Изобретатели игр

http://trizland.ru/trizba/pdf-books/stigra.pdf(http://trizland.ru/trizba/pdf-books/stigra.pdf)

http://www.intelgame.ru/doc/244.htm(http://www.intelgame.ru/doc/244.htm)

http://www.amazon.com(http://www.amazon.com/gp/product/1592570623/sr=8-1/ qid=1144333967/ref=sr_1_1/104-8809574-0686323?%5Fencoding=UTF8)

Козырева Н.А.
Изобретатель и производство.

На прошедшей в октябре 2004 г. Второй Всероссийской некоммерческой специализированной педагогической конференции «Проблемы развития и обучения детей от младенчества до школы. Современные авторские методики, пособия и развивающие игры» я рассказала о некоторых тенденциях в развитии изобретательского творчества в сфере игры. В коротком докладе удалось озвучить только некоторые проблемы, которые мне кажутся очень тревожными в нашей сфере. Это и снижение изобретательской активности, и «уход» из этой деятельности ВСЕХ ведущих изобретателей игр, и низкий уровень целей, которые ставят перед собой изобретатели при создании новых игр. Эти и некоторые другие тенденции, на мой взгляд, крайне затрудняют выполнение тех задач, которые ставит перед производством психолого-педагогическая общественность, а именно: создание новых, современных развивающих игр и игрушек, которые можно использовать и в учебном процессе, и дома.
Настоящая статья – это ответы на заданные в ходе конференции и в последующей переписке по электронной почте с участниками конференции – как производителями игр, так и изобретателями их.
Вопросы:
1. Где можно почитать более подробно о проведенном вами исследовании?
2. Зачем нам, производителям игр, нужны эти изобретения?
3. Есть ли какие-то формы экономического стимулирования внедрения изобретений со стороны государства?
4. Некоторые производители, которые пытались работать с изобретениями, высказывали много претензий и к уровню игр, и к уровню притязаний авторов. Как вы считаете, почему их опыт оказывался отрицательным?
5. Правда ли, что производители просто не хотят платить авторам?
6. Могут ли быть «неприятные моменты» для изобретателя игр при сотрудничестве с производителями?
7. Чтобы товар успешно продавался, он должен быть непременно «изобретением»?
8. Есть ли опыт успешного сотрудничества производителей игр с изобретателями?
9. Каким образом можно всё-таки сотрудничать?
10. Как производителю разработать и выпускать новые оригинальные товары, если сотрудничать с изобретателями не хочется?
11. Как и зачем вы обучаете детей изобретать игры?

Ответы:

1. Более подробно вы можете прочитать результаты проведенного мною анализа в статьях «Пространство игры и игрушки в творчестве советских изобретателей» [1], (http://www.intelgame.ru/doc/244.htm(http://www.intelgame.ru/doc/244.htm), http://trizland.ru/trizba.php?id=141)(http://trizland.ru/trizba.php?id=141)).

2. Ответ очень простой: монополия. Каждый производитель товара мечтает о том, чтобы он и только он ОДИН производил и продавал ЭТОТ товар (будь то детский совочек, лото или головоломка). Когда какой-то товар пользуется спросом на рынке, все начинают делать то же самое. В итоге прилавки магазинов затовариваются идентичной продукцией. Как запретить другим производить «свой» товар?
Рыночная экономика, «стаж» которой уже около 200 лет, нашла только один правовой способ решения этого вопроса. Монополию на использование (или патент), выдают только тому, кто придумал новое (обладающее МИРОВОЙ новизной), оригинальное техническое решение, которое и называется ИЗОБРЕТЕНИЕ. Причем, заметьте, выдают патент только после очень серьёзной существенной экспертизы в Государственном институте промышленной собственности.
Таким образом, давая фору в виде «монополии» на изготовление ТОЛЬКО новых товаров (изобретений), тем самым любое государство стимулирует поднятие уровня конкурентоспособности своих научно-технических разработок и товаров, в том числе на внешних рынках. И стимулирует авторов к разработке новых и новых товаров.

3. Некоторые изобретения требуют для своего внедрения немалых средств. И тогда производителю мало «просто» монополии на производство новых товаров.
Давайте посмотрим, что происходит на уровне государства. Повышение инвестиционной активности является в настоящее время одной из ключевых задач по реализации экономической политики России: увеличения вдвое национального валового дохода за 10 лет. Причём Президент России В.Путин обращает внимание участников инвестиционного рынка на необходимость разработки именно новых товаров, которые станут визитной карточкой России на международных рынках [2].
Кто придумает эти новые товары, кто будет их производить? Ведущая роль в инновационном процессе принадлежит изобретателям и венчурному капиталу. Инновационный бизнес – это создание и внедрение в промышленное производство интеллектуального продукта. Венчурный бизнес – основная форма промышленного освоения инноваций. Несмотря на то, что в настоящее время существующие экономические отношения, федеральное бюджетное и налоговое законодательство не поддерживают венчурные проекты именно в силу их принципиально рискового характера, правительство Москвы видит перспективу в поддержке предпринимателей-новаторов. Мы сотрудничаем с несколькими инновационными фондами, и надеемся с их помощью поднять на новый, мировой уровень (уровень изобретений) производство игр в нашей стране.
Давайте посмотрим уровень внешнеэкономических отношений. Те, кто пытался вывезти свои игры за рубеж (даже на выставки), столкнулись с необходимостью при оформлении таможенной декларации указывать степень защиты своего товара (изобретение или промышленный образец). «Незащищенные» разработки не выпускает из своей страны ни одно государство. И в этом есть большой смысл: высокий уровень западной (да и восточной) технологии производства позволяет любую идею очень легко «схватить» и внедрить.
Если перейти на уровень бухгалтерского учета, то патенты и лицензии учитываются как интеллектуальная собственность на 04 счете. Это влечет за собой увеличение капитализации фирмы. Для любого серьезного инвестора, тем более западного, наличие интеллектуальной собственности является одним из критериев серьёзности фирмы. Надо сказать, что «стоимость» фирмы на Западе оценивается по другим критериям. В частности, движение интеллектуального капитала, которое происходит в форме покупки-продажи лицензий на производство, соответственно отражаясь на счетах бухучета, сигнализирует о том, что рыночная стоимость фирмы «больше нуля».

4. Могу предположить несколько причин их огорчений, хотя, возможно, существуют и другие.
Может быть, производители скопировали описания изобретений по играм в Патентной библиотеке (кстати, такие библиотеки существуют в каждом областном центре России, а не только в Москве). И попытались без автора (чтобы не платить положенное по закону вознаграждение) самостоятельно воспроизвести описанное техническое решение. Не получилось... И вряд ли получится. Потому что патентное законодательство не обязывает автора описывать «самый лучший» вариант изготовления своего изобретения, и как раз по этой причине – защищая его права. Чтобы желающий наладить производство товара по изобретению и купить на это лицензию обращался прямо к автору-патентообладателю, а уж он при оформлении договора передаст и «ноу-хау» - те знания и секреты, которые помогут осуществить заявленное в описании техническое решение.
Кстати, даже если бы удалась попытка обойти автора таким образом – просто выпуская товар по описанию изобретения, - то производитель всё равно не получил бы монополию на производство товара. Поскольку для этого требуется официально зарегистрировать лицензионный договор с автором-патентообладателем в Патентном Ведомстве.
Ещё один известный мне вариант «огорчения» от общения с изобретателями заключается в том, что некоторые люди любые придуманные ими технические решения называют «изобретения» и пытаются их продать «под этой маркой». Однако технические решения, о которых авторы говорят «мои изобретения», на самом деле таковыми могут и не быть. Даже поданная заявка на изобретение не гарантирует, что будет получен патент. Экспертизу на предмет соответствия мировому уровню новизны и оригинальности, не проходят многие из поданных заявок. Получить патент на изобретение – очень непросто. Это знает каждый, кто хоть раз подавал заявку в патентное ведомство. Так что и внедрение подобных не прошедших официальную экспертизу «изобретений» не принесет производителю желанной монополии на товар.
Трудно достичь желанной монополии и тем, кто производит товары «банальные», давно и хорошо всем известные... Область игрушек в этом отношении позволяет производителю оставаться консервативным хотя бы потому, что каждому ребенку нужно пройти в своем игровом развитии и через этап «старых» погремушек, и совочков, и лото. Конкурировать производителям аналогичных «известных» товаров приходится, снижая собственные издержки производства, «внедряясь» в хорошие торговые сети, используя маркетинговые рекомендации и приспосабливая их к нашему непростому российскому рынку.

5. Пока случаи заключения официального лицензионного договора единичны – мы постоянно анализируем это по опубликованным данным Патентного ведомства. Однако уже начались патентные суды в области игр – опротестовываются ранее выданные патенты. А это говорит о том, что формируется институт патентообладателей, которые начинают отслеживать соблюдение своих прав.
Что касается «не хотят платить»... Давайте вспомним, что в начале бурного перестроечного времени по некоторым торговым позициям норма прибыли достигала нескольких сот процентов. Но с появлением большого числа конкурирующих торговцев за десять последних лет она очень резко упала, и сейчас многие работают даже на нескольких десятках процентов. Хотели ли они снижать свои доходы? Нет, не хотели, но это - совершенно закономерный процесс при становлении нормальной рыночной экономики. Так что если ранее среди статей расходов производителей не было позиций «авторское вознаграждение, лицензионные платежи, роялти и др.» - то вскоре они появятся. И как всегда в конкурентной среде, кто первый поймёт преимущества монополии – тот ею и воспользуется.

6. Да, существует много тонкостей, которые нужно учитывать при обсуждении и составлении договоров о передаче прав патентовладельца, лицензионных договоров.. Например, если патент на изобретение купил производитель, который много наобещал (даже в письменной форме), но не обладает достаточными ресурсами для монополизации всего огромного российского рынка. Он и не сможет организовать хороший объем производства и продаж, и платить автору роялти будет в ничтожных размерах.
Так что изобретателям тоже надо думать над серьёзностью предложений от производителей – продавать патент полностью или только лицензию на несколько лет, на определенный регион России. Мы можем проконсультировать автора и помочь ему в составлении договора, выступить посредниками при заключении договора с производителями игр – чтобы каждая сторона получила выгоду от сотрудничества.

7. Нет, прямой зависимости успешности продаж и правового статуса товара не существует. Успешнее часто продаются «совочки», чем новые виды игр, о которых потребитель просто не знает. А продвижение новой развивающей игрушки – это тема для отдельного большого разговора. Кстати, не только для разговора – в нашем центре есть семинар для оптовиков по продажам развивающих игр и игрушки.
И «продвигать» выгоднее всего не одну, пусть очень интересную игру-изобретение, а целую серию игр. Но для их создания надо быть не просто «изобретателем-любителем», который создал одно-два технических решения на мировом уровне. Надо быть «изобретателем-профессионалом», иметь своё видение развития игровой культуры, и уметь это своё видение реализовывать в конкретных разработках. К счастью, такие авторы в России есть. И за их творчеством мы постоянно наблюдаем. Так что если производители обратятся к нам с вопросом: «у кого есть интересные изобретения в нашей области игр, с нашим материалом (пластмасса, бумага и т.д.) - то мы сможем им предложить несколько вариантов сотрудничества.
Изобретатели, поскольку они всё-таки в большинстве своём не педагоги, иногда допускают ошибки и эргономического, и методического плана при создании своих новых игр. Я уж не говорю о часто встречающихся в описании игры рекомендациях типа «можно использовать на уроках математики» и т.д. Тут без помощи специалистов, которые помогут «довести» изобретение до широкой педагогической общественности, просто не обойтись. Ну не будут воспитатели и учителя сами «додумывать»... Такова на сегодня реальность, и если с ней не считаться, то рынок сбыта для новой игры будет сужен самим автором. Так что услуги наших методистов могут быть полезны и начинающим авторам, и уже признанным изобретателям игр.

8. Да, такой опыт есть. Некоторые производители дают авторам «заказ» на создание конкретных изобретений в определенной товарной нише, исходя из анализа рынка и собственных производственно-технологических возможностей. Такой подход очень перспективен, поскольку позволяет направить опыт и знания изобретателя на создание нового оригинального товара, сразу ориентированного на особенности оборудования, материалов, кадрового потенциала заказчика. Надо сказать, что именно на этапе разработки закладываются основные составляющие себестоимости изделия. И такое сотрудничество позволяет снизить издержки производства для будущего товара.
Есть и опыт успешной деятельности изобретателя в области производства - когда он сам организует изготовление своих изобретений. Однако, я считаю, что предпринимательский талант, который просто необходим для успеха в таком бизнесе – это всё-таки не изобретательский талант. И редко бывает, что человек успешно сочетает в себе эти два качества. Но – бывает.
Тем же, кто обладает «только» одним талантом, есть смысл объединяться в «творческие команды», коллективы, где успешный опыт каждого становится достоянием всех. Это – девиз нашего Центра!

9. «Волшебное слово» тут одно: ДОГОВОР. Один из вариантов, который может устроить все стороны – и изобретателей, и производителей - это собраться и обсудить все экономические тонкости взаимоотношений. Если договориться о некоем минимальном или среднем проценте с оптовой цены за товары, произведенные по запатентованным изобретениям, то такой «общественный договор» может на ближайшие 5-10 лет устроить все стороны. Перестанет устраивать – можно снова собраться вместе и обсудить, как это всегда делается при изменении существенных условий договора.
Директор ООО «Умные игры» Цицулина Антонина Викторовна давно поняла необходимость взаимодействия и разработчиков игр, и методистов, и производителей, и продавцов развивающей игрушки. Именно для того, чтобы организовать такое взаимодействие, нами создается Ассоциация содействия образовательным и социокультурным проектам России - «МИР АКТИВНОГО ДЕТСТВА».
В октябре 2005 года в рамках социокультурной программы выставки «Мир Детства» мы проводим уже третью Международную некоммерческую специализированную педагогическую Конференцию «Игровые технологии развития и обучения детей от младенчества до школы.
Координация процессов разработки, апробации, производства и внедрения игр в современное образовательное пространство».
Мы покажем, что у производственников, разработчиков и методистов много точек соприкосновения, и они могут работать совместно. Для этого мы планируем провести тематические круглые столы, где заинтересованные специалисты из разных уголков России, а также из стран СНГ и из-за границы обсудят свои проблемы и почерпнут много новой информации. Темы выступлений конференции будут важны и интересны педагогам, методистам образовательных учреждений, разработчикам игр и игровых технологий, производителям и продавцам товаров для детей, а также специалистам средств массовой информации, освещающих проблемы образования, воспитания и развития детей.
А пока мы приглашаем вас обсудить имеющиеся пути взаимодействия 24 апреля. В рамках Российского образовательного Форума 2005 мы проводим Круглый стол «Игровые технологии развития и обучения детей 5-7 лет». Просим вас предварительно зарегистрироваться, прислав заявку в электронном виде. Подробнее см. информацию http://www.intelgame.ru/doc/159.htm(http://www.intelgame.ru/doc/159.htm)

10. Такие варианты тоже есть. Не хотите платить изобретателям за уже существующие игры – ну и не надо. Изобретайте сами, патентуйте свои собственные технические решения! Кстати, некоторые фирмы-производители игр уже несколько лет идут по этому пути. Они патентуют свои разработки не только как изобретения, но и защищают их внешний вид как промышленные образцы, активно регистрируют свои товарные знаки и торговые марки.
А если ваши технические решения пока не дотягивают до уровня мировой новизны и оригинальности – приходите к нам, в ООО «Умные игры». Приглашаем вас на семинар «Креативный маркетинг: новые идеи развития товаров и услуг». Семинар посвящен технологиям анализа и совершенствования товаров и услуг; методам поиска новых идей и принципам разработки товара. Основная цель семинара – освоение методик поиска новых идей по развитию товарной «линейки» и повышения конкурентоспособности товаров и услуг. В основе подхода – методики, разработанные в рамках теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). За полвека её существования эффективность инструментов ТРИЗ доказана и в области создания новой техники, и в рекламе, и в бизнесе, о чём написаны тысячи книг, существуют сотни сайтов. Кстати, наиболее эффективно для фирмы обучить несколько человек, чтобы создать собственную «креативную команду». После обучения эта команда долгие годы будет обеспечивать фирме конкурентоспособность за счет новых собственных оригинальных разработок.

11. Да, у нас работает Творческая лаборатория «Изобретаем игры». Я разработала авторскую программу, элементы которой изложены подробно в работах [3-5]. Дети 8-11 лет учатся и методам развития творческого воображения, и Теории решения изобретательских задач, и основам патентного права, и презентации своих идей и проектов. В прошлом году получено два патента на полезные модели на созданные детьми игры. В этом году у детей уже появились технические решения более высокого уровня, на них мы будем оформлять заявки на изобретения. Но мы собираемся не только патентовать изобретения наших детей. Наша задача - пройти с ребенком полный цикл от придумывания идеи до её реализации, то есть наладить производство именно ЕГО игрушки. Дети будут получать своё законное авторское вознаграждение. Именно таким образом, на наш взгляд, можно решить вышеобозначенные проблемы. Вот через 8-10 лет наши дети студентами станут - и уже с опытом успешности в изобретательстве и в предпринимательстве. Они-то и поднимут нашу «игровую промышленность» на высокий мировой уровень :- )).
Мэр Москвы Ю.Лужков указал на особую необходимость всемерного привлечения молодёжи к инновационной деятельности, обучению творчеству со школьной скамьи. Но изобретатель, генератор идей, не обязательно обладает деловой хваткой бизнесмена. Для помощи им в Москве созданы технопарки, молодёжный бизнес-инкубатор в Центральном административном округе, организуется Московский венчурный фонд при правительстве столицы [6]. Так что мы смотрим в будущее с надеждой: изобретательская активность наших детей будет поддержана!
Мы надеемся, что одним из направлений реализации новой экономической политики России – политики развития инновационной активности граждан – станет возвращение на новом системном уровне к обучению техническому творчеству детей, подростков и их родителей. «Человек творческий, изобретающий» – должно стать символом успешности в жизни. Нами разработан Проект Выставки игрушек-изобретений для воспитания поколения инициативной и творческой молодёжи, способной самостоятельно ставить и решать творческие задачи, вырабатывать и реализовывать свою личную жизненную стратегию, стремиться к Достойной Цели [7-8], подробности см. http://trizland.ru/trizba.php?id=139(http://trizland.ru/trizba.php?id=139). Для реализации этого проекта нужно всего лишь соединить ресурсы индустрии развлечений, инновационной педагогики и венчурного капитала для обучения россиян – детей и их родителей, студентов - навыкам успешной творческой самореализации в жизни (см. http://trizland.ru/projects-toys.php)(http://trizland.ru/projects-toys.php)).
Желаю творческих успехов всем производителям игр!

Литература:

1. Козырева Н.А. Пространство игры и игрушки в изобретательском творчестве// Московская игротека.Вып.3, М., 2003,С.34-45.
2. Путин В.В. Ежегодное послание Федеральному Собранию. 16 мая 2003г.
3. Козырева Н.А. Методика обучения приёмам устранения противоречий на примере запатентованных игрушек «Ванька-Встанька». Тезисы докладов научно-практической конференции «Творчество во имя достойной жизни». Великий Новгород, 11-12 июля 2001г.
4. Козырева Н.А. Обучение инновационной деятельности: от рождения идеи до её воплощения в жизнь. Тезисы докладов международной научной конференции «Система непрерывного экономического образования: проблемы и перспективы». Горный Алтай, 30 июня – 5 июля 2003г.
5. Козырева Н.А. Обучение приёмам устранения противоречий и законам развития систем на примере запатентованных игрушек (из опыта работы в Могилёвской школе развития творческого мышления), с. 134-140 в сб.: Игра и праздник: современные проблемы. Доклады, тезисы, материалы городской научно-практической конференции./С.В. Григорьев, А.С. Фролов. – М.: МГДД(Ю)Т, 2003. – 190с. ISBN 5-8094-0032-9
6. Ренкель А. Москва строит инновационный мир // Изобретатель и рационализатор. 2002. N12, с. 14
7. Козырева Н.А. Всемирная выставка запатентованных игрушек. Журнал «Академия игры». Москва, 2000, с. 117-119
8. Козырева Н.А. Выставка игрушек-изобретений как системообразующий центр для пропаганды и обучения ТРИЗ, ЖСТЛ, РТВ. Тезисы докладов научно-практической конференции «Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей ТРИЗ». Петрозаводск, 18-20 июля 2003г.