Основное:    Определение | Что это такое? | Arcade | Fighting
Space Simulator | RPG | Adventure | Shooter | 3-rd person (action)
Игры ужасов. Survival Horror | Strategy | Visual Novel | Shonen-ai
MMORPG | Настольные игры | Разное | Профессионалы в экранизации игр
Воплощение киномиров в играх | Заключение
Дополнительно:    Ссылки по теме | Об авторе — Андрей Приворотский

Определение

       Экранизация — это передача средствами кино произведений других видов искусства. Ключевым моментом в экранизации видеоигр, а также игр настольных, обычно является не сюжет, а воплощение виртуального мира, в котором происходит действие, его специфических реалий и персонажей.


Что это такое?

       Фильмы, снятые по мотивам игр, становятся неотъемлемым компонентом как игровой, так и киноиндустрии. Здесь мы не собираемся обсуждать вопрос, являются ли они произведениями искусства или объектами чистой коммерции — об этом уже многое сказано критиками. Данная статья ставит своей целью на примере наиболее значимых экранизаций показать некоторые закономерности рождения и роста виртуальных миров, то, каким образом вокруг той или иной игры средствами кинематографа и анимации формируется своя субкультура, мифология и атрибутика. Как правило, экранизации удостаиваются два типа игр: сверхпопулярные — те, тиражи которых исчисляются сотнями тысяч и миллионами копий, и культовые — игры, которые слишком специфичны для широких масс, но имеют аудиторию постоянных, преданных фэнов.


Arcade

       Pac-Man
       История выхода героев компьютерных игр за пределы мониторов началась более двадцати лет назад. В 1982 году в США и Аргентине началась трансляция анимационного сериала Pac-Man, производимого компанией Hanna-Barbera Productions, производителя таких шедевров массовой культуры, как «Симпсоны» и «Бивис и Баттхед». Герой одной из первых популярных видеоигр, бывший до этого всего лишь разевающим пасть кружочком, убегающим от монстров в лабиринте, обзавёлся лицом, голосом, характером и даже семьёй — мистеру Пэкмен сопутствовала миссис Пэкмен.



Так выглядела игра Pac-Man в начальном варианте.




А это уже мистер Пэкмэн, герой телешоу.


       Эта серия не стала сверхпопулярной и быстро забылась, однако она положила начало если не новому культурному явлению, то новому медиабизнесу, о котором сейчас можно уже говорить как об отдельном сегменте кинорынка.

       Серия Super Mario
       Следующий сериал, оказавшийся куда более успешным, не заставил себя ждать. Saturday Supercade вышел на телеэкраны в сентябре 1983 года. Его героями были хорошо знакомый нам Марио с платформы Nintendo и его вечный противник Данки Конг — могучий и злобный обезьян, похищающий юную девицу Паулину. На сей раз экранизировалась игра, где наличествовал хотя бы примитивный сюжет, а нарисованные герои имели намёк на характер.
       Здесь мы уже имеем дело с явлением, достойным отдельной статьи, когда герой игры выходит далеко за её пределы и начинает длительное самостоятельное развитие в самых разных ипостасях. Герои одной из первых платформенных игр, вышедшей в 1981 году, живы и здравствуют по сей день, а общее количество игр и экранизаций, посвящённых им, — более семидесяти. Количество же всевозможной атрибутики — игрушек, наклеек и тому подобного — вовсе не поддаётся исчислению.
       Примечательно, что злодей Данки Конг со временем сам из босса игры стал героем-протагонистом, положив начало новой сери игр и мультфильмов. Мир вокруг легендарного Марио по сей день продолжает разрастаться.



Братья Марио.


       Наиболее зрелищной экранизацией является Super Mario Bros. — полнометражная лента, вышедшая в прокат в 1993 году.
       Поиски протечки заводят братьев Марио, водопроводчиков, в фантастический подземный мир, населённый динозаврами и прочими диковинными существами. Герои спасают принцессу и одерживают победу над злобным диктатором. Фильм выделяется среди своих «собратьев» очень красивой графикой и отличным чувством юмора.
       Общая фильмография по циклам игр о Марио и Данки Конге в IMDB:
       "Saturday Supercade" (1983)
       "The Super Mario Bros. Super Show!" (1989)
       "Captain N & the Adventures of Super Mario Bros. 3" (1990)
       "Captain N and the New Super Mario World" (1991)
       Super Mario Bros. (1993)
       "Donkey Kong Country" (1997)

       Pole Position
       Этот гоночный симулятор Формулы-1 вышел в 1982 году и вначале, как и большая часть тогдашних игр, предназначался для игровых автоматов, а позже был портирован на приставки. В 1984 году на телеэкраны Америки вышел анимационный сериал Pole Position, повествовавший о подростках, борющихся с преступностью и использующих при этом машины с искусственным интеллектом.

       Dragon’s Lare
       Аркадная игра Dragon’s Lare о рыцаре-драконоборце, как и полагается, спасающем принцессу. Релиз игры состоялся в 1983 году, и она поразила тогдашнюю публику качеством графики и анимации.
       В 1984 в США вышел анимационный сериал с аналогичным названием.

       Sonic the Hedgehog
       Соник — герой многих аркадных игр, символ и талисман компании SEGA, имевший вид синего ёжика. Впервые появился в 1991 году.
       Фильмография по IMDB:
       "The Adventures of Sonic the Hedgehog" (1993)
       "Sonic the Hedgehog" (1993)
       "Sonic Underground" (1999)
       Sonic the Hedgehog: The Movie (1999)
       "Sonic X" (2003)

       Spy Hunter. Голливудские умельцы решили стряхнуть пыль с игры аж 1983 года. Одноимённый фильм ожидается в 2009 году.

       Earthworm Jim — аркада в жанре run & gun, вышедшая на одной из приставок Sega в 1994 году, экранизирована анимационным сериалом Earthworm Jim в 1995 году.

       Mega-man — аркада от Capcom, экранизированная в Японии в 1995 году анимационным сериалом.

       Бонус:
       Англоязычный сайт, посвящённый Пэкмэну
       Парк аттракционов имени Super Mario Bros. на membrana.ru
       Всё о цикле Марио на imdb.com


Fighting

       Мир, созданный фильмом. Mortal Kombat.
       По этой игре нельзя было не снять фильм. Начатая в 1992 году, серия Mortal Kombat ломала все тогдашние представления о видеоиграх. Сейчас, в эпоху трёхмерной игровой графики и применения технологии Motion Capture, трудно себе представить, какое впечатление всё это производило в то время. Разработчики из Midway первыми в геймдевелопменте отказались от рисованных персонажей. Все герои и их движения были оцифрованы с живых актёров. Кроме того, уровень жестокости в игре был беспрецедентным, что послужило одним из факторов, приведших к созданию ESRB — рейтинговой системы игр, аналогичной системе оценки фильмов.
       Оригинальная первая игра относится к жанру Fighting. На экране два персонажа, одним из которых управляет игрок, либо оба управляются двумя разными игроками. По сигналу герои вольны избивать друг друга руками и ногами, применяя особые способности — у каждого свои. Сюжета или сколько-нибудь вразумительного объяснения того, что же именно не поделили герои, в те времена для подобных игр не предусматривалось. Разрабатывались они по большей части для игровых автоматов, и игрокам обидно было бы тратить оплаченное время на просмотр видеороликов, разъясняющих события.



Тот самый, первый Mortal Kombat. Тогда это было верхом реалистичности в играх.




По нынешним временам и герои фильма выглядят несколько наивно.


       В отличие от разработчиков Doom, так и не потрудившихся хотя бы постфактум объяснить игрокам, что же происходит в игре, гейм-дизайнер Джон Тоббиас написал книгу, в которой освещались суть конфликта, прошлое и характеры героев. В 1995 году вышел мультфильм Mortal Kombat: Defenders of the Realm на основе его книги, и тогда же — полноэкранный художественный фильм Mortal Kombat. Это было начало ещё одного киноэпоса, запредельно жестокие бои обрели смысл. Раз в тысячелетие в некоем параллельном мире проводится турнир сильнейших воинов, исход которого определяет ту силу, которой предстоит править мирами до следующего турнира. Многие эпохи над мирами тяготело Зло, но герой берётся исправить ситуацию.
       Mortal Kombat: Annihilation
       Потерпевшие в великом турнире поражение силы Зла не пожелали с ним мириться и уже в 1998 году попытались взять реванш на киноэкранах. На сей раз, они тайно проникли на Землю и занялись подготовкой масштабного нашествия под предлогом поисков пропавшей принцессы.
       В 1998 же году во Франции снимается телесериал о ставшей уже культовой вселенной Mortal Kombat: Conquest.
       Mortal Kombat III
       Эпопея продолжается, и в 2010 году на экраны выйдет третий полнометражный фильм серии, находящийся сейчас в стадии препродакшн. Подробностей о фильме пока не сообщается.
       Как мы видим, благодаря мощной поддержке кино и телевидения игра не умерла, когда устарели технологии, делавшие её уникальной. Наоборот, она стала культовой, вокруг неё сформировался устойчивый круг фэнов. Как мы видим, вселенная Mortal Kombat растет и ширится, пусть и медленно.
       Общее количество разнообразных игр серии достигло уже двадцати. Очередной Fighting, Mortal Kombat 8 находится сейчас в разработке.

       Double Dragon — серия игр, начатая Technos Japan Corporation в 1987 году и имевшая множество продолжений.
       Фильмография по IMDB:
       "Double Dragon" (1993) телесериал
       Double Dragon (1994) полнометражный фильм
       The Wizard (1989) полнометражный фильм

       Battle spirits ryuko no ken — игра, также известная под названием Art of Fighting, под которым она издавалась в Америке. Экранизирована анимационным телесериалом Battle spirits ryuko no ken в Японии.

       Street Fighter — серия игр начата в 1982 году компанией Capcom и продолжает выходить по сей день.
       Фильмография по IMDB:
       Sing si lip yan (1993) (Гонконг, полнометражный фильм)
       Chao ji xue xiao ba wang (1993) (Гонконг, полнометражный фильм)
       Street Fighter (1994) (полнометражный фильм)
       Street Fighter II Movie (1994) (полнометражный фильм)
       "Street Fighter: The Animated Series" (1995) (анимационный телесериал)
       "Street Fighter II: V" (1995) (телесериал, Япония)
       Street Fighter Zero (1999) (анимационный сериал, Япония)
       "Ultimate Combat Experience" (2002) (телесериал, США)
       Madame Sata (2002) (полнометражный фильм, Бразилия)
       Street Fighter Alpha: Generations (2005) (анимационный сериал, Япония)
       Never Submit (2008) (полнометражный фильм)

       Samurai Spirits — игра, также известная под названием Samurai Showdown, была экранизирована анимационным сериалом Samurai Spirits в Японии в 1994 году.

       Killer Instinct — игра, вышедшая на Nintendo в 1994 году и экранизированная в Испании анимационным сериалом Instinto del asesino в 1995.

       Final Fight — игра, выпущенная предположительно в 1994 году, по ней в Японии был снят одноимённый анимационный сериал.

       Darkstalkers — игра о борцах с вампирами, выпускаемая Capcom в 1990-х годах. Одноимённый анимационный сериал вышел в США 1995 году.

       Tekken — серия, выпускаемая с 1994 года. По ней в Японии был снят полнометражный анимационный фильм Tekken: The Motion Picture в 1997. Ожидается ещё один фильм-тёзка в 2009.

       Battle Arena Toshinden — серия игр на PlayStation, в 1997 году экранизированная в Японии полнометражным мультфильмом, а также телесериалом Toshinden sha shou Hao в Гонконге.

       Dead or Alive — серия, выпускаемая с 1996 года на различных платформах. Дождалась экранизации в 2006 году, когда был выпущен полнометражный фильм DOA: Dead or Alive, оказавшийся почему-то молодёжной комедией.

       Viewtiful Joe — аркадный файтинг, вышедший на одной из платформ Nintendo, и портированный на ряд других в 2004 году. В этом же году выходит и японский анимационный сериал, посвящённый игре.

       The King of Fighters — серия, игр, выходящая с 1994 года на многих платформах. Аниме-сериал The King of Fighters: Another Day вышел в 2006 году. Также ожидается экранизация в 2010, о которой пока мало что известно.

       Бонус:
       Статья о мире Mortal Kombat на сайте журнала «Мир фантастики»


Space Simulator

       Wing Commander — серия, впервые вышедшая на PC, и впоследствии портированная для приставок. Первый релиз состоялся в 1990 году. Игра была первым космическим симулятором, где графика боёв была выполнена на уровне батальных сцен в открытом космосе фильма «Звёздные войны».
       Серия экранизирована в Америке анимационным сериалом Wing Commander Academy, а также полнометражным художественным фильмом Wing Commander в 1999 году.
       Фильм представляет собой типичную «космическую оперу». Он повествует о судьбах двух кадетов в большой космической войне против злобных пришельцев, беспричинно напавших на землян.


RPG

       Final Fantasy
       Серия игр Final Fantasy начала производиться в 1987 году и своим названием обязана была плачевному положению компании Square, разрабатывавшей игры для одной из платформ Nintendo. «Последняя фантазия» должна была оказаться и в самом деле последним проектом геймдизайнера Хиронобу Сакагути, после которого он собирался покинуть компанию, находившуюся на гране банкротства.
       Игра не оправдала своего названия — на данный момент «Последних фантазий» насчитывается уже тринадцать только в основной серии, не считая сиквелов, приквелов и родственных проектов. Они выходят на, в общей сложности, девяти платформах. FF на данный момент является самой продаваемой из приставочных RPG и, должно быть, самой неординарной. При том, что многие из игровых принципов — летающие корабли и классы персонажей — остаются неизменными, игра не имеет постоянного мира, в котором бы разворачивались все её события. То, что игроку каждый раз приходится погружаться в новый для него мир, служит особой изюминкой игры.
       Также отличительной особенностью серии является некое трепетное ощущение хрупкого, гибнущего мира, который героям предстоит спасти. Некоторые последние игры серии по своему построению очень похожи на кино, так FF 10 представляет собой практически интерактивный фильм, где свобода передвижения героя минимальна, а великолепнейшие постановки почти незаметно переходят в бои или даже совмещаются с ними.



Final Fantasy X.


       Первая из экранизаций игры вышла в 1994 году. Это было полнометражное аниме под названием Final Fantasy: Legend of the Crystals.

       Final Fantasy: The Spirits Within
       В русском прокате — «Последняя фантазия. Духи внутри нас». Этот фильм, построенный на событиях шестой FF, является если не революцией в кино, то, во всяком случае, революцией в кинотехнологии. Создатели вышедшего в 2001 году фильма не пошли по общему пути совмещения живых актёров с нарисованными пейзажами и спецэффектами. Вместо этого они создали полностью трёхмерный, но очень натуралистичный анимационный мир. При определённом освещении нарисованного персонажа легко можно принять за живого человека. Движения героев и их взаимодействие с окружающими объектами также выглядят очень естественно. В результате невозможные, фантастические вещи, происходящие в кино, воспринимаются органично. Ничто не нарушает целостности мира, в который погружает зрителя фильм. Также этот приём избавил кинематографистов от необходимости выбирать между популярностью того или иного живого актёра и портретным сходством с героями игр. Герои не похожи — они те самые. Создатели фильма уверяют, что в состоянии создать абсолютное сходство изображения с живым человеком, но считают этот приём скучным и тупиковым.



Виртуальный мир фильма строится на руинах обыденной реальности.




Больше всего «Последняя фантазия» напоминает сон.




Грань между реальным и ирреальным в этом фильме соблюдена идеально.


       Сюжет фильма, как и в игре, апокалиптичен. В Землю ударил огромный метеорит, и люди вынуждены держать оборону против постоянно атакующих их таинственных существ, появившихся вместе с ним — фантомов. Героиня проходит по тонкой грани между наукой и мистикой (очень характерное для культуры аниме в целом сочетание), чтобы найти, наконец, разгадку сути катастрофы.

       Final Fantasy VII: Advent Children



Final Fantasy VII. В этом фильме основательно поработали над средой. Огромные пространства, небо — раньше это нигде не было так реализовано.


       «Последняя фантазия VII. Дети пришествия». Фильм 2005 года, как это видно из названия, снят по событиям FF VII. Действие происходит два года спустя после событий игры. Герои благополучно спасли мир и вернулись к мирным занятиям, но не всё так благополучно, как хотелось бы — люди, живущие среди руин, умирают от странной болезни, появляется некий загадочный культ, сулящий исцеление, и оттого — ещё более страшный. Героям не остаётся ничего другого, как вновь браться за оружие. В новом фильме ещё более натуралистичная прорисовка персонажей, ещё более впечатляющие бои и спецэффекты, чем в предыдущем.

       Dragon Quest
       Японская серия RPG Dragon Quest, также известная как Dragon Warrior, начала производиться в 1989 году, и была первой игрой своего жанра, удостоившейся экранизации.
       В 1989 году стартовала анимационная серия Dragon Quest.

       Dragon Knight
       Тактическая ролевая игра, по которой в 1991 году в Японии был создан анимационный сериал Dragon Knight в стиле хентай.

       Dungeon Siege — серия Action-RPG от Gas-Powered Game, изданная Microsoft для PC. Игра оказалась весьма достойной заменой Diablo III — продолжения легендарного цикла, о котором ходило множество противоречивых слухов, и которого так и не дождались многочисленные фэны. Игра является ещё одним воплощением ролевой системы Dungeons&Dragons на компьютерном движке, но отличается от прочих своих собратьев молниеносной динамикой и автоматическим координированием действий двух ведомых игроком персонажей.
       Релиз игры состоялся в 2002 году.
       Фильм выпущен в 2007 под названием In the Name of the King: A Dungeon Siege Tale.
       Экранизация является представителем фэнтези в духе «Меча и магии».

       Brave New World: Ravaged Planet — футуристическая игра 1999 года о людях, могущих в результате некоего катаклизма развивать у себя сверхспособности. Выполнена в стиле комиксов о супергероях.
       Ждём релиза полнометражного фильма в 2008 году.

       Бонус:
       Статья о FF 7 в «Википедии»
       Официальный сайт фильма Final Fantasy 7 на английском
       Русский фан-сайт серии игр Final Fantasy


Adventure

       Психоделическая реальность. Silent Hill — культ в массы!
       Серия игр Silent Hill от компании Konami — типичный представитель культовых игр. С момента выхода в 1999 году серия насчитывает уже четыре оригинальных игры и множество аддонов, разрабатывается Silent Hill 5.



Сайлент Хилл — не та игра, где монстров отстреливают хладнокровно.


       От мэйнстрима SH отличается необыкновенно сложным и неоднозначным сюжетом. Кроме того, игра насыщена символикой, не рассчитанной на сознательное восприятие её игроком и основанной на знании разработчиками психоанализа.
       Создатели монстров отталкивались от того, что древние и средневековые изображения демонов, имевших звероподобный облик, уже не соответствуют страхам современного человека. Теперь уже мало кто боится диких зверей, основным объектом страха стали другие люди и патология, уродство. Поэтому большая часть монстров SH имеет вид сильно изменённых людей.



То, что в этом мире выглядело бы просто нелепо, в новой реальности — пугающе и смертельно опасно.


       В основе сюжета игры лежит особое свойство опустевшего города под названием Сайлент Хилл. Здесь оживает субъективный мир всякого, кто оказывается в городе. Самые потаённые страхи выходят наружу и становятся материальными. Таким образом, путь героя, лежащий через ужасы потустороннего мира, всегда, в конечном счёте, оказывается дорогой к себе, к своему истинному «Я». При этом город имеет и собственную мистическую историю, которую можно попытаться восстановить, сопоставляя события разных игр, которые при поверхностном взгляде никак между собой не связаны, что и является одним из любимейших занятий фэнов.



«Добро пожаловать в Сайлент Хилл»
Для зрителя, знакомого с игрой, этот плакат имеет особое значение.


       Фильм, вышедший в 2006 году под названием аналогичным названию серии, представляет собой свободную импровизацию на тему SH. Отчасти он перекликается с первой из игр и проливает свет на давнюю историю города, которая давно будоражит умы любителей игры. Основная тема сюжета, как и в игре, — странствие за пределы обыденности, во внутреннюю бездну человека. Как следствие такого подхода, сюжет фильма нельзя было делать «функциональным», как в других фильмах по мотивам игр, то есть, ставящим перед собой в качестве основной задачи показать зрителю любимых героев и старых монстров с новыми спецэффектами.



Мотив бессилия и беспомощности часто встречается в фильме. Те же чувства испытывает игрок, когда не может справиться с загадками, которые ставит перед ним игра.




На первый взгляд, эта девочка выглядит жертвой. В действительности всё намного сложнее.


       Особенности строения реальности в фильме и игре великолепно сформулированы в рецензии на фильм критика К. Тархановой.
       «...Все это — еще не сюжет (имеется в виду событийный ряд фильма — примечание автора статьи), а лишь описание уровней, на которых он существует, так как режиссер Кристоф Ган нашел точку отсчета. Он учел, что есть уровни ада, по которым бродит игрок в "Сайлент Хилл", есть сами игроки, все они разные, а есть реальность, в которой они находятся, если скосить глаза от монитора. Состояние "три в одном" Кристоф Ган воплотил на экране в виде мира детских монстров, мира материнской паники и мира мужского рационализма. Пришлось только дать в руки публике соединительную нить, чтобы она с начала до конца ее разматывала. Самое интересное, насколько это оказалось просто. Лишь очеловечить мотивацию игры, не тупо бороться с монстрами, проходя с первого на девятый или 666-й круг адских разборок, а разобраться по понятиям, культурненько, превратив классовую борьбу в драму личной мести. Драма тут же переводит стрелки на собственное состояние.
       Каждому из нас с детства есть, за что мстить, и у Кристофа Гана развязаны руки. Он взял общий случай, в "Сайлент Хилле" ключевая фраза: "Когда тебя так долго мучают, страх и боль становятся ненавистью. А ненависть меняет мир". Отсюда — все "возможные миры". Но "так долго мучить" можно лишь с чувством выполненного долга, с верой в догму как руководство к действию, что в истории человечества имеет облик религиозного фанатизма. Отсюда — масса человеческих подробностей с сектантами и Апокалипсисом. Надо покопаться, чтобы все подробно сошлось с мамой, папой и тремя разными ипостасями дочки. Прохождение уровней только усугубляет сложности подоплеки. Так или иначе, месть за тупость работает, как часы, и как нельзя лучше объединяет внутренний ад, внешний дурдом и реальность за воротами дурдома. Ты ни на минуту не перестаешь быть и там, и там, и там».

       Бонус:
       Статья о фильме в «Википедии»
       Фан-сайт игры
       Ещё один русский фан-сайт
       Новеллизация игр SH на английском
       Официальный русский сайт фильма «Сайлент Хилл»
       SH в IMDB

       Maniac Mansion — «Поместье маньяка» была одной из первых игр своего жанра, основанных на принципе point & click. Игра во многом повлияла на развитие жанра и известна разветвлённостью сюжета, обилием ложных и тупиковых его ходов и специфическим юмором. Игра вышла в 1987 году.
       Комедийный анимационный сериал Maniac Mansion по мотивам игры вышел на экраны Америки в 1990 году.

       Shenmue — игра, вышедшая в 2002 году для одной из платформ Sega. В 2004 выходит полнометражный мультфильм Shenmue: Cruising for Sailors в стиле аниме.

       Broken Sword — авторская серия Чарльза Сесила. Первая из игр вышла в 1996 году. Как правило, сюжет игр строится вокруг древних артефактов и современных тайных обществ.
       В мае 2007 объявлено о начале работы над экранизацией первой из игр серии — Broken Sword: The Shadow of the Templars. Фильм будет иметь аналогичное название. Что приятно, адаптацией игрового сценария для кино занимается сам Чарльз Сесил.


Shooter

       Культ без мифологии. Doom
       Многие из принципов, впервые заложенных в этой игре, стали обязательными канонами для всякого впоследствии выходившего шутера. В Doom играло более 15 миллионов человек, многие из которых не расстаются с игрой и по сей день — пишут моды, соревнуются в прохождении уровней на время, переводят старую игру на новый, современный движок. Когда-то массовая игра теперь стала культовой.



Старый недобрый Doom!


       Однако надо заметить, что при огромном количестве фэнов, мир Doom не стал активно развиваться и обрастать собственной мифологией. Виной тому, скорее всего, Джон Кармак, программист и один из основателей ID Software, перечеркнувший все старания геймдизайнера Тома Холла, создавшего вначале дизайн-документ с тщательно проработанным сюжетом. Джон заявил: «Сюжет в игре, как сюжет в порнофильме — он должен быть, но он абсолютно неважен». Вероятно, к последствиям этого рокового высказывания относится и относительно поздняя и не самая лучшая экранизация игры — релиз фильма Doom состоялся в 2005 году.



Подразделение, отправленное на зачистку. По закону жанра большинство их не выживет.


       Сюжет фильма ни в коей мере не соответствует породившей его игре. По замыслу создателей игры, неудачный эксперимент с телепортацией в марсианской лаборатории открывает прямой портал в ад. В фильме же герои зачищают марсианскую станцию от последствий биологической катастрофы — один из лабораторных штаммов, внедряясь в тела людей, превращает их в чудовищ. Общего с фильмом осталось не так уж много — интерьеры, один-два монстра (те, которые могли сойти за мутантов) и, конечно же, BFG — Big Fucken Gun, который в русском переводе превратился в «большое финишное глушило».



Тот самый BFG.


       В целом, фильм снят в лучших традициях незамысловатого мясного боевика, во многом копирует «Чужого» и явно не претендует на то, чтобы написать новую часть мифологии Doom.

       Gungrave — шутер от третьего лица, выпущенный для PlayStation 2. По его мотивам был снят одноимённый сериал аниме в 2003 году.

       Postal — брутальный шутер от первого лица на движке Unreal. Первая игра вышла в 1997 году, её сиквел — в 2002. В октябре 2007 ожидается релиз полнометражной ленты по мотивам игры. Фильм производится в Канаде.

       Far Cry — шутер от первого лица образца 2004 года. Огромные локации и очень много стрельбы под тропическими пальмами.
       Полнометражной экранизации ждём в 2008 году.

       Halo: Combat Evolved. Популярнейший шутер о модифицированном человеке, как и полагается, в одиночку решающем исход войны человечества с целым союзом инопланетных рас — ковенанатом. Игра стартовала на приставках в 2001году, в 2003 была портирована на PC и продолжает разрастаться. Уже вышли два сиквела и стратегия Halo Wars, показывающая глобальную картину избиения инородцев.
       Отличительной чертой геймплея является то, что игрок вынужден искать тактический подход, так как большая часть противников значительно превосходит его по мощности атаки и живучести.
       По вселенной Halo уже написаны и изданы две книги и, наконец, очередь дошла и до экранизации. Выход Halo на экраны намечен на 2009 год.

       Return to Castle Wolfenstein
       Пол Андерсон планирует снять фильм по этой игре. Больше пока ничего не известно.

       Бонус:
       Официальный англоязычный сайт фильма Doom
       Doom в IMDB
       Сайт об игре Doom
       Англоязычный сайт о мире Doom


3-rd person (action)

       Мир, построенный вокруг женщины. Tomb Raider
       Первая игра серии Tomb Raider увидела свет в 1996 году. Игра была разработана компанией Core Design для платформ, и является родоначальником жанра шутеров от первого лица. Тайтл продолжает существовать и по сей день, чем обязан, скорее всего, удачно выбранному герою-протагонисту — Ларе Крофт. Изначально предполагалось, что героем будет мужчина, аналогично уже существовавшим популярным шутерам. Однако игровой процесс предполагал не только стрельбу, но и решение многочисленных загадок, связанных с прохождением уровня. Древние храмы и гробницы, в которых традиционно происходит основная часть действия игры, изобилуют ловушками и механизмами, которые необходимо активировать для того, чтобы попасть в следующую локацию.



Древние заброшенные храмы — основное место действия в игре.


       Поэтому разработчики решили, что подобному неторопливому и вдумчивому геймплею больше будет соответствовать женский персонаж. Так на свет появилась авантюристка Лара. В настоящий момент серия насчитывает восемь оригинальных игр, а также юбилейное издание, представляющее собой попурри из старых похождений Лары на современном движке и с высокополигональной графикой.



Первая Лара Крофт была низкополигональной и агрессивной.


       Последние игры серии заимствуют из киноискусства такой приём, как флэшбэк. В ключевых точках сюжета Лара возвращается мыслями в далёкое прошлое, однако игроку не достаётся роль пассивного созерцателя — эти эпизоды также часть игрового процесса.
       Со временем персонаж эволюционировал — если в первых играх серии ещё много стрельбы, то в наиболее поздних, таких как Tomb Raider: Legend, перестрелки отходят на второй план, становясь предлогом для того, чтобы дать отдых утомлённому загадками мозгу и слегка оживить игровой процесс. Соответственно и Лара демилитаризируется, превращаясь из до зубов вооружённой охотницы за сокровищами в интеллигентного учёного, впрочем, весьма далёкого от образа классического «ботаника».



А вот как Лара выглядит теперь.




...и последнее на сегодняшний день воплощение Лары Крофт.


       Мир, создаваемый серией Tomb Raider, — это не параллельная реальность и не далёкое будущее, действие разворачивается в наши дни и в нашем мире, но в затерянных его уголках, где ещё не все тайны раскрыты и возможна магия. По существу, Лара Крофт живёт как бы в двух мирах. Первый, внешний, полон загадок и опасностей, он во многом напоминает романы Райдера Хаггарда и похождения Индианы Джонс. Второй, тихий и уютный, составляют её близкие люди и воспоминания, немаловажной частью этого мира является поместье Крофт, родовое гнездо Лары, где живут близкие ей люди, играющие роль надёжного тыла и поддержки. Тут Лару можно понять — она же, в конце концов, женщина.

       Релиз первого фильма Tomb Raider, в русском прокате — «Расхитительница гробниц» — состоялся 15 июня 2001 года. Фильм пользовался большим успехом. Это добротный экшн, в котором очень корректно и естественно был воплощён и развит игровой мир, описанный выше. Сюжет фильма строится на основе, типичной для игр, — собирание разделённого на части могущественного артефакта, дающего власть над временем и возможность переиграть прошлое. Коварный и опасный противник, мечтающий захватить власть над миром, — в комплекте.
       Второй фильм, вышедший в русском прокате как «Лара Крофт — Расхитительница гробниц: Колыбель жизни», оказался куда менее удачным. Кассовый сбор от показа в кинотеатрах в два раза ниже, чем у предыдущего фильма. Основной ошибкой его создателей стал чрезмерный реализм — слишком много из показанного в нём: города, животные, пейзажи — настоящие. Глядя на не реалистичную, а реальную среду, зритель отчётливо понимает, что в ней данные события происходить не могут. Здесь и сейчас романтических сказок о волшебстве не бывает. Впрочем, фильм спасает острая динамика сюжета и обилие трюковых съёмок. Предыдущий успех не был повторён, но и сокрушительного провала не состоялось.

       BloodRayne — игра о вампирах, вышедшая на PlayStation 2 в 2002 году. В отличие от большинства игр об охотниках на вампиров героиня сама — вампир-полукровка, каких называют дампирами. Одноимённый фильм по игре вышел в 2005 году, уже вышел на экраны в 2007 его сиквел — BloodRayne II: Deliverance.

       Devil May Cry — серия экшн, стартовавшая в 2001 на PlayStation 2. Героем является некий Данте, полукровка, полудемон-получеловек Примечательно, что его брата зовут Вергилий.
       Японская экранизация — полнометражный фильм, вышедший летом 2007, и имеющий оригинальное название Debiru mei kurai (звук «л» в японском языке отсутствует, отсюда такая аллитерация). Международное название соответствует названию игры.

       Hitman — серия игр о широко востребованном наёмном убийце. Выпускается для многих платформ с 2000 года. Отличается высоким уровнем насилия. Релиз одноимённого полнометражного фильма назначен на ноябрь 2007.

       Max Payne — легендарная игра о полицейском, мстящем за свою убитую семью и раскрывающем сеть наркодилеров. Игра была выпущена в 2001 году, В 2003 вышел её сиквел. Отличается очень драматичным сюжетом, первой в геймдеве использует принцип «остановки времени».
       Фильм вышел на экраны США в 2007 году.

       American McGee's Alice — игра 2000 года, разработанная умельцами из Rogue Entertainment, компании, известной не только мастерством в изготовлении игр, но и специфическим чёрным юмором. Игра представляет собой вольную импровизацию на тему Кэрроловской «Алисы в стране чудес». По сюжету, не то находящаяся без сознания, не то обезумевшая Алиса вновь возвращается в сказочное королевство, чтобы увидеть, как там всё изменилось... Сюрреалистические локации и спятившие персонажи — в широком ассортименте.
       Полнометражный фильм на тему этой культовой игры ожидается фэнами с нетерпением в 2008 году.

       Fear Effect — игра 2000 года, повествующая о команде профессионалов, взявшихся искать пропавшую дочь китайского бизнесмена и ввязавшихся в борьбу за спасение мира от сил ада.
       Американский релиз фильма ожидается в 2008 году.

       Prince of Persia: The Sands of Time — одна из игр серии Prince of Persia, которая, начавшись в 1989 году как аркада, позднее эволюционировала в трёхмерный экшн, и выпускается в таком виде по сей день. Игра, о которой идёт речь, выпущена в 2003 году.
       Релиз фильма Prince of Persia: Sands of Time планируется в 2009.

       Kane & Lynch: Dead Men. Здесь мы имеем дело с совершенно новым явлением, когда экранизируется игра, ещё не дошедшая до релиза. Учитывая, что в последние годы Голливуд взялся за постановку фильмов по играм особенно рьяно, есть вероятность, что вскоре это станет скорее правилом, чем исключением. Игра будет выпущена в ноябре 2007.
       Не дожидаясь окончания работы над проектом, компания Lionsgate уже выкупила права на создание фильма Kane & Lynch, который и собирается выпустить в 2009 году.
       Сюжет игры повествует о совместных похождениях солдата-наёмника и психопата, знакомство которых происходит в тюремном автобусе со сломанного носа. Пара во всех отношениях перспективная.

       Splinter Cell. Серия, курируемая писателем Томом Клэнси, выпускается с 2002 года и насчитывает уже шесть игр. Она относится к поджанру stealths, где основная задача героя состоит отнюдь не в зачистке территории, а напротив, в передвижении без особого шума и привлечения внимания.
       Полнометражная экранизация выйдет в 2010 году.

       Бонус:
       Официальный сайт обоих фильмов о Ларе Крофт
       Русский фэн-сайт серии игр Tomb Raider


Игры ужасов. Survival Horror

       Параллельный эпос. Resident Evil
       По сей день продолжающаяся эпопея о медлительных и очень живучих монстрах Resident Evil началась в 1996 году на платформе Play Station, выдержала три полноценных сиквела (Resident Evil 5 сейчас в разработке), была портирована на ряд приставок и PC. Серия является «потомком» более ранней игры Alone in the Dark и одним из «законодателей» своего жанра. Разработчик — Capcom Entertainment.
       Всё начиналось с особняка, битком набитого зомби и разномастным оружием, и бойцов спецподразделения S.T.A.R.S. в нём.



Герой-протагонист в играх Resident Evil.




Героиня киноцикла, Элис, в исполнении Милы Йовович.


       Уже во второй игре серии на сцену выходит зловещая корпорация Umbrella — первопричина всех несчастий. Она выпустила на волю вирус, убивающий живых и воскрешающий покойников. Итог — заполнение Racoon City — города, в котором расположены лаборатории компании, толпами зомби, которых игроку и предстоит отстреливать, целясь по возможности в голову — единственный способ уничтожить тварь одним выстрелом.
       Серия фильмов примечательна тем, что явно рассчитана на большее, чем просто заработать ещё немного денег на экранизации игры, любимой многими. Это видно по самому подходу кинематографистов. Судите сами: в главной роли всей серии Мила Йовович, саундтреки написаны Slipknot (My Plague), Мерлином Менсоном (Fight Song), Crystal Method, Depeche Mode и Брайаном Уорнером — ничем не напоминает дешёвую поделку. Фильмы имеют очень солидный бюджет и не менее солидные сборы.



Если зрителя не удаётся напугать, отвращение — беспроигрышный инструмент.




Resident Evil Exctintion. Толпы оживших мертвецов — привычное зрелище для любителей серии.




Злодей-учёный. Классический штамп.


       Первая экранизация серии была выпущена в 2002 году, и хотя в играх уже был свой сюжет, кинематографисты не пожелали им воспользоваться. Оба фильма имеют вполне самостоятельные сюжетные линии и своих собственных героев, не вступающих в противоречие с сюжетом игры, но демонстрирующие параллельные или предшествующие события.
       Так в фильме Resident Evil, вышедшем в 2002 году, мы наблюдаем то, что можно счесть предысторией игровых событий. Бойцы уже знакомого по играм спецподразделения S.T.A.R.S отправляются в подземную лабораторию Umbrella с тем, чтобы расследовать таинственную гибель всех её сотрудников. Имея представление об игре, нетрудно догадаться, кого они там встретят.
       Resident Evil: Apocalypse, снятый в 2004 году, показывает события, происходившие в Ракун Сити параллельно с событиями игры. А в свежайшем Resident Evil Exctintion, в русском варианте: «Обитель зла. Выжигание» (2007 год), корпорация Umbrella превращается в законченных негодяев, планирующих стереть с лица Земли род человеческий и заселить планету существами, которых они полагают более совершенными.
       И здесь пути кинематографистов и Capcom расходятся окончательно. Уже в Resident Evil IV о корпорации Umbrella даже не упоминается. Герой, расправившись с уже поднадоевшими злодеями и ходячими мертвецами отправляется за тридевять земель от Ракун Сити, в Мексику — спасать пропавшую дочь президента США и истреблять новую язву — порабощающих людей спинномозговых паразитов.
       В итоге мы получили две совершенно самостоятельные, независимые друг от друга эпопеи, события которых развиваются на одном и том же бэкграунде.

       Alone in the Dark — древний прародитель всего жанра Survival Horror, появившийся на свет в 1992 году и прошедший победным маршем по множеству всевозможных платформ. Серия состоит из четырёх игр. Действие происходит в особняке, последний хозяин покончил с собой, причём не обошлось без ну очень таинственной истории, которую и предлагается распутать игроку.
       Экранизирована игра была только в 2005 году полнометражным художественным фильмом с названием, повторяющим название легендарной серии.

       Cold Fear — русское, якобы китобойное судно в бушующем ледяном океане. Рекомендуется всем желающим пострелять в головы медленных, но живучих врагов при сильной бортовой качке.
       Фильм выйдет в 2008 году.

       Clock Tower — ужастик 1997 года, вышедший на PlayStation2. Одноимённую экранизацию ждём в 2008 году.

       The Suffering — заключённый убегает из огромной островной тюрьмы, которая в течение буквально нескольких минут наполнилась монстрами. Фильм с аналогичным названием мы увидим аж 2009 году.

       Siren — приставочная игра для PlayStation 2, в геймплее которой, кроме характерных для жанра особенностей есть ещё и stealths-составляющая. То есть, не всех монстров следует убивать, мимо многих из них можно и нужно пройти незаметно. Игра вышла в 2003. Выход экранизации ожидается в 2009 году.

       Бонус:
       Официальная англоязычная страница первого фильма цикла Resident Evil
       Официальная русскоязычная страница фильма Resident Evil II
       Фан-сайт RE
       Форум о жанре survival horror на английском
       Англоязычный сайт об играх и фильмах серии Resident Evil


Strategy

       Образование субкультуры. Покемон.
       Экранизации этой игры невозможно рассматривать в отрыве от всего явления в целом. Покемон — пример глобального медиа-вируса — по определению Дугласа Рашкоффа, медиасобытия, вызывающего прямо или косвенно определённые изменения в жизни общества.
       Покемоны вышли за рамки фильмов и игр. Это конгломерат большого числа явлений, совместно образующих некую вторичную реальность.
       Впервые мир услышал о Покемонах в 1996 году, когда на карманной платформе Gameboy Nintendo вышла одноимённая стратегия. Разрабатывала игру компания Game Freak. В этом же году стартует и анимационный телесериал компании 4kids Entertainment, ставший основной движущей силой этой субкультуры.
       События игры и сериала, созданных фантазией Тодзири Сатоси, разворачиваются в некоем альтернативном мире, аналогичном современной Японии. Но есть одно отличие — в этом мире существуют покемоны. Полное название этого существа — pocket monster, что в переводе на русский означает «карманный монстр». Покемонов тренируют для турниров и соревнований, где они выступают в качестве бойцовых животных. Герой, которому Тодзири Сатоси дал своё собственное имя, — подросток, мечтающий стать лучшим тренером покемонов в мире.



Главные герои серий о покемонах.


       Важной особенностью сериала является то, что в отличие от описанного выше Марио он был ориентирован не на семейный просмотр, а адресовался непосредственно и исключительно детям. Его характерными чертами являются почти полное отсутствие сюжета и молниеносная смена событий, ориентированная на детское «концентрированное» восприятие времени. Всё это дополнялось стробоскопическим миганием картинки. Дети и их родители изначально оказались по разные стороны баррикад в грядущей «массовой истерии».
       Первый скандал вокруг сериала разразился в декабре 1997 года, когда во время показа очередной серии около 700 детей испытали эпилептические припадки. Это было вызвано быстрым попеременным миганием красного и синего цветов. Дефект был ликвидирован, и в дальнейшем отслеживалось, чтобы подобного не повторялось. Однако, судебные иски от родителей детей, будто бы пострадавших от припадков, продолжали поступать. 4kids Entertainment неизменно объясняла их симуляцией.
       Продолжение гениальной маркетинговой кампании не заставило себя ждать — на рынке появились игрушки, изображавшие «карманных монстров», карточная стратегия и множество различной атрибутики. Именно коллекционная карточная игра Pokemon Trading Card Game и стала поводом для насилия со стороны детей, когда ради обладания дорогостоящей колодой совершались грабежи. Впрочем, вымогательство в школах появилось не вчера.
       До сих пор длятся дискуссии о том, являются ли покемоны злом, были ли они виновниками вызванных ими вспышек детского и подросткового насилия или только курком, спускающим накопившуюся агрессию. Мнения профессионалов расходятся до прямо противоположных.
       Психолог и педагог Всеслав Ткаченко: «Эта игра не очень жестока, ведь герои в ней не умирают. Если вашему покемошке не повезет в бою, он попросту потеряет сознание и вновь воспрянет, побывав в «медпункте». Плевое дело по сравнению, скажем, с кровожадным волком в «Красной Шапочке», которому садисты-охотники вспарывают брюхо и набивают камнями».
       Ирина Медведева, директор Института демографической безопасности: «Представление о том, что герой не может умереть по-настоящему, формирует у ребенка опасную установку: он начинает думать, что смерть — это нечто поправимое. Стирается реалистичное представление о ней как о конце жизни. А значит, притупляется инстинкт самосохранения… Увы, культ насилия проникает все глубже. Вот дошла очередь до 6-летних. Мальчишки всегда играли в войну, но в данном случае агрессивная пропаганда ведется целенаправленно. Телевидение провоцирует этот интерес и делает на нем деньги».
       Немецкий психолог Хельга Вепп-Ларуш провела исследования среди школьников и пришла к выводу: «Покемон» поднимает уровень детской агрессивности, воспитывает ненависть к окружающему миру. На вопрос: «Чем тебе нравится этот фильм?» — дети отвечали: «Он учит убивать...» Хельга считает, что за индустрией «карманных монстриков» маячит… мрачная тень ЦРУ. «Покемон» — это циничный эксперимент над детьми всего мира, полагает она. В нем опробуются новые психотехники кодирования, на фоне которых эффект 25-го кадра — невинная шалость.
       Кроме упомянутого сериала было снято целых восемь полнометражных фильмов. Количество видеоигр чуть-чуть не достигает двадцати, не считая аркадных игр, написанных фэнами.
       Фильмография по IMDB
       "Poketto monsuta" (1997)
       Gekijo-ban poketto monsuta — Myutsu no gyakushu (1998)
       Poketto monsutaa: Pikachu no natsu-yasumi (1998)
       "Pokemon" (1998)
       Gekijo-ban poketto monsuta: Maboroshi no pokemon: Rugia bakutan (1999)
       Poketto monsutaa: Pikachu no fuyu-yasumi (1999)
       "Poketto monsutaa: Jooto riigu hen" (1999)
       "Poketto monsutaa: Orenji shotou hen" (1999)
       Pokemon: The Movie 2000 (2000)
       Gekijo-ban poketto monsuta: Kessho-to no teio (2000)
       Poketto monsuta: Pichu to Pikachu (2000)
       The Power of One: The Pokemon 2000 Movie Special (2000)
       Poketto monsuta: Pikachu tankentai (2000)
       Pokemon: Mewtwo Returns (2000)
       Pokemon 3: The Movie (2001)
       Poketto monsuta: Serebi — Toki wo koeta deai (2001)
       Pocket Monster: Pikachu no dokidoki kakurenbo (2001)
       Gekijo-ban poketto monsutaa: Mizu no Miyako no Mamori Gami Ratiasu to Ratiosu (2002)
       Pokemon 4Ever (2002)
       Pokemon Heroes (2003)
       Pokemon: Jirachi — Wish Maker (2004)
       Pokemon: Gotta Dance! (2004)
       Pokemon: Destiny Deoxys (2005)
       Pokemon: Lucario and the Mystery of Mew (2006)

       Jagged Alliance
       Культовая серия игр, относимая то к стратегиям, то к тактическим RPG, появилась на свет 1994 году и до сих пор считается во многих отношениях непревзойдённой. При этом она насчитывает всего пару игр, не считая аддонов, — продолжение брались делать разные разработчики, но почему-то бросали дело на полпути.
       В 2010 году планируется выход одноимённого фильма, как и игра, повествующего о нелёгкой работе наёмников, воюющих за свои деньги и чужую свободу в вымышленных государствах Латинской Америки.

       Бонус:
       Официальный сайт фильма Pokemon: The First Movie
       Критика покемонов — статья в газете «Известия»
       Официальный русский сайт Nintendo
       Русская лига покемонов — очень полный русскоязычный фэн-сайт


MMORPG

       World of Warcraft. Свершилось! Грядёт полномасштабная экранизация великой и ужасной MMORPG мирового масштаба. Нет, не компьютерный ролик, а правильный фильм с живыми актёрами. Релиз обещается в 2009 году. Бюджет проекта составляет 100 миллионов долларов — вполне достаточно, чтобы снимать с размахом.
       В основу сюжета лягут события, произошедшие до основного конфликта, лежащего в основе игры, сценаристы же встали на сторону Альянса — все события раскрываются с точки зрения «белых и пушистых», Орде же отводятся роли злодеев и монстров, чем фэны уже недовольны.
       Это будет не фильм-путешествие на манер «Властелина колец», а полномасштабное эпическое кино, как уверяют его будущие создатели — Blizzard и Legendary. Последние известны по фильмам «300 спартанцев» и Batman Begins.
       Мир Warcraft начал своё существование в 1994 году в стратегии Warcraft: Orcs and Humans, всего цикл насчитывает три стратегических игры и сейчас, когда пик его массовой популярности прошёл, стал культовым.
       Изначально действие игры должно было происходить в мире Warhammer, но контракт с Game Warkshop не состоялся, и игре пришлось стать оригинальной, что в дальнейшем явно пошло ей на пользу.



WoW — демократичная игра. Низкая полигональность локаций, позволяющая играть даже на слабом компьютере, искупается стильностью их исполнения.


       Следующей должна была стать серия Warkraft Adventures, но первый же её проект был закрыт ещё в стадии разработки, как несоответствующий стандартам качества Blizzard.
       По вселенной Warkraft написано 9 книг, три из которых: «Месть орков», «Повелитель кланов» и «Последний страж» изданы на русском языке.
       MMORPG World of Warkraft стартовала в 2004 году, и в настоящий момент общее количество игроков только на официальных серверах — более 8,5 миллионов.

       Бонус:
       Описание игры на сайте iXBT


Visual Novel

       Glo-Ri-A — интерактивный роман, экранизированный в Японии полнометражным аниме.
       Kanon — ещё один интерактивный роман от японцев. Экранизирован ими же в виде анимационного сериала в 2006 году.
       Clannad — интерактивный роман, как нетрудно догадаться, японский. Игра была выпущена в 2004. Релиз одноимённого аниме назначен на октябрь 2007.


Shonen-ai

       Gakuen Heaven — игра, вышедшая на PlayStation 2 в 2002 году. Она была создана в Японии по одноимённой серии манга и относится к экзотическому для нас жанру Shonen-ai, берущему начало в манге и посвящённому возвышенным, не сексуальным, но любовным отношениям юношей. Одноименный анимационный сериал вышел в Японии в 2006 году.


Настольные игры

       Doungeons & dragons — прадедушка всех RPG, увидевший свет в далёком 1974 году. Этот тайтл и по сей день остаётся популярнейшей настольной игрой в мире. Читатель, воспитанный на видеоиграх, может получить представление о D&D, по таким сериям как Baldur's Gate, Neverwinter Nights, the Elder Scrolls и некоторым другим. Детально проработанная ролевая система весьма удачно используется и при создании видеоигр.
       Первой экранизацией был мультипликационный сериал Dungeons & Dragons, выпущенный в 1983 году, затем об игре вспомнили в 2000, создав полнометражный фильм с таким же названием. Его продолжение, Dungeons & Dragons: Wrath of the Dragon God, вышло в 2005.
       В 2003 на кабельном телевидении в США вышел анимационный сериал The Scourge of Worlds: A Dungeons & Dragons Adventure, примечательный тем, что был интерактивным, то есть зрители могли голосовать за тот или иной поворот сюжета.

       Бонус:
       D&D на «Ролемансере»


Разное

       Isu II: Tenku no shinden — короткий фильм в стиле аниме, вышедший в 1992 в Японии. Игру, которую он экранизировал, нам найти так и не удалось.

       Vampire Hunter: The Animated Series анимационный сериал, предками которого могло быть слишком много разных игр.

       Jinshin yugi — хентай, игру лежащую в основе которого установить не удалось.

       House of the Dead — цикл аркадных шутеров со стрельбой в зомби, выходящий с 1996 года.
       Был экранизирован в США полнометражными фильмами House of the Dead (2003) и House of the Dead 2 (2006)

       Air — ещё один телесериал, оставшийся не идентифицированным.

       Suki na mono wa suki dakara shoganai!! — японский анимационный сериал, игру по которому нам не удалось найти. Но, судя по тому, что речь в экранизации идёт о гомосексуальной любви, это было нечто экзотическое.

       Японская серия игр об Анжелике (не путать с героиней Анни и Сержа Голон), начатая в 1994 году в Японии и включающая в себя игры различных жанров, была воплощена в Японии же в 2006 году в анимационном сериале Koisuru tenshi Angelique: Kokoro no mezameru toki.

       Driver — серия, выходящая с 1999 года. Герой — полицейский, работающий под прикрытием и выполняющий функции водителя мафии. В игре очень приятно порулить большим количеством различных машин в экстремальной манере, но очень трудно ходить. Управление передвижением пешего персонажа сработано из рук вон плохо. Фильм ожидается в 2008 году.

       Castlevania — до сих пор выпускаемая культовая серия весьма почтенного возраста, уникальная тем, что по сей день остаётся верной двухмерному движку. Начавшись в 1986 году как незамысловатая аркада, она эволюционировала в довольно сложный экшн с разнообразным применением оружия в сочетании с магией.
       Все игровые сюжеты посвящены борьбе рода Бельмонтов, потомственных охотников на вампиров, со всевозможными представителями сил зла, возглавляемыми графом Дракулой. Релиз фильма Castlevania ожидается в 2009 году.


Профессионалы в экранизации игр

       Как мы уже говорили и как видно из материалов данной статьи, рассматриваемое явление уже стало внушительным сегментом кинорынка, а значит неминуемо должны были появиться люди, которые занимаются киновоплощениями игр профессионально.
       Уве Болл — режиссёр и продюсер своей собственной компании Boll KG.



Уве Болл.


       Фильмография Уве Болла по играм на IMDB:
       Продюсирование:
       House of the Dead (2003)
       Alone in the Dark (2005)
       BloodRayne (2005)
       In the Name of the King: A Dungeon Siege Tale (2007)
       Postal (2007) (executive producer) (producer)
       BloodRayne II: Deliverance (2007) (executive producer)
       Far Cry (2008) (post-production) (producer)
       Alone in the Dark II (2009) (filming) (producer)
       Режиссура:
       House of the Dead (2003)
       Alone in the Dark (2005)
       BloodRayne (2005)
       In the Name of the King: A Dungeon Siege Tale (2007)
       Postal (2007)
       BloodRayne II: Deliverance (2007)
       Far Cry (2008) (post-production)

       Пол Андерсон — режиссёр, сценарист и продюсер, начавший заниматься экранизацией игр в 2002 году с продюсирования фильма Resident Evil и ныне активно работающий в нескольких проектах, входящих в тематику данной статьи.



Пол Андерсен.


       Фильмография Пола Андерсона по IMDB:
       Продюсирование:
       Resident Evil (2002) (producer)
       Resident Evil: Apocalypse (2004) (producer)
       DOA: Dead or Alive (2006) (producer)
       Resident Evil: Extinction (2007) (producer)
       Castlevania (2009) (pre-production) (producer)
       Driver (2008) (in production) (producer)
       Сценарии:
       Resident Evil (2002) (written by)
       Resident Evil: Apocalypse (2004) (written by)
       Resident Evil: Extinction (2007) (written by)
       Castlevania (2009) (pre-production)
       Режиссура:
       Mortal Kombat (1995)
       Resident Evil (2002)
       Spy Hunter (2009) (pre-production)


Воплощение киномиров в играх

       «Звёздные войны»





       Релиз первого фильма цикла состоялся 25 мая 1997 года, и на данный момент эпопея состоит из шести фильмов. Джордж Лукас, создатель серии, объединил жанр космической оперы с рыцарским романом и приправил смесь щепоткой дзен-буддизма в виде сентенций учителя Йоды. Киноэпопея, оказавшая столь мощное культурное влияние, попросту не могла не быть использованной разработчиками игр.
       Фильмография «Звёздных войн» в IMDB:
       Star Wars (1977)
       Star Wars: Episode V — The Empire Strikes Back (1980)
       Star Wars: Episode VI — Return of the Jedi (1983)
       Star Wars: Episode I — The Phantom Menace (1999)
       Star Wars: Episode II — Attack of the Clones (2002)
       Star Wars: Episode III — Revenge of the Sith (2005)
       Большинство описанных здесь игр было издано LucasArts Etertainment, за исключением особо оговорённых случаев.
       Рассмотрим игровые тайтлы, эксплуатирующие вселенную Star Wars.

       Star Wars: Rebellion
       Тотальная стратегия, выпущенная в 1994 году Coolhand Interactive. Была уникальна для своего времени реализацией агентурной работы. Миссии подразделялись на шпионаж, диверсии, убийства, захват и похищение пленных, освобождение пленных, подъём восстаний противников Империи, мятеж сторонников Империи и дипломатические.
       Кроме уникальных навыков агентов они имели свои особенности. Так Люк Скайуокер мог в любой момент бросить миссию и отправиться искать учителя Йоду, выполнение миссий другим агентом становилось проблематичным из за того, что его искали охотники за головами и тому подобное.

       Star Wars: X-Wing
       Было бы странно, если бы по фильму, прославившемуся батальными космическими сценами, не было сделано ни одного космического симулятора, и в 1992 году он появился. В качестве разработчика выступила компания Totally Games.
       Симулятор обладал непревзойдённой по тем временам графикой, управление истребителем было до смешного упрощено. Неудивительно, что желающих полетать на X-fighter оказалось множество.



И это графика 90-х годов!


       Список игр серии:
       Star Wars: X-Wing (1992)
       Star Wars: X-Wing B-Wing Tour of Duty (1993)
       Star Wars: X-Wing — Imperial Pursuit (1993)
       Star Wars: X-Wing vs. TIE Fighter (1997)
       Star Wars: X-Wing vs. TIE Fighter — Balance of Power (1998)
       Star Wars: X-Wing Alliance (1999)
       Star Wars: TIE Fighter
       Ещё один космический симулятор, от разработчика предыдущего проекта. Вдохновившись громадным успехом X-Wing, издатели решили дать возможность игрокам поиграть и за плохишей выпустив данный проект в 1994. Результат превзошёл самые смелые ожидания. Игра стала культовой, а сайт IGN присудил ей третье место в списке величайших игр всех времён и народов в 2007 году.

       Star Wars: X-Wing vs. TIE Fighter
       Star Wars: Dark Forces
       Первый официальный шутер, точнее их серия, действие которых происходит во вселенной Star Wars. Первая из игр выпущена в 1995 году LucasArts и сразу же окрещена клоном Doom. Геймплей и в самом деле не очень сильно отличался от Doom, разве что появились альтернативные типы стрельбы у оружия и отстреливать приходилась по большей части людей, а не монстров. В общем, это довольно средний шутер. Тем не менее, она пользовалась успехом и заслужила новеллизацию и сиквел. В целом серия производит впечатление не претендующей на новое слово в развитии геймдева, но вполне добротной и основательной.
       Игры серии:
       Star Wars: Dark Forces; 1995 год
       Star Wars Jedi Knight: Dark Forces II; 1998
       Star Wars Jedi Knight: Mysteries of the Sith — аддон к Dark Forces II; 1998
       Star Wars Jedi Knight II: Jedi Outcast; 2002
       Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy; 2003

       Star Wars: Shadows of the Empire.
       В 1996 году компания Lucasfilm Ltd. предприняла попытку создать «интерквел» — не продолжение и не предысторию событий одного фильма, но постаралась рассказать о том, что происходило в промежутке между событиями, описываемыми фильмами «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая». Делалось это для того, чтобы максимально использовать все возможности, которые даёт релиз полнометражного фильма, не снимая сам фильм.
       В программу «Тень империи» входили: роман, сборник рассказов, саундтрек, ролевые игры (имеются в виду не видеоигры), коллекционные карты, множество игрушек, моделей техники, комиксы, описываемая здесь игра и многое другое.
       Сама игра представляла собой сборную солянку из миссий серии X-Wing, пересыпанную видеороликами, выдранными из фильма Death Star (в русском прокате — «Звезда смерти»). Вот уж воистину, звериный оскал капитализма!

       Серия KOTOR — Knights of the Old Republic.
       Насчитывает всего две игры в жанре RPG и является культовой. Признанный шедевр от Bioware, созданный по заказу LucasArts. Использована ролевая система D&D, перенесённая в техногенный футуристический сеттинг. Первая же игра, вышедшая в 2003 году, получила просто пугающее количество наград — 22-и единогласно была признана ведущими игровыми изданиями лучшей игрой года.



Рыцари старой республики: меч и магия в эпоху межзвёздных путешествий.


       Действие происходит за 4000 лет до событий, показанных в фильмах. Сюжет серии абсолютно самостоятелен.
       Сиквел игры, Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords, был разработан в 2004 году Obsidian Entertainment.

       Star Wars Galaxies — MMORPG на тему «Звёздных войн», разработана Sony Online Entertainment для LucasArts в 2003 году. Геймплей напоминает шутер от первого лица, есть и управление космическими кораблями. Действие происходит на десяти планетах.

       Star Wars: Battlefront — шутер и одновременно глобальная стратегия, рассчитанные, в первую очередь, на многопользовательскую игру. В многопользовательском режиме представляет собой командную борьбу за захват и удержание точек. В целом можно говорить об игре, как о клоне Battfield 1942.
       Первая игра вышла в 2004 году, следующая — год спустя. Разработчик Pandemic Studios, издатель, как всегда — LucasArts. Несмотря на то, что игра в принципе не содержит инноваций, она долгое время была лидером продаж среди всех игр по миру Star Wars.
       Видимо, это связано с массовым интересом к мультиплееру и популярностью самого бренда SW.

       Star Wars: Republic Commando
       Шутер, сделанный LucasArts в 2005 году для PC и приставок Xbox. Этот тайтл не только не вошёл в число шедевров, его нельзя даже назвать добротно сделанным. Игровой процесс представляет собой простой переход от одной точки локации к другой с попутным отстрелом всего, что движется. Игра, действие которой происходит во время Войны клонов, вышла за несколько месяцев до выхода фильма «Атака клонов» и, скорее всего, ставила перед собой задачу «разогреть публику», а не создать некий самодостаточный продукт.

       Star Wars: Empire at War — тотальная стратегия 2006 года от Petroglyph Games. Она и последовавший год спустя сиквел имели довольно неуклюжий для стратегий реального времени интерфейс и не содержали особых инноваций. Просто LucasArts всегда держала нос по ветру и выпускала крепких середнячков в соответствии с веяниями времени.

       LEGO Star Wars
       Пожалуй, это первая игра, связанная с брэндом SW, издателем которой выступает НЕ LucasArt. Издатель — Eidos Interactive, разработчик — Traveller's Tales. Год выхода — 2005.


Даже в этой игре мир SW узнаваем


       Это исключительно качественная детская аркада, как можно догадаться из названия, одна из серии игр, смоделированных как трёхмерное воплощение знаменитого конструктора. Игра получила весьма доброжелательные рецензии, которых серии игр SW не видали уже несколько лет. Сиквел игры, LEGO Star Wars 2: The Original Trilogy, вышел ровно через год и также пользуется успехом.
       Игры по вселенной SW в IMDB:
       Star Wars: The Empire Strikes Back (1982)
       Star Wars: Jedi Arena (1983)
       Star Wars (1983)
       Star Wars: Return of the Jedi — Death Star Battle (1983)
       Star Wars: The Arcade Game (1984)
       Star Wars (1988)
       Super Star Wars (1992)
       Super Star Wars: The Empire Strikes Back (1993)
       Star Wars: Rebel Assault (1993)
       Star Wars: X-Wing (1993)
       Star Wars: Dark Forces (1994)
       Super Star Wars: Return of the Jedi (1994)
       Star Wars: TIE Fighter (1995)
       Star Wars: Rebel Assault II — the Hidden Empire (1995)
       Star Wars: X-Wing vs. TIE Fighter (1996)
       Star Wars: Shadows of the Empire (1996)
       Star Wars: Jedi Knight — Dark Forces II (1997)
       Monopoly Star Wars (1997)
       Star Wars: Yoda Stories (1997)
       Star Wars: Millennium Falcon CD-ROM Playset (1998)
       Star Wars: Rogue Squadron (1998)
       Star Wars: Jedi Knight — Mysteries of the Sith (1998)
       Star Wars: Masters of Teras Kasi (1998)
       Star Wars: X-Wing Alliance (1999)
       Star Wars: Episode I — Racer (1999)
       Star Wars: Episode I — The Phantom Menace (1999)
       Star Wars: Episode I — The Gungan Frontier (1999)
       Star Wars: Demolition (2000)
       Star Wars: Force Commander (2000)
       Star Wars: Galactic Battlegrounds (2001)
       Star Wars: Obi-Wan (2001)
       Star Wars: Rogue Squadron II — Rogue Leader (2001)
       Star Wars: Episode I — Battle for Naboo (2001)
       Star Wars: Starfighter (2001)
       Star Wars: Super Bombad Racing (2001)
       Star Wars: Bounty Hunter (2002)
       Star Wars: Galaxies — Empire Divided (2002)
       Star Wars: Jedi Knight II — Jedi Outcast (2002)
       Star Wars: Jedi Starfighter (2002)
       Star Wars: The Clone Wars (2002)
       Star Wars: Episode I — Jedi Power Battles (2002)
       Star Wars: Racer Revenge (2002)
       Star Wars Rogue Squadron III: Rebel Strike (2003)
       Star Wars: Clone Wars (2003)
       Star Wars: Jedi Knight — Jedi Academy (2003)
       Star Wars: Knights of the Old Republic (2003)
       Star Wars: Knights of the Old Republic II — The Sith Lords (2004)
       Star Wars Galaxies: Jump to Lightspeed (2004)
       Star Wars: Battlefront (2004)
       Star Wars: Battlefront II (2005)
       Star Wars Galaxies: Rage of the Wookiees (2005)
       Star Wars Galaxies: The Total Experience (2005)
       Star Wars: Galaxies — Trials of Obi-Wan (2005)
       Star Wars: Republic Commando (2005)
       Star Wars: Episode III — Revenge of the Sith (2005)
       Lego Star Wars: The Video Game (2005)
       Lego Star Wars II: The Original Trilogy (2006)
       Star Wars: Empire at War (2006)
       Star Wars Empire at War: Forces of Corruption (2006)
       Star Wars: The Force Unleashed (2008)

       «Властелин колец»



И это далеко не все главные герои знаменитой саги!


       Ещё одна хорошая книга, попав в оборот к киноиндустрии, превратилась в мощный брэнд. Трилогия Толкиена изначально оказывала громаднейшее влияние на игры в целом, начиная с настольной D&D, расы которой во многом взяты из «Властелина колец» и произведений последующих эпигонов Толкиена.
       После выхода фильма интерес к этой, ставшей уже классикой, книге вспыхнул с новой силой. В итоге, мы получили новую порцию игр, впрочем, как и в случае со «Звёздными войнами», среди разработок попадаются и качественные.
       Первый фильм трилогии, «Братство кольца», вышел в 2001 году и сразу же получил «Оскара», язвительные комментарии критиков, а также примерно равные доли восхищения и возмущения фэнов. За ним последовали «Две крепости» в 2002 и «Возвращении короля» в 2003. Геймдевелопмент отреагировал как всегда молниеносно.

       The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring
       В 2002 году вышла эта игра в жанре экшн, формально не имеющая отношения к фильму, но сама последовательность дат не то что настораживает, но прямо говорит: мы заработаем на выходе фильма и никому платить не будем!
       Разрабатывала игру компания Surreal Software, мировой издатель — Black Label Games.
       При некоторых очевидных достоинствах — умении геймдизайнеров создать впечатляющие локации на более чем скромном движке, например, игру смело можно зачислять в разряд трэша. Отсутствует элементарная сюжетная логика — когда в тёмные пещеры Мории входит всё братство, а внутри оказываются почему-то только двое.
       Настораживает и образ действий персонажей, например, — Гэндальф, пропарывающий врагов посохом насквозь с характерным чмоканьем.

       The Lord of the Rings: Battle for Middle-earth
       Серия начала издаваться в 2004 году. Разработчик — EA Los Angeles, издатель — Electronic Arts.
       Эта игра — своего рода шедевр, хотя бывалые «стратеги» смотрят на неё, мягко говоря, без энтузиазма, но она на них и не рассчитана. Цель проекта — дать возможность людям, далёким от игр, покомандовать на просторах увиденного в игре Средиземья.



Графика игры очень впечатляет.


       Мощный движок, отличный моделинг и концепт-арт, узнаваемые герои и эпизоды фильма, полное отсутствие необходимости задумываться или делать выбор для игрока — вот краткая характеристика всей серии.

       Lord of the Rings Online: Shadows of Angmar
       Онлайновая многопользовательская ролевая игра, разработанная и изданная Turbine Entertainment Software. Релиз состоялся 12 апреля 2007 года. Как и абсолютное большинство игр, имеющих в основе популярную книгу или фильм, не содержит принципиальных инноваций, использует ролевую систему, очень похожую на D&D Online. К неоспоримым достоинствам игры относятся наиболее свежие технологии.
       http://www.lotro.ru/enter_part/

       Братва и кольцо
       Российская игра по мотивам перевода российского кинохулигана Гоблина — переводчика, радующего зрителя прямым, необлагороженным переводом голливудского сквернословия, а также вольными речевыми импровизациями на тему переводимых фильмов.



Думайте, что хотите, но это — назгулы.


       Последним и посвящена игра, в которой орки стали урками, Гимли превратился в Гиви и заговорил с кавказским акцентом, и так далее. Сценарий игры, а также проработка персонажей, также принадлежат Гоблину.
       Список видеоигр по «LOTR» в IMDB
       The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring (2002)
       The Lord of the Rings: The Return of the King (2003)
       The Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth II (2006)
       The Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth (2004)
       The Lord of the Rings: The Third Age (2004)
       The Lord of the Rings: The Two Towers
       Lord of the Rings: Battle for Middle Earth II — Rise of the Witch King (2006)
       The Lord of the Rings Online: Shadows of Angmar (2007)
       The Lord of the Rings: The War of the Ring (2003)

       «Гарри Поттер и...»



Постер фильма «Гарри Поттер и орден Феникса».


       В 2001 году вышел первый фильм серии о Гарри Потере — юном волшебнике. Эпопея создаётся на основе серии книг английской писательницы Джоан Роллинг.
       Фильмография по IMDB:
       Harry Potter and the Sorcerer's Stone (2001) в русском прокате — «Гарри Поттер и философский камень»
       Harry Potter and the Chamber of Secrets (2002) в русском прокате — «Гарри Поттер и тайная комната»
       Harry Potter and the Prisoner of Azkaban (2004) в русском прокате — «Гарри Поттер и узник Азкабана»
       Harry Potter and the Goblet of Fire (2005) в русском прокате — «Гарри Поттер и кубок огня»
       Harry Potter and the Order of the Phoenix (2007) в русском прокате — «Гарри Поттер и орден Феникса».

       Серия, издаваемая Electronic Arts.
       Первая игра представляет собой практически интерактивную книгу, где ключевыми являются соответствие сюжета, а также портретное сходство персонажей с теми, которых игрок уже видел в кино.



Узнаваемость — ключевой момент в кинолицензии.


       Дальнейшие части идут тем же путём, игроку предоставляется управление героями в передвижении по школе, его проводят по уже знакомому сюжету от одной аркадной игры к другой. Постепенно серия эволюционирует от аркады к незамысловатому adventure.
       Harry Potter and the Sorcerer's Stone (2001)
       Harry Potter and the Chamber of Secrets (2002)
       Harry Potter: Quidditch World Cup (2003)
       Harry Potter and the Prisoner of Azkaban (2004)
       Harry Potter and the Goblet of Fire (2005)
       Harry Potter and the Order of the Phoenix (2007)

       Серия Harry Potter LEGO Creator
       Разработчик и издатель серии — LEGO Media, подразделение всем известной компании LEGO, активно внедряющее в виртуальный мир пластиковые кубики, младшему поколению знакомые с детства.
       Игры о Гарри Потере представляют собой продолжение серии LEGO Creator — конструктора, к которому в электронном воплощении добавилась немудрёная система симуляции жизни. Теперь собранные человечки и зверьки передвигаются по построенному игроком городу.
       На данный момент выпущено две игры: LEGO Creator: Harry Potter в 2001 году и LEGO Creator: Harry Potter and the Chamber of Secrets в 2002.

       Alien vs Predator
       Этот небольшой цикл игр стоит в стороне от бесконечных качественных, но одинаковых кинолицензий, а также сопутствующей им волны трэша. Это безусловный хит.
       Он создан по мотивам сразу двух популярных тайтлов, соответственно Чужого и Хищника.
       Фильмы о Чужом и Хищнике в IMDB:
       Alien (1979)
       Aliens (1986)
       Alien3 (1992)
       Alien: Resurrection (1997)
       AVP: Alien vs. Predator (2004)
       Predator (1987)
       Первая игра цикла вышла в 1999 году. Разработана она была Rebellion Developments, в качестве издателя выступила компания Fox Interactive.



Несмотря на устаревшую графику, в эту игру всё ещё с удовольствием играют.


       Создатели игры подошли к ней не как к возможности заработать на популярных брэндах. Судя по всему, их целью было создание сложного и многогранного экшна, что они и сделали, реализовав в предлагаемых игроку персонажах способности киномонстров.
       Играть можно за троих: Чужого, Хищника и морского пехотинца. Каждый персонаж действует против двух других типов, и их возможности реализованы по привычному для видеоигр принципу «камень-ножницы-бумага». В зависимости от выбранного персонажа игра также заметно изменяется.
       Морской пехотинец обладает весьма приличным арсеналом, но уязвим для атак, у Чужого есть способность передвигаться по стенам и потолку и особые режимы видения, Хищник невидим и хорошо вооружён, но зависим от собственного энергетического поля, которое от применения дистанционного оружия и гаджетов имеет свойство истощаться. Для Чужого игра — это подкрадывание и внезапные нападения на ничего не подозревающих людишек, для Хищника — вдумчивая охота с коллекционированием черепов, а для человека — поход с мощной пушкой по крайне недружелюбной системе пещер.
       Фабула, почти никак не соотносящаяся со сценариями фильмов, проста. Из внеземной лаборатории, где из Чужих пытались сделать универсальное биологическое оружие, сбежала группа «опытных образцов», где-то здесь же по непостижимому стечению обстоятельств разбился и корабль Хищника.
       Список игр серии:
       Alien vs Predator (1999)
       Alien vs Predator 2 (2001)
       Alien vs Predator 2 Primal Hunt (2002)
       Alien vs Predator Gold Edition (2000)
       Другие видеоигры на тему «Чужого» и «Хищника»:
       Alien3 (1992) (VG)
       Alien trilogy (1996)

       Среди игр, сделанных по мотивам кино, попадаются как редкие хиты, так и откровенно неумелые поделки, рассчитанные на разовый заработок. В основном же — серая однородная масса, клоны других игр. Почему так получается?
       Дело в том, что игры по фильмам в основном разрабатываются как некий сопутствующий продукт. В итоге перед разработчиками встают следующие проблемы:
       Сжатость сроков — часто дата выхода игры жёстко определена ещё до начала её разработки. В итоге — невозможность создать оригинальный геймдизайн, протестировать и отладить его.
       Беспроигрышность продаж и отсутствие опыта. Издатель, будучи уверенным, что игра под ярким брэндом будет раскуплена в любом случае, независимо от её качества, часто экономит, заказывая игру неопытной и, следовательно, — недорогой команде.
       Узнаваемость. В заказе издателя часто представлены требования к наличию в игре событий, предметов и персонажей, ломающих играбельность. Например, в игре жанра RPG, где выбор оружия в зависимости от развития персонажа находится далеко не на последнем месте, герой должен сражаться вот этим самым мечом и никаким другим.
       Охота на казуальных игроков. Плох тот издатель, который не стремится расширить аудиторию игроков. Человеку, севшему поиграть в «Звёздные войны», не очень хочется вникать в тонкости жанра, задумываться над прокачкой персонажей и тактикой, если он далёк от игр вообще. А именно подобные люди и покупают игры с названием фильма на коробке.
       Необязательность лицензирования. Да, случается и такое, как описано выше. Никто не может оформить авторские права на того же «Властелина колец» или исторического персонажа, про которого снят фильм.

       Бонус:
       Новеллизация «Звёздных войн»
       Англоязычный фан-сайт «Звёздных войн»
       «Вукипедия» —проект Википедии, посвящённый «Звёздным войнам»


Заключение

       Миры, создаваемые в сфере развлечений, как мы видим, не остаются в своих изначальных пределах. Они перекочёвывают в смежные области, продолжая в них развиваться. Причём, для некоторых из них, как в описанном случае с Mortal Kombat, такое последующее развитие оказывается единственно возможным.
       Что касается качества воплощения игры в кино или наоборот, то здесь представление о качестве воплощения в корне отличается от общих мерок. Не ждите, что фильм, сделанный по игре, окажется киношедевром. Здесь важно другое — чтобы зритель, увидев на экране игровой мир, остался удовлетворённым, пережив те чувства, которые он испытывал, играя. Примерно таким же образом обстоит дело и с играми.
       Если отвлечься от достоинств и недостатков произведений «по мотивам», мы увидим, что масс-медиа создают новую приключенческую мифологию. Какие-то из героев сходят с арены, другие продолжают жить, и их пути иногда пересекаются.


Ссылки по теме

Русскоязычные
       " «Кино и игры: не мешать и не взбалтывать» — статья на Lenta.ru: http://www.lenta.ru/.
       " 10 лучших фильмов по мотивам видеоигр на cinema.KM.ru: http://cinema.km.ru/.
       " Жерар Деллорме, режиссёр «Братства волка», в интервью о влиянии на него видеоигр: http://bestdivx.nm.ru/.
       " Статья на expert.ru «Видеоигры+Кинематограф=Машинима?». О взаимодействии кинематографа и видеоигр в культурном пространстве: http://www.expert.ru/.

Англоязычные
       " Использование кинематографического языка в видеоиграх: http://polygonweb.online.fr/.
       " Сайт о цифровых технологиях в кино и играх: http://www.viewconference.it/.
       " Статья Аарона Смита «Видеоигры и философия искусства»: http://www.aesthetics-online.org/.
       " Нью-йорк Таймс, статья «Для Франции видеоигры такое же искусство, как и кино»: http://www.nytimes.com/.
       " Cinegames — кинотеатр, где играют в видеоигры в Мадриде: http://play.tm/.


Основное:    Определение | Что это такое? | Arcade | Fighting
Space Simulator | RPG | Adventure | Shooter | 3-rd person (action)
Игры ужасов. Survival Horror | Strategy | Visual Novel | Shonen-ai
MMORPG | Настольные игры | Разное | Профессионалы в экранизации игр
Воплощение киномиров в играх | Заключение
Дополнительно:    Ссылки по теме | Об авторе — Андрей Приворотский