Disclaimer: Данная публикация находится в стадии сбора фактологического материала. Будем признательны за получение любой информации касающейся данной темы.





The variety of ways we've found to amuse ourselves in the streets is amazing. At the drop of a hat, we invent games and through sheer determination make them indispensible and legendary. Using whatever is at hand--bottlecaps, a stick, or the ubiquitous spaldeen--city kids though the ages create games that are the envy of any sportsman or marketeer.

http://www.streetplay.com/thegames/



The project took children's experience and older people's memories of games and 'playing out' in the playground and street as a starting point for creative work - storytelling through oral testimony, collecting and sharing games, singing, songwriting, rhythm work, photography, sound recording.

http://www.firebirdtrust.sagenet.co.uk/explorer.htm

http://knigki.ru/demo/book/5787/6.html

Давно забыта и такая игра как "жестка" или "пушок", во всяком случае
так ее называли в нашем дворе. Но, оказывается, в разных районах Москвы она
имела разные названия, хотя смысл был один и тот же. Жестка представляла
собой изделие из круглого кусочка меха с приделанным к нему грузом. Щечкой
одной ноги жестка подбрасывалась вверх, и пока она опускалась вниз, играющий
успевал переступить ногами, как бы сделать маленький шаг на месте, чтобы
повторить удар. Задача состояла в том, чтобы как можно дольше не дать жестке
упасть на землю, после чего очередь переходила к следующему игроку.

Количество подбрасываний, или ударов, запоминалось и суммировалось у каждого
из играющих. Побеждал тот, кто первым набирал заранее установленное число,
ну, скажем, двести. Обычно за один раз средний игрок мог сделать пять-десять
ударов, не больше. Жестка часто улетала в сторону по самым разным причинам:
либо игрок терял равновесие, либо случайно бил по жестке пяткой или носком
ботинка, вместо середины щечки, прямо под самой косточкой. Кстати, когда
жестка попадала своим свинцовым грузом по этой косточке, было страшно
больно. В принципе, эта игра требовала от участников настоящих жонглерских
качеств. И в каждом дворе были свои виртуозы, которые могли держать жестку в
воздухе бесконечно. У каждого настоящего любителя этого занятия была своя
личная жестка, которая изготавливалась самостоятельно. Из шубы, тулупа или
любого мехового изделия, имевшегося дома, вырезался кусок лисы, цигейки,
мерлушки...Естественно, без спроса и так, чтобы не было заметно, то есть из
подвернутой части меха, ближе к подкладке. Из свинца на газу отливался груз
в форме круглой бляшки, в котором проделывались дырочки, как в пуговице.
Груз, который иногда оборачивали в материю, пришивался к меховому кружочку
снизу, к мездре. Мех был сверху. Стабильность полета жестки во многом
зависела от того, как точно она была сделана. Если груз был пришит не совсем
по центру, жестка виляла при падении. Большие размеры и доброкачественность
мехового кружка способствовали тому, что жестка, опускаясь, расправлялась и
замедляла падение, как парашют. А это намного облегчало безошибочность
следующего удара. Если с расшибалкой и с пристеночком боролись участковые
милиционеры, то с игрой в жестку вели беспощадную борьбу учителя и наиболее
активные из родителей. Во-первых, жестка почему-то считалась игрой
недостойной пионеров и комсомольцев, а присущей только шпане, хулиганам,
уркам. Это был главный аргумент, но когда он не действовал, приводились
запугивающие данные о том, что, якобы, длительное увлечение жесткой
неизбежно приводит к грыже. В нашем дворе случаев с грыжей мы не наблюдали,
но утверждать, что эти слухи были чистой выдумкой, не берусь.
Из массовых летних игр, связанных с беготней, поисками и погонями,
прежде всего вспоминаются "салочки", "колдунчики", "пряталки" (или
"прятки"), "двенадцать палочек" и "казаки-разбойники". Пряталки во дворе
были расширенным вариантом малышовых домашних пряток. В данном случае
оговаривались границы, за которые убегать и прятаться запрещалось, иначе
игра теряла смысл. Сперва "сговаривались", то есть определяли, кто будет
"водить". Для этого существовало множество "считалок" , но одна из них,
пришедшая, очевидно, из дореволюционных времен, употреблялась чаще всего -
"На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник,
портной, кто ты такой?". Все становились в круг и считающий с каждым словом
переводил палец на следующего из стоящих в нем. Тот, на ком останавливалась
считалка должен был, не задумываясь выбрать один из перечисленных
персонажей, скажем "сапожник". Считалка повторялась вновь, начиная с
выбиравшего, и тот, на кого падало выбранное слово, должен был "водить", то
есть искать всех остальных. Были считалки и на тарабарском детском языке,
типа: "Эни, бэни, раба, квинтер, финтер, жаба...", а то и с каким-то
местечковым оттенком: "Дора, Дора - помидора, мы в саду поймали вора, стали
думать и гадать, как бы вора наказать, мы связали руки-ноги, и пустили по
дороге, вор шел, шел, шел, и корзиночку нашел, в этой маленькой корзинке
есть помада и духи, ленты, кружева, ботинки, что угодно для души...."
"Водящий" становился лицом к стене или к дереву на открытом
пространстве, желательно в центре двора, и начинал вслух считать до
определенного числа, скажем до пятидесяти, после чего громко произносил
фразу: "Я иду искать, кто не спрятался - я не виноват". За время счета все
остальные прятались кто куда на территории двора. "Водящий" начинал поиск,
все больше удаляясь от того места, где он стоял, ведя отсчет. Его задача
состояла в том, чтобы не просто найти, но и "застукать" кого-нибудь.
Застукивание состояло в том, что "водящий", увидев кого-либо из прятавшихся,
громко выкрикивал его имя и бежал к точке своего "вождения", чтобы стуком
рукой по стене или дереву зафиксировать факт обнаружения. Когда "водящий"
удалялся достаточно далеко от своего заветного места, кто-нибудь из
прятавшихся, выскочив из укрытия, мчался к нему и старался "застукать" сам
себя, чтобы выйти из игры. Иногда "водящий", увидев его в этот момент тоже
бросался бежать и прибегал раньше. Здесь все решал глазомер и умение быстро
бегать. Игра заканчивалась, когда из нее выходили все участники, в следующем
коне "водить" выл должен тот, кого "застукали" первым. Если "водящий" был
нерасторопным и медлительным, ему приходилось выполнять эту задачу по
несколько конов подряд, так как все играющие "застукивали" сами себя. Просто
так прервать игру и уйти домой, не доиграв, не поймав кого-нибудь, "водящий"
не имел права, его не отпускали, доводя иногда до слез.


Еще более жестким вариантом пряталок была игра под названием
"двенадцать палочек". В нее играли обычно дети одного возраста, одного
физического уровня, поскольку более слабого могли "заводить" до
бесконечности. В самом центре двора ставилось устройство, состоявшее из
небольшой доски, под которую подкладывался камень, образовывая как бы
качели, но с неравными плечами, небольшую катапульту. На длинное плечо
доски, лежащее на земле аккуратно складывались стопкой двенадцать небольших
палочек. Перед началом, как обычно, выбирался "водящий". Игра начиналась с
того, что все становились вокруг доски, а кто-то из участников "разбивал",
то есть сильно бил ногой по верхнему короткому концу доски-катапульты.
Разбивание считалось правильным только в случае удара ногой сверху, неловкий
боковой удар приводил к тому, что палочки не летели, а соскальзывали на
землю, частично оставаясь на доске. В таком случае считалось, что
разбивавший "насрал", и он наказывался тем, что должен был "водить". При
хорошем ударе палочки подскакивали высоко вверх и разлетались в разные
стороны, все играющие разбегались прятаться, а "водящий" начинал их спешно
собирать. Как только он находил все двенадцать палочек, он снова клал доску
на место и располагал их на ней, как было в начале. С этого момента он имел
право искать спрятавшихся. При разбивании палочек у "водящего" был один
шанс. Если он умудрялся поймать одну из взлетевших палочек, он называл
кого-либо из участников, делая его "водящим". Процедура повторялась заново.
Окончательный "водящий" начинал искать, постепенно удаляясь от доски с
палочками. Если он замечал кого-нибудь и правильно называл имя, он подбегал
к доске и "застукивал" его, легко прикасаясь к ней ногой. Пойманные выходили
и становились у доски, ожидая, что же будет дальше. Первый из них был
кандидатом "водить" в следующем коне. Но в этой игре существовала
возможность "выручить" пойманных, и каждый из спрятавшихся старался сделать
это. Когда "водящий" отходил слишком далеко от доски, кто-нибудь из играющих
выскакивал из укромного уголка и мчался к ней. Если он добегал до цели
раньше, чем "водящий", он разбивал палочки и все, включая застуканных,
разбегались кто куда, стараясь спрятаться, пока "водящий" не соберет
палочки. Если в момент такого разбивания "водящий" успевал подбежать и
поймать одну палочку, его место занимал герой, старавшийся всех спасти.
Выиграть в эту игру, то есть перестать "водить", было крайне трудно, каждый
кон мог длиться часами, так как кто-нибудь да разбивал палочки выручая всех
застуканных. Игра требовала большой ловкости и развивала настоящее чувство
коллективизма и взаимовыручки, и другие хорошие человеческие качества, о
которых столько пелось в пионерских песнях.
Крайне азартной массовой игрой были "казаки-разбойники", правила
которой не были фиксированными и отличались друг от друга, в зависимости от
условий местности, типа дворов и районов города. Но суть была одинаковой:
играющие делились на две группировки, одна из которых - "разбойники" -
убегали, а другая - "казаки" - их ловили, причем ловили натурально, а не
так, как в прятки. Здесь уже требовалась физическая сила, и поэтому, в
отличие от пряток и двенадцати палочек, в казаки-разбойники играли лишь
парни, девочек старались не брать. "Разбойникам" предоставлялось небольшое
время, чтобы убежать, и затем начиналась ловля. Одним из ограничений в этой
игре были границы, за которые нельзя было заходить. Мы, например, играли в
прямоугольнике, ограниченном Новослободской улицей, Сущевским валом,
Тихвинской улицей и Палихой. При этом допускалось пользоваться теми видами
транспорта, которые там ходили, то есть трамваями и троллейбусами. Обычно и
та и другая команды разделялись на более мелкие группы. Пойманных приводили
во двор и охраняли до тех пор, пока не переловят всех. Игра эта требовала от
участников не только умения быстро бегать, а хитрости и тактического
мышления. Но особое удальство проявлялось в тех случаях, когда
использовались средства общественного транспорта, в первую очередь трамвай.
В послевоенные времена все трамвайные вагоны в Москве были с открытыми
площадками, с подножками, буферами





Игры в 'ножички'
Одна из них называлась 'Земля', играли и мальчики, и девочки. Вычерчивался круг. Его делили на равные секторы по числу игроков, Каждый сектор был 'страной'. Право начать игру определялось считалкой. Игрок пытался воткнуть нож в землю чужой 'страны'. Если нож втыкался, то от нее отрезалась земля и присоединялась к стране играющего, а он получал правона второй удар. Так продолжалось до тех пор, пока нож не падал. Заканчивалась игра, когда один из игроков завоевывал всю землю.
Вторая называлась 'ножички'. Играли двое, и только мальчики. Для игры нужен был песок или мягкая земля. Ножик, поставленный концом лезвия на ладонь, колено, кончики пальцев и другие части тела, бросался в землю так, чтобы он перевернулся на 360 градусов и воткнулся в землю. Каждый бросок имел название: 'плечики', 'пальчики', 'локоток' и т.п. Были и сложные броски, например, 'волосянка': в этом случае нож прислонялся лезвием к волосам надо лбом и резким движением вниз с поворотом на 180 градусов втыкался в землю. Выполнялось 25-30 бросков. После окончания игры победитель через каждый шаг броском втыкал нож в землю, пока тот не падал. А проигравший это расстояние должен был пропрыгать на одной ноге.



'Расшибалка' и 'пристеночка'
Никуда не денешься: игры 'на деньги' были очень популярны у нас! Чаще всего играли в 'расшибалку', меньше почему-то в 'пристеночку'.
В 'расшибалку' играли на ровной площадке. На ней чертилась линия длиной в 1,5-2 метра - 'чира'.
Посредине вычерчивался квадрат со стороной 8-10 сантиметров - 'казёнка'. Сюда ставился 'кон', столбик из монет, одной стороной - орлом или решкой вверх. Каждый играющий ставил на кон одну монету. После этого определяли, кому бить первым. Для этого примерно в 10 шагах от 'чиры' проводилась еще одна черта. Отсюда бросали биту за 'чиру'. Первым бил тот, чья бита была ближе всех к 'чире'. Тот, у кого бита не долетала до 'чиры', из кона исключался, и монета ему не возвращалась. Если кому-то удавалось попасть в казну, он все монеты забирал себе. Игрок бил по монетам битой, а те, что перевернулись, забирал себе. У каждого игрока была своя бита. От ее качества зависела успешность игры. Делали ее чаще всего из царских пятаков, иногда отливали из свинца.
В 'пристеночку' играли несколько человек. Игрок, зажав монету между пальцами, ударяет ее ребром по стенке. Она отлетает и падает на землю. Следующий играющий пытается ударить так, чтобы его монета упала близко от первой. Если он, поставив один палец на свою монету, может достать другим до второй монеты, то выигрывает ее.
Эта игра, между прочим, описана в 'Кортике' у Анатолия Рыбакова - само собой понятно, что играли в нее с большим азартом не только арбатские мальчишки! Кстати, с играми на деньги, как до войны, так и сразу после нее, активно боролась милиция.
Были у нас и другие игры, и небезопасные, с огнем, например - 'жахалки' и 'поджиги'. Но не стану приводить здесь их правила: боюсь, что не поблагодарят меня мамы юных читателей за подобные 'инструкции'! Что-то стерлось из памяти. Наверняка кто-то помнит больше. Было бы интересно, уважаемая 'Вечерка', если бы откликнулись старые москвичи, вспомнили, во что они играли, когда были мальчиками и девочками:.




Штандер -- детская игра с мячом, популярная в 50-60-е годы.
Плохо помню подробности, но было что-то вроде:
становились в круг, водящий запускал мяч вверх, пока мяч летит -- надо было разбежаться как можно дальше. Водящий должен был поймать подброшенный мяч, когда ловил -- кирчал: "Штандер-стоп!". Все должны были замереть. Потом водящий кидал мяч кому-то из застывших игроков, тот должен был поймать. Если не ловил -- становился водящим.


Ну здрасте, я в нее все 80е играла. :) Штандер-стоп, пока мяч летит вверх, все разбегаются, когда водящий поймал - кричит стоп. Потом он должен определить, сколько шагов до кого-либо, и этот кто-либо должен подойти на это кол-во шагов. После чего водящий кидает в него мяч, если попал - меняются ролями. Надо было забежать за угол, чтобы водящий тебя не видел.

------------------------------------------------------------

давайте восстановим правила в точности

Разметка: На асфальте чертится линия, от нее отсчитывается шагов 10-20 и на земле чертится круг диаметром около 2-3 метров (радиус отмеряли палкой) это "зона", в центре круга ставились несколько железных банок одна на другую.

Водящий "вода": Из команды выбирается один водящий. В начале игры все кидают свои палки в банку и водит тот чья палка упала дальше всех.

Бита "палка": Биты изготавливались из сломаных клюшек, или черенков от лопат, для увесистости некоторые обивали их жестью. Вообще по крутизне биты определялся и статус игрока, поэтому все парились над ними как могли.

Первый этап игры "городки" - все поочереди кидают палки в банку, тот кто попал получает очки. Задача водящего была собирать и ставить все банки обратно. После бросков всех игроков начинался второй этап игры.

Второй этап игры "салки": На этом этапе задача всех игроков забрать свои палки и вернутся за линию. Задача водящего - осалить игроков своей битой и сбить банки. Осаленый становился водящим. Команда игроков стремится сбить банки, чтобы отвлечь водящего (он их должен собирать и ставить) и дать возможность всем игрокам собрать свои палки (например, те что лежат близко к банке).

Звания: по количеству сбитых банок (очков) каждому присваивались звания, начинали все с "рядовых", дальше шли "сержант", "подполковник", "полковник", "маршалл" и самое крутое "генерал". В соответсвии со званием давались привелегии при игре, допустим "генерала" нельзя было салить вообще. Остальные я уже не помню точно что давали.

Превращалось это обычно в дворово-жесткую смесь грубого фехтования и беспощадных салок, причем получить можно было конкретно, синяки на коленях и руках - это даже не считалось за урон. Я помню одного парня увели домой с переломом голени.

-------

У нас игра велась по несколько другим правилам.

банка была одна и при попадании в банку ты переходил на другое звание - чем выше звание тем ближе к банке, плюс всевозможные варианты привелегий.....
нельзя салить с битой, нельзя салить без биты...,
а водящего выбирали......,кто дальше кинет биту с ноги.. т.е.
одним концом бита ставится на носок ноги, за другой придерживается рукой и кидается махом ноги..., у кого бита упала ближе всех к линии броска тот и водил...
я больше всего не любил когда попадали битой по пальцам.больно блин....


Да, у нас тож так:
чертились несколько линий и каждый раз, когда банку сбиваешь соответственно приближаешься к банкам.
Вот только нада вспомнить сколько званий и как можно сались в соответствии с ними.

вспомнил!
если сбиваешь банку - на шаг ближе можно подходить, каждый еще отсчитывал свои шаги перед броском
и игра заканчивается когда ты приближался настолько, что мог просто сбить банку не выпуская палку из рук


вот здесь многое посмотрите....

http://www.7682.ru/games_out/
http://www.7682.ru/games_table/
http://www.7682.ru/games_toy/
http://www.7682.ru/comp/



Skully is a children's game played on the streets of New York City. On the street in chalk a skully field is sketched for an impromptu match of 2-6 players. (Sidewalk is sometimes used as this is safer with heavy traffic but the asphalt on a typical street makes for a much smoother pitch than pockmarked sidewalk.) http://en.wikipedia.org/wiki/Skulley



Очень хорошая подборка http://www.76-82.ru/games_out/


Подвижные игры http://rules.net.ru/vpodv.php(http://rules.net.ru/vpodv.php)


Tug of war or tug o' war, also known as rope pulling, is a sport that directly pits two teams against each other in a test of strength.


http://en.wikipedia.org/wiki/Tug_of_war(http://en.wikipedia.org/wiki/Tug_of_war) http://www.gamekids.com/games3.html(http://www.gamekids.com/games3.html)