Основное Определение | Приключенческие игры на бумаге | Художественные игры на бумаге и с бумагой | Прикладные игры на бумаге и с бумагой
Дополнительно Ссылки по теме | Об авторе – Антон Карелин
Смотри также: Интеллектуальные игры | Ролевые игры | Спортивные игры

Определение

       Игры на бумаге (pen & paper games, PPG) – это игры, для которых не нужно ничего, кроме листа бумаги (чаще всего “в клеточку”), ручки или карандаша.
       Таково классическое определение, впрочем, существует целый ряд игр и забав (в основном, это прикладные способы использования бумаги), в которых вам могут понадобиться ножницы для разрезания листа на части, клей, степлер или скотч для их последующей склейки, а в редких случаях – кубики. Но от этих “современных веяний” суть не меняется: игры на бумаге крайне просты, не требуют подготовки и специального инвентаря, а значит – могут играться практически где угодно и когда угодно.
       Сложность: от самых простых (крестики-нолики, “вырезалки”) до очень сложных, стратегическая глубина которых приравнивается к шахматной (бумажные варианты Го и Рэндзю).
       Массовость: 1 человек (головоломки, оригами, прикладные), пара (большинство игр), группа из 2-6 человек. Ряд игр без ограничения численности: интеллектуальные или творческие конкурсы, рисование, игры на складывание, просто смешные листы (“лист гнева” и подобные), издание офисной газеты и т.п.
       Жанры: абстрактные стратегии, тактические игры, приключенческие, игры на координацию, эрудицию, фантазию, творческие.
       Мы подразделяем их на следующие разделы:
  • тактические;
  • стратегические;
  • словесные;
  • на координацию;
  • приключенческие;
  • художественные;
  • прикладные;
  • игры для одного игрока.
       Первые четыре – в основном, соревновательные игры (о них рассказывается в статье "Соревновательные игры на бумаге"), последние – в основном, прикладные и творческие. Конечно, встречаются исключения: например, словесные игры бывают не соревновательные, а творческие, или сочетают одно с другим (“Чепуха”, “Истории”). А приключенческие – иногда включают соревновательный элемент (“Крепости”). Третья статья, посвященная играм на бумаге, раскрывает тему “одиночной игры”: головоломок, пазлов, brain teasers на бумаге.

Приключенческие игры на бумаге

       В этот подраздел входит мало игр, но их принцип таков, что игроки могут моделировать и творить собственные – как сценарии, так и игры с новыми правилами, принципами, идеями.
       По сути, они близки к настольным играм, но, как все игры на бумаге, не требуют покупки коробки с игрой и прекрасно обходятся простейшим инвентарем, который всегда под рукой.
       Принцип таков: на бумаге рисуется карта, разделенная на сегменты (обычно это клетки, хотя могут быть и гексагоны, если у вас под рукой гексагональная бумага), и игрок (игроки) перемещается по клеткам во время своего хода, сталкиваясь с противниками, опасностями, ловушками, сокровищами, вспомогательными предметами и т.п. Тот, кто первым (или за меньшее число ходов, если сравниваются несколько партий) пройдет карту, выполнив задание игры, тот и победил. Но победа в данном виде игр, как правило, уступает собственно процессу.
Лабиринт
       Самой простой игрой этого типа является Лабиринт. Игрок-ведущий чертит поле 10х10 (на самом деле, лучше 20х20, чтобы все клетки были величиной в 4 клетки, и объекты были хорошо видны) и создает внутри него лабиринт, каждый раз уникальный. Попадая в лабиринт, игрок не видит карты, а видит только стены (или отсутствие стен) на той клетке, где стоит. Он может идти в любом направлении, где нет стены, и ведущий сообщает ему, что происходит на той клетке, куда игрок пришел. Ходы или отмечаются фишкой, передвигаемой по лабиринту, или точками.
       Зарисовав стенки, которые видит, игрок двигается дальше, и так, постепенно, у него получается карта Лабиринта. Он отыскивает все сокровища (включая Закрытое) и, если до сих пор жив, находит выход, завершая игру.
       Игрок имеет 5 жизней, их можно терять и восстанавливать. У него с собой 3 бомбы, которые могут взрывать стенки (1 перегородку 1 клетки по выбору игрока), и 1 складная лестница, которая позволяет быстро выбраться из ямы-ловушки.
       Нарисовав лабиринт, ведущий размещает в нем следующие объекты (все размером 1х1 клетку, если не сказано иное, и 2х2 если вы решили начертить поле 20х20):
  1. вход (x) – клетку старта, с которой начинает игрок. Выйти через нее невозможно, после входа она закупорена обвалом;
  2. выход (o) – клетку выхода, которая позволяет покинуть лабиринт;
  3. комнату сокровищ (клетку, закрытую стенами со всех 4 сторон). Попав в эту комнату, игрок забирает сокровище (обычно это какая-то очень полезная вещь, которая помогает быстрее выбраться из Лабиринта);
  4. 3 сундука сокровищ (с) (объекты в любых местах лабиринта, закрытые максимум с 3 сторон, т.е. чтобы всегда к ним был проход);
  5. 2 ловушки-ямы (я) (в любых местах, попадая в которые, игрок или тратит 1 складную лестницу из своего вещмешка, или теряет 2 хода);
  6. 2 ловушки-колья (\\) (попадая в которые, игрок теряет 1 жизнь);
  7. реку (линия из 12 синих клеток, начинающаяся и заканчивающаяся где угодно, непрерывная, не может быть соединена клетками, стоящими друг от друга по диагонали). При попадании в реку, игрока сносит в самую нижнюю ее точку, и из этой точки обязательно должен быть выход в не тупиковую ветвь Лабиринта;
  8. 2 вещи-бонуса (б), полезные вещи для игрока;
  9. 2 аптечки (а), позволяющих восстановить по 2 жизни;
  10. 3 монстра (м); могут быть различными. Типичный монстр просто отнимает у игрока 2 жизни. Можно проводить бои по простой системе: игрок и ведущий кидают кубик, тот, у кого больше, снимает 1 жизнь с соперника; всего у монстра 3 жизни;
  11. комната Испытания (И) (2х2), попав в которую, игрок или отгадывает какую-то загадку, или играет с ведущим в какую-то бумажную игру. Крестики-нолики на поле 6х6, или коридорчики того же размера — удачный пример, тогда как рэндзю или “точки” займут слишком много времени и отвлекут от собственно Лабиринта (описание этих игр см. в первой части статьи);
  12. боевой склад (БС) (2х2), там хранится 6 бомб. Если взорвать стену склада, все бомбы взорвутся, а с игрока снимется 2 жизни.
       Это стандартные объекты для размещения в лабиринте 10х10. Понятно, что они могу быть другими, меняться в зависимости от антуража: Лабиринт Снежной Королевы припас для незваных гостей одни приключения, военная база Монголоров – другие, подземелья темных эльфов – третьи. При увеличении поля вполне возможно увеличение числа или разновидностей игровых объектов.
       Все объекты-комнаты многоразовые, а монстры и вещи – одноразовые. То есть, каждый раз проходя через ловушку с кольями, игрок теряет 1 жизнь. Хотя он может найти предмет “ключ”, взяв который, может выключать ловушки, входя на клетки с ними, т.е. на игрока с ключом ловушки попросту не действуют.
       После завершения игроки меняются местами, и игрок рисует лабиринт, а бывший ведущий готовится к прохождению. Каждое движение игрока считается за ход, и ведущий отмечает количество ходов палочками, зачеркивая их по 5 штук. Тот, кто прошел Лабиринт быстрее, победитель.
ЛабиринтКарта лабиринта с отметками игровых локаций и объектов. В данном примере карта в два раза больше (20х20 клеток), поэтому объектов много. Путь игрока отмечен желтым маркером: он пошел сверху вниз, попал в яму с кольями, потом встретился с монстром и победил его, упал в реку и был отнесен в ее конец, дальше нашел бонус “чувство объектов”, с помощью которого заранее почувствовал яму и, главное, почувствовал Комнату с сокровищами, находящуюся за стеной.

Ghoulash
       Американская игра Ghoulash построена по такому же принципу. Она несколько попроще в смысле игровых объектов, зато поле в ней больше и, главное, играют сразу оба игрока: т.е. каждый является одновременно и ведущим, и игроком, оба ходят по одному и тому же лабиринту, но вот расставляют ловушки, монстров и сокровища по нему самостоятельно, втайне друг от друга.
       То есть, игрок 1 расставляет все игровые объекты для игрока 2, и наоборот. А затем они поочередно ходят, и каждый друг для друга выступает ведущим и игроком.
       Сайт Ghoulash предоставляет уже разлинованные лабиринты (прямоугольные, объем порядка 20х25). Новые карты там надо покупать, но если нет такого желания, всегда можно сыграть в бесплатные, а затем рисовать карты самим.
       Игра использует простую боевую систему: монстр имеет 6 зон: голову, руки, ноги, живот. Ведущий обводит кружком ту зону, которая у монстра уязвимая. Если игрок попал в нее, монстр сразу погибает, иначе они просто снимают друг с друга по 1 жизни, и бой продолжается.
       С правилами вы можете ознакомиться здесь. Они на английском, но суть очень проста, к тому же, используя уже расчерченный лабиринт, вы можете придумать собственные правила.
Фрагменты лабиринта из GhoulashФрагменты лабиринта из Ghoulash + маленькая копия игрового поля.
Спецназ
       Российским аналогом предыдущей игры является “Спецназ”. В принципе, авторы игры не внесли почти ничего нового в механику и gameplay, а просто русифицировали Ghoulash в других декорациях с некоторыми незначительными изменениями. С правилами можно ознакомиться здесь.
Как говорится, найдите десять отличий.Как говорится, найдите десять отличий.

Крепости
       Эта игра, скорее всего, неизвестна вам, т.к. ее лет в 18 придумал для игры с друзьями автор статьи. Она на порядок более сложная, чем перечисленные приключенческие игры на бумаге, т.к. граничит со стратегическими играми: использует кубик, боевую механику и даже магию. Впрочем, она точно так же не требует спец.инвентаря, и поэтому подходит для нашей статьи.
       Суть игры: у двоих игроков по крепости, и каждый с помощью небольшой армии добирается до нее и штурмует ее с целью захватить Флаг. Как только он оказывается у одного из игроков, игра заканчивается. Значение имеют как скорость (как быстро доберется армия до каждого из замков — а этот фактор может заметно варьироваться), так и сохранность войск, потому что в крепости ждут защитники Флага.
       Если хотите, можете ознакомиться с правилами (документ word) и играть в свое удовольствие.

В заключение раздела
       В принципе, к приключенческим играм на бумаге можно отнести развивающие игры для детей, которые можно устраивать с географическими картами и атласами. Пример здесь.

Художественные игры на бумаге и с бумагой

       Существует довольно много вариантов игры на бумаге, предполагающих рисование. Это в основном развлекательные и творческие игры, даже если они подаются в соревновательной форме. Конечно, наиболее забавные и интересные примеры получаются у тех, кто умеет рисовать, но люди с фантазией, даже лишенные художественных навыков,

Гармошка – изысканный силуэт!
       Общеизвестная детская игра может быть не такой уж детской, особенно, когда в нее играют люди циничные, с хорошим чувством юмора. Суть игры: сложить лист гармошкой, но не на много складок, как в игре чепуха, а на 3, максимум 4. Верхняя часть рисунка – голова, средняя — туловище, нижняя — ноги. Если частей 4, туловище делится пополам.
       Никакой темы, которая может поставить рисовальщиков в узкие рамки, обычно не задается: суть гармошки как раз в том, чтобы каждый рисовал свою часть, фантазируя как угодно.
       Первый игрок рисует голову, подводя к границе своей складки и чуть ниже линии шеи: чтобы следующий игрок ничего не видел, но знал, откуда продолжать рисовать. Второй рисует туловище с руками, третий — ноги.
       Получающийся “изысканный силуэт”, фигура из 3 или 4 совершенно разностильных составных частей, выглядит порой весьма впечатляюще!
Дама безусловно потрясает своей красотой!Дама безусловно потрясает своей красотой!

“Eat Poop You Cat” или кадавры атакуют
       Та же самая игра, что и словесная чепуха, только на английском, называется Exquisite corpse, по-французски Cadaver exquise(кадавр значит “труп”, но вместе с тем, нечто общее с клоном, големом – в общем, оживший неживой предмет). Но существует и графическая версия игры с неблагозвучным названием Eat Poop You Cat (переводить не буду), в которой текстовая и рисовальная версии совмещаются.
       Например, сначала пишется фраза, описывающая несложное действие: “Вася моет раму кремом”, затем эту фразу читает второй игрок, который зарисовывает описанную ситуацию. По этому рисунку, и первой надписи уже не видя, игрок 3 описывает картину одной фразой, упоминая все основное, что нарисовано. А затем по этому рисунку игрок 4 выстраивает свою фразу. Чем больше народу, тем увлекательнее получающиеся трансформации.
       По сути, это игра “испорченный телефон”, только в формате “от фразы к рисунку и обратно”. Можно попробовать играть в эту же игру, загадывая только крылатые фразы – чтобы увидеть, как одна и та же фраза может вызвать многочисленные интерпретации, обрисованная художественно.
       Студенты вашингтонского университета позабавились и нарисовали целых два тома подобных фантазий: например здесь, здесь и здесь.
       Также можно посмотреть на старинную графическую модель игры с тремя частями фигуры, подбирающимися случайным образом. Graphical Cadaveric Interface, графика, правда, там посредственная, и вариантов мало, но общее представление дает.
Испорченный телефон“Испорченный телефон” в картинках, пример цепочки из 4 высказываний и 4 картинок.

Художественные фантазии
       Игра, которую очень хорошо использовать для творческого развития детей, но в которую при желании могут сыграть и взрослые. Берется лист А4, в верхнем углу отмечается место старта, в нижнем противоположном — место финиша. А между ними проводится извилистая линия, на которой отмечается порядка 10-15 кругов среднего размера, соединенных палочками (как в настольных играх).
       Теперь пишется столько же небольших записок (или карточек), сколько нарисовано кругов, и в них описаны задания. Для детей это могут быть: “нарисуй лицо мамы”, “нарисуй слоника”, “нарисуй чудо-юдо”, “жар-птицу” и т.д. Для взрослых — более интересные и пикантные задачи, в зависимости от компании, обычно можно весело поддеть учителей, декана или начальника, известных политиков и т.п.
       Получается, что останавливаясь на конкретном круге, игрок превращает его в лицо или фигуру какого-то персонажа, монстра, чудовища, в цветок или предмет. Если постараться и составить карточки с умыслом, то все эти рисунки можно по ходу игры превратить в историю: например, первый игрок рисует существо и пишет на втором листке фразу, которая начинает сказку. Второй рисует предмет и пишет фразу, которая продолжает сказку – и так далее. Для взрослых это может быть не сказка, а история с персонажами-сослуживцами или соучениками, привычными им вещами и событиями.
Испорченный телефонДети умеют рисовать – а вы можете направить их творческую энергию с помощью игры.
       Еще другая версия этой игры, когда рисунок рисуется один, на отдельном листе, а на поле всего лишь кружки (в этом случае их можно делать больше) с номерами. То есть, попадая на кружок №5, игрок тянет карточку №5 и выполняет задание из карточки на одном общем рисунке. В заданиях указаны конкретные части тела существа, например: “Нарисуй правый глаз”, “нарисуй хвост”. Задания лучше давать не слишком конкретные – чтобы был простор для выдумки, и существа в разных играх получались не одинаковые.
       Таким образом, постепенно там рисуется существо, каждый раз уникальное, и развивающее фантазию и творческое начало ребенка.
       В обе эти версии игры, конечно, можно играть целой компанией.

Вариации
       Понятно, что и в этом виде бумажной игры, может быть множество вариаций, которые придутся по вкусу конкретно вашей семье, компании, коллективу.
       Например, можно сочетать вырезание из бумаги и рисование на ней: втроем или вчетвером с детьми вырезать (каждый из своего листа) руки, ноги, головы, хвосты, крылья, туловища. Затем перемешивать ноги с ногами, руки с руками и т.п. Тянуть наугад по одному, по очереди (причем, каждый может брать что хочет, например, две головы и ни одной руки, и т.п.).
       А затем разрисовывать и скреплять с помощью скотча или клея свое удивительное существо.

Слон
       Игра для любого возраста, лучше всего пройдет в праздничной обстановке. Присутствующие делятся на группы по 3-4 человека, каждой из них предоставляется лист А4 и карандаш или лучше маркер. Затем каждый в группе получает свою часть тела слона, которую должен нарисовать: уши, голову, тело, ноги, хвост. Затем всем игрокам завязываются глаза! Если групп больше 2, они рисуют или попарно или по одной группе, а ведущий засекает время каждой на секундомере.
       Побеждают те, кто наиболее быстро и точно нарисует слона.
       Для продвинутых игроков можно давать более сложных животных или монстров: жираф, страус, дракон, пегас и проч.

Цветик-восьмицветик для маленьких, Col game для больших
       Игрой, внешне графической, а на самом деле логической, является Цветик-восьмицветик. Здесь нужно закрашивать либо один лепесток, либо два, но только если они стоят рядом друг с другом. Побеждает тот, кто закрасит последний лепесток.
       Игра простая, и тактику ее взрослый освоит быстро, а для ребенка может потребоваться время, чтобы осознать, что каждый раз результат – не случайность.
       Количество лепестков восьмицветика может быть и другим, хотя качественной разницы нет: уже при восьми комбинаторная составляющая вполне достаточна, и при, скажем, 12-ти стратегия не станет более глубокой, только времени больше потратите.
Пример игры: начал розовый, победил золотой.Пример игры: начал розовый, победил золотой.
       По аналогии с детским цветком можно играть во взрослые графические композиции, как на рисунке. Col game заключается в том, чтобы закрашивать по очереди различные сегменты композиции, каждый игрок — своим цветом. Но при этом нельзя, чтобы одноцветные сегменты соседствовали. Проигрывает тот, кому нечего раскрашивать (на рисунке это красный).
       Композиций для этой игры может быть бесконечное множество – поиграв несколько партий, вы сами поймете принцип, по которым они должны быть построены.
       Это полезная логическая игра, в которой нет особой глубины, но зато есть сочетание тренировки математического мышления с пространственным.
Примеры графических композиций.Примеры графических композиций. Рисовать подобные можно и самим, в этом нет ничего сложного.

Рисунки Хакенбуша
       На западе существует игра с рисунками, нарисованными в специальном “хакенбушском” стиле – т.е. контурами строений, природы, людей и т.д., которые состоят из точек, соединенных линиями (см. рисунок).
       С таким рисунком можно играть несколькими способами: ластиком стирать линии по одной, попарно, и т.д. В целом, это довольно неудобный вид игры, потому что чтобы стереть рисунок, нужно его сначала нарисовать, а ведь по сути, это все те же тактические игры: Парад копеек, Вся королевская конница, и прочие, в которых нужно рассчитать ходы таким образом, чтобы быть последним, или, наоборот, не стать последним.
       Познакомиться с вариациями хакенбушских игр можно здесь, здесь, здесь и здесь.
Пример рисунка Хакенбуша.Пример рисунка Хакенбуша.

Танграм
       В статье "Механические головоломки – Галерея славы" представлена одна из самых простых в мире игр, которая одновременно является художественной и творческой игрой с бумагой, а потому подходит к данному разделу нашей статьи.
       Танграм – крайне простая игра, в которой из семи типовых геометрических фигур предлагается выкладывать как простые геометрические фигуры, так и просто любые фигуры чего угодно – аист, кошка, чайник и т.д.
       Танграм очень полезен для развития детей, не знает никаких границ в творчестве и фантазии. Посмотреть схему фигур танграма, чтобы вырезать их для своего ребенка, можно здесь.
ФигурыИз одних и тех же семи частей можно сделать совершенно разные фигуры. Эта простая игра способна оказать значительное влияние на вашего ребенка.

Лабиринты
       Полезной забавой для ребенка будет нарисованный мамой или папой лабиринт, из которого нужно выбраться. Когда детей несколько, можно устраивать прохождения лабиринтов на скорость, хотя проигравших также нужно поздравлять, потому что пройти лабиринт – задача не из легких!
       Чтобы не рисовать самим, можно скачать план лабиринта, например, отсюда (классический) или отсюда (лабиринт-подземелье). На сайте “Лунный мишка” (www.moonbear.com) есть небольшая коллекция лабиринтов, от самых простых до довольно сложных.
       Впрочем, самостоятельно нарисованные лабиринты могут содержать куда больше интересных элементов, потому что могут быть ориентированы непосредственно на ребенка, учитывать особенности семьи и т.д.
       Например, для знакомства со школой, в которую ребенку предстоит поступить, можно рисовать несложные лабиринты, в которых располагать основные школьные атрибуты – азбуку, ручку, линейку, ранец, расписание, дневник и т.д. Ребенку они незнакомы, а родители не говорят, что это за предметы и что они означают – чтобы узнать, нужно пройти к ним в лабиринте.
       Когда юный исследователь находит комнатку с предметом, он спрашивает, что это такое, и родители ему рассказывают. В такой простой игровой форме происходит подготовка к школе, к ее основным предметам, реалиям.
Пример рисунка Хакенбуша.Пример лабиринта с сайта “Лунный медведь”.
       На стыке художественных и приключенческих игр можно создавать лабиринты-приключения, с более сложными правилами, но и более интересные. Соедините приключенческий формат игры “Лабиринт” с художественным, включите фантазию, населите нарисованное подземелье существами, ловушками, сокровищами – и вперед.
       Для детей это может быть обучающей игрой, которая знакомит их с тем, что ему предстоит: лечением зубов у стоматолога, рождением брата или сестры, уборкой своей комнаты и т.д.

Прикладные игры на бумаге и с бумагой

       Прикладные потому – что здесь в основном идет речь о том, к чему нужно приложить руку, и что будет иметь какое-то, пусть даже не бытовое, но художественное применение.
       В основном, конечно, этот раздел ориентирован на родителей с детьми, хотя некоторые игры с бумагой применимы независимо от возраста.

Снежинки
       Самым простым и общеизвестным видом прикладного использования бумаги являются новогодние снежинки. Кто из нас не вырезал их, хотя бы в детстве, стараясь воплотить самый интересный и красивый узор!
       Методика очень проста и общеизвестна, но все же приводим ссылку на инструкцию.
       Множество вариантов новогодних снежинок с подробными схемами изготовления можно посмотреть здесь. Также посетите галерею снежинок, сделанных онлайн во flash – вы можете сами поучаствовать в изготовлении новых.
Снежинки бывают и такие красивые!Снежинки бывают и такие красивые!
Аппликации
       Создание картинок из цветной бумаги также знакомо всем с детства. Объяснять технологию не имеет смысла – вся она заключена в четырех ингредиентах: фантазия, цветная бумага, ножницы и клей. Примеры можно посмотреть здесь.
       Аппликацией заниматься могут самые маленькие дети, но и для взрослых изготовление собственного шедевра может стать серьезным challenge, если задать интересную и непростую тему.
       Попробуйте провести конкурс аппликаций в своем офисе, семье или классе; вы удивитесь, какими разными могут быть работы, и насколько изобретательными – авторы.
АппликацииАппликации делать очень легко, и простор для фантазии при этом не ограничен.

Поделки из бумаги
       Чуть более сложным делом, чем аппликации, но еще более развивающим, и позволяющим проявить свою фантазию и мастерство, является мир поделок из бумаги.
       Применений у них множество: это могут быть как полезные в хозяйстве вещи – подставка для ручек и карандашей, обложка для книги, конверт для поздравительной открытки (да и сама открытка), календарь, отражающий специфику семьи или компании – так и просто украшения, сделанные собственными руками: картины, бумажные цветы, фигурки и даже композиции, панорамы.
       Сейчас множество издательств выпускают наборы “Сделай сам”, в которых уже придумана, нарисована и раскрашена та или иная модель – техники, животного, здания. А детям с родителями остается вырезать и правильно соединить все части. Очень часто конструкция хорошо продумана и обходится без клея и других дополнительных средств.
       Примеры: российские издатели для детей; забавная коллекция “взрослых” поделок из бумаги формата readymech (готовая механика); отличные бумажные схемы на сайте принтеров “Canon”.
       Примеры домашних поделок: прыгучая лягушка, бумажная роза, кошелек, фонарик для свечки, даже “солнечная система” и еще круче – лист Мёбиуса.
       Страницы: животные из бумаги, поделки из бумаги, бумажные куклы, самолетики, лучшие самолетики (англ.).
       Также прочитайте статью о пользе поделок для детей.
       И посмотрите отличную подборку фотографий с бумажными конструкциями, которые явно не назовешь “детскими”. И еще одну, для широты спектра. А вот это уже безусловно – искусство.
Примеры вырезных животных и техникиПримеры вырезных животных и техники

Колизей и Биг БенВы знали, что Колизей или Биг Бэн можно поставить на полку? Легко!

Оригами
       Превратить веселую возню с бумагой в искусство первыми додумались японцы. Теперь оригами распространено по всему миру, да и мы с вами занимались оригами, не зная, что это оригами – например, делали простейшие самолетики и запускали их во время урока; кидали с крыш бумажные “бомбочки”, пускали в ручьи и фонтаны кораблики, устраивали соревнования бумажных лягушек и т.д.
       Теперь информация о множестве фигурок и способах их складывания общедоступна.
       Российские сайты, посвященные оригами: www.origami.ru, www.origami-do.ru, www.origami.kulichki.ru.
       Большая коллекция оригами со схемами здесь (англ).
Оригами различных животных.Оригами различных животных.

Оригами Оригами “лотос”. Просто – но поистине волшебно. Оригами “лотос”. Просто – но поистине волшебно.

Ссылки по теме

       Мы не приводим здесь много ссылок, т.к. в нашей подборке дано подробное описание всех популярных игр с правилами и их вариациями, а сама подборка – шире, чем где бы то ни было в Рунете. А по теме поделок из бумаги и оригами приведено множество ссылок в тексте.
Русскоязычные:
       Детские развивающие игры на бумаге – статья с советами родителям на сайте www.child-psy.ru.
"Лучшие игры на бумаге" — купить или заказать тематический сборник Ю.В. Гурина: известные игры и несколько авторских разработок.
       "Игры на листе бумаги" – статья Юлии Каспаровой, рассматривающая игры на бумаге в аспекте развития детей.
www.zayka.net – раздел сайта, в котором представлено множество игр на бумаге для дошкольников.
       www.7682.ru – замечательный сайт для поколения, родившегося между 1976 и 1982 годами, и заставшего остатки культуры СССР во всей их красе. Помимо прочего, там перечислены основные игры, в которые мы играли в школе.
Офламерон – сайт одноименной логической игры на бумаге.
       Умная бумага - компания “Умная бумага” выпускает вырезные-складные модели кораблей, вертолетов, замков и т.п. Вырезанные конструкции скрепляются без использования клея.

Англоязычные:
       Paper and Pencil – перечень англоязычных сайтов, посвященных играм на бумаге.
Игры на бумаге – раздел на английской Википедии.
       Gomoku – подробнее о Гомоку в английской Википедии.
Sprouts – игра на бумаге с математическим уклоном.


Основное Определение | Приключения | Художественные | Прикладные
Дополнительно Ссылки по теме | Об авторе – Антон Карелин
Смотри так же: Интеллектуальные игры | Ролевые игры | Спортивные игры


обсудить в форуме 'Игры' »