Основное Что это такое? | Древние игры | Народные празднества | Гладиаторы
Дополнительно Ссылки по теме | Рыцарство | Тайные общества | Об авторе – Антон Карелин
Смотри так же Ролевые игры | Интеллектуальные игры | Спортивные игры

Что это такое?
В истории человечества существует ряд примеров, когда для удовлетворения потребностей человека в игре уже не хватало обычных средств, и общество находило модели, в которых жизнь и игра причудливо переплетались, создавая яркие культурные феномены. Античные вакханалии, римские гладиаторские бои, шаманские культы разных народов, европейские карнавалы, рыцарская культура средневековья и крестовые походы; тайные общества нового времени…
Все эти примеры характерны главной особенностью: игровая модель, лежащая в их основе, воспринималась участниками в высшей степени серьезно – в результате чего на алтарь игры приносились огромные средства, и сотни, порой тысячи человеческих жизней. Игра становилась образом жизни, и диктовала общественный порядок, политику, историю.
В этой серии статей освещаются самые известные и значительные игры, в которые играло человечество на пути в двадцать первый век.

Карнавал
Карнавалы средневековой Европы были красочным и увлекательным действом, в котором участвовали бедные и богатые, знатные и простолюдины.
Праздник и веселье
На праздниках царит разнузданное веселье, акробатика, клоунада и прочие виды массовых развлечений. Люди превращаются в толпу, жаждущую новых ощущений, и успокаиваются только к утру, когда магия карнавала исчезает, сменяясь обыденностью.

Древние игры
Первобытные люди активно осмысляли окружающий мир, и без игровых форм им было не обойтись. Этот период в истории человечества подобен детству конкретного человека. Вокруг слишком много непонятного и необъяснимого, еще нет знаний, чтобы воспринимать мир аналитически, поэтому единственной возможной моделью осознания мира является игра.
Как дети обыгрывают все новое и непривычное, укладывая вещи и явления в единую картину – порой смешную и нелепую для взрослого – так первобытные люди создавали то лоскутное видение мира, которое позволяло им ориентироваться в жизненных обстоятельствах и принимать те или иные решения.
Таким образом, игра в первобытном обществе была гораздо более важной формой существования, чем для последующих эпох. Ведь когда мир стал более-менее упорядочен и объяснен (с помощью правил и законов, развивающейся морали, религии и, наконец, философии), настало “время серьезной жизни” – а игре было отведена функция развлечения и отдыха. Но в доисторические времена, игра была такой же серьезной формой деятельности, что и охота, продолжение рода, война.

Наскальная живопись
Наскальная живопись древних людей часто носила практический характер, и искусство палеолита в немалой степени выполняло утилитарные функции – защитить охотников от хищников, принести им удачу, заранее выиграть борьбу с мамонтом.

Такими игровыми приемами являются ритуалы и обряды, которые сопровождали самые важные моменты в жизни первобытного человека. Перед тем, как уйти на охоту, охотники рисовали наскальные изображения животных, проигрывая в воображении и в высшем, мистическом плане, процесс охоты и ее результат. Ведь проигранная в лицах ситуация, становится менее опасной и придает участникам уверенность. Древние охотники, проводившие эту игру и выжившие в процессе игры, верили, что выживут и в реальности.
Наскальная живопись полна сюжетами о раненых животных – пронзенных копьями быков, антилоп и бизонов; мамонтов, рухнувших в пропасть на заостренные колья. Таким же образом люди “избавлялись” от своих врагов – тигров, львов и прочих хищников. Изобразив их ранеными и умирающими, поверженными, охотники торжествовали, считая, что помогают себе в реальности.
Одной наскальной живописью эта проигровка будущих событий не ограничивалась, к ней добавлялись ритуалы и обряды, которые, без материального подтверждения, сегодня крайне сложно восстановить, но которые составляли значительную часть быта древних людей.

Цитата:
Главной целью своеобразных празднеств в первобытном обществе являлась проверка того, насколько индивидуум знает правила поведения, обычаи и законы общества, способен ли он в совершенстве владеть своим телом. Возрастающая роль мужчин в охоте проявилась в том, что в ритуалах участвовали в основном мужчины. Испытанию подвергались их мужество и сила, выносливость и способность переносить физическую боль. Для проверки физической ловкости устраивались различные игры и поединки.

В. Оливова, “Люди и игры”

Из этой “игровой подготовки” впоследствии сформировались такие важнейшие институты первобытного общества, как инициация, а так же спорт.
Шаманизм и мистицизм так же возникли из игровых попыток человека осознать и обозначить границы мира, найти для всего окружающего четкую роль, связать предметы и явления в единую картину мира – и найти способы преодоления враждебной среды. То, что современному человеку показалось бы игрой, для древних людей было очень серьезным, ответственным действом – ритуальные танцы, гадания, поклонения фетишам и подношения духам.
В этой первобытной игре, от случайных факторов (искр костра, дуновения ветра, падения костей) зависело, жить или умирать жертве, выходить на охоту или голодать, начинать или не начинать войну. И люди относились к этим играм с трепетом – потому что они лежали в основе их жизни, и были самым важным механизмом, регламентирующим ее.

Шаман исполняет обряд
Шаман в своих обрядах выходит за пределы обычного мира, и обращается к извечным силам окружающей природы, а так же к духам умерших, чтобы договориться с ними к благу племени.

Многие игры, известные и популярные по сей день, зародились в доисторические времена как обрядовые, мистические действа. Например, домино пришло к нам через тысячелетия, сформировавшись из ритуального гадания двумя костями. Детский волчок некогда был одним из важных шаманских атрибутов. А великая восточная игра Го возникла как инструмент астрологических школ, и применялась как обряд предсказания судьбы. В зависимости от гороскопа играющего, на доске (имитирующей небо) расставлялись черные и белые камни (звезды), символизирующие добро и зло. И начиналась обрядовая игра с собственной судьбой – отражающая мысль о том, что человек в состоянии переломить силы природы. И только к первому тысячелетию до нашей эры, Го стала чисто интеллектуальной игрой, освобожденной от мистической функции.
В играх первобытных людей были слиты воедино зачатки разных видов искусства: поэзии, музыки, танца, театрального действия. И только потом, тысячелетия спустя, эти виды деятельности стали развиваться независимо.

Древние шахматы
Древние шахматы возникли в Персии, как вид тактической обучающей игры для полководцев. Фигуры означали виды войск. И лишь впоследствии игра из военной превратилась в интеллектуальную. Это еще один пример того, что в древности игра была неразрывно связана с важнейшими сторонами жизни.

Народные празднества
В античной Греции и Риме – наиболее развитых культурах своего времени – все еще было достаточно игр, к которым люди относились в высшей степени серьезно. Игр, выходящих за рамки развлечения.
К таким явлениям можно отнести античные праздники – от греческих вакханалий, во время которых обыденная мораль уступала вседозволенности, до еще более многочисленных и разнообразных Римских игр.
Примерно в IV веке до нашей эры в Риме стали устраивать праздники не религиозного, а светского характера. Они тоже носили характер ритуальных действ, но если поводом было празднование важных хозяйственных дат (виналии, праздник сбора винограда; сатурналии, праздник посевов; консуалии, праздник жатвы и др), то одним из важных мотивов являлось освобождение от повседневного, выплеск эмоций и желание вседозволенности.
Кроме этого, важнейшей внутренней мотивацией, и пружиной народных праздников, являлось карнавальное начало, стремление в игровой форме приобщиться к высшему миру идей и бессмертных мировых начал. В культурах и обычаях всех наций, народные празднества выражают стремление к осмыслению мира, не физического, но духовного – причем, своеобразным неофициальным, народным способом. То есть, альтернативно религиозному, политическому, научному подходу, народные праздники представляли собой мифопоэтический выход за рамки повседневности, карнавальный способ соединения с небесным, идеальным. Подробнее об этом в статье “Игры за гранью игры – Карнавалы. Шутовство”.
Естественно, что такие мероприятия проводились в формате игры – массовой, всенародной – ибо только в игре, в “отказе от серьезности” возможны подобные формы самовыражения взрослых, связанных обязанностями и законами, людей.
Массовость, “эффект толпы”, атмосфера выхода за привычные рамки возводила народные гуляния и праздники в статус важных социальных и культурных событий – и только с течением многих столетий, эмоциональное содержание этих праздников постепенно выхолащивалось, становилось более “общественно приемлемым”, более цивилизованным.

Вакханалии и Луперкалии
Греческие Вакханалии и римские Луперкалии. Два “праздника эроса” двух великих соседствующих культур. Вино, свобода и эрос – три основных составляющих народных праздников, которые позволяли людям ощутить жизнь ярче и на время сбросить гнет трудностей и забот.

Сегодня нам трудно представить себе шествие на День города, в котором правители разбрасывают деньги и еду в толпу, а разнузданные вакханки не просто приглашают, а иногда и заставляют участников снимать одежды и предаваться различным видам сексуальных игр. На центральной площади приносят в жертву Богам дары, животных, а иногда и пленников. Проводятся различные виды состязаний между мужчинами, в том числе, и со смертельным исходом. После праздника подсчитывается, сколько человек было задавлено толпой, и семьям пострадавших выплачивается небольшая контрибуция от организаторов.
Для граждан античных городов все это, и многое другое, было в порядке вещей. Праздники древних славян, и большинства других народов, так же проводились с высокой степенью свободы и расширением рамок дозволенного. Литературная метафора «в эту ночь бедняк мог обладать женой правителя» не слишком преувеличивает, а в некоторых случаях – преуменьшает историческую действительность.

Картина Рембрандта
Картины о праздниках, вакханках, вине и любви писали многие великие художники – Тициан, Рембрандт. Мы приводим картину Пуссена, ярко иллюстрирующую атмосферу античного празднества.

При этом нельзя сказать, что народные праздники греков и римлян славились какой-то разнузданностью или беспределом. Напротив, это были вполне цивилизованные мероприятия, в целом проходящие с меньшим уроном для городской инфраструктуры, чем стычки многотысячных толп футбольных болельщиков сегодня.

Цитата:
Каждое празднество состояло из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой, 2) непосредственно состязания в цирке, гонки на колесницах, конные скачки и т.д., 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег и занимало много времени.

Со временем, количество праздничных дней в Риме только возрастало. Если в I веке до нашей эры, праздничных дней в году было около 70-ти, то к IV веку нашей эры, празднества продолжались уже больше 170-ти, то есть, половину года! И это не учитывая специальных игр по торжественным случаям, которые могли длиться непрерывно по 50, 80, даже 100 дней!
Огромные средства Империи растрачивались на организацию праздников и игр, в которых римляне буквально погрязли. Игры стали не просто неотъемлемой, но повседневной частью национальной культуры – то есть, не особенно преувеличивая, можно сказать, что величайшая из существовавших на Земле империй попросту заигралась.

Современный бразильский карнвала
Современные Карнавалы (например, Бразильский) поражают воображение. Ежегодно в Ницце, Париже, Венеции, Рио-де-Жанейро, Берлине и многих других городах мира проводятся красочные и яркие шествия и представления, продолжающие традиции древности и средневековья. Подобным мероприятием открывается и каждая Олимпиада. Любимое дело наших предков живет и побеждает.

Гладиаторы
Одним из самых ярких примеров, до какой степени размаха и серьезности последствий могут дойти игры взрослых, является культура гладиаторских боев.

Гладиаторы – бойцы, сражавшиеся на Арене для развлечения зрителей – нередко там и оставались, покидая поле боя “на щите”. Римская публика очень любила “игры всерьез”, в результате которых гибли люди, и не упускала случая надавить на правителей, чтобы те провели новое представление.
Впрочем, гладиаторы не спешили умирать, и вольнонаемных не хватало, чтобы удовлетворить потребности римского зрителя. Толпа хотела крови и смерти, поэтому в гладиаторские бои вводились осужденные преступники (к особо пышным играм откуда-то набиралось гораздо больше преступников, чем могли вместить тюрьмы Вечного города), дикие звери, пленники и рабы, иноверцы – в общем, не-граждане Рима, которых Цезари с чистой совестью могли “посылать на смерть”.

Гладиаторы
Согласно экипировке и вооружению, гладиаторы разделялись на разные типы. Подробнее см. здесь. (http://gladiator.surrealism.ru/type.html)

Так как в Риме отлично действовала формула: “Хлеба и зрелищ!”, то выборы в депутаты (т.е., в Сенаторы) в значительной степени зависели от того, насколько впечатляющее зрелище предложит народу тот или иной кандидат. Сейчас это может показаться безумием и жестокой насмешкой, но гладиаторы, да и просто пленники (например, христианские мученики, которых на Арене пожирали львы), погибали для того, чтобы поднять или опустить – при неудачном представлении – рейтинг тот или иного кандидата.
Конечно, и сейчас выборы нередко являются профанацией и манипулированием мнением избирателя, но тогда это была вполне общепринятая и работающая процедура, честная сделка: “Развеселил – правь”! И чтобы поразить римскую публику, знающую толк в гладиаторских боях, организаторы шли на все большие затраты, придумывали игры все ярче и интереснее. То есть, все более кровавые и жестокие.
Если в II-I вв. до нашей эры на арену выходили пары гладиаторов, затем по нескольку пар сразу, то уже к середине I века, это нередко бывали представления, где бились и погибали десятки, затем сотни людей. Специально для проведения гладиаторских игр, римскими архитекторами был создан новый тип архитектурного здания – Амфитеатр. По размерам и вместительности арены в несколько раз превосходили театры, что, в общем-то, совершенно неудивительно – тяга к искусству легко побеждается тягой к игре со смертью.

Безумие гладиаторской игры
Картина, аллегорически показывающая величие и безумие гладиаторских игр.

Цитата:
Гладиаторы Римской Империи шли на смерть не только друг против друга или диких зверей. Иногда Колизей превращался в арену, на которой реконструировались великие битвы прошлого. Римская публика обожала смотреть ролевые игры – только “хиты” и “мертвятник” в их концепции не предусматривались, т.к. организаторы ратовали за высокий реализм.

Из статьи “Ролевые игры живого действия – История”.

Дальше – больше. Игры становились все изощреннее. Чтобы сделать их ярче и интереснее, придумывали новые типы гладиаторов, пестовали заслуженных героев, которых превращали в Легенды и одаряли хорошим выходным пособием при уходе с Арены на пенсию.
Если сегодня Зинедин Зидан, ударивший итальянца Матерацци головой в грудь на Чемпионате Мира 2006, получил красную карточку и удаление с поля под свист трибун – то всего каких-то две тысячи лет назад публика, напротив, освистала бы два десятка мужчин, гоняющихся по полю за мячиком, призвала бы их последовать примеру Зизу, заменить мячи мечами, и устроить кровавую бойню в честь очередного римского праздника.
С течением времени, дерущихся на арене становилось все больше, туда выпускались дикие звери, ставились декорации, устраивались сюжетные представления, и даже инсценировки известных исторических событий.

Толпа, гул сражения и тучи мертвых тел
Радостная толпа, и мрачно-серая гуща сражения, груды мертвых тел. Здесь (http://gladiator.surrealism.ru/beast.html) вы можете прочитать о том, на какие ухищрения шли организаторы гладиаторских игр, чтобы удивить и обрадовать толпу.

По уровню реконструкции, это были невероятно впечатляющие зрелища. Самой крупной и кровавой игрой в истории является, пожалуй, сцена морского сражения (наумахии), разыгранная по приказу императора Клавдия в I веке н.э., в которой было инсценировано известное морское сражение Родосского и Сицилийского флотов. В инсценировке приняли участие около 50 настоящих боевых трирем, почти 20 000 воинов (преступников, приговоренных к Арене), и 500 000 зрителей – практически все дееспособное население Рима.
Вода озера, в котором происходило сражение, стала красной, и это отнюдь не литературная метафора.
Размах этого представления дает понять, насколько серьезной была “римская народная игра” в гладиаторов. И подтверждает, что в мировой истории нередко бывало, что взрослые заигрывались куда сильнее детей.

Бой
Кадр из фильма «Гладиатор» Ридли Скотта.

Продолжение – рядом
С падением Римской Империи человечество не разучилось самозабвенно играть в опасные и жестокие игры. В статьях “Игры за гранью игры – Средневековое рыцарство”, “Игры за гранью игры – Карнавалы. Шутовство” и “Игры за гранью игры – Крестовые походы и Тайные общества” общеизвестные культурные и исторические феномены – рыцарство, культ Прекрасной Дамы, карнавалы, институт шутовства, крестовые походы и тайные общества – рассматриваются в парадигме игры.

Ссылки по теме

Русскоязычные:
"Homo Ludens - Человек играющий" – книга Й. Хейзинга о социальной, культурной и исторической роли игры в жизни человека. (http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/005/111/001.htm)
Шаманы и Боги – статья Л.А. Лара на сайте “Библиотека Бабра”. (http://lib.babr.ru/index.php?book=1106)
Книга М. Бахтина – «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса». Книга, в которой анализируются истоки народной игры, празднеств и поверий европейской цивилизации. (http://plutser.ru/nauka/)
История игр – раздел сайта «Бесплатная электронная библиотека» (http://www.vvvvv.narod.ru)
Интересная статья К.Г. Юнга – «Переложение либидо как возможный источник первобытных человеческих изобретений». (http://www.jungland.ru/Library/LibIzob.htm)
Шаманизм в Якутии – хороший сайт, много различной информации о шаманизме (http://www.sitc.ru/shaman/index.html)
"Люди и игры" – книга В. Оливовой на сайте «Спортивная библиотека». Основной акцент на играх спортивного характера. (http://sportlib.ru/books/history/olivova/)

Англоязычные:
Prehistoric Art – статья из Википедии о доисторическом искусстве. (http://en.wikipedia.org/wiki/Prehistoric_art )
Prehistoric Music – статья из Википедии о доисторической музыке. (http://en.wikipedia.org/wiki/Prehistoric_music)
Shamanism – статья из Википедии о шаманизме. (http://en.wikipedia.org/wiki/Shamanism)
Gladiators – статья из «Романской энциклопедии».
Violence and the Romans: The Arena spectacles – Гладиаторы: историческая справка. (http://janusquirinus.org/essays/Arena.html)

Основное Что это такое? | Древние игры | Народные празднества | Гладиаторы
Дополнительно Ссылки по теме | Рыцарство | Тайные общества | Об авторе – Антон Карелин
Смотри так же Ролевые игры | Интеллектуальные игры | Спортивные игры