НАСТОЛЬНО-СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ: СИСТЕМЫ И ИЗДАТЕЛИ. ИСТОРИЯ НСИ.

Антон Требунский (), вступление: Антон Карелин ()

Основное Копилка Голливуда | Выбираем систему | История НСИ
Дополнительно Разработчики и издатели | Ссылки по теме | Об авторе – Антон Требунский
Материалы по теме Тенденции индустрии НСИ | Социальные аспекты НСИ | Использование НСИ в обучении
Смотри так же: Определение | Что это такое? | Основные аспекты НСИ | Ролевые игры | Ролевые игры живого действия

Копилка Голливуда
В наше время мировая культура переживает бум всего фантастического. Fantasy и научная фантастика, мистика и хоррор прочно укоренились в массовой культуре. Практически невозможно представить нашу жизнь без вампиров, космических сражений, великих воинов и магов. Все эти архетипы и типажи не только развлекают нас, но и выполняют определенные психологические и социальные функции, влияют на культуру и менталитет (подробнее об этом см. статью “Игры и современная культура”).
Но мало кто знает, насколько серьезно на развитие нынешней массовой культуры повлияли ролевые игры (в особенности, настольно-словесные). А ведь именно они проработали и развили все те направления, на которых сейчас настоящий бум, например, в Голливуде. Люди по всему миру десятилетиями играли в игры, внося в них улучшения и дополнения – развивая общую жанровую культуру. И впоследствии из этой копилки начали брать все, кто о ней узнавал – и даже те, кто использовал наработки игровой культуры неосознанно.
Например, всемирно известная игра Fallout многим обязана ролевой системе GURPS, которая на протяжении десятилетий прорабатывала – среди прочих тем – популярную постапокалиптическую, создав тем самым базу для появления компьютерного хита.

GURPS
Мало кто из любителей компьютерных игр хотя бы подозревают, что знаменитый Fallout своей ролевой механикой обязан GURPS.

Блокбастеры серии “Другой мир” (“Underwold”) очень многое взяли из игры Vampire: The Masquerade. Разработчики игры даже подали в суд на кинокомпанию, т.к. сходство действительно высоко, а разница в качестве – далеко не в пользу фильма.

Underworld
В фильмах серии “Underworld” вампиры сражаются против оборотней… Как говорится, “найдите десять отличий”!

В “Пиратах Карибского моря”, авторы использовали игровой багаж “знаний” о проклятых существах (неупокоенных, undeads), что придало фильму немало плюсов. Например, мертвые спокойно гуляют по дну, т.к. воздух для дыхания им не нужен – отсюда родилась красивейшая сцена фильма. Или, комический персонаж гоняется по кораблю за своим глазом, т.е., грамотно обыграны свойства нежити – а эти свойства разрабатывались и уточнялись годами в игровых системах.

Пираты Карибского Моря
“Пираты Карибского моря”. Еще одна кино-серия, в которой заметно благотворное влияние культуры ролевых игр.

Подобные примеры можно приводить не десятками, а сотнями и тысячами. Книг в жанре фантастики, fantasy и мистики, написанных под влиянием игровой культуры, не перечесть. Более того, немало книг, написанных непосредственно по играм (их литературная ценность спорна, но влияние на умы они оказывают).
Ролевая культура устроена так, что подробно разрабатывает и развивает новейшие тенденции современной массовой культуры (главным образом, в области всего фантастического). Это, образно говоря, лаборатория или кузница, в которой возникают и проверяются на прочность идеи, которые затем ретранслируются на весь мир.
Поэтому, Голливуд еще долго будет брать идеи из “копилки НСИ”, и в этом от него не отстанут ни разработчики компьютерных игр, ни индустрия литературной фантастики. Но даже при таком повсеместном использовании, множество “богатств” так и остаются в кладовых ролевой культуры. И познакомиться с ними, испытать себя в игре – в ваших силах.

В этом разделе вы сможете узнать:

  • какие системы настольно-словесных игр существуют в мире;
  • как выбрать систему для игры;
  • погрузиться в четкое и подробное исследование истории НСИ;
  • получить ссылки на всех основных Издателей и на все наиболее интересные существующие системы.

Выбираем систему для игры
Если Вы ищете приключений в жанре «высокой фэнтези», то линейка игр AD&D – D&D – это именно то, что Вам нужно. Бесплатно распространяемые материалы можно найти здесь
(http://www.wizards.com/default.asp?x=dnd/downloads).
Если Вам больше по душе научная фантастика, то, пожалуй, Вам нужно обратиться к Traveller20 или GURPS Traveller.
Если Вас привлекают приключения в жанре «хоррор», то Call of Cthulhu – одна из единственных «хоррор-НСИ», завоевавшая и сумевшая удержать популярность. Скачать бесплатные облегченные вводные правила игры можно здесь (http://www.chaosium.com/forms/coc_quick_start_bw.pdf).
Если Вас интересуют игры в шпионов (или, наоборот, в контрразведчиков) то Spycraft RPG – наиболее подходящий выбор (http://www.spycraftccg.com/rpg/products.htm).
Если Вы хотите погрузиться в мистический мир вампиров, оборотней, призраков и прочих существ, бок о бок соседствующих с людьми, Вам подойдет практически любая линейка игр от White Wolf Game Studio (http://www.white-wolf.com/). Наиболее известным брэндом является Vampire: The Masquerade. Бесплатно скачать краткие правила можно тут, а здесь можно найти множество аксессуаров (карточки игрока, дополнения к правилам и т.д.)
Если Вас привлекает мрачное будущее постапокалипсиса или земля, пережившая тяжелую катастрофу и навсегда изменившая свой облик – их Вам обеспечат таки системы, как deadEarth, Shadowrun, Torg, Rifts.
Если Вы хотите сыграть в героев комиксов или кино – лучшим выбором будет игра Mutants & Masterminds (http://www.mutantsandmasterminds.com).
Если Вы хотите получить свою порцию здорового смеха, отдохнуть от серьезности и пафосности других систем – Вам нужно освоить такие системы, как Toon, Munchkin или Paranoia (http://www.sjgames.com/toon, http://www.sjgames.com/munchkin/rpg, http://www.mongoosepublishing.com/home/series.php?qsSeries=19).
Если же Вы не желаете тратиться на многочисленные книги правил и аксессуары, то сайт John H. Kim's Role-Playing Game Page предлагает большой список бесплатно распространяемых в электронном виде НСИ самых разнообразных стилей и жанров. 

История НСИ: Рождение
Официальная история НСИ берет начало в 1974 году, когда в США компанией TSR, Inc. был издан легендарный первый набор правил игры «Драконы и Подземелья» (Dungeons & Dragons, сокращенно D&D). Авторами системы были два любителя настольных стратегических игр - Гэри Гайгекса (E. GaryGygax) и Дэйва Арнесона (DaveArneson). Среди своих «вдохновителей» Гайгэкс называл «Хоббита» Дж. Р. Р. Толкина, «Умирающую Землю» Дж. Вэнса, сериал про город Ланкмар Фрица Лейбера, сериал про Конана Роберта И. Говарда и ряд других приключенческих книг в жанре фэнтези.
Хотя в первый год и было продано всего лишь 1 000 экземпляров игры, перспективы были настолько очевидными, что Гайгэкс и Ко активно начали расширять ассортимент продукции. Успех превзошел все ожидания – до самого своего банкротства в 1996 году TSR, Inc. оставалась лидером мирового рынка настольных игр.

Гери Гейкес
Гэри Гайгекс – один из отцов-основателей НСИ, создатель AD&D и многих других игр. Долгое время возглавлял TSR, Inc.

Невзрачный буклет
Именно этот невзрачный буклет и породил феномен ролевых игр. Хотя сейчас он и выглядит как «доисторическое ископаемое»,он переиздавался столько раз, что даже компания-издатель не имеет точных данных о тираже.

Естественно, что на фоне успеха D&D немедленно возникли подражатели, стремящиеся урвать кусок пирога и себе. Так возникли «клоны» D&D – такие игры, как Tunnels & Trolls, Chivalry & Sorcery, The Complete Warlock и т.д. Так или иначе, все они использовали схожую с D&D игровую механику, концепцию персонажей и их развития и т.д. (игру Chivalry & Sorcery, кстати, из-за ее невероятно детализации в области игровой механики и мира, можно считать одной из самых сложных игр в истории НСИ).

История НСИ: первые конкуренты D&D
На фоне этих систем-подражателей заметным событием стал выход в 1975 году игры Empire of the Petal Throne, авторства профессора М. Баркера (кстати, первую редакцию правил Empire of the Petal Throne выпустила все та же компания TSR, Inc.). В отличие от прочих фэнтезийных НСИ, основанных на традиционной европейско-рыцарской тематике, мир этой игры имел сильный «привкус» ацтекской культуры и отличался детальной проработкой в области географии, истории, культуры и даже лингвистики. Пожалуй что и до сих пор не найдется игровой мир, способный переплюнуть Текумель (мир игры профессора Баркера) в области детализации.
Ролевые игры недолго оставались исключительно царством фэнтези. В 1977 году компания Games Design Workshop выпустила игру Traveller, действие которой разворачивается в отдаленном будущем, где землянам удалось выйти в космос и основать огромную межзвездную империю, противостоящую множеству инопланетных рас. Одним словом, традиционный набор элементов космической оперы. Стоит заметить, что большинство других игр в жанре научной фантастики практически никогда не добивались такого успеха, который выпал на долю Traveller (исключением может быть разве что Star Trek RPG, популярность которого во многом базируется на популярности телесериала, а также ряда видеофильмов и книг).

История НСИ: «Охота на ведьм»
В конце 70-х годов (в течение трех лет) TSR, Inc. выпускает базовый набор правил новой линейки игр – Advanced Dungeons & Dragons (AD&D), вновь добиваясь невероятного успеха. Период конца 70-х и 80-е годы на Западе принято называть «золотым веком НСИ». Множатся компании-разработчики и издатели, создаются десятки и даже сотни ролевых систем. Но вместе с популяризацией хобби приходят и неожиданные сложности…
Несколько случаев самоубийства среди подростков, так или иначе причастных к миру НСИ, в конце 70-х – начале 80-х годов привели к созданию образа НСИ, как опасного хобби, участники которого якобы практикуют черную магию, сатанизм, оккультные ритуалы и даже человеческие жертвоприношения. Особую роль в создании подобного образа сыграла самопровозглашенный «частный детектив и эксперт в области НСИ» Пэт Пуллинг (Pat Pulling). Ее сын Ирвин Ли Пуллинг покончил с собой с помощью пистолета матери 9 июня 1982 года. Хотя впоследствии выяснилось, что во многом в смерти мальчика был виноват неблагоприятный психологический климат в семье, образ НСИ в массовом сознании был надолго искажен.
Пэт Пуллинг создала ассоциацию BADD (Bored Against Dungeons & Dragons), куда вошли не менее занимательные образчики подобного рода специалистов. С помощью этой ассоциации Пуллинг начала крупномасштабную кампанию против «сатанизма и ролевых игр». Она оказывала содействие официальным органам в расследовании дел, связанных с оккультизмом или ролевыми играми (помимо этого, получая оплату за многочисленные семинары и обучающие курсы). Пуллинг неоднократно выступала на радио и телевидении, вела публичные лекции и написала книгу «Паутина Дьявола» (The Devil’s Web).
Обеспокоенные негативным восприятием НСИ общественностью, Ассоциация Производителей Игр (Game Manufacturers Association, GAMA) заказала собственное расследование деятельности BADD и Пуллинг, результатом которого стал знаменитый доклад Майкла Стэкпоула ‘The Pulling Report’, раскрывший манипуляции BADD с общественным мнением и, в частности, ряд случаев искажения фактов в отношении НСИ. Также, был создан «Комитет по продвижению НСИ» (The Committee for the Advancement of RPGs, CAR-PGa).

История НСИ: «Золотой век»
Невзирая на все усилия Пуллинг и ей подобных, рынок НСИ рос год от года (есть сведения, что во время пика активности BADD объем продаж TSR, Inc. увеличился чуть ли не в 4 раза!). Пресловутый «золотой век НСИ» дал нам многие популярные системы, которые во многом определили лик современных НСИ:
«Зов Ктулху» (Call of Cthulhu), изданный в 1981 году компанией Chaosium Inc. В основе этой игры лежит широко популярное среди любителей литературы «хоррор» творчество Г.Ф. Лавкрафта (Cthulhu Mythos). Персонажи расследуют таинственные происшествия, связанные с деятельностью лавкрафтовских Древних Богов и их жрецов. Эта система во многом ориентирована на исследовательские и детективные сюжеты, нежели на бои или традиционное «убей монстра – забери сокровища». Забавным (и наиболее известным) элементом системы является характеристика персонажа под названием «Психическое здоровье» (Sanity), которое начинает уменьшаться по мере знакомства героя с ужасами Древних Богов или с игровыми магическими ритуалами. Система популярна до сих пор и на данный момент переживает уже шестую редакцию правил. Кроме этого, компания ChaosiumInc. выпустила ряд игр, основанных на творчестве знаменитого английского писателя Майкла Муркока – Corum, Stormbringer и Hawkmoon. Игровую систему, лежащую в основе всех вышеперечисленных систем (в том числе и Call of Cthulhu) принято называть Basic Role-Playing.
Не меньшую популярность принесла компании ChaosiumInc. и игра Runequest (издана в 1978 году). Действие игры разворачивается в мире Глоранта (Glorantha), который находится на достаточно низком уровне технического развития (приблизительно Бронзовый век земной истории), но в котором значительной движущей силой являются монстры, магия и боги. Созданный мир был настолько привлекателен для аудитории, что игра выдержала три редакции и в 1984 году была перекуплена компанией Avalon Hill. Кроме того, сторонними компаниями впоследствии были созданы игры, действие которых также разворачивается в мире Глоранта: Hero Wars (2000, Issaries, Inc.) и HeroQuest (2003, Issaries, Inc. и Steve Jackson Games).
До сих пор остается на рынке и компания Palladium Books, стартовавшая в 1981 году выпуском игры «Вторжение Механоидов» (The Mechanoid Invasion). Однако подлинный успех к PalladiumBooks пришел после издания Palladium Fantasy Role Playing Game в 1983 году (игра в жанре фэнтези) и Rifts (игра в смешанном жанре научной фантастики и фэнтези, действие которой разворачивается на Земле будущего, пережившей разрушительный катаклизм, привнесший в наш мир магию и волшебные существа), изданной в 1990 году. PalladiumBooks известна также и множеством других ролевых игр (Nightbane, Beyond the Supernatural, Ninjas & Superspies, After the Bomb RPG и т.д.), а также значительным количеством книг, описывающих миры этих ролевых игр. В основе практически всех игр от PalladiumBooks лежит одна и та же механика, что позволяет говорить о попытках создания универсальной системы еще до появления системы GURPS (см. далее).
Популярным сейчас НСИ в жанре «супергероев» дала старт игра «Воители» (Champions), выпущенная компанией Hero Games в 1981 году. Сразу же за ней, распознав малоосвоенные еще пространства рынка, были выпущены игры Marvel Superheroes (1984, TSR, Inc.) и DC Heroes (1985, Mayfair Games), действие которых разворачивается в мире комиксов компаний Marvel и DC соответственно. Успех этих игр способствовал развитию не только жанра «супергероев», но и играм, основанным на различных комиксах и/или телесериалах (т.н. “merchandise”).
Во многом это говорило о том, что TSR, Inc. со своими системами AD&D и D&D постепенно теряет монополию на рынке НСИ, результатом чего становится рост интереса к играм других жанров (упоминавшиеся выше «супергероические» игры; игры, основанные на «теории заговоров»; научно-фантастические игры или игры, попадавшие сразу в несколько тематических категорий).
В богатом на рождение «звездных» НСИ 1984 году была создана известным игровым дизайнером Грегом Костикяном (Greg Costikyan) из компании West End Games культовая игра «Паранойя» (Paranoia). В отличие от прочих НСИ, серьезных и зачастую пафосных, это была игра юмористическая (точнее говоря, это была сатира на западное общество, боявшееся ядерной войны, боявшееся, что компьютеры возьмут верх над людьми и боявшееся «красной угрозы»). Если прочие игры требовали от игрока сотрудничества в достижении целей персонажей, то «Паранойя» требовала обратного… Действие игры разворачивается в не особо далеком будущем после ядерного конфликта. Персонажи игры – жители подземного бомбоубежища «Комплекс Альфа» (Alpha Complex), управляемого «сошедшим с ума» Компьютером, требующим от них абсолютного подчинения в духе романа Дж. Оруэлла «1984», постоянных доносов друг на друга и поисков предателей-коммунистов, шпионов и мутантов. Каждый игрок играл не одного персонажа (как в большинстве прочих игр), а целых шесть(!). Правда, пять из них были клонами первого, которые вступали в игру после смерти предшественника. И стоит заметить, что смерти персонажей в игре были обыденным явлением. «Паранойя» получила множество положительных отзывов обозревателей, нашла огромное количество восторженных поклонников и пережила несколько редакций и переизданий.
В том же 1984 году компания Iron Crown Entertainment (I.C.E.) издает игру Middle Earth Role Playing (или сокращенно MERP), основанной на знаменитой трилогии Дж. Р. Р. Толкина «Властелин Колец». Компанией было выпущено множество игровых пособий и сценариев приключений, что позволило MERP некоторое время занимать вторую позицию в списке популярных НСИ, уступая лишь суперпопулярной системе AD&D от TSR, Inc. Система MERP часто критиковалась (вполне обоснованно) за «утрату духа произведений Толкина» и «перенасыщенность игрового мира магией». В 1997 году компания I.C.E. стояла на грани банкротства и была вынуждена расстаться с лицензией на производство игр по мотивам произведений Дж. Р. Р. Толкина, чтобы поправить свое финансовое положение. В настоящее время компания занимается развитием достаточно популярной НСИ Rolemaster (впервые издана в 1980 году), к которой также было издано множество дополнительных игровых материалов.
1986 год был отмечен появлением двух систем – Harnmaster (1986, Columbia Games) и GURPS (1986, Steve Jackson Games).
Harnmaster, хотя и не получил огромной – подобно AD&D – популярности, долгое время был любим публикой за тщательно проработанный мир Harn (напоминающий средневековую Англию, приправленную магией, богами и фэнтезийными существами) и большое количество изданных сценариев приключений и дополнительных книг правил, в которых мир раскрывался пред игроками еще ярче. На нынешний момент система Harnmaster выдержала четыре редакции правил и по-прежнему удерживает внимание аудитории своих поклонников.
Куда более интересным (и важным) для развития НСИ оказался выход на рынок другой системы – GURPS от Steve Jackson Games. GURPS – аббревиатура, расшифровывающаяся как Generic Universal Role-Playing System (Общая Универсальная Система Ролевых Игр). Попытки создать единую систему НСИ, которая позволяла бы создавать приключения в любом жанре – от «фэнтези» до «космической оперы», предпринимались и раньше, но только Стиву Джексону удалось добиться успеха. Причинами были: простота игровой механики, окончательный отказ от системы классов (профессий) персонажа в пользу системы навыков, и обилие книг-источников (т.н. sourcebooks) по множеству миров. Эти книги-источники покрывают не только все многообразие игровых жанров и миров (Fantasy, Alternative Earths, Voodoo, Mecha, Black Ops, Greece, Steampunk, Low-Tech и т.д.), но и конвертируют ряд других популярных игровых систем под систему GURPS (Vampire: the Masquerade, Traveller, Werewolf: the Apocalypse, In Nomine, Car Wars и т.д.) или описывают в рамках системы GURPS различные популярные миры фантастических книг, кинофильмов или телесериалов (Conan, Prisoner, Lensmen, Discworld, Horseclans и т.д.). В 2004 году вышла 4-ая редакция правил системы.

ГУРПС
Первая универсальная ролевая система – GURPS (на иллюстрации: 4-ая редакция правил, 2004 год), кроме собственно книг правил предлагала игрокам окунуться в множество миров, созданных воображением сторонних авторов (Discworld, Prisoner, Horseclans и т.д.)

Некоторые исследователи истории НСИ выделяют сложившуюся во время «золотого века» Большую Четверку компаний-издателей игр: SteveJacksonGames, WestEndGames, PalladiumBooks и, кончено же, TSR, Inc.
Из событий, не связанных непосредственно с игровыми системами и издательствами, стоит выделить создание в 1981 году RPGA – Ассоциации Ролевых Игр (Role-Playing Games Association) компанией TSR, Inc. Ассоциация помогла многим игрокам найти единомышленников по хобби, способствовала в целом росту индустрии НСИ и укрепляла позиции TSR, Inc. в частности. Также, в рамках RPGA активно начали проводиться разнообразные конвенты и турниры поклонников НСИ.
Другим способом укрепления позиций для TSR, Inc. было издание в 1989 году новой редакции правил AD&D – так называемой «второй редакции» (AD&D 2nd edition). До самого 2000 года «вторая редакция» была самой популярной игровой системой на рынке.
Однако, близились новые времена.

История НСИ: Игра становится литературой
В 1987 году компанией Lion Rampant была выпущена система Ars Magica («Искусство Волшебства»), авторства Джонатана Твита и Марка Рейн-Хэгена (Jonathan Tweet, Mark Rein*Hagen). Система отличалась высокими требованиями к созданию персонажа-мага, а в качестве мира игры использовало магическое Средневековье. Хотя маги были весьма могущественны, для равновесия игроки создавали сразу несколько персонажей, часть которых были обычными слугами, воинами и т.д. Таким образом, в руках игроков находилась целая группа персонажей, из которых можно было выбирать наиболее подходящих для текущего приключения. Группу персонажей (shared characters) можно считать новаторским шагом в развитии НСИ. В 1992 году права на игру были куплены компанией White Wolf, Inc., а в 1996 – перекуплены компанией Atlas Games. Кстати, Ars Magica является первой западной НСИ, локализованной в России под названием «Искусство Волшебства».
В 1991 году на GenCon (одном из самых больших конвентов любителей НСИ) состоялась презентация новой игры Марка Рейн-Хэгена – Vampire: The Masquerade («Вампир: Маскарад»). Так было положено начало широко популярным сейчас линейкам игр в Мире Тьмы. Рейн-Хэген основал компанию WhiteWolf, Inc., ставшую на данный момент одной из самых популярных компаний-издателей НСИ (сейчас компания называется White Wolf Game Studio).
Мир Тьмы, созданный воспаленным воображением Рейн-Хэгена – это практически наша с вами Земля, за одним небольшим исключением. Бок о бок с людьми живут и действуют разнообразные силы: вампиры, оборотни, призраки, маги, демоны, феи и т.д. Мир Тьмы, как следует из названия, был мрачен и жесток; жанр, к которому относится данная игра, сам Рейн-Хэген охарактеризовал как готик-панк, готический панк (gothic-punk).
Игры компании White Wolf приобретают множество поклонников каждый день, причем не только в сфере НСИ, но и в сфере ролевых игр живого действия (LARP, или в данном случае Mind’s Eye Theatre). К числу линеек игр в Мире Тьмы относятся: Vampire: The Masquerade; Werewolf: The Apocalypse, Mage: The Ascension; Changeling: The Dreaming; Demon: The Fallen; Hunter: The Reckoning; Vampire: The Dark Age; Werewolf: The Wild West; Wraith: The Oblivion; Mummy: The Resurrection и т.д.
В играх Мира Тьмы основное внимание уделяется созданию образа персонажа, его привычек и интересов, ведь сами игры рассчитаны в первую очередь на фанатов этой мрачной субкультуры, получившей название «готической». То, что данные игры инспирируют в игроках тщательную прорисовку персонажа, умение сделать его живым и объемным, соответствующим миру и духу игры сделало Storyteller System (систему, объединяющую игры компании) знаменем «борцов с наследием wargames в НСИ», подразумевая близость предлагаемой WhiteWolf, Inc. системы и методики игры к литературному творчеству.
В 2004 году компания предприняла ревизию правил системы, которые были разбросаны по многочисленным изданным книгам, привела к логическому завершению сюжетные линии игр линеек Мира Тьмы и издала новую The Storytelling System, под которую выпущены игры Werewolf: The Forsaken, Mage: The Awakening и Vampire: The Requiem.

Вампиры маскарадВампиры маскарад
Для авторов Vampire: TheMasquerade ролевые игры были ближе к литературе, чем к сомнительному подсчету очков опыта за убийство очередного противника. И это одна из причин растущей популярности игр компании WhiteWolfInc. На рисунках: обложка книги правил и компьютерной игры“VTM: Bloodlines”.

Если говорить об атмосфере игр, то с конца 80-х – начала 90-х годов отчетливо вырисовывается интерес к «мрачным» играм – Мир Тьмы, разнообразные киберпанковские системы (среди самых известных – Cyberpunk 2020 от R.Talsorian Games, 1988) или системы, где Земля переживает разнообразные виды апокалипсисов и выжившее человечество пытается выжить на останках прежней цивилизации (стоит упомянуть Shadowrun от компании FASA, 1989). Растет популярность игр, посвященных разнообразным теориям заговора, играм, основанным на идеологии New Age. Не менее популярна и тематика войны различных сверхъестественных сил, сокрытых от взгляда людей.

История НСИ: Эксперименты в НСИ
Если же рассуждать о развитии характера игр и игровой механики, то последнее десятилетие прошлого века – период экспериментов в мире НСИ. При этом вектор развития направлен в область совместного творчества игроков и мастера и постепенного перехода контроля за игрой из рук последнего к игрокам (т.н. «игры совместного творчества», collaborative role-playing).
Первыми шагами к «совместному творчеству» были такие системы как Fuzion (1997, R.TalsorianGames) и FUDGE (1995, Grey Ghost Press).
Система Fuzion была создана на базе двух других систем – Interlock (использовавшейся в ряде игр компании R.TalsorianGames) и Hero (использовавшейся компанией HeroGames). Основной отличительной особенностью Fuzion является возможность ее легкой и быстрой настройки в зависимости от требований жанра игры или мастерских запросов. Существует множество дополнительных правил, которые могут быть по желанию мастера «включены» в игры или не менее безболезненно «выключены».
Апофеозом настраивающейся по желанию игры стала система FUDGE, которая более похожа на пособие «Сделай-сам-игру-в-собственном-вкусе». Мастер может – в зависимости от того, какую игру он хочет провести – добавить или убрать характеристики персонажей, ввести или отменить магию, паранормальные способности и т.д.
Другим направлением для экспериментов была попытка отказаться от традиционных игральных костей («кубиков», «дайсов») в качестве определителя фактора случайности. Подобным образом возникали разнообразные системы, где для фактора случайности вообще не было места (например, Amber Diceless Role-playing (1991, Phage Press). Игры, наподобие Dragonlance: The Fifth Age (1998, TSR, Inc.) или Agent X (1999, Mind Interactive) использовали в качестве генератора случайностей специальные колоды карт, но особого успеха не имели. Были и системы, объединяющие кубики и карты, как например – Torg (1990, WestEndGames). Но, как представляется, будущего подобные проекты не имеют.
Значительной вехой на пути развитии НСИ «совместного творчества» было возникновение системы Donjon (Anvilwerks, 2002). Она в значительной мере переворачивает традиционные представления о НСИ. В этой игре, к примеру, если игрок совершил успешное действие по поиску секретной двери, то он может – даже вопреки желанию мастера – заявить, что «дверь есть» и это станет фактом, с которым надо будет смириться остальным участникам игры.
На данный момент пионером в этой области можно пожалуй назвать систему My Life with Master («Моя жизнь с Хозяином») компании Half-Meme Press, выпущенную в 2003 году.

История НСИ: Падение колосса
Из крупнейших событий десятилетий, последовавших за Золотым Веком, следует назвать банкротство TSR, Inc. в 1996 году и покупка павшего колосса в 1997 году компанией Wizards of the Coast (сумевшей подчинить себе рынок коллекционно-карточных игр с помощью Magic: The Gathering).
Следующие четыре года книги по-прежнему выпускались под лейблом TSR, Inc., но состав авторов постепенно менялся. А в 1999 году уже сама компания WizardsoftheCoast была куплена гигантом в области индустрии развлечений – компанией Hasbro. 2000 год стал этапным для развития НСИ, как когда-то 1974 или 1984. Новое руководство решило не медлить с давно ожидаемыми реформами и в 2000 году TSR, Inc. окончательно приказала долго жить, а WizardsoftheCoast (теперь уже подразделение Hasbro) объявили о долгожданном выходе третьей редакции правил AD&D.
Чтобы обозначить новый шаг в развитии, было решено вернуться к названию Dungeons & Dragons (хотя, по сути дела, правила D&D 3rd edition были дальнейшим развитием линейки AD&D). Были отменены многие игромеханические условности прошлого (как один из наиболее ярких примеров – теперь персонаж любой расы может быть паладином), вернулись классы из прошлого (монах, варвар), была создана концепция «престижных классов», унифицировалась игровая механика. Авторами системы были Jonathan Tweet, Monte Cook и Skip Williams. В 2003 году была издана так называемая «третья-с-половиной редакция» (D&D 3.5 edition), в которой исправлялись некоторые ошибки издания 2000 года.

История НСИ: Новая эра
Одним из главных достижений WizardsoftheCoast было создание Открытой Игровой Лицензии (OGL, Open Game License), позволяющей любым сторонним издателям использовать базис механики нового D&D (т.н. «система d20», d20 System) для создания собственных продуктов. В одночасье возникло множество компаний-однодневок, пытавшихся добиться популярности на волне успеха новой редакции и Открытой Игровой Лицензии.

Д20
d20 System – система, призванная объединить игроков всего мира или…? Спустя шесть лет после ее создания дать ответ на этот вопрос все еще не просто.

Некоторые компании-ветераны не побрезговали выпустить конверсии собственных систем под d20 System (как, например, Call of Cthulhu d20), но это были одноразовые попытки, не повлекшие за собой дальнейшего развития (как этого можно было ожидать, памятуя успех конверсий под систему GURPS).
Сейчас нельзя однозначно утверждать, к каким результатам приведет глобализация рынка НСИ. Многие видят в ней исключительно положительные моменты, некоторые предсказывают «вырождение жанра» в связи с отсутствием пространства для творчества.
Тем не менее, как индустрия развлечений, НСИ пока лишь набирает все новых и новых поклонников и не дает поводов для пессимизма аналитиков.

Разработчики и издатели

Wizards of the Coast (D&D) http://wizards.com/dnd
Steve Jackson Games (GURPS, Toon, Munchkin) http://www.sjgames.com
Chaosium Inc. (Call of Cthulhu, Stormbringer, Hawkmoon) http://www.chaosium.com/
Brittannia Game Designs (Chivalry & Sorcery) http://www.britgamedesigns.co.uk/
Mongoose Publishing (Paranoia) http://www.mongoosepublishing.com/
Guardians of Order (Tekumel: Empire of the Petal Throne) http://www.guardiansorder.com
Hero Games (Champions) http://www.herogames.com/
R.Talsorian Games (Fuzion, Cyberpunk 2020) http://www.talsorian.com/
I.C.E. (Rolemaster, ранее MERP) http://ironcrown.com
Columbia Games (Harnmaster) http://www.columbiagames.com/
West End Games (d6 System, Torg, ранее Paranoia) http://www.westendgames.com/
Palladium Books (Rifts, ранее Teenage Mutant Ninja Turtles) http://www.palladiumbooks.com/
White Wolf Studio (The Storytelling System) http://www.white-wolf.com/
Atlas Games (Ars Magica) http://www.atlas-games.com
Anvilwerks (Donjon) http://www.anvilwerks.com/?Donjon
Half-Meme Press (My Life with Master) http://www.halfmeme.com
Grey Ghost Press (Fudge) http://www.fudgerpg.com

Ссылки по теме

Русскоязычные:
Список систем на RoleWiki (http://wiki.roleplay.ru/wiki/CategorySystems)
Tarrasque.net – история НСИ, частичный перевод статьи из журнал “PtgPtb” (http://tarrasque.net/index.php?act=Help)
RPG Diary – новости из мира НСИ (http://www.rpg.kiev.ua)
Rolemancer – крупнейший рускоязычнй портал НСИ (http://www.rolemancer.ru)
AdnD.Report.ru – новости и обзоры из мира НСИ (http://adnd.report.ru)
Dungeons.ru – подборка материалов по D&D на русском языке (http://www.dungeons.ru)
RoleWiki – энциклопедия ролевых игр, фантастики и фэнтези (http://wiki.roleplay.ru/wiki)

Англоязычные:
RPGA – сайт Ассоциации Ролевых Игр (http://www.rpga.com)
Статья в Wikipedia – список НСИ (http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_roleplaying_games)
Статья в Wikipedia – список издателей НСИ (http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_publishers_of_roleplaying_games)
Статья в Wikipedia – cписок миров НСИ (http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_campaign_settings)
‘The Pulling Report’ – доклад М. Стэкпоула (http://www.rpg.net/sites/252/quellen/stackpole/pulling_report.html)
Noble Knight – интернет-магазин для коллекционеров новых и out-of-print книг по НСИ (http://www.nobleknight.com)
Hit Pointe – интернет-магазин для коллекционеров out-of-print книг по НСИ, в первую очередь D&D, AD&D, Storyteller System (http://www.hitpointe.com)
The Acaeum – информационный сайт для коллекционеров старых изданий книг D&D и AD&D 1st edition (http://www.acaeum.com)
RPGNow – интернет-магазин, продающий НСИ в электронном виде (http://www.rpgnow.com)
Pen & Paper Database – база данных по НСИ (http://www.pen-paper.net/rpgdb.php)
RPG.net – статьи и обзоры НСИ (http://www.rpg.net)
EN World – статьи и обзоры НСИ (http://www.enworld.org)
PlanetADnD – множество бесплатных материалов по НСИ (http://www.planetadnd.com)
Dark Shire – сайт Джона Х. Кима о НСИ (http://www.darkshire.net/~jhkim/rpg)
Электронный журнал ‘Places to Go, Peoples to Be’ – история НСИ в 8 частях (http://ptgptb.org/0001/history1.html)
Электронный журнал ‘Trials, Triumphs & Trivialities’ – краткая история НСИ (131, 132 и 134 выпуски) (http://www.skotos.net/articles/TTnT_131.shtml)
Статья в Wikipedia – история НСИ (http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_role-playing_games
Статья в Wikipedia – биография и библиография Гэри Гайгекса (http://en.wikipedia.org/wiki/Gary_Gygax)

Основное Копилка Голливуда | Выбираем систему | История НСИ
Дополнительно Разработчики и издатели | Ссылки по теме | Об авторе – Антон Требунский
Материалы по теме Тенденции индустрии НСИ | Социальные аспекты НСИ | Использование НСИ в обучении
Смотри так же: Определение | Что это такое? | Основные аспекты НСИ | Ролевые игры | Рол