Основное Определение | Зарождение спорта | Доолимпийская Греция | Появление Олимпиад | Виды спорта
Дополнительно Ссылки по теме | Об авторе – Антон Карелин
Смотри так же Ролевые игры | Интеллектуальные игры | Театральные игры

Определение
Спорт – область деятельности, связанная с выявлением и демонстрацией физических возможностей людей. Спортивная культура направлена на развитие и расширение человеческих возможностей, покорение новых вершин, раскрытие потенциала спортсменов.
Спортивные игры – виды любительского и профессионального спорта, направленные на достижение личной и командной цели, связанной с поражением конкретной цели (ворот, корзины, лузы, игровых фигур и т.п.). Спортивные игры проводятся с помощью различных игровых приспособлений (мяч, клюшки, ворота, игровое поле, шайба и т.п.). Будучи командными или личными, они подразумевают использование тактики и стратегии, а не только базовых физических качеств спортсмена (сила, ловкость, быстрота и т.д.). Академическое определение термина “Спортивные игры” см. здесь.
В переносном значении, термин Спортивные игры это комплекс спортивных мероприятий – Олимпиада, соревнование или турнир.
В качестве метафоры, спорт можно представить как непрекращающийся поединок с Вселенной, с самим собой и ограничениями, которыми человека наделил мир. Как попытку полета без крыльев, прыжка выше головы. Спортсмен, побеждая обстоятельства, соперников и самого себя, показывает людям, что “невозможное возможно” (слоган компании спортивной обуви Nike), и вместе с каждой победой отдельного спортсмена, чуть сильнее становится все человечество.


Рекорд. Высшее достижение человека – и Человечества.

Зарождение спортивных игр
Корни такой метафоры лежат в глубине истории человечества, так как спорт неразрывно связан с важнейшими видами деятельности первобытного человека – охотой, защитой своего селения, войной.
В борьбе за выживание побеждает сильнейший; осознание собственных физических возможностей тесно переплетено в каждом из нас с инстинктом самосохранения – поэтому формирование общественного института, который выразил нужды и стремления человечества в области физического превосходства над врагом, было неизбежным.
Институт спорта является неотъемлемой частью любой национальной культуры, и суммирует ее достижения в области физического развития, символизирует способы преодоления враждебной внешней среды. По сути, древние спортивные игры – это воплощенный в символической, состязательной форме физический опыт нации.
Как же зарождался спорт? Для чего древним воинам и охотникам нужно было играть в то, чем они и так постоянно занимались – в охоту, битву, погоню или бегство? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно представлять себе менталитет первобытного человека.



Мирная жизнь – и постоянная борьба за выживание. Отрывки уникального 19-метрового панно «Каменный век» Исторического Музея России, В.М. Васнецов.

Наши далекие предки не обладали информацией для воссоздания логичной и четкой системы мира. Причинно-следственные связи, известные современному ребенку, были совершенно незнакомы древнему шаману или вождю. Мы знаем, что Земля вращается вокруг Солнца, поворачиваясь вокруг собственной оси, и потому сменяются день и ночь, зима, лето, осень и весна. А если идет дождь, снег или град – значит, в небе над нами влага конденсируется и выпадает в виде различных осадков.
Но древние люди не представляли себе строение Солнечной системы, космоса, атома или Земли. Для них, любое явление природы было проявлением неизвестной, неподконтрольной и в большинстве случаев враждебной Силы – с которой необходимо бороться, чтобы выжить, которую необходимо обуздать.


Глаз Богов. Наскальная живопись, символизирующая круговорот жизни, в центре которого верховная сила мира – Солнце.

Это отношение отражает обряд инициации – ни один юноша не мог стать полноправным членом общины, не пройдя ряда физических испытаний, которые демонстрировали его физические, воинские способности, а так же его знание тактики охоты и боя, умения взаимодействовать с другими мужчинами-бойцами, убегать и прятаться, нападать из засады и владеть главными видами оружия.
В этой важности физической подготовки, крылась и основа для развития спортивных качеств, спортивной культуры.

Цитата:
Появление орудий труда и возрастающая их сложность предъявляли к каждому члену общества новые требования. Человеку необходимо было специально тренировать свои руки, ноги, тело для того, чтобы в совершенстве овладеть необходимыми новыми движениями.
Потребность в тренировке возрастала по мере усложнения оружия и орудий труда. Овладение определенными навыками и тренировка становились обязательными.
В. Оливова, «Люди и игры»

Кроме обрядов инициации, спортивные навыки отрабатывались в совместных играх. Подобно тому, как звери играют друг с другом, моделируя охоту, люди проигрывали различные ситуация, во-первых, полагая, что этот проигрыш имеет мистический характер и поможет воинам обмануть зверей, перехитрить природу, и вернуться с охоты живыми (подробнее об этом см. в статье “Игры за гранью игры – Первобытные времена и древность”). Во-вторых, в таких совместных спортивных играх отрабатывались тактические навыки охоты или борьбы.
Конечно, в подобных играх был и развлекательный элемент. Постепенно в них стал проявляться состязательный характер, связанный со стремлением каждого из участников к личной самореализации, с высоким статусом победителей в древнейшем обществе. Со временем, игры все больше структурировались, обрастали правилами и символизировались. Так, метание копья, имевшее чисто прикладное значение, превратилось в спорт, метание камня стало метанием более эстетичных диска и ядра, абстрагированных от боевой подоплеки, а бег, имевший совершенно конкретную функцию (убежать от врага или догнать добычу), стал чисто состязательным видом спорта.


Карикатура о диете первобытного человека отражает суть первобытной жизни. В это время человек сам регулярно становился чьей-то диетой!

Постепенно каменный век сменялся бронзовым, орудия труда и оружие усложнялись, были приручены и одомашнены многие животные, в частности, лошадь. Усложнялся, совершенствовался и институт спортивных игр. Они позволяли отрабатывать и демонстрировать владение тем или иным видом оружия, навыками наездника, стрелка – и получать заслуженные почести и награды тем, кто делал это лучше других.
Вместе с тем, постепенно росла роль спорта как самостоятельной культуры, а не способа тренировки боевых качеств.
Ярким примером того, как насущный жизненный процесс, являвшийся неотъемлемой частью быта древних людей, стал спортом, является охота. Смысл охоты уже в 4-3 тысячелетии до н.э. не сводился только к добыче мяса и шкур. Охота была так же и символическим противостоянием со злыми духами и демонами, природными и потусторонними силами. Поэтому множество охотничьих обрядов – например, Месопотамии или шумеров – предполагало ритуалы очищения, специальных танцев, рисунков, демонстрирующих победу над зверем-врагом, и т.д. Охотничьи ритуалы символизируют и борьбу со зверем, и утверждение владычества над принадлежащей охотнику землей, и даже войну – в символическом ее проявлении.

Отправляясь на охоту, древний человек отправлялся не в магазин за вырезкой – а в опасное путешествие сразу в нижний и верхний миры.
С ходом времени, охота из насущной необходимости превращалась в развлечение. За ней нередко наблюдали сторонние зрители, между охотниками устраивались соревнования, кто больше побьет дичи, или первым принесет в лагерь оленя, кто выйдет на медведя или кабана в одиночку.
Как видно, значение непосредственной цели охоты постепенно уменьшается. А в средние века и в новое время, спортивный характер охоты только усиливался. И отдельные ее аспекты трансформировались в чисто игровые шоу – например, в корриду.


Когда-то, на бой с быком человек выходил, потому что этого требовало выживание. Теперь этого требуют зрители.

Доолимпийская Греция
Из-за того, что в древнем обществе значение победы над соперником было связано с реальными победами и поражениями человека и его народа, обычай устраивать поединки между людьми сформировался уже в доисторические времена.
Поединки древних этрусков, жителей Месопотамии и многих других народов являлись частью похоронных обрядов мужчин. Организации состязаний, посвященных памяти павших героев, уделялось немало времени и сил. В бессмертной “Илиаде” Гомера, на погребении Патрокла, Ахиллес объявил состязания в его честь; призами победителей были золото, наложницы, волы, лошади, трофейное оружие и т.д.
Этим состязаниям в поэме посвящено 700 стихов – Гомер подробно описывает, как происходил каждый этап: гонки на колесницах, кулачный бой, борьба, бег, метание копья, метание диска, стрельба из лука. Как справедливо замечает Вера Оливова в своей книге “Люди и игры”, это был первый исторически зафиксированный спортивный репортаж (уровню которого могут позавидовать современные комментаторы).
В греческой культуре, физическая красота и совершенство индивида, стремление к физическому и духовному совершенству, постепенно занимали важнейшее место. И если в ранний (архаический) период, VIII в. до н.э., атлетизм был прерогативой аристократии, то впоследствии физическая культура распространялась все более широко, а состязания становились более демократичными, всенародными.


Геракл, убивающий Лернейскую гидру (уже одетый в шкуру убитого Немейского
льва). Персей, убивающий Медузу Горгону. Мифы выражают то, как человек мог противопоставить враждебному внешнему миру личную доблесть и героизм.
Это и стало основой физической культуры, а затем Олимпийских игр.

Цитата:
С понятием аристократа как мужчины физически закаленного, а потому доблестного и самого отважного тесно связано выражение, объединяющее в общих чертах характерные особенности, отличавшие аристократа от всех остальных греков, – "арэтэ". Вначале "арэтэ" означало силу, смелость, мужество в бою, героизм, физическую тренированность. Но в течение архаического периода менялся сам идеал аристократа и понятие "арэтэ" становилось более широким, приобретало переносное значение. Постепенно в него стали входить и вежливость, воспитанность, благородство, склонность к искусству.
Совершенно иное понятие "арэтэ" выработалось в то же самое время в Спарте. <…> Войны и оценка боевой доблести как наивысшего достоинства человека привели к созданию в Спарте специальной управляемой государством системы физического воспитания молодежи. Все спартанские мальчики и юноши были разделены на отряды по возрасту. Каждый отряд имел свое название. Воспитанием руководили представители государства, которые тщательно отбирались из мужей "уважаемых и благородных". В некоторых отрядах тренировки проводили юноши из старших отрядов (в возрасте от 14 до 20 лет) – ирэны. В обучении могли также принимать участие все мужчины Спарты. Они приходили на тренировки, наблюдали за подготовкой, давали советы и имели право наказывать.
В. Оливова, “Люди и игры”

Существует зависимость: чем ниже военные технологии, тем выше цена физической подготовки каждого воина. То есть, именно в период древности, до появления греческой фаланги, римских легионов и других высокоорганизованных военных подразделений, личное воинское умение играло важнейшую роль в бою.
Жители Спарты, которые возвели культ тела и физической подготовки в ранг национальной идеи, малым числом побеждали превосходящие силы врага, и являлись доказательством этой зависимости. Спартанское воспитание, ставшее притчей во языцех, сыграло заметную роль в развитии физической культуры Греции и, следовательно, всего мира.
Для нации с настолько развитой культурой физического воспитания, формирование единого спортивного движения было лишь делом времени. И в определенный исторический момент так и произошло.

Появление Олимпиад
О появлении Олимпиад существует несколько мифологических сюжетов. Два наиболее известных из них: история Пелопса, сына царя Тантала (упоминается например в “Метаморфозах” Овидия) и история Геракла, сына Зевса.
Согласно первой легенде, Пелопс был вынужден бежать из родного города, после того как враги захватили его. Молодому царевичу нужно было восстановить свой статус, что он мог сделать, женившись на дочери другого царя – и предприимчивый юноша вовремя влюбился в Гиподамию, дочь царя Эномая.
Однако Эномаю была предсказана смерть от руки зятя, поэтому он устраивал любому жениху испытание: состязание на колесницах со смертельным исходом. Во всей Греции Эномаю не было равных в искусстве управления колесницей, поэтому головы прежних женихов в изобилии украшали городские ворота. Пелопс и тут проявил хитрость, подкупив царского возничего, который “подправил” колесницу царя.
Эномай, уверенный в победе, дал Пелопсу хорошую фору, спокойно принес жертвы богам, пока царевич гнал лошадей во весь опор, и только затем помчался вдогонку. Он уже практически настиг царевича, замахнулся копьем, чтобы ударить его в спину, но тут предательская колесница опрокинулась, и пророчество для Эномая претворилось в жизнь.
Пелопс торжественно возвратился в город, взял красавицу в жены, а в честь своей победы и коронации устроил массовый спортивный праздник, который было решено повторять каждые четыре года.

Легенда о Геракле рассказывает совсем другую историю. После совершения четвертого подвига (успешной очистки Авгиевых конюшен за один день), сын Зевса должен был получить десятую часть огромного стада Авгия. Но вероломный царь не сдержал слово, и выгнал Геракла прочь.
Прошли годы, Геракл совершил все 12 подвигов, и вернулся в Элиду, чтобы отомстить. Стрела, смазанная ядом Лернейской гидры, нашла Авгия, и царь умер у агонии. После победы, Геракл собрал свои войска, принес жертвы олимпийским богам, и учредил Игры, который проводились с тех пор каждые четыре года в одной на той же равнине.

У древних греков действительно бытовал культ Пелопса, связанный со спортивными турнирами и состязаниями. Археологические раскопки священной земли в Олимпии, где проводились Олимпийские игры, было найдено святилище Пелопса, датированное 2 тысячелетием до н.э. То есть, спортивные состязания, в той или иной степени официальные и массовые, проводились в Греции с очень ранних времен, задолго до их “официального” начала (см. ниже).


Античная мозаика с изображением атлетов.

Историческое возникновение Олимпийского движения, в отличие от героики легенд, напрямую связано с политикой. В IX-VIII веках до н. э., в Греции велось множество междоусобных войн. Полисы и небольшие государства постоянно сталкивались между собой, принося смерть и разрушения населению. При этом греки свято чтили некоторые древние законы – закон гостеприимства, священное перемирие ради погребальных игр, и т.п.
Маленькая Элида, на территории которой находится Олимпия, так же как и другие слабые государства страдала от постоянных грабежей, набегов и войн. Царь ее, Ифит, принял мудрое политическое решение и, обратившись к могущественному соседу – Ликургу, царю Спарты – предложил необычную по тем временам концепцию: сделать свободной от войны, освященной перемирием целую страну. И проводить в ней постоянные спортивные состязания невиданного размаха, всегреческие Игры, угодные богам.
Таким образом, Ифит создал культурную концепцию, которая позволила сделать его страну более защищенной, а постепенно превратить в центр спортивной культуры всей Греции. Ликург, выслушав доводы Ифита, решил, что отныне Элида должна стать нейтральным государством.
Для множества маленьких, воюющих между собой стран, это так же было удобным, ведь благодаря священным законам перемирия, они получали гарантированно спокойный уголок, где можно было провести безопасные переговоры, пиры, и другие социальные и политические мероприятия.
Тотчас же после заключения договора в 776 г. до н.э. (отдельные источники указывают дату с разницей в целое столетие – 884 г.), Ифит учредил атлетические игры, и установил срок проведения – каждые четыре года. Их было решено проводить в равнинной Олимпии, удобной для этого географически. Отсюда и пошло знаменитое название – Олимпийские игры.
Так в Греции установился обычай, согласно которому раз в четыре года, невзирая на накал междоусобных войн, правители разных стран складывали оружие, и отправлялись вместе с лучшими атлетами в Олимпию, чтобы принять участие в соревнованиях или просто стать зрителем Игр, угодных богам.
Олимпийские игры быстро стали общенациональным событием, сочетающим культурную, религиозную, празднично-развлекательную и политическую составляющие. Игры, проводящиеся поначалу в один день, затем длились три, пять, десять дней, позже до месяца.

Олимпийские виды спорта
Первые Олимпийские игры состояли из одного вида спорта – бега на расстояние около двух сот метров (192,27 м), что было равно единице измерения один стадий, и стало основой для появления слова стадион.
В 724 году до н.э. к короткому бегу добавился бег на дистанцию в 2 стадия (384,54 м). В 720 г. в программу Олимпийских игр была введена длинная дистанция – круг длиной в стадий (т.е. стадион) надо было пробежать 24 раза (4614 м).
В 708 г.до н.э. Олимпиады украсило пятиборье (пентатлон): комплексное соревнование, в которое входили прыжки, бег, метание диска, метание копья (дротика) и борьба. Затем, в 688 г. кулачный бой; в 680 г. состязания на колесницах, запряженных четверкой лошадей; в середине VII в. до н.э. добавился панкратион – вид национальной борьбы, возникший за 1000 лет таэквондо, и за 1200 до у-шу.


Основные виды античных Олимпийских соревнований: бег, борьба, гонки на колесницах. Эстафета с передачей горящего факела – древнейшая церемония Игр. А над борцами мы видим Аполлона, покровительственно простершего руки.

В 632 г.до н.э. к взрослым соревнованиям добавились юниорские состязания по бегу, борьбе, кулачному бою. Впоследствии – гонки воинов в полном вооружении на колесницах с парой лошадей, и скачки на жеребятах.
Очевидна тенденция к расширению спортивного пространства, появлению новых видов спорта, новых спортивных игр. Впрочем, такие известные игры, как футбол и регби – вернее, конечно, их античные аналоги – в Греции так же бытовали, но считались игрой плебса, и в программу Олимпийских состязаний так и не вошли. Этим воспользовалось англичане, которые в 1863 году организовали футбольную ассоциацию, и поныне считаются создателями футбола.
Дальнейшая история Олимпийского движения полна славы, рекордов, достижений и имен. Однако развитие спортивной культуры ее и выхолостило. Ведь в ранний и в золотой периоды Олимпийских игр, в них принимали участие совершенно различные люди. Например, победитель первой Олимпиады был пекарем. А впоследствии сформировался класс профессиональных спортсменов, для которых победа была не делом чести, а делом успеха. Произошла подмена олимпийского духа (“Главное – не победа, а участие!”) стремлением к достижению результата любой ценой, любым способом.
История античных Олимпийских игр завершилась в 394 году н.э., когда римский император Феодосий запретил их проведение, т.к. религиозный характер Олимпиад превращал их в языческое мероприятие, в то время как Рим постепенно становился христианским государством.
Подробнее об истории Олимпийского движения можно прочитать здесь (рус) и здесь (eng). О возрождении Олимпийского движения и истории современных Олимпиад – здесь.

Далее о спорте
О дальнейшем развитии спортивных игр и современном состоянии спорта см. в статьях: “Спортивные игры разных наций”, “Спортивные игры славян”, “Спортивные игры – классификация видов” и “Спорт в современной культуре и обществе”.

Ссылки по теме

Русскоязычные:

Спортивная библиотека – сайт, посвященный спорту, книгам и публикациям о спорте.
"Люди и игры" – книга Веры Оливовой “Люди и игры” на сайте “Спортивная библиотека”. http://sportlib.ru/books/history/olivova/)
Страница Анатолия Парфенова – ссылки по теме олимпийского движения. (http://anatoliyparfenov.narod.ru/)
Портал "Хроники Арды" – красивый и хорошо оформленный раздел портала, посвященный греческим мифам и легендам. (http://chronarda.ru/phoebus/files.php)

Англоязычные:

Official website of the Olympic Games – официальный сайт Олимпийского движения мира. (www.olympic.org)
Ancient Olympic Games – статья в “Википедии” о греческих Олимпийских играх.
Olympics – материалы об античном Олимпийском движении. (www.perseus.tufts.edu/Olympics/)
Olympics – подробная статья о возникновении Олимпийских игр.
Real history of Olympics – материал о “реальной истории Олимпийских игр” (посвященный коррупции и политике в современном Олимпийском движении).
Ancient Olympic Games – книга, посвященная теме античных Олимпиад.

Основное Определение | Зарождение спорта | Доолимпийская Греция | Появление Олимпиад | Виды спорта
Дополнительно Ссылки по теме | Об авторе – Антон Карелин
Смотри так же Ролевые игры | Интеллектуальные игры | Театральные игры