РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ЖИВОГО ДЕЙСТВИЯ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЖД


Основное Моделирование | Мастера | Отыгрыш | Роли и командность | Материальная культура | Боевка
| Страна мертвых | Экономика | Магия |
Дополнительно Ролевые игры живого действия: Введение | Ссылки по теме | Об авторе – Антон Карелин
Материалы по теме История и культура РЖД | Использование РИ в обучении
Смотри так же: Ролевые игры: список терминов | Интеллектуальные игры

Можно выделить главные аспекты ролевых игр живого действия. Это системы игрового моделирования, работа мастеров (организаторов) игры, игровая культура и отыгрыш, роли и командность, костюмы и прочая материальная культура, боевка, экономика, магия. О каждом из этих аспектов мы расскажем подробнее.

Моделирование
Игра предполагает определенный уровень условности. И хотя в РЖД он меньше, чем в остальных видах РИ, все равно он достаточно высок. Поэтому, одним из главных аспектов является процесс моделирования.
В игре не может быть полного соответствия жизненным реалиям – например, в бою не должны по-настоящему убивать и калечить людей. Но бои, как проявление конфликта, соперничества, соревнования – неотъемлемая часть игры. Поэтому создаются различные системы моделирования, решающие задачу, как сделать бой реалистичным, интересным, но наименее травмоопасным.
Например, вводится понятие хитов (жизненной силы персонажа), которые "снимаются" ударами оружия в поражаемую зону, и при 0 хитов персонаж считается тяжело раненым, а при -1 и меньше, мертвым. Или просто при попадании мечом (копьем, стрелой, и т.п.) в корпус человек тяжело ранен или мертв. Существует множество разных боевых систем, которые решают задачу моделирования боевых действий – одни более условны, другие менее. Выбор конкретной системы зависит от сюжета и базиса игры: где-то будет уместна сложная механистическая система с высокой условностью, а где-то идеальной станет наиболее простая – попадание в корпус = смерть.
Помимо боевки, моделирование применяется в экономике, магии, болезнях и лекарстве, и т.п. Существуют четкие правила (разные на каждой игре), системы чипов (маркеров на вещи, удостоверяющих, что они игровые), сертификатов (в которых описано действие заклинания, яда, магической вещи и т.д). Подробное описание и даже перечень основных видов этих систем заняли бы очень много места. Познакомиться с ними можно в игровых правилах (т.е. зайти на сайт любой игры и прочитать их – см. список ссылок в конце статьи).


Иногда моделируются даже такие вещи, как флот и морские сражения. Алые паруса – корабль с игры «Пираты Карибского моря» (2004)

В каждой игре используются те системы моделирования, которые оптимально подходят для ее сюжета и реалий. Например, игра по "Fallout" требует создания соответствующих боевых правил (обычные "фэнтезийные" здесь неприемлемы). А в игре по средневековой Европе, правила страны мертвых "китайского образца" будут смотреться очень нелогично. Правила зависят от культуры, по которой идет игра, и сильно различаются на разных играх.

Мастера
Игра нуждается в тщательной подготовке и организационном контроле во время проведения. Необходимо создать свод правил, выбрать (или написать) системы моделирования – а затем проследить, чтобы все это работало, выполнялось, приносило игре пользу, а не вред.
Мастера занимаются: разработкой самой концепцией игры, решением технических задач (полигон, завоз людей и материалов, обеспечение безопасности, работа кабака (игрового пункта питания)), распределением команд и ролей, сбором игровых взносов и закупкой всего необходимого для игры.
На самом полигоне мастера исполняют наблюдательские и контрольные функции (следят за соблюдением правил и техники безопасности). Иногда, мастера участвуют в игре в роли игротехнических персонажей, не преследующих собственных целей, а работающих на благо процессу: двигающих сюжет или придающих игре колорит.
Мастеров можно подразделить на: основную группу (решают общие вопросы и вопросы макросюжета), посредников (мастеров у каждой команды, живущих вместе с ней и решающих локальные вопросы), полигонщиков (контроль заезда и отъезда, безопасность, соблюдение экологии), и тематических мастеров (по магии, по экономике, по лекарству/алхимии, мастера страны мертвых и т.д.).


Если мастера не участвуют в игре, они стараются быть незаметными, для чего даже одеваются в камуфляж. Предыгровая подготовка: мастер чипует оружие одной из команд – «Кмберпанк» (2001).

Отыгрыш
Суть игры в том, чтобы пока она идет, быть больше персонажем, чем самим собой. Неигровое поведение (общение "по жизни") может серьезно мешать игре окружающих, и по возможности оно исключается из игрового взаимодействия.
Соответственно, хороший отыгрыш заключается не только в том, чтобы картинно изображать персонажа на парадах, но и находить уместные способы взаимодействия в любых игровых условностях. Например, есть вермишель с тушенкой у костра можно так, что окружающие поверят – они на королевском пиру. Или с помощью пары консервных банок, костра и набранной вокруг травы, отыграть процесс алхимического варения эликсиров – так, что люди поверят в это, и примут пузырьки с благоговением (ведь это могущественные зелья, сваренные магистром).
Живая ролевая игра – идеальный формат для массовых игровых отношений. Она дает возможность погрузиться в несуществующий мир, и постепенно воссоздает реалии этого мира – в лесу и поле, которые становятся ареной эпика "Наполеон"; в трехкомнатной квартире, которая превращается в подводную лодку, и т.д. Это процесс отчасти мистический, т.е. не структурированный психологами и социологами, не изученный серьезно. Интересный, яркий социально-психологический и культурный феномен, который еще предстоит изучить.
Ведь когда на полигоне собираются сотни человек со всей страны, они облачаются в костюмы и доспехи, строят крепости и «оборудуют» города (порой, весьма красивые и впечатляющие), и через день, в разгар игры, это уже не лес, а совершенно иное пространство, преображенное игрой.
В таких условиях задействуются практически все способности игрока, и стороны его натуры. Он может отыгрывать тролля не только бормоча невнятные ругательства и демонстрируя низкий интеллект – но и показать своим внешним видом, всеми своими поступками – от героических до бытовых – каким должен быть настоящий тролль. То же касается эльфийских князей, и персонажей знаменитых книг и фильмов, известных исторических личностей – и простых представителей эпохи (или фантастического мира), которые могут быть не менее яркими, нежели именованные персонажи.
Живая игра дает возможность не просто побыть персонажем, а пожить им в любой ипостаси, в любой возможной ситуации. Выразить характер персонажа и прожить его чувства и стремления так глубоко, что игра превращается в реальность, а отыгрыш становится правдивой и впечатляющей актерской игрой.
Конечно, хороший отыгрыш заражает окружающих, они способны поддержать его, и процесс вживания в роль, в игровую реальность, становится по-настоящему удачным. В этом и польза массовых живых ролевых игр.


На английском балу все кавалеры Галанты, а дамы – изысканны и прекрасны. «Английский бал» (2005)

При первом же взгляде на игрока ясно, что перед нами – лицо высокопоставленное. Польский князь в тяжелых думах о делах государственных. Игра «Огнем и мечом» (2005).

Роли, командность
Роли могут быть индивидуального и командного свойства. В командных затрагивается больше аспектов, игра, как правило, многограннее, более насыщенная – и всегда можно получить поддержку членов команды. Индивидуальные роли предоставляют больший простор для фантазии, больше свободы, но и опасностей.
Обычно игровой командой является единый лагерь – например, город. Может быть и целая нация (например, "Орки" или "команда Франции"). Но нередко крупное образование складывается из нескольких игровых команд. То есть, Великий Киев на игре "Киевская Русь", состоит из 5 команд разных городов России и какого-то числа одиночных игроков. Это делает игры внутри города куда более насыщенной и разнообразной – людей много, они не знают друг друга, не всегда друг другу доверяют, порой их интересы сталкиваются – в общем, простор для фантазии мастеров и игроков.
Так как люди ездят на игры часто, и естественно, у них складываются какие-то отношения, команды часто становятся стабильными формированиями, и в одном и том же основном составе ездят на разные игры.


Хорошую команду видно издалека. Пусть это воины одной армии... («Черный отряд», 2005).

...или эльфийские лучницы, ведущие борьбу не на жизнь, а на смерть, с людьми. («Ведьмак», 2005).

Материальная культура
Одним из ярких признаков игры является ее материальная культура – костюмы, доспехи, оружие, флаги и штандарты, игровые деньги, здания, товары и т.д.
Игра, к которой хорошо подготовились, напоминает красочный и яркий фестиваль – и способна погрузить участников в реалистичную атмосферу того исторического периода (или фантастического произведения), на основе которого проводится. На ней продаются за игровые деньги реальные предметы искусства, сувениры, детали для костюмов и т.д. Крепость на такой игре выглядит внушительно, а при виде лавки алхимика – так и тянет рассмотреть поближе все снадобья и волшебные предметы, которые там продаются. В кабаке подают не кока-колу и попкорн, а историчные, антуражные блюда, которые можно купить за игровые деньги.
Когда игроки выстраиваются на парад – это красочное и удивительное зрелище.


Стены крепости, вид изнутри. Впечатляет! «Черный отряд» (2005).

Парад! Господа и дамы во всей красе. Порой костюмы к играм качественнее и дороже своих театральных и киностудийных аналогов. Игра «Огнем и мечом» (2005)

Культура игры зависит от произведения, на котором она основывается. Совершенно различны "Русские народные сказки" и "Китай", "Секретные материалы" и "Айвенго". И, естественно, очень различаться будут костюмы, игровой антураж, манера общения, логика действий и сюжета.


Вот и конкретный пример: свадьба "в лучших китайских традициях". Игра "Пути кармы" (2004).

Боевка
Боевые столкновения – неотъемлемая часть игры. Многие игры грешат тем, что боевая составляющая там перевешивает все остальное. Впрочем, для культуры РЖД в целом это пройденный этап – в современном игровом сезоне найдется достаточно игр, в которых есть занятия и для полностью небоевых персонажей.
Конечно, массовые бои – весьма травматичный вид спорта. Однако военно-историческое фехтование это сформировавшийся вид культуры. Здесь есть своя развитая техника безопасности, свои мастера и турниры, звания, титулы, награды.
В играх, как правило, используется еще менее травмоопасное деревянное или текстолитовое оружие. Булавы и секиры отделаны резиной, наконечники копий смягчены специальными насадками. Но в любом случае, масштабные боевые действия – картина, к которой сложно остаться равнодушным. Они будят эмоции, провоцируют выплески адреналина – даже для стороннего зрителя, что говорить об участниках.
В России существует большое количество реконструкторских клубов. Многие из них участвуют в ролевых играх. Чисто ролевые клубы тоже часто уделяют внимание боевой подготовке своих членов. Это отражается на красоте и эффектности боевых столкновений в игре


Боевые столкновения на игре – одно из самых красивых и впечатляющих зрелищ. Судите сами!
Штурм города, «Черный отряд» (2005).

А уж если бой идет на «железе»!.. Боевые маневры военно-исторического клуба (2005).

Страна мертвых
Если персонаж по каким-то причинам умер в игре, он отправляется в страну мертвых – игротехнический пункт удаления погибших из игры и смены роли для игроков.
То есть, если персонаж умер от болезни, в бою или от старости (такое тоже бывает), в стране мертвых он посидит какое-то время, получит наказания или поощрения (в зависимости от своей игры), и будет введен мастерами в новую роль.
Иногда страна мертвых вписана в игру, ведь во многих культурах существует загробный мир – и игра продолжается даже там. Персонаж проходит Колесо Сансары, кармические обновления или отпущение грехов – и возвращается в игру другим героем.

Экономика
Помимо боев и культуры, в играх нередко присутствует экономическая составляющая, и для ее реализации придумываются соответствующие правила. Порой это могут быть скучные обязательные системы, которые вводятся мастерами для того, чтобы участники были плотнее задействованы в игровых процессах.
Например, игра делится на циклы (по 4, 6, 8 часов), и по окончанию цикла все игроки должны предъявить посредникам чипы еды, а те, кто не предъявили, "умирают в нищете". Или команда отыгрывает разведение домашних животных – и условные "чурбачки" изображают стада коров, лошадей или овец, а игроки, ответственные за экономику, ухаживают за "полями".
Все это может быть слишком условным и оттого довольно скучным. Но иногда встречаются и более интересные системы, экономическое развитие в которых становится удовольствием, и можно, начав игру за бедняка, стать в финале крупным банкиром или землевладельцем.


На хорошо организованной игре можно за игровые деньги приобрести различные сувениры. Как, например, в этой аптекарской лавке – «Пираты Карибского моря» (2004).

Магия
Сложный аспект игры – магия. Немало копий было сломано в спорах об адекватности тех или иных систем игрового моделирования – боевки, экономики и т.д. Но магия в данном вопросе – чемпион. Ни о чем не спорили так долго и яростно, как на тему целесообразности присутствия магии в играх, и конкретных способах реализации магии в игре.
Понятно, что когда магия легкодостижима, получается несправедливое преимущество магов над прочими игроками. Например, отряд латников готовился к игре "Конан-варвар" целый год, потратил много средств, времени и сил – а на игре, жрец Сэта лениво махнул рукой, буркнув "Песчаный смерч", надорвал сертификат на заклинание, и весь отряд отправили в страну мертвых.
В начале развития игровой культуры, так и было: темный владыка Саурон одним словом отправлял в страну мертвых целые отряды, и негодование игроков, ставших "мясом" для разборок "великих" вполне можно понять.
Постепенно в систему магии вводились различные усложнения – от формальных (на роль магов принимались только "заслуженные" игроки), до реальных: каждое заклинание действовало только при условии горящего огня (а когда на тебя бежит разъяренный воин, поди успей зажечь например бенгалик и прочесть магическую формулу).
Подобных усложнений может быть множество, но сущность их в том, чтобы сделать роли магов (жрецов или каких-нибудь одаренных мутантов) обогащающими игру. Чтобы действовала формула: чем больше персонаж привнес в игру, тем большее могущество он заслужил.
При реальном соблюдении этого правила применительно ко всем персонажам, одаренным сверхординарно, магия способна серьезно украсить игру. А так как по некоторым источникам игру без магии и вовсе не проведешь, основная задача мастеров – найти на роли чудотворцев таких людей, которые сумеют поднять и развернуть этот пласт игровой культуры во всей красе.

Если вы хотите попробовать
Если вас заинтересовали ролевые игры живого действия, и вы хотите попробовать себя – нужно найти более опытных единомышленников, которые введут вас в курс дела и помогут поучаствовать в полигонной, павильонной или городской игре.
Для этого, зарегистрируйтесь на форумах популярного игрового портала "Ролемансер", где в разделе "Полевые игры" или "Павильонные игры" можно поискать земляков, разбирающихся в РЖД, и познакомиться с ними, узнать, какие игры планируются в ближайшем сезоне, и кем возможно туда поехать. Так же, очень полезны сайты о живых ролевых играх в России Александр VI, Ролевые игры живого действия.
Обратите внимание на подборку ссылок, расположенную внизу этой статьи: там есть достаточно русскоязычных ресурсов, которые помогут вам познакомиться с РЖД, и найти друзей, которые проконсультируют вас по интересующим вопросам, и помогут вступить в сообщество ролевых игр живого действия.

Ссылки по теме

Русскоязычные:
Александр VI – Сайт о живых ролевых играх (LARPG) в России. http://www.alexander6.ru/
Ролевые игры живого действия – Сайт о живых ролевых играх (LARPG) в России. http://www.rpg.ru/rpg
Заброшенный Замок – Сайт о ролевых играх живого действия. http://zabzamok.org.ru/zzamok
Ролемансер – Наиболее популярный ресурс, посвященный всем аспектам ролевых и интеллектуальных игр. www.rolemancer.ru
«Арда-на-Куличиках» – Сайт о Дж. Р.Р. Толкине и толкинизме, в т.ч. о ролевых играх по произведениям Толкина. Один из первых русских сайтов о ролевых играх. http://www.kulichki.com/tolkien/
Весь мир ролевых игр – Сайт обо всех видах ролевых игр. www.rpgworld.ru
Цитадель Олмера – Статьи разных авторов о различных аспектах ролевых игр. http://olmer.ru/rpg/stat.shtml
Ролевые игры - болезнь, симптом, лекарство... хобби? – Интересный, хотя и во многом устаревший анализ ролевых игр, статья Владислава Гончарова. http://alib.hotmail.ru/readroom/undefine/goncharov01.htm
Ролевые игры живого действия – Статья Андрея Ленского, открывающая публикацию книги, посвященной ролевым играм живого действия. Подробное описание и советы по всем основным аспектам РЖД. http://www.igromania.ru/articles/?rolllifi
Отличная статья Ларисы Бочаровой (Лорки) о истории ролевых игр в мире и в России. http://snaje.stsland.ru/istoreiaRD.htm
Сайт "Мир ролевых игр", хорошая подборка статей по различным аспектам РЖД (http://rol.in.ua/index.php?p=2).

 

Англоязычные:
Wikipedia – Энциклопедический материал по РЖД на английском языке. http://en.wikipedia.org/wiki/Live-action_roleplaying_game
LARP.com – Интернациональный портал, посвященный живым ролевым играм. http://www.larp.com
LARPG Forums – Форумы о живых ролевых играх. http://forum.rpg.net/forumdisplay.php?f=70
RPG.net – Один из крупнейших мировых порталов о ролевых играх. www.rpg.net
Harlequin Forest – Подборка статей и обзоров о ролевых играх. http://www.harlequin-forest.org
LARPGUIDE – Портал-энциклопедия, гид по миру живых ролевых игр. http://www.larpguide.co.uk/
LARPWEB – Полезный сайт-путеводитель по миру ржд. http://www.larpaweb.net/
The Escapist – Сайт, посвященный защите ролевых игр от необоснованных нападок и негативных мифов, распространенных в среде обывателей, поверхностно знакомых с феноменом РИ. Раскрывает основные позитивные аспекты такого хобби, как РИ. www.theescapist.com

Основное Моделирование | Мастера | Отыгрыш | Роли и командность | Материальная культура | Боевка
| Страна мертвых | Экономика | Магия |
Дополнительно Ролевые игры живого действия: Введение | Ссылки по теме | Об авторе – Антон Карелин
Материалы по теме История и культура РЖД | Использование РИ в обучении
Смотри так же: Ролевые игры: список терминов | Интеллектуальные игры