, "как все было". Впрочем, авторские интерпретации Гальфрида Монмутского отражали веяния и настроения эпохи. Неудивительно, что их подхватили многие другие авторы.

Постепенно, артуровский миф стал отправной точкой для совершенно разных романов, развивающих общую рыцарскую традицию. В основном, это были французские и немецкие романисты, а сюжеты брались совершенно различные, и просто прикладывались к артуровским декорациям. Так, например, французское сказание о Тристане было вплетено в ткань артуровского эпоса, и, в декорациях рыцарской идеи, приобрело совершенно новое звучание, новые черты, став повестью о благородстве и лишениях, о борьбе личных интересов и чувств против долга и ответственности.

В конце концов, на одну эту тему ("Тристан и Изольда") было написано три известных и очень популярных романа: Томаса Британского (1155-1185), немца Готфрида Страсбургского (ок. 1210) и француза Кретьена де Труа (12 в).

Так происходило и с большинством других сюжетов: повсюду в Европе их использовали поэты и писатели, народные сочинители и рассказчики. Круглый стол стал удобной и востребованной композицией, которая легла в основу огромного количества произведений, создала общую для всей Европы рыцарскую культуру.

Томас Мэлори (15 в.) развил эту тему монументальной эпопеей "Смерть Артура", в которой как бы подводятся итоги переосмысления образа рыцарства, и оно предстает перед читателем во всех подробностях турнирной, куртуазной, военной и религиозной жизни. Естественно, в сравнении с всадниками Каролингов V-VIII веков, обновленные рыцари становятся куда более романтичным и духовными.

Рыцари круглого стола Легенды о рыцарях круглого стола, безусловно, знакомы каждому. Сир Галахад в походе - и ангелы, покровительствующие правому делу.

Еще одним ярким проявлением того, что рыцарство - совершенно игровая модель - являются поиски Грааля. В этом "самом славном квесте" заложена основа всей fantasy-традиции, базис игровой индустрии с ее подвигом, приключением, походом в неизведанное с высокой целью.

Fantasy-антураж так популярен в литературе и играх в первую очередь потому, что хороша и универсальна, можно сказать: совершенна, рыцарская игровая модель.

Цитата:

Со средневековым рыцарством извечно связана наиболее романтическая тема поиска и обретения Святого Грааля - дух подвига неизменно коренится в его сути. Традиции Грааля освещают альтернативный путь к спасению, символ внутреннего поиска человеческого совершенства и единства с Богом.
С какой бы священной реликвией ни отождествлялся в разные века Грааль (с чашей, кубком, драгоценным камнем, птицей Феникс, даже сосудом, в котором хранилась Туринская плащаница) общим предметом поиска Грааля фактически оказывается даже не сам объект, а те эффекты, которые с ним связаны, и тот способ, который изменяет самого человека - его сердце, ум и душу".

И. Сушкова, "Из истории рыцарства Южной Франции (тамлиеры и альбигойцы)"

Экскалибур Легендарный меч "Эскалибур" в руках Короля Артура.
Здесь можно познакомиться с картинами известного иллюстратора легенд Артуровского цикла - Говарда Дэвида Джонсона.

Подробнее о культуре куртуазного и религиозного романа, средневековой рыцарской поэзии и прозы, можно прочитать в книге Кристофера Брука "Возрождение XXII века", а так же на сайте, посвященном куртуазной литературе средневековья.

Важную роль в облагораживании рыцарства сыграли Крестовые походы. Восточная цивилизация во многих социальных аспектах опережала западную, и при столкновении культур, рыцарство подверглось сильному влиянию исламского мира. В частности, это влияние привело к формированию Рыцарского Кодекса, важнейшего атрибута культуры. Соприкосновение с восточной цивилизацией привело к всплеску куртуазной культуры, и тем самым опосредованно повлияло на изменение отношения к женщине.

Культ Прекрасной Дамы

Положение женщины в средневековом обществе было очень незавидным. Не имевшая никаких прав (кроме обязанности рожать детей), дочь редко наследовала, а когда наследовала, не могла полноценно распоряжаться своим состоянием. Незамужняя женщина была частью хозяйства, которое переходило к мужу, и которым он начинал всевластно управлять.

Девушку могли выдать замуж с 12 лет, и ее согласие спрашивалось очень редко. Брачные отношения средневековья очень непохожи на сегодняшние: прежде всего, это была сделка между двумя семействами, и считалось, что между супругами не бывает настоящей любви.

Цитата:

"- Теперь Вы мой любовник: Я Вас люблю!
- Теперь Вы мой муж: Я Вас ненавижу!"

фильм "Человек, который смеется"

Многие поэты и философы, совершенно серьезно разделяли любовь на брачную (более низкую и примитивную) и возвышенную страсть любовников. При этом практика опять же была на стороне мужчин. Муж имел право иметь любовниц и даже сдавать жену "напрокат" - иногда за деньги или иные барыши. Женщин за измену наказывали куда серьезнее.

Естественно, что в среде таких браков по расчету, брачных договоров и контрактов, отношение к женщине дифференцировалось. С одной стороны, она воспринималась как бесправная служанка мужа, которая имела единственную возможность отстаивать свои блага - хитрость, изворотливость - и, как правило, активно пользовалась этой возможностью. А с другой стороны, никто не мог отнять у женщины того, что дала ей природа - красоту и привлекательность, влияние на умы и души мужчин.

Так и сложилось, что образ женщины, пробуждавший в мужчинах самые низменные и самые высокие чувства, разделился на два образа - коварной бестии, которую нужно побороть, приструнить и наказать (иногда - сжечь на костре), и возвышенной, недоступной, желанной Дамы, которой нужно поклоняться.

Все в том же 11 веке, неизвестный французский поэт из Прованса впервые создал образ Прекрасной Дамы в своих стихах, центральной темой которых была исступленная любовь к предмету страсти, недоступному по определению, а оттого еще более прекрасному. И что же? В течение нескольких лет, этот образ был подхвачен сонмом французских поэтов, и постепенно растиражирован на всю Европу.

В те времена, активное участие в развитии культуры принимали хозяева замков - т.е. аристократы и рыцари, которые были меценатами в примитивном понимании слова. Они принимали у себя гостей, устраивали концерты, слушания поэм, и другие развлечения в перерывах между охотой и войной. А когда мужья занимались войной или охотой, жены, остававшиеся хозяйками замков, продолжали принимать трубадуров, менестрелей, миннезингеров и прочих бродячих поэтов и музыкантов.

Важнейшей для нашей истории является королева Элеонора Аквитанская (заметьте, мать Ричарда Львиное Сердце, воплощения рыцарских идеалов!), при дворе которой куртуазность, пожалуй, и получила свое первичное развитие в средневековье. Подробнее о том, как это произошло, см. в разделе Суды любви.

Итак, менестрель приходил ко двору, и жил там за счет хозяев, развлекая их. Естественно, чем лучше он развлекал хозяйку дома, тем прочнее было его положение, и тем богаче дары. Поэтому жанр воспевания прекрасной Дамы очень быстро завоевал популярность у трубадуров.

Но этого притворства средневековому обществу было мало - провансальская поэзия словно включила до того выключенные кнопки в менталитете жителей Европы. Их поиск нового, светского идеала в ответ на жесткий и трудновыполнимый идеал Церкви - внезапно и вполне закономерно отыскал блудницу, греховодницу - и облагородил ее, точно так же, как до того облагородил рыцарей.

Облагороженный Рыцарь (теперь не только без страха и упрека, но и с куртуазным отношением к женщине, т.е. образ не только военно-политический, но и гендерный!) живо упал на одно колено перед Прекрасной Дамой - и яркая, совершенно фантастическая для того времени игра - Культ Дамы - началась.

Прекрасная дама Сейчас невозможно представить рыцаря без прекрасной Дамы. Это две стороны одной медали, две части неразделимого целого.

Герцог Гийом Аквитанский первым стал писать о Законах Любви. То есть, учитывая отношение к браку, о законах флирта, платонического, иногда открыто чувственного любовного союза. Его поддержали и другие романтики, что привело к формированию понятия куртуазной любви (восходящей еще к греческому высокому идеалу, но адаптированной под условия средневековья). Эта любовь, не имеющая ничего общего с реальной, вдруг стала важнее и выше настоящей, и не в шутку, а совершенно всерьез.

Заигравшиеся рыцари попросту перенесли систему военных вассальных отношений на взаимоотношения с Дамой! То есть, рыцарь, служащий сеньору, так же выбирал себе Даму сердца, которой обязан был (без этого он не мог считаться полноценным рыцарем, соответствующим рыцарскому образу) поклоняться так же, как поклоняется вассал своему сюзерену.

Рыцарь проходил четыре стадии куртуазной любви, от кандидата до любовника (хотя далеко не всегда "любовник" значило физическую связь). В этой игре женщина наделялась правами, куда большими, нежели в реальности: отвергнуть рыцаря, дать ему множество испытаний, от игривых до вполне серьезных или даже невыполнимых. И рыцари с восторгом (хотя нередко и скрепя сердце!) принимали эту игру, следовали правилам - а общество активно поддерживало развитие куртуазной любви.

Двойственность отношений Двойственность отношений мужчины и женщины в Средневековье полна игровых условностей. Этот отрывок хорошо иллюстрирует положение рыцаря и Дамы его сердца. Мужественный и могучий, рыцарь слаб, как ребенок, перед женщиной, служению которой посвятил себя.

В уже упомянутой выше куртуазной литературе, образ рыцаря как раз и складывался вместе с образом Прекрасной Дамы. Рыцарь не был рыцарем, если не защищал слабых, не помогал женщине и не исполнял ее просьбы - любое "не" приводило к несоответствию образу - а образ, как мы убедились выше, был важной чертой для рыцарского сословия.

Поэтому ради Дамы сражались на рыцарских турнирах, ей приносили Клятвы Верности и обеты; вся социальная жизнь аристократии и рыцарства была пронизана куртуазной игрой, шедшей полным ходом четыре столетия.

Более того, игра зашла настолько далеко, что к рыцарскому кодексу добавился Кодекс любви! (см. по ссылке ниже рыцарского кодекса) Это было реальные уложение отношений с Дамой сердца и с противоположным полом вообще, свод жестких правил, и за нарушение которых рыцарь нес ответственность.

Суды любви

Отдельным аспектом куртуазной культуры, о котором следует упомянуть, были Суды любви.

На этих неформальных заседаниях, лидирующую роль занимала хозяйка замка с наперсницами, а поэты, приходящий на них, зачитывали свои поэмы, высказывали мысли - которые затем обсуждались дамами, и по которым дамы выносили "вердикт".

Элеонора Аквитанская собственно и создала со своими подругами этот вид куртуазного развлечения. Подробнее об этом можно прочитать например здесь и здесь.

Этот чисто развлекательный вид общения постепенно перерос в клубно-социальный, и на заседания приходили не только поэты, но и рыцари, жалующиеся на своих дам сердца; дамы, жалующиеся на своих рыцарей; и даже супруги, выносящие раздоры и спорные ситуации на Суд любви.

Нет реальных фактов, подтверждающих выводы некоторых исследователей о том, что Суды любви пользовались высокой репутацией, и их решения имели какой-то реальный вес (например, способны были узаконить развод супругов). Скорее, это было продолжение и развитие все той же куртуазной игры, в которой женщины могли почувствовать себя и вопросы, связанные с любовью, социально значимыми.

Но с другой стороны, эти вопросы в эпоху классического средневековья действительно становились важнее, чем раньше, ситуации были вполне характерные и актуальные для своего периода, а решения выносили высокородные особы, в любом случае пользующиеся уважением благодаря своему положению. Так что Суды любви играли определенную культурную и общественную роль в установлении более современных понятий о любви, браке, мужчинах и женщинах с их правами. Они оказывали влияние на умы современников и даже потомков.

Хотя, прогрессивность таких судов с современной точки зрения весьма относительна. Так, на одном из них, Мария Шампанская (дочь Элеоноры Аквитанской, продолжившая ее куртуазное дело) на вопрос "Может ли существовать истинная любовь между людьми, состоящими в браке?" вынесла такой вердикт: "Поскольку влюбленные отдают друг другу все без какого бы то ни было принуждения, а таковое имеет место в случае брака, на супругов права любви не могут распространяться". Вывод, конечно, показательный.

Цитата:

Некий рыцарь страстно и преданно возлюбил даму, "и лишь о ней было все возбуждение духа его". Дама же в ответной любви ему отказала. Видя, что рыцарь упорствует в своей страсти, дама спросила его, согласен ли он достичь ее любви при том условии, что будет исполнять все ее пожелания, каковыми бы они ни были. "Госпожа моя, - ответил рыцарь, - да минует меня толикое помрачение, чтобы в чем-либо я твоим перечил повелениям!" Услышав это, дама тотчас приказала ему прекратить все домогательства и перед прочими восхвалять ее не сметь. Рыцарь вынужден был смириться. Но в одном обществе сей благородный господин услышал, как даму его хулили поносными словами, не смог удержаться и защитил честное имя своей возлюбленной.
Возлюбленная, услышав об этом, объявила, что навсегда отказывает ему в любви, так как он нарушил ее повеление.
По этому делу графиня Шампанская "проблистала" таким решением: "Слишком сурова была дама в повелении своем... За любовником же нет провинности в том, что он праведным отпором восстал на хулителей госпожи своей; ибо клятву он дал с тем, чтобы вернее достигнуть любви своей дамы, и потому неправа была она в своем ему повелении более о той любви не ратовать".

Кандидат философских наук О. Андреева, "Средневековье: культ Прекрасной Дамы".

Меч Акколада, посвящение в рыцари. В данном случае, рыцаря посвящает Дама, и это является показательным элементом куртуазной игры.
Войны. Поединки. Турниры.

Еще одним заметным признаком игровой сути рыцарской культуры является стремление регламентировать боевые действия. И в военных действиях рыцарских времен, и в освященной традиции поединка все было четко расписано, участники следовали подробным правилам и церемониям, по сути таким же, как правила и церемонии любой игры.
Многие современники и более поздние исследования указывали на то, что рыцарские сражения иногда больше походят на соревнования, нежели на типичные военные столкновения. В основе войн средневековья часто лежала доктрина о равенстве (как минимум, равноправии) противников, и о достойных способах ведения битвы с ними. Известно множество исторических примеров, рыцарских "конвенционных войн". Более того, в раннем и классическом средневековье снова возникла устойчивая мода на поединки, берущие начало в античных aristeia - когда бой двух воинов решал исход сражения двух армий.
В этот период не только бытовало официальное объявление войны, но стороны часто стремились назначить конкретный день и место баталии, пренебрегая стратегическими и тактическими преимуществами ради соблюдения формальной стороны дела. Порой военачальники покидали выгодные позиции, чтобы соблюсти условия договоренности, и проигрывали бой "в чистом поле"!
В наличие и другие признаки игрового подхода к такому серьезному и кровопролитному процессу, как война - например, разметка поля боя. Это может показаться диким или смешным, но иногда бывали случаи, когда будущее поле боя размечалось представителями сторон, с помощью колышков, веток и других материалов. Представьте себе тактические маневры - конница заходит в бок пехоте, но утыкается в демаркационную линию и предпринимает обратный отход.
Распространены случаи, когда стороны договаривались о не использовании луков или других видов метательного оружия, то есть, сознательно отказывались от целых сфера военного дела, следуя "духу рыцарской войны". Подобное ограничение, еще более распространенное - "не направлять копий против коней". То есть, рыцари, ведомые уложениями чести и правилами боя, обязаны были драться между собой, а не ранить коней друг друга (хотя это как раз куда более легкий и верный способ спешить или даже убить противника, закованного в тяжелую броню).

Цитата:

"Во время междоусобной войны, опустошавшей Бретань в XIV столетии, Жан Бомануар (Jean de Beaumanoir), друг и товарищ Дюгескленя, принял вместе с ним сторону Карла Блуа против Жана Монфора (Jean de Monfort). Обязанный защищать Жосселен (Josselin), рыцарь этот не мог смотреть равнодушно на то, что английский гарнизон Плоермеля (Ploermel), несмотря на заключенное перемирие, разбойничал. Бомануар отправился к коменданту Жаку Бембро и упрекал его в бесчестной войне (mauvaise guerre). Англичанин отвечал резко, так что разгорелась ссора. Результатом свидания было то, что назначили бой тридцати против тридцати (26 марта 1354 г.) между Плоермелем и Жосселеном".

Руа, "История рыцарства".

Обратите особое внимание на термин mauvaise guerre (бесчестная война). Один он говорит больше, чем страница примеров. А упомянутый "бой тридцати", является, пожалуй, одним из самых характерных примеров "конвенционной рыцарской битвы", подробнее см. здесь.

Рыцарская битва Рыцарские битвы - фрагменты гравюр средневековых художников.

Впрочем, все эти, и прочие игры в войну в большинстве случаев и оказывались только играми: король посылает высокопарное предложение королю, тот трое суток держит посланников под дождем, затем торжественно отвергает его, оставляя себе возможность ударить когда угодно и куда угодно. А назначение дня и места битвы отнюдь не давало сторонам гарантии, что все пройдет по намеченному плану.
Но все это является признаком той идеологии, царившей в рыцарском сословии, и олицетворявшей образ "рыцарства без страха и упрека". Собственно, мы и не пытаемся продемонстрировать, что рыцарская культура была игрой до такой степени, что серьезные вопросы, ситуации жизни и смерти разрешались по законам игры. Такие ситуации тоже случались, но как исключение, а не правило. Правилом же было как раз повсеместное присутствие игровых элементов чисто декоративного свойства, составляющих основу культуры рыцарства.
Конкретные имена и битвы, а так же множество примеров подобных ситуаций, характерных для войн рыцарской эпохи, можно найти в любом труде, посвященном военной истории Европы (например, "История рыцарства", "Рыцарство", "Армии средневековой Европы", "Эпоха крестовых походов", "Homo Ludens").

Гораздо более жестко регламентировались бои мирного времени - поединки.
Система поединков использовалась в социальной, точнее, в правовой сфере - как один из видов Божьего Суда. Во многих спорных ситуациях, мужчины просто бились друг с другом либо выставляли за себя поединщиков, и победивший в ордалии становился прав по закону.

Все это сопровождалось огромным количеством ритуалов, традиций и предписаний, исполнение которых соблюдалось очень строго. Нарушение правил игры приводило к суровым последствиям. Подробнее о судебных поединках см. здесь.

Военные битвы Кроме военных битв, и священных ордалий, рыцари сражались друг с другом на турнирах, защищая честь Дамы Сердца, рода и герба, сюзерена или родины - и т.д.

Очередное проявление - рыцарские турниры. Их можно назвать олицетворением игровой составляющей рыцарской культуры, потому что именно в них формализация всех аспектов достигала максимума. Поведение рыцарей во время турнира, порядок этапов, правила боя и всех связанных с ним церемоний - все было строго регламентировано.
Соблюдая правила, рыцарь на турнире становился меньше личностью, больше олицетворением пленительного героического образа, который подчеркивали пышное праздничное убранство арены, облачение самих воинов, плюмажи, флаги и, конечно, гербы.
Герб значил для рыцаря много, был частью образа, слагаемым "личного брэнда" - и звание "рыцарь синей трясогузки" не было комической насмешкой, если на гербе рыцаря и вправду красовалась синяя трясогузка. Современному человеку это вполне может показаться смешным - но для рыцаря было очень серьезно. Как для футболиста - честь клуба и его герба.

Рыцарские турниры привели к повсеместному использованию гербов, культура которых пережила буквально золотой век.
Подробнее о турнирах можно прочитать здесь, здесь, и здесь. Здесь ознакомиться с вариантом правил современных турниров, в немалом количестве проводимых клубами исторической реконструкции России.

Подводя итоги: во всех четырех основных проявлениях рыцарской культуры - социальной жизни, войне, куртуазной любви и рыцарских турнирах - можно легко отыскать и выделить три составляющих, присущих любой игре.

RULES (правила) - описание игры как системы правил. Правила ограничивают действия игроков, одинаковы для всех игроков, фиксированы, обязательны для исполнения всеми участниками.

Безусловно, рыцарь подчинялся огромному количеству кодексов и правил, разграничивающих все основные сферы его жизни.

PLAY (игровой процесс) - процесс взаимодействия участников в игровом пространстве.

Очевидно, что рыцарь являлся активным элементом социума, одним из трех столпов феодального строя, и активно вовлекался во все стороны жизни, демонстрируя качества идеального образа, сформированный европейской культурой 9-10 веков.
CULTURE (культура) - социальный и культурный контекст игры (как окружение влияет на игры и как игры влияют на окружение).
И так же ясно, что игры в рыцарей не была ориентирована только на политику или войну, а носила ярко выраженный социальный, культурный контекст.
Игра была неотъемлемой и важной частью менталитета средневековой Европы, а рыцарство, как мы видим, воплотило в себе наиболее яркие и заметные черты этой игры.

Заключение
Куртуазная и рыцарская игра, бытовавшие примерно в 10-14 вв., не слишком изменили реальное положение как рыцарского сословия, так и женщин. Но они обогатили культуру, создали не только бессмертные архетипы и литературные образы, но и этические модели для дальнейшего развития цивилизации и - в отличие от кровавых гладиаторских игр, крестовых походов или игры в тайные общества - позитивно повлияли на развитие европейской цивилизации.

Средневековье Возвышенный образ истинного рыцаря пережил Средневековье, и навсегда остался в мировой культуре. В далекой сказочной реальности, он продолжает свой вечный поход против несправедливости и зла. И пока рыцарь в пути, людям живется спокойнее.

О том, в какие еще всемирно известные игры играли взрослые, см. в статье "Игры за гранью игры - Крестовые походы и Тайные общества ".

Ссылки по теме

Русскоязычные:
  • "Рыцарь" - статья в русской Википедии.
  • "Старая крепость" - сайт о военной истории средневековья. (http://www.medieval-wars.com/)
  • "Глоссарий.ру" - раздел, в котором представлены некоторые термины рыцарской эпохи. (www.glossary.ru)
  • "Гельфрад" - все о рыцарстве. (http://gelfrad.narod.ru/)
  • "Прометей" - раздел сайта, в котором представлен список литературы о рыцарях и рыцарстве.
  • "Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей круглого стола" - прекрасная книга Мишеля Пастуро.
  • Портал "Хроники Арды" - мифы и статьи, другие материалы посвященные Артуровскому эпосу. (http://www.chronarda.ru/graal/)
  • "Куртуазная любовь" - статья Я. Астафьева. (http://www.flirtanica.ru/articles1.php?id=10)
  • "Средневековье: культ Прекрасной Дамы" - статья О. Андреевой. (http://www.nkj.ru/archive/articles/1089/)
  • "Геральдика" - статья о рыцарских турнирах. (http://geraldika.hifi-design.ru/history/3.htm)
  • "Рыцарский замок" - сайт, посвященный военно-историческим фестивалям. (http://alterego.tut.by/)
Англоязычные:
  • Code of Chivalry - рыцарский кодекс, и кодекс любви к Прекрасной Даме. (http://www.astro.umd.edu/~marshall/chivalry.html)
  • Castle warriors - ресурс о рыцарской жизни и культуре, со средневековыми иллюстрациями.
  • King Arthur - Король Артур в английской Википедии.
  • Arthuriana - портал со ссылками на ресурсы об Артуре и Артуровском эпосе. (http://www.arthuriana.co.uk/)
  • История рыцарских орденов - статья содержит перечень рыцарских орденов и историческую справку об их развитии. (http://www.heraldica.org/topics/orders/ordhist.htm)
  • Knights - статья из Википедии о рыцарстве и рыцарях.(http://en.wikipedia.org/wiki/Knight)
  • Chivalric orders - католические рыцарские ордена.
  • Arthur - артурианские архетипы.

Основное Что это такое? | Рыцарство | Образ рыцаря | Культ Дамы | Суды Любви | Война и турниры
Дополнительно Древние игры | Народные празднества | Гладиаторы | Ссылки по теме | Об авторе - Антон Карелин
Смотри так же Ролевые игры | Интеллектуальные игры | Спортивные игры