ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ

Основное Определение | Что это такое? | Игры на эрудицию | Игры основанные на творчестве |
Дополнительно | Ссылки по теме | Об авторе – Анна Карелина
Смотри так же: Словесные игры | Игры в Литературе | Интеллектуальные игры | Ролевые игры | Спортивные игры

Определение
Литературная игра – игра с текстом, с целью модифицировать существующий или создать новый; в отличие от словесной игры, предметом которой являются отдельные слова или конструкции, как правило, не имеющие сюжетной или смысловой основы.

Что это такое?
Литературная игра – понятие достаточно обширное, вызывающее неоднозначные ассоциации. Для кого-то это – прежде всего школьные воспоминания о литературных конкурсах по прочитанным произведениям, для кого-то – безумный креатив за бутылкой вина в компании друзей. Любители и знатоки литературы наверняка вспомнят многочисленные, характерные особенно для постмодернизма, литературные произведения: игры с читателем, произведения-шифры, произведения-загадки.
Литературные игры и конкурсы особенно интересны тем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию, т.е. школьным учителям, студентам и преподавателям вузов, отчасти воспитателям детских садов. Но в любом случае, они могут стать хорошим развлечением для небольшой или многолюдной компании.

У лукоморья дуб зеленый
Литературные игры открывают далекие горизонты, множество интересных и удивительных стран. Сразу вспоминается бессмертное: “У Лукоморья дуб зеленый. Златая цепь на дубе том. И днем и ночью Кот ученый, все ходит по цепи кругом”.

Существуют различные виды литературных игр, однако все их объединяет то, что любая литературная игра – это всегда игра с литературным текстом. С полноценным (хотя и не обязательно имеющим художественную ценность), осмысленным прозаическим или стихотворным текстом, а не с отдельными словами или грамматическими конструкциями. От участника игры может потребоваться либо воспроизведение или интерпретация уже существующего литературного произведения, либо создание собственного произведения – полностью оригинального или основанного на чужом творчестве – по более или менее строго заданным правилам.
Практически в любой литературной игре присутствует элемент творчества, однако его значение может быть различным – есть игры, где творчество является основополагающим принципом, в других творческий элемент стремится к нулю. По этому критерию, литературные игры можно разделить на две группы:
1) основанные в первую очередь на эрудиции (знании существующих литературных текстов),
2) творческие.
Это разделение отчасти условно, т.к. существует ряд игр, в которых эрудиция и креативность сочетаются, порой даже уравновешиваются.
В отдельную подгруппу творческих литературных игр можно выделить игры в Литературе, где на основе игры или с использованием игровых элементов создается произведение, имеющее очевидную художественную ценность. Этой, безусловно, интересной и обширной теме посвящена статья “Игры в Литературе”.

Итак, в какие же литературные игры можно поиграть на досуге или включить в культурную программу праздника?

Игры, основанные на эрудиции


К таким играм относятся многочисленные литературные конкурсы, в которых нужно:

  • угадать прозаическое или стихотворное произведение по отрывку,
  • назвать литературного героя по краткому (иногда поэтапному) описанию,
  • указать источник цитат, приводимых в тексте известного автора,
  • или просто ответить на вопросы по литературному произведению, творчеству известного писателя, и т.д.

Причем основой конкурса могут служить различные литературные источники: и конкретное литературное произведение, и различные произведения одного автора, или, например, литературные стили и направления определенной эпохи – вариантов множество.
Литературные конкурсы, основанные на творчестве классиков русской литературы – достаточно распространенный развлекательно-познавательный (или контролирующий – по решению учителя) элемент уроков литературы в школе. Вот пример достаточно простого литературного конкурса, проводимого в средней школе г. Петрозаводска. Конкурс основан на творчестве А.С. Пушкина , и называется «Путешествие с Пушкиным».
«Путешествие» состоит всего из двух «станций», первая из которых посвящена непосредственно жизни и творчеству Пушкина, а для прохождения через вторую необходимо знание иностранных культурных и литературных явлений, цитируемых в его произведениях. То есть, требуется внимательное прочтение не только самих произведений, но и ссылок к ним.
Попробуйте угадать героя из задания «Маска, я тебя знаю» (все 4 пункта характеризуют одного и того же персонажа):

  1. Героиня очень немолода, у нее было четверо сыновей, сейчас она одиноко живет с бедной воспитанницей, которую тиранит.
  2. Муж ее боялся, выполнял беспрекословно все приказания и лишь однажды решил ослушаться.
  3. Эта дама знакома с графом Сен-Жерменом, который был с ней очень любезен, а однажды оказал графине большую улугу.
  4. В свете ходил слух, что эта дама знает секрет, как можно быстро разбогатеть.

Правильный ответ – графиня Анна Федотовна из повести «Пиковая Дама» ; и если не имя героини, то хотя бы произведение и ее статус в нем вспомнить было несложно.

Баянист
У славян хранителями мудрости и фольклора выступали певцы и рассказчики – баяны. В их репертуаре было немало не просто рассказов и баек, но и загадок, и прочих литературных игр. Игра делала повествование ярче, помогала отрокам и взрослым лучше запоминать услышанное.

Литературные конкурсы могут проходить по сценарию известных телевизионных игр, таких как «Что? Где? Когда?» или «Кто хочет стать миллионером?» Здесь можно ознакомиться с игрой по книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» , построенной по модели игры «Кто хочет стать миллионером?», т.е. содержащую ряд вопросов с вариантами ответов и три традиционные подсказки.
По различным видам литературных конкурсов для детей и школьников разного возраста написано немало пособий и методичек. Здесь и здесь , например, можно приобрести книги с описанием литературных конкурсов для детей и младших школьников, а здесь продается сборник сценариев литературных игр для старших школьников и студентов, основанных в том числе и на сценариях телевизионных игр.
Литературный конкурс может выходить за рамки конкретного произведения или творчества отдельно взятого писателя и охватывать литературно-культурный контекст целой эпохи, как например описываемая здесь литературная игра «Древняя Русь».
На просторах Живого Журнала (как в личных дневниках пользователей, так и в литературных сообществах) проводится немало литературных конкурсов, в которых требуется угадать литературное произведение по цитируемому отрывку (как правило, из малоизвестного произведения известного автора). А чтобы сделать конкурс в большей степени основанным на знании литературы, чем на умении пользоваться поисковой системой, цитаты можно немного изменить, т.е. сохранить смысл, но при этом заменить ряд ключевых слов синонимами, как было предложено, например, здесь .

В литературных конкурсах, при всей их занимательности, доминирует эрудиция, знание литературы, а творческий элемент минимален или отсутствует (для тех, кто в конкурсах участвует, не для тех, кто их придумывает). Однако есть игры, для которых неотъемлемы и знание, и творчество.
Примером игры, в которой творческий подход может возместить недостаток знаний, может служить игра «Что ответил великий?», в которой ведущий рассказывает начало забавной истории – диалога из жизни выдающихся литературных деятелей, а игрокам предстоит угадать или сочинить ответ известного писателя, причем ответ не обязательно должен быть «верным», главное – чтобы он был остроумным.
Как вы думаете, например, как в подобной ситуации отреагировал Марк Твен?
Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ...

Согласно существующей версии, его ответ был: «Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма», но возможно, что ваш вариант окажется ничуть не хуже.
Примеры подобного рода историй можно прочитать здесь .

Игрой, для которой умение творить необходимо в той же мере, что и знакомство с чужим творчеством, является известное в сети сочинение пародий на стихотворение про сторожа Матвея и Севу:
Сева на древо за вишней полез,
Сторож Матвей вынимает обрез.
Выстрел! Раздался пронзительный крик...
"Сорок второй!" - ухмыльнулся старик.

Пародии необходимо стилизовать под какого-нибудь известного поэта, что предполагает хотя бы поверхностное знакомство с особенностями его стиля. Стилизации под Шекспира, Уайльда, Хайяама и пр. можно прочитать здесь или здесь .
Стилизация под известных авторов или интерпретация литературных произведений предоставляет как раз такой пласт литературных игр, в которых сочетается литературная подкованность и творческий подход. Например, один человек пишет письмо от имени литературного персонажа, максимально соблюдая жанровые и стилистические рамки, а остальные участники отгадывают героя и автора произведения, как это предложено здесь . Или просто проводится конкурс на лучшее “Письмо Татьяны к Онегину”. Можно предлагать свои варианты незавершенных или черновых текстов известных писателей, опять же стараясь максимально приблизиться к стилю оригинала.
Например, много веселья можно извлечь из игры в письма: “Казаки – турецкому султану”, “Чебурашка – в комитет по защите сексуальных меньшинств”, “Гомер Симпсон – Гомеру”, “Дарт Вейдер – магистру Йоде” и т.д.

Йода
Магистр Йода пишет письмо императору Палпатину. Особой ручкой с ядовито-зелеными чернилами.
Вовлечение в игру известных персонажей делает ее куда комичнее.

Можно поиграть в Созидающего Специалиста по Конраду (как в повести Р. Шекли “Цивилизация статуса”), т.е. постараться переписать произведение так, как написал бы его известный автор из прошлого, живи он в наше время.
Формы такой литературной игры могут быть и с преобладанием творческого начала, без необходимости глубоких литературных знаний. Например, чтобы придумать “словарь Герасима и Му-Му”, требуется минимальная эрудиция – но хорошие чувство юмора и креативность.

Игры, основанные на творчестве
Творческие литературные игры подразумевают создание оригинальных литературных текстов – как поэтических, так и прозаических, шуточных и серьезных.
Поэтические игры более распространены из-за большей динамичности, т.к. стихотворные жанры, как правило, меньше по объему. Однако, из-за небольшого объема текста, стихотворные игры гораздо более формальны (исключение составляет, пожалуй, только экспромт ).
Целью большинства поэтических игр является создание стихотворения по строгим правилам, касающимся формы (рифмы, размера, сочетания букв и пр.). К содержанию предъявляется, пожалуй, только одно требование – оно должно БЫТЬ – прямое или метафорическое, серьезное или забавное, простое или пафосное, но потенциально несущее в своей форме еще и смысл, литературный замысел.
Поэтому мы не рассматриваем здесь такие формы словесных игр как палиндром , шарада , нотарикон и пр., т.к. создаваемые в их рамках конструкции, как правило, лишены художественного замысла. Подобным формам словесного творчества посвящена статья “Словесные игры”.

Акростих
Одним из видов стихотворных литературных игр является древнегреческая поэтическая форма как акростих и его вариации – мезостих и телестих. Акростих – это стихотворение, в котором начальные буквы строк складываются в какое-либо слово или фразу, при телестихе слово или фразу образуют последние буквы строк, при мезостихе – середины строк. Получившиеся слова или фразы, как правило, либо передают имя человека, которому посвящено стихотворение, либо в краткой форме выражают замысел стихотворения, либо являются своеобразным шифром и вводят в содержание стихотворения побочную информацию (что является неплохим способом выразить свое истинное отношение к врагам, если по каким-то причинам этого нельзя сделать открыто).
Однако с врагами лучше разбираться в честном бою, а акростихи посвящать любимым людям. Для вдохновения, здесь можно почитать акростихи, скрывающие наиболее распространенные имена, а если вдохновение так и не придет, то здесь можно заказать готовый акростих для своих любимых.

Примеры акростихов:

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!

Сегодня день с утра особый,

Для дел особенный настрой.
Напрочь забыты все невзгоды,
Есть даже чувство, что природа,
Мечтает стать твоей сестрой.

Развейтесь бури и ненастья,
Отстаньте горе и печаль,
Желаю я здоровья, счастья,
Да чтоб прожитого не жаль...
Еще хочу, чтобы несчастья ,
Не приближались никогда.
И твоего звезда чтоб счастья,
Ярчайшею была всегда!

МАТЕРИ (сонет-акростих)

Так строги вы к моей весёлой славе,
Единственная! Разве Велиар,
Отвергший всех на Босховом конклаве,
Фуметой всуе увенчал мой дар?

Иль это страх, что новый Клавдий-Флавий,
Любитель Велиаровых тиар,
Иезавелью обречётся лаве –
Испытаннейшей из загробных кар?

Люблю в преддверье первого Сезама
Играть в слова, их вероломный друг,
Всегда готовый к вам вернуться, мама,
Шагнуть назад, в недавний детский круг,
И вновь изведать чистого бальзама –
Целебной ласки ваших тихих рук.
(Бенедикт Лившиц)

Буриме
Буриме – изначально игровая форма поэзии, пришедшая к нам из Франции и получившая широкое распространение в 17-18 вв. Буриме это стихи на рифмы, которые задаются заранее: любовь-морковь, слезы-козы и т.п. Понятно, что чем менее сочетаются между собой по смыслу рифмующиеся слова – тем больший простор воображению, ведь в конечном итоге, необходимо создать цельное стихотворение.
Конечно, стихи-буриме как правило скорее забавны, чем серьезны – нелегко сохранять серьезность, объединяя в одном четверостишье «Апполон – одеколон» или «колесА – телеса». Так же, в них может присутствовать и определенная лиричность, как, например, в этой поэтической зарисовке :

В час пробужденья ото сна
В квартире переохлажденной
Следы моей слезы соленой
Сотри скорей, стакан вина!
Но, похозяйствовав с умом
Над полукружием салями,
О той селедочке с лучком
Я буду плакать вечерами...

Буриме – форма не только поэтическая, существуют также повесть-буриме, т.е. прозаическое произведение, написанные разными авторами. Причем авторы не работают совместно, а по отдельности пишет каждый последующий фрагмент, не обязательно подгоняя его под стиль предыдущего. К чему это приводит, вы можете оценить здесь или здесь . Существует также вариация на тему «классической» повести-буриме, так называемое полиме , предусматривающее несколько вариантов развития одного сюжета.

ЛимерикиВозможность поупражняться в остроумии в компании друзей вам может предоставить такой жанр поэзии абсурда, как лимерик – пятистишие, в котором рифмуются между собой первая, вторая и пятая строки, а третья рифмуется с четвертой. При этом забавной и неотъемлемой чертой лимерика является связь его персонажа с тем или иным городом, название которого обязательно упоминается в первой (а в каноническом варианте – и в последней) строчке текста. Лимерики возникли как форма народной поэзии в одноименном городе в Ирландии, а одними из самых известных авторских лимериков являются стихотворения Эдварда Лира , чья Книга нонсенса (Book of Nonsense) переведена почти на все языки мира. Вот, например, вариант перевода лимерика Э. Лира на русский язык:

There was a Young Lady of Norway,
Who casually sat on a doorway;
When the door squeezed her flat,
She exclaimed, 'What of that?'
This courageous Young Lady of Norway.   Одна леди младая в Норвегии
На пороге сидела не бегая.
А когда дверь давила
Восклицала "как мило!"


Эта храбрая леди в Норвегии.
Примеры русского лимерика можно прочитать здесь .

Эдвард Лир

Иллюстрации к лимерикам, сделанные собственноручно Эдвардом Лиром.
 

Хайку и танка

От европейских пятистиший перейдем к восточным трехстишьям – широко известному жанру японской поэзии хайку (хокку) , имеющему, кстати, и к пятистишьям непосредственное отношение. Хайку образовалось из танка – древнейшего жанра японской поэзии, представляющего собой нерифмованные пятистишия. Позже танка разделилась на две строфы (сочиняемые подчас разными авторами) – трехстишье и двустишье. Первая, «начальная строфа» (по-японски – «хокку») позже выделилась в самостоятельный жанр. Благодаря своей краткости, недосказанности, высокой ассоциативности, разнообразию тем и изяществу, хайку – практически идеальный жанр для поэтической игры. Они могут быть юмористическим, сатирическими или лирическими, грустными или веселыми – в зависимости от настроения автора. Классическое хайку должно содержать указание на одно из времен года – но в современных поэтических играх этого принцип, конечно же, соблюдается далеко не всегда. Здесь можно поиграть в игру «Сад расходящихся хокку». «Деревья» в этом «саду» состоят из хайку, присылаемых читателями. По правилам игры, необходимо использовать или последнюю строчку уже существующего хайку в качестве первой, или же наоборот – первую в качестве последней строчки собственного стихотворения, то есть присоединиться к игре можно не только с хвоста, но с любой строки в цепочке.

Хайку
Играйте в хайку и танка, и постигайте Дао. По аналогии, индийская поэзия помогает достигнуть Нирваны, а греческая – катарсиса!

Рэнга
Если вам близка загадочность японской поэзии, но трех строк маловато для того, чтобы выразить свои чувства и настроения, можно поиграть в родственную танка и хайку поэтическую игру – рэнга.
Рэнга состоит из 5 строк и произошло из стихотворной игры, в которой один из участников сочинял начальное трехстишье – экспромт, второй придумывал к нему концовку-двустишье, третий придумывал к двустишью начальную строку, превращая его таким образом в зачин для двустишья следующего игрока и т.д.
В современном рэнга правило более просты – первый игрок пишет трехстишье, второй дополняет его двустишьем, третий дописывает свои три строчки к двустишью второго и так до бесконечности (пока не надоест). Чтобы рэнга не выродилось в бессмысленный и монотонный набор строчек, лучше перед началом игры задать общую тему и настроение, и придерживаться их.
А в сети в бесконечную рэнга можно поиграть здесь.

Венок сонетов
Те, кто не ищет легких путей, могут попробовать свои силы в написании венка сонетов.
Венок сонетов – это, конечно же, не игра для вечеринок. Строго говоря, это поэтическая форма вообще ближе к литературе, чем к игре. Венок состоит из 15 сонетов, причем замысел всей конструкции заключатся в замыкающем, пятнадцатом сонете, который пишется раньше других. Каждый из четырнадцати сонетов начинается с одной из строк пятнадцатого, а заканчивается другой его строчкой. Первый сонет использует 1 и 2 строчки заключительного, второй – 2 и 3, и так далее. Таким образом, создается непрерывная связь между отдельными стихотворениями, придающая изящество и цельность всему венку.
Создание венка сонетов требует поэтического таланта и мастерства. Здесь можно почитать венок сонетов, ключом к которому является сонет 66 Шекспира (Tiredwithallthese, forrestfuldeathIcry) – однако, не в привычном переводе Маршака. Поклонники творчества С. Калугина могут восхититься его венком сонетов здесь; а здесь сделана попытка создания компьютерной энциклопедии венка сонетов.

Серенады и стихи
Сонеты, серенады и стихи – все для прекрасной Дамы!

Фигурный стих
Можно также поколдовать с графической формой стихотворения, попробовав себя в написании очередного изобретения древнегреческих поэтов – фигурного стиха, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет – конус, сердце, крест и т.п. Всем известно, наверное, стихотворение в форме мышиного хвоста из “Алиса в стране чудес” Льюиса Кэррола, а вот, например, стихотворение В. Брюсова в форме треугольной пирамиды:

Я
еле
качая
верёвки,
в  синели
не различая
синих    тонов
и милой головки,
летаю  в  просторе
крылатый, как птица,
меж   лиловых  кустов !
Но  в  заманчивом  взоре,
знаю, блещет, алея, зарница!
Я   и   счастлив   ею   без   слов!

 
Эта игра отлично способствует развитию воображения и ассоциативного мышления, заставляя работать правое полушарие мозга.
Здесь можно посмотреть достаточно забавные примеры фигурного стиха.

Моноримы
Утомившись от сложных поэтических форм, можно поупражняться в создании достаточно простых моноримов. Название подсказывает, что монорим – это стихотворение, все строки которого имеют одну рифму. Впрочем, здесь тоже возможны варианты: например, в каждом четверостишье одного стихотворения рифма может быть отдельная рифма.
Монорим в большей степени характерен для поэзии Востока, чем Запада, а современные моноримы носят, как правило, юмористический характер.

ОктОпус
Также, на досуге можно поиграть в сетевую литературную игру ОктОпус, в которой требуется написать стихотворение с обязательным использованием восьми случайно заданных слов. Причем заданные слова можно «прятать внутрь» других слов (например, если дано слово «век», вместо него можно использовать «человек»). Зайдите на сайт, получите задание – и начинайте творить.

Липограммы
Можно создавать как поэтические, так и прозаические произведения по принципу липограммы – т.е. текста, в котором умышленно не используется одна или несколько букв, как правило, наиболее широко используемых. Попытайтесь написать стихотворение или рассказ без буквы “О”!.
Можно пойти дальше, и постараться создать литературное произведение, изъяв из употребления не только отдельные буквы, но и части речи.
Здесь можно купить один из самых известных романов-липограмм – роман Ж. Перека «Исчезание» (La Disparition), а здесь можно прочитать о том, как непросто было его перевести на русский язык.

Фанфикшен
К популярным прозаическим литературным играм относится фанфикшен – произведение, герои и миры которых взяты из чужих книг или фильмов. Авторы фанфикшенов развивают мельком упомянутые в оригинальном произведении сюжетные линии, додумывают биографии второстепенных или эпизодических персонажей, создают предысторию описываемых событий – т.е. по мере сил детализируют вселенную оригинального произведения, стараясь при этом держаться в рамках основных законов его мира. Хотя, порой фанфикшены развивают основные сюжетные линии, используют главных героев произведения.
Фанфикшен – увлечение не столь уж современное, первое сообщество авторов фанфикшена возникло в Англии в 30-е гг. ХХ века и называлось «Литературное общество Шерлока Холмса». В настоящее время, несмотря на большую популярность, фанфикшен все еще продолжает считаться в основном уделом подростков, злостных графоманов или людей не вполне социально адаптированных.
Наиболее распространены фанфики по «культовым» произведениям фантастики и фэнтези – Звездным войнам, Властелину колец, Гарри Поттеру и пр. Здесь можно почитать фанфики, посвященные аниме, а здесь– ознакомиться с терминологией фанфикшена.

Крокодил Гена
Фанфикшен – это известные сюжеты на новый лад. Может, даже так, как на известной юмористической картинке.

О боже. Гарри поттер.
Иногда сюжет фанфика может пойти совсем не так, как в оригинальном произведении. СОВСЕМ не так!

Еще одна Матрица
Но как бы не менялись сюжетные линии, герои, всегда остается что-то, позволяющее легко идентифицировать, из какого оригинала вырос фанфик.

Желающие творить свои миры, а не развивать чужие, могут поиграть в сетевую литературную игру «Конденсатор». Правила ее чрезвычайно просты – один из игроков задает тему, второй пишет что-либо по этой теме. Практически неограниченная свобода творчества в слегка обозначенном русле.

Богатство русского языка
Богатство литературных игр доступно каждому желающему. Не нужно искать и ловить жар-птицу, чтобы получить в свое распоряжение одну из самых интересных форм досуга.

Заключение
Мир литературных игр тесно взаимосвязан с миром “Словесных игр” (см. соответствующую статью) и с отдельным видом литературных произведений, в которых сильное или даже определяющее значение имеет литературная игра. На эту тему см. статью Игры в Литературе.

Ссылки по теме

Русскоязычные:
Сервер "Литература" – статья Михаила Визеля о литературных играх в Рунете. (http://www.litera.ru/slova/viesel/litgames.html)
Информационно-поэтический портал "Русские рифмы" – статья Ивана Чудасова “От акростиха к акроконструкции”. (http://rifma.com.ru/Publications/Chudasov.htm)
"Новое странное слово" – статья Линор Горалик “Акротексты и акромысли”. (http://www.guelman.ru/slava/nss/5.htm)
Страница Сергея Кузнецова – статья Сергея Кузнецова “Буриме как мечта авангардиста”. (http://www.sharat.co.il/krok/burime.htm)
Dragon's Lair – раздел “Лимерики” на сайте Дмитрия Лялина (http://lialine.narod.ru)
Сайт "Япония сегодня" – статья А. Шлындова “Расцвет жанра хайку и Кобаяси Исса” в разделе “Культура”. (http://www.japantoday.ru/znakjap/kultura/30_1.shtml)
Сайт "Посольство Японии в России" – статья о рэнга в разделе “О Японии” (http://www.ru.emb-japan.go.jp/ABOUT/CULTURE/poetry.html)
Сайт "Растрепанный блокнот" – кратко о хокку, о Басё. (http://netnotes.narod.ru/words/t4.html)
Литературно-философский журнал "Топос" – статья Сергея Бирюкова о фигурных стихах “Поэтический мастеркласс. Урок пятый, визуальный”. (http://www.topos.ru/article/2043/printed)
Сайт Анны Благой – статья Анны Благой “Фигурные стихотворения. Интеллектуальная игра в форме искусства”. (http://www.blagaya.ru/text/figur_verse.htm)
Электронный журнал мира Star Wars "Круг Силы" – рецепт фанфика (http://sw.org.ua/journal/020/11)

Англоязычные:
Basho's life – биография Басё на сайте Орегонского университета. (http://www.uoregon.edu)
Classical Japanese database – хайку Басё в оригинале и в переводе на английский язык. (http://carlsensei.com/classical/index.php/author/view/1)
The Phrontistery:Obscure words and vocabulary resourses – статья о липограммах со ссылками в разделе A Loquacious Location of Lipograms. (http://phrontistery.info/lipogram.html)
Limeric poetry – статья о лимериках в википедии
Kresadlo – венок сонетов Ярослава Сайферта. (http://kresadlo.cz/seifert.htm)

Основное Определение | Что это такое? | Игры на эрудицию | Игры основанные на творчестве |
Дополнительно | Ссылки по теме | Об авторе – Анна Карелина
Смотри так же: Словесные игры | Игры в Литературе | Интеллектуальные игры | Ролевые игры | Спортивные игры