Основное Определение | Классификация | Ориентирование как спорт | Технические виды СО | Ориентирование как приключение | Ориентирование как хобби | Заключение
Дополнительно Ссылки по теме | Об авторе – Дмитрий Аркадьев-Берлин
Смотри также Зарницы | Военные игры

Определение

       Спортивное ориентирование — это соревнования по скоростному передвижению на пересеченной местности с использованием карты и компаса. Конечная цель: найти объект или локацию по заданным приметам.


Компас — основной инструмент в большинстве видов ориентирования. По утверждению самих ориентировщиков — нет ничего проще, чем научиться им пользоваться.

Классификация


       Основные направления, подробнее о которых написано ниже в соответствующих разделах:
  • Ориентирование как спорт;
  • Техническое СО;
  • СО как приключение;
  • СО как хобби.


Со спортивным ориентированием ассоциируется, прежде всего, лес. В большинстве случаев так оно и есть. Хотя трассой для спортсменов могут служить и городской парк, и улицы города.

Ориентирование как спорт

       Потребность в СО возникла у человечества в древности: охотники уходили на десятки километров в поисках добычи, отсюда возникала проблема возвращения к родному очагу — желательно кратчайшим путем. Естественные условия сформировали основные качества следопыта: наблюдательность, умение выделять и запоминать уникальные особенности рельефа и окружающей среды.
       Охотники северных народностей и сейчас сохраняют искусство ориентирования на снежной равнине. Для обычного человека снежная равнина пуста и однообразна, а следопыт "прочитает" местность и отыщет по знакомым приметам путь домой.
       С развитием цивилизации необходимость в ориентировании только возросла. Купцы, отправляющиеся в дальние страны, солдаты, выходящие в поход на незнакомую территорию, путешественники и прочие люди, не ведущие оседлый образ жизни, нуждались в знании маршрута, по которому им предстояло передвигаться. Появлялись все новые и более подробные карты и инструменты, помогающие в работе с ними. Но карта требует умения ориентироваться по ней. В конце XIX века в Швеции проводились армейские учения, один из этапов которых заключался в необходимости добраться до конечной точки маршрута в условиях незнакомой местности.

Спортивное ориентирование (Orienteering).
       От военных эстафету приняли гражданские, и первые соревнования, смысл которых был в скорейшем прохождении заданного маршрута при помощи карты местности и компаса, были проведены в Норвегии в 1897 году спортивным обществом "Турнференинг".
       На прохождение дистанции в 10,5 км с тремя контрольными пунктами победитель затратил 1ч. 47 мин. и 7сек. Тут следует уточнить, что под дистанцией подразумевается кратчайшее расстояние между КП (контрольными пунктами). Однако нерациональный выбор маршрута может сильно увеличить исходное расстояние. В точности ориентировки, нахождении и соблюдении оптимального маршрута и заключается мастерство СО.
       В дальнейшем спортивное ориентирование на какой-то период стало методом популяризации легкой атлетики, и следующие крупные соревнования (1919г. Швеция) проводились именно с этой целью. В 20-е годы XX века в скандинавских странах стали постоянно проводится соревнования, и в 1928 году появился первый спортивный клуб исключительно по СО.

 
       В первых международных соревнованиях (1931г.) принимали участие спортсмены двух стран: Швеции и Норвегии. До второй моровой войны еще несколько государств заинтересовались новым видом спорта, и вне Скандинавского полуострова соревнования проводились также в Дании и Венгрии.
       Международная Федерация спортивного ориентирования (IOF) была создана в 1961 году, и с 1962 года регулярно проводятся чемпионаты Европы, а с 1975 года — чемпионаты мира. В настоящее время в IOF входит более 60 стран.
       СО включено в список олимпийских дисциплин, но на Олимпиадах пока было представлено только в "демо-версии". То есть на уровне показательных выступлений.

Основные положения.
       Суть соревнования состоит в нахождении на местности ряда контрольных пунктов (КП) в той последовательности, в которой они расположены на карте. Кроме карты спортсмены используют компас. Соревнования проводятся как днем, так и ночью.
       Победителем считается затративший на дистанцию наименьшее время, либо обнаруживший за отведенное время наибольшее число КП.
       При соревнованиях с лимитом времени участники, превысившие его, снимаются с дистанции и указываются в итоговом протоколе с пометкой "сошёл".


Так выглядит карта в СО. Кружочками обозначены КП, а соединяющие их линии это не маршрут движения, а порядок их посещения.

       С 1948 года для соревнований изготавливаются специальные карты с разработанной системой символов и условных обозначений. Чаще всего используются карты с масштабами 1:10000 или 1:15000 (в 1 см на карте = 100-150 м. на местности). На карте указаны главные особенности рельефа, это помогает спортсмену в выборе пути.

Факт:
       Обычно спортсмены используют жидкостные компасы, то есть приборы, магнитная стрелка которых плавает в жидкости, так как при беге показания таких компасов более стабильны.


       КП на карте отмечены кружочками и соединены друг с другом линиями в той последовательности, в которой их следует проходить спортсменам. Рядом с КП закреплен компостер, при помощи которого спортсмен фиксирует в так называемой "легендной карточке" посещение данного КП. Рисунок компостеров для каждого КП уникален и после финиша судьи, просматривая карту спортсмена, определяют — в верной ли последовательности тот прошел маршрут. При ошибках в очередности прохождения спортсмену начисляют штраф. В последнее время традиционные карты заменяют электронными чипами, а в место компостеров используют станцию электронной пометки.
       На маршрутной карте обозначена лишь последовательность прохождения КП, и каждый спортсмен имеет право выбирать для себя удобный ему путь, сворачивая с тропинок, срезая углы, преодолевая для сокращения дистанции сложные преграды и препятствия.


На двух ногах или обычном велосипеде было бы намного проще, но эта девушка не из тех, кто ищет легкие пути.

Цитата
       "Ориентирование — это не просто вид спорта, это философия жизни и прекрасный способ наслаждаться ею в полном объеме. И занимаются им очень интересные, неординарные люди.
       Ориентировщики всего мира — это какая-то одна семья, понимающая друг друга с полуслова независимо от языка, вероисповедания, цвета кожи и т. д. Во-вторых, они в своем большинстве не хотят, чтобы ориентирование стало олимпийским видом спорта! Им и так хорошо! Они говорят — олимпийские медали — это большие деньги, а большие деньги — это большая грязь.
       Допинг, подкуп судей, психологическое и прямое давление на судей, ведь на карту поставлен престиж целых государств, — всего этого пока нет в ориентировании. Ориентирование — это та сфера жизни, куда люди уходят от своих проблем, уходят играть как малые дети, наслаждаться и любить. Ориентирование — это оазис счастья и доброты в нашем жестоком мире. Не хотелось бы, чтобы он был разрушен".
       
Ольга Трифонова, двукратная чемпионка Европы среди девушек до 16 лет. Читать интервью.

       Бонус: История СО, статья. Федерация СО России, сайт. Спортивное ориентирование: Тюмень, сайт. Кто есть кто в СО, база данных. Описание символов, используемых для пояснения легенд КП. Условные знаки карт для спортивного ориентирования.

       В категорию "спортивное ориентирование" входят также лыжное, вело и некоторые другие виды ориентирования.

       Лыжное ориентирование всего на два года моложе классического и совершенно ему аналогично, за очевидной разницей — по снежной дистанции идут на лыжах. Как вариант встречаются состязания, в которых КП на карте не отмечены, а нанесен маршрут движения, следуя по которому, лыжник отмечает на своей карте все встретившиеся ему КП. На финише судьи оценивают, насколько точно спортсмены указали на картах локализацию всех КП.
       Первые соревнования по ориентированию на лыжах прошли в Норвегии в 1899 г. На дистанции 12 км состязались 12 участников. Время победителя: 2ч. 30мин. 20 сек.


Еще одно достоинство СО в том, что одновременно на трассу может выйти вся семья. Одни будут бороться за победу, другие — активно отдыхать. Пробежка на лыжах по зимнему лесу всегда приносит массу приятных впечатлений.

       Велоориентирование (МТВО, Mountain bike orienteering) — сравнительно молодая разновидность спортивного, возникшая в 80-х годах прошлого века. Особенность ВО — передвижение спортсменов только по тропинкам и дорогам для защиты растительности. Спортсмен, уличенный в нарушении этого правила, дисквалифицируется.
       Карты для ВО менее подробны и имеют меньший масштаб.
       Бонус: Mountain bike orienteering, страничка сайта. Велоориентирование, правила, карты, экипировка и т.д.

       Рогейн — командный аналог СО с лимитом времени. Команды должны набрать за контрольное время (от 6 до 24 часов) максимальную сумму очков, которые присуждаются за посещение КП. За каждую минуту опоздания после истечения отведенного времени из суммы очков, набранной командой, вычитаются штрафные очки, а через 30 минут результат команды аннулируется.


В классическом СО редко можно увидеть спортсмена стоящим. Но в рогейне можно найти минутку-другую для того, чтобы попозировать.

Городское ориентирование
       Позиционируется как "спорт XXI века". Цель участников — поиск и достижение за кратчайшее время заданных организаторами КП. Это могут быть определенные адреса, названия и ориентиры, присущие городскому ландшафту, условные схемы и фотографии, комбинированные описания и городские загадки. Окончательные правила оговариваются в зависимости от самого соревнования.
       Бонус: Бегущий Город, сайт проекта. Россия без машин, сайт проекта. Отрыв, сайт проекта.


Факт
       Помимо перечисленных видов развивается конное ориентирование, ориентирование на байдарках, мотоциклах и т.д. Есть и соревнования для людей с ограниченными физическими возможностями, и проводятся они на инвалидных колясках. Такие соревнования проводятся не на время прохождения дистанции, а на точность отметки КП участниками на картах.


Достоинства СО и его спортивных аналогов
       Соревнования проходят в различных возрастных категориях (от 10 лет и выше). СО хорош тем, что в нем действительно главное не победа — а участие. Если молодые спортсмены ставят для себя цели достичь определенного спортивного результата, то более зрелые люди и ветераны этого спорта участвуют в соревнованиях для собственного удовольствия и ради общения с единомышленниками.

Технические виды спортивного ориентирования


Спортивная радиопеленгация (СРП, "охота на лис", ARDF).
       Военно-прикладной вид спорта, сочетающий в себе черты спортивного ориентирования и техническую подготовку.
       СПР возник в 20-х годах прошлого столетия в Европе и изначально был "водным" видом спорта. Передатчики помещали в лодки, которые отгоняли в укромные, заросшие камышом уголки водоема. Постепенно СПР перебрался на сушу и из "охоты на уток" стал "охотой на лис".
       В СССР быстро оценили военно-прикладное значение этого спорта, и было создано множество кружков как при радиосекциях, так и при самостоятельных клубах.


Умение работать с картой и верно составлять маршрут движения от "лисы" к "лисе" — основная составляющая удачного выступления.

       "Лисой" в СРП называют коротковолновой передатчик, замаскированный на местности, который необходимо обнаружить спортсмену. Расстояние между "лисами" 3-4 км. Обнаружить их визуально можно, только подойдя к ним вплотную. Цель: при помощи пеленгатора обнаружить всех "лис" (всего их 5) на участке, ориентируясь по радиосигналу. Участок для соревнования подбирают так, чтобы прохождение трассы было затруднено естественными препятствиями — лесом, кустарником, рельефом, водными преградами. "Лисы" подают сигналы поочередно каждая в течение минуты, и для спортсмена необходимо наличие слуховой и зрительной памяти.
       Рядом с "лисой" находится компостер, котором проставляются отметки, как и в СО — но порядок обнаружения произвольный.
       Конечный результат выступления каждого спортсмена зависит как от уровня физической подготовки, так и от умения рассчитать оптимальный маршрут от "лисы" к "лисе".
       СПР — заочный вид спорта, в котором общий старт не применяется. Отсутствие видимой конкуренции "расхолаживает" спортсмена, и в такой ситуации важную роль играет умение максимально мобилизовать свои силы.
       Бонус: информационный сервер Спортивной Радиопеленгации. Международный Союз Радиолюбителей, сайт. Европейская Федерация Радиоспорта, сайт. ДОСААФ-РОСТО, сайт.

Спортивная спутниковая навигация (ССН)
       Молодой вид технического спортивного ориентирования, возникший с появлением GPS-навигаторов (GPS, Global Positioning System, спутниковая навигационная система).
       Спортсменам необходимо обнаружить и посетить заданное количество замаскированных КП (до 15 штук) за определенное время.
       Соревнования проводятся для двух категорий: велосипедистов и бегунов, и различаются длиной дистанции. Как и в остальных видах СО у спортсмена есть карта и компас (КП на карте не отмечены). Плюс к этому ему необходимо иметь GPS-навигатор любой конструкции. Ограничение только одно — спортсмену запрещено иметь в памяти навигатора крупномасштабную карту места проведения соревнований.
       С помощью навигатора спортсмен "засекает" КП и составляет маршрут, по которому выгоднее двигаться.


Знаки, отмечающие КП, во всех видах СО одинаковы. Не важно, бежит спортсмен "по старинке" — с компасом и картой, или в его руках новейший спутниковый навигатор.

Цитата
       "Легко понять оптимальный порядок взятия сможет лишь тот, кто правильно нанесет на карту все КП, а также учтет характер местности, на которой проводятся соревнования. Ведь важно не только разгадать геометрию поиска, но и выбрать маршрут, наиболее легко "пробегаемый". А пересекать реку рядом с мостом или бежать по бурелому параллельно дороге — участь тех, кто не держит себя в карте.
       В-третьих, GPS-навигатор указывает верный пеленг только тогда, когда спортсмен движется. Остановился — и точное направление на КП потеряно.
       В четвертых, следует иметь в виду особенности распространения GPS-сигнала. Густой лес, холмы, даже тело человека часто представляют непреодолимую преграду для сигнала, идущего от спутника. Поэтому выбирать маршрут и особенно точки для ключевых пеленгов следует таким образом, чтобы быть всегда "на связи"".
Источник: http://www.gps-sport.ru/

Ралли
       Ралли — вид автоспорта, в котором сочетаются умение максимально быстро преодолеть заданную трассу с умением ориентироваться в текущей ситуации и принимать мгновенные решения. Кроме этого спортсменам необходимо умение работы с картой и навигационными приборами, так как нередко в качестве трассы для ралли выбираются пустынные или труднодоступные районы.
       История начинается с 1893 года, когда издатель парижской газеты "Le Petit Journal" Пьер Жиффар объявил о проведении первой автомобильной гонки по дороге между городами Париж и Руан. Длина трассы составляла 126 км. В ралли трассы выбираются таким образом, чтобы создать максимальные трудности для участников. Маршрут может проходить по проселку, дорогам с резким перепадом высот и крутыми поворотами, а то и вовсе по бездорожью.
       Раллийный экипаж состоит из двух человек — штурмана и пилота (водителя). На высокой скорости пилот физически не успевает отследить все нюансы трассы, поэтому целиком полагается на штурмана, в задачи которого входит озвучивание легенды.
       Штурманская легенда (стенограмма трассы): это набор команд, подаваемых штурманом пилоту во время прохождения спецучастка. Они информируют о возможных событиях на дороге: крутизне поворотов, изменению характера поверхности, препятствиях на пути следования, перекрестках, трамплинах, выбоинах, водных преградах, камнях и т.д. От точности, подробности легенды и удобства ее восприятия пилотом зависят успех и скорость прохождения экипажем спецучастка.

Цитата
       "Для человека, никогда не сталкивавшегося с составлением легенды, стенограмма подобна древнееврейскому заклинанию "абракадабра": слова знакомые, а смысл ускользает. Например, запись "200 бровь 20 левый 3 через трамплин" значит, что через 200 метров не будет видно продолжения дороги, но она будет длиться еще 20 метров, а затем сделает поворот налево, причем, поворот будет 3-й категории сложности, во время которого произойдет разгрузка шасси, то есть машина будет плохо управляться".
Источник: http://company.i-free.ru/


Свой вклад в сложность прохождения трассы вносит и пыль, поднимаемая колесами машин. Иногда она настолько густа, что пилот ведет машину практически вслепую. Следующий за этим "КАМАЗом" экипаж явно "идет по приборам".

       Аварии на ралли достаточно часты и несут в себе опасность не только для участников, но и для зрителей. В 1955 году в Ле-Мане Mercedes Пьера Левега, вылетевший с трассы, задавил около 80 человек. А знаменитое ралли "Париж-Дакар" за 29-летнюю историю унесло жизни в общей сложности 46 людей, в том числе 24 участников.
       Бонус: Rallying, статья из Википедии. Международная Федерация Автогонок (FIA), сайт.

Ориентирование как приключение

       Ориентирование пришлось по вкусу не только спортсменам. "Бороться и искать" понравилось и людям далеким от спорта. Результат — высокая популярность игр этого формата.

Леттербоксинг (letterboxing)
       Прародитель многих современных поисковых игр. Автор: Джеймс Перррот, дата создания: 1854 год. Цель игры проста — собрав подсказки, необходимо найти "почтовый ящик", хорошо замаскированный на местности. Внутри ящика находится регистрационный лист, в котором участник ставит свой личный штамп, — и такой же, в журнал самого участника. Смысл игры в коллекционировании найденных ящиков. Точнее отметок об их посещении.


Почтовый ящик посреди безлюдной местности — это не мираж и не обман зрения, это леттербоксинг.

       Леттербоксинг — это смесь поискового азарта, навыков ориентирования на местности и умения решать головоломки (ключи-подсказки нередко предлагаются в форме загадок). Для ящиков выбираются живописные или исторические места, так что участники игры имеют возможность ознакомиться с историей и географией региона, в котором проводится поиск и именно в этом заключается основная притягательность игры. Порой ящики ставят в труднодоступных местах: в горах, под водой, за Полярным кругом, в джунглях.


Так выглядит учетный журнал в игре. Хорошим тоном считается не купить личную печать, а вырезать ее самому.

       Ключи для игры сейчас можно найти в Интернете на специализированных сайтах. Раньше их печатали в журналах или информация передавалась в устной форме. Помимо этого на сайтах множество полезной информации по основам ориентирования и навыкам работы с компасом.
       Наибольшую популярность игра имеет на своей родине в Англии, где только в одном Дартморе по различным оценкам находится от 10 до 40 тыс. игровых ящиков. К "играющим странам" относятся также Новая Зеландия, США, Шотландия, Голландия. В России этот вид развлечения практически не известен.
       Желающим кроме удовольствия от поиска получить еще и материальную награду предлагается попробовать себя в "Охоте за сокровищами"
       Бонус: информационный сайт о леттербоксинге. Леттербоксинг в Северной Америке, сайт. Атлас заданий, сайт.

Геокэшинг (geocaching)
       Толчком к развитию игры послужила введенная с 2000 года общедоступность системы GPS.
       Дэйв Алмер из Портленда в одной из сетевых конференций предложил друзьям новую игру Stash ("Тайник"), суть которой в том, что один человек создает тайник, публикует его координаты в Интернете, а игроки по этим координатам при помощи портативных навигаторов пробуют тайник отыскать. Навигатор позволяет определить примерное расположение тайника, для точного обнаружения необходимо следовать подсказкам. Содержимое первого тайника составляли видеокассеты, книги, компьютерные программы, продукты, деньги. Информация о тайнике была опубликована на сайте sci.geo.satellite-nav.
       Через неделю Алмер уже официально объявляет о создании новой игры и меняет ее название на "Geocaching". Несколько позже создается домен geocaching.com, являющийся официальным сайтом игры.
       В России геокэшинг культивируется с 2002 года, и основной упор организаторы игры делают на то, чтобы игроки имели возможность познакомиться с культурой, красотой и историей мест, в которых проходит игра. У любого игрока есть возможность не только искать тайники, но и самому создавать их.


Главная добыча геокэшера, разумеется, не контейнер с символическими подарками, а масса новых впечатлений и сам азарт кладоискательства.

Цитата
       "Сейчас сайт игры Геокешинг превратился в крупнейшую базу данных достопримечательностей России. Причем каждая точка имеет не только свои координаты, но и подробное описание местности и достопримечательности, фотографии, а так же мнения уже посетивших ее игроков.
       В 2005 году количество тайников перевалило за 1000 штук, а в игре приняли участие более 5000 человек по все России! За несколько лет Геокешинг превратился из игры для "избранных" обладателей GPS-навигаторов в массовое увлечение! Теперь это не только поиск тайников, но и регулярные тематические встречи геокешеров на природе, обучение новичков азам GPS-навигации, собственный магазин по продаже символики игры и GPS-навигатров, а также организация корпоративных мероприятий, "призовых" игр и конкурсов для спонсоров".
Источник: http://www.geocaching.su/

       Бонус: официальный сайт русских геокэшеров. GPS-игры, сайт. Заметки геокэшера, сайт.

Охота за передатчиком (transmitter hunting)
       Не спортивная игра, популярная в основном в США, аналог "охоты на лис", в которой участники передвигаются на автомобилях. Цель: запеленговать и обнаружить определенное число замаскированных радиопередатчиков. Расстояние между передатчиками может быть довольно значительное.


Автоохотники оборудуют машину радиоаппаратурой в меру своих сил и умений. В данном случае в избытке и то, и другое.

       В России некоторые радиостанции предлагают своим слушателям принять участие в охоте на "машину-лису".
       Бонус: Амеркианская Национальная Ассоциация Радиолюбителей (ARRL), сайт.

Схватка ("Encounter") и Дозор
       Одноплановые динамические игры, игровая концепция которых заключается в прохождении командами определенного количества этапов-миссий (обычно 10) за определенное время. Победителем считается команда, справившаяся со всеми заданиями быстрее других.
       Каждая команда оплачивает установленный стартовый взнос. 50% от суммы сборов выплачивается победителям. В игре одновременно принимают участие не более 12 команд.
       Для игры каждой команде необходим автомобиль, также участники должны иметь мобильную связь, доступ в Интернет и фонарики.
       Команда делится на мобильную группу, занимающуюся непосредственно прохождением этапа, и координатора, которому полевые игроки сообщают о найденных кодах. Координатор через Интернет отсылает коды организатором, те выдают новое задание, которое он в свою очередь, сообщает команде.
       Цель каждой миссии — найти код и ввести его на сайте, после чего получить доступ к очередному заданию. Код может быть спрятан где и как угодно: заложен в подземелье, начертан на камне или стене, напечатан в свежей газете, закреплен на дереве, вручен "агентом". Кодом может оказаться набор цифр и символов, шекспировская строка, фамилия дворника с соседней улицы.
       Для того, чтобы отыскать код необходимо решить головоломку, описывающую его местонахождение.

Пример головоломки:
       "Могучиий волшебниик А- шестой наслаал заклинаание наа нааш гороод. Волшебствоо выразилоось в тоом, чтоо наа невысокиих постройкаах появилоось электричество".
       Ну что? Понятно куда ехать и что искать? Нет?.. Но это элементарно!
       Таким стилем речи говорят эстонцы. Город — Таллинн. Следовательно ул. Таллинская. Около дома 6А есть пристройка, на крыше которой был код. А совсем рядом с пристройкой — трансформаторная будка.
Источник: http://www.dzzzr.ru/

Сама игра проводится в условиях ночного города:
       "Игровое поле — весь ваш город, его центр и закоулки (возможны пригороды и близлежащие районы). Типичный уровень — это такое место, где тьма, жутко и дух захватывает. Это могут быть старые развалины, бункеры и вышки, недостроенные и заброшенные коробки многоэтажных зданий, где в мрачных подвалах под ногами хлюпает вода, в углах то и дело натыкаешься на следы пребывания бомжей, там, где ждешь стену — звезды, а лестницы не имеют перил и обрываются в пустоту. Организатор первым проходит экстремальный маршрут, и это само по себе великолепное приключение для вас и ближайших помощников.
       В ваших руках все тайны, потому что именно вы разрабатываете сценарий десяти уровней. Придумывание очередного сражения — процесс исключительно творческий: в привычной среде найти потрясающий объект, сочинить умопомрачительное задание, хитро упрятать коды, предусмотреть всю материальную часть, измыслить забавные ситуации для ваших агентов и проинструктировать их".
Источник: http://www.en-world.org

       География игр обширна и количество городов, вливающихся в игру, постоянно растет. Помимо городов России, Белоруссии и стран ближнего зарубежья к играм подключились США и Англия.


Это не неудачное граффити начинающего настенного художника, это код к следующему этапу игры.

       Привлекательность игры в уникальной игровой реальности, позволяющей на время игры полностью перенестись в нее их обычного мира. Вроде все те же улицы, те же дома, но воспринимаются они в игре совершенно по-другому. По словам самих игроков, они каждый раз с нетерпением считают дни, оставшиеся до очередной игры.
       Нетребовательность к игровому инвентарю также можно отнести к достоинствам игры. Мобильные телефоны есть практически у всех, интернетом тоже никого не удивишь, а автомобиль давно превратился из "роскоши" в "средство передвижения".
       К минусам игры можно отнести не всегда адекватную реакцию окружающих людей на участников. И хотя самим игрокам запрещено провоцировать или вступать в конфликт с "гражданскими лицами", время от времени происходят инциденты с людьми определенного сорта, также ищущими себе приключений на улицах ночного города. Время от времени игрокам случается выслушивать от нетрезвых гуляк угрозы (иногда от слов те переходят к делу). В таких случаях команде правилами предписывается покинуть место конфликта, не вступая в физический контакт с агрессорами.
       Более подробную информацию об этих игровых проектах (ознакомиться с правилами, географией игр а также оставить свою заявку на участие, если они вас заинтересовали) вы можете получить по следующим ссылкам:
       Бонус: проект "Схватка", сайт. Проект "Дозор", сайт.

GPS-Drawing
       Забавная игра, в которой также используются возможности GPS-систем. Ее цель — перемещаясь по определенной территории (например, по городу), "нарисовать" своей маршрутной линией какой-либо рисунок. К примеру, контур животного. Или просто полюбоваться замысловатой траекторией своего пути.


Показывая свой "маршрутный лист" друзьям, можно их здорово повеселить. Прогулка в форме слона.
Корпоративное ориентирование
       Это скорее отрасль бизнеса, возникшая не так давно с учетом потребностей населения.
       Компании-организаторы предлагают специально организованные туры и тренинги по основам туризма и ориентирования, а также специфические занятия с психологами для развития сплоченности внутри трудового коллектива. Или просто проводят городские корпоративные игры-соревнования.
       Бонус: проект The Go Game, сайт. Академия Приключений, сайт.

Шоу "Большой побег" ("The Great Escape" Show)
       Пример "реализации" (в смысле переноски в реальность) компьютерных игр-шуттеров. Игрок как бы становится компьютерным персонажем или главным героем приключенческого фильма. В его задачу входит сбежать из высокотехнологичной тюрьмы, по пути решая различные головоломки, преодолевая препятствия, избегая хитроумных ловушек и отыскивая сокровища-бонусы, помогающие в преодолении следующих этапов. Заплатив взнос в 15 евро, игрок получает определенное навигационное оснащение и 3 условных жизни (попытки верного прохождения). Если игрок тратит свои жизни раньше, чем выберется из тюрьмы, то игра заканчивается его досрочным поражением.

Ориентирование как хобби

       Из спорта или приключения ориентирование превратилось в одну из форм досуга, не связанную с риском и не требующую постоянных тренировок или длительных переездов. То есть человек может заниматься любимым увлечением по дороге на работу или домой, во время прогулок, находясь в общественном и другом транспорте и т.д.
       С развитием мобильной связи появилось новое направление развлечений для владельцев мобильных телефонов — LBS-игры. Вот пример подобных игр:

Шпионские игры
       Компания Киевстар, разработавшая игру, предлагает своим клиентам попытаться определить расстояние до некого объекта, находящегося на территории Украины. Игрок получает от оператора зашифрованную подсказку, по которой вычисляет на каком расстоянии от него объект находится, и отсылает ответ оператору. Тот автоматически определяет местоположение игрока и сравнивает результаты. Первые 15 игроков, справившиеся с заданием, получают от компании призы в виде сотовых телефонов или бесплатных услуг.

Варчалкинг (warchalking)
       Название произошло от хакерского термина "wardialing" (wardriving), обозначающего приём, который позволяет путём автоматического перебора телефонных номеров найти модем для входа в Интернет. Идея проекта принадлежит веб-дизайнеру Марку Джоунсу.


Если вы видите на асфальте или стене дома вот такой значок и у вас есть с собой ноутбук...

       Цель игры в обнаружении при помощи ноутбука и GPS-системы места доступа к беспроводному Интернету и соответствующая разметка этого места. Обычно мелом на асфальте рисуются характерные сходящиеся дуги, в точке схождения которых можно войти в Интернет.
       На данный момент варчалкинг считается безобидным и даже полезным развлечением и никаких санкций за него не предусмотрено.


...то смело доставайте его и выходите в сеть. Она тут точно есть. Проверено варчалкерами.

       На основе поиска свободного доступа к WiFi узлам проводятся командные игры-соревнования, такие как NodeRunner. Команды-участники ищут точки доступа, соревнуясь между собой. На фоне каждой найденной точки команда должна сфотографироваться и отослать фотографию вместе с подробным описанием местонахождения локации на e-mail проекта.

Квесторама (Questorama)
       Городская разметочная игра, в которой участники занимаются поиском так называемых "артефактов", специально помеченных объектов. На этих объектах размещены наклейки с логотипом проекта (красной буквой Q в кружочке) и серийным номером артефакта. Обнаруживший артефакт игрок должен зафиксировать на сайте игры факт своей находки, введя серийный номер артефакта. За каждый найденный артефакт у игрока увеличивается его опыт, и он получает определенное количество внутриигровой валюты, которую затем можно будет обменивать на призы.


Если Вы увидели предмет с такой наклейкой, знайте — Вы нашли артефакт игры Квесторама. Не тяните, списывайте код и отсылайте его на сайт проекта

Фотоохота
       В определенной степени игрой-поиском можно назвать проект Фотоохота, цель участников которого — сделать лучшую фотографию на заданную тему. То есть участники игры выбирают в качестве ориентира единую ситуацию.

Заключение

       Элементы СО включаются в программу военно-патриотических игр типа "Зарницы". В оздоровительно-обучающие программы лагерей отдыха входит игра "Поиск кладов", дающая детям навыки работы с компасом и картой. Есть и детский дворовый вариант СО — знакомая многим игра "казаки-разбойники".
       Интерес к ориентированию у людей не ослабевает, а наоборот растет. Возникают новые его разновидности, в которых используются последние технические достижения человеческой мысли.
       Но по-прежнему, ориентирование во всех его видах не претендует на звание занятия для избранных. Если у человека есть желание, он может приобщиться к ориентированию, независимо от своего возраста. Бег по лесным тропинкам делает человека ближе к Природе, переключает его сознание на новый лад, несет оздоровление организму.
       Именно многоплановость конечных вариантов в ориентировании делает его общедоступным видом спорта. Трудно представить себе на беговой дорожке стадиона, что в спринтерском забеге часть участников бежит на результат, а остальные — ради собственного удовольствия. А в ориентировании такое возможно. Пройти дистанцию, пообщаться с единомышленниками, получить заряд бодрости от пребывания на природе — вот то, что ориентирование может дать практически любому человеку. А что дополнительно он еще сможет вынести из этого прекрасного вида спорта, зависит от него самого.

Ссылки по теме

Русскоязычные
       Спортивная радиопеленгация — сайт, посвященный техническому виду спортивного ориентирования — http://www.ardf.ru/
Академия приключений — сайт корпоративного ориентирования — http://www.krytizna.ru/
       GPS-SPORT — сайт рассказывающий о GPS-навигации — http://www.gps-sport.ru/
ФСОР — Федерация Спортивного Ориентирования России, официальный сайт — http://orienteering.org.ru/
       Рогейн — страничка, посвященная этому виду ориентирования с сайта — http://x-race.msk.ru
ЛАТ — Лаборатория Активного Туризма, страничка с сайта, посвященная ориентированию — http://lat.iatp.ru/
       История спортивного ориентирования — страничка с сайта по молодежной политике и физической культуре — http://depms.tomsk.ru/
Теория и практика физической культуры — статья о лыжном ориентировании из спортивной библиотеки — http://lib.sportedu.ru/
       Велоориентирование — статья с сайта — http://www.veloonline.com
Геоэкшинг — сайт, посвященный этому движению в России — http://www.geocaching.su/
       bluejackQ® — сайт, посвященный блюджекингу — http://www.bluejackq.com/
Questorama — официальный сайт игры Квесторама — http://questorama.com/
       DozoR — официальный сайт игры Дозор — http://www.dzzzr.ru/
Enсounter — официальный сайт игры Схватка (плюс видеоматериалы об игре) — http://www.en-world.org/
       Бегущий город — официальный сайт проекта — http://www.runcity.ru/
Отрыв — официальный сайт проекта — http://otryv.runcity.ru/
       Россия без машин — официальный сайт проекта — http://www.carfree.org.ru/
Книговорот — сайт о Российском буккроссинге — http://bookcrossing.ru/

Англоязычные
       Amateur Radio Direction Finding — статья из Википедии про "охоту на лис"
Transmitter hunting — статья из Википедии про охоту за передатчиком на автомобиле
       Orienteering — статья о видах спортивного ориентирования из Википедии
Warchalking — статья из Википедии, посвященная варчалкингу
       BookCrossing — сайт, посвященный буккросссингу — http://bookcrossing.com/
GPS Drawing — сайт, посвященный GPS-дайвингу — http://www.gpsdrawing.com/
       The Go Game — сайт проекта — http://www.thegogame.com/
Location-based mobile phone games — перечень мобильных LBS-игр

Фильмы
       Охота на лис — фильм режиссера Вадима Абдрашитова, 1980г.


Основное Определение | Классификация | Ориентирование как спорт | Технические виды СО | Ориентирование как приключение | Ориентирование как хобби | Заключение
Дополнительно Ссылки по теме | Об авторе – Дмитрий Аркадьев-Берлин
Смотри так же Зарницы | Военные игры


обсудить в форуме 'Игры' »