Основное: Определение | Что это такое? | История | Классификация| Правила игр | Вероятность выигрыша | Мошенничество при игре в кости | Заключение
Дополнительно: Ссылки по теме | Информация об авторе – Дмитрий Аркадьев-Берлин

Определение

       Игральные кости – это многогранники, преимущественно из твердого материала (кость, пластик, стекло, дерево, металл и пр.), с нанесенными на их грани числовыми, цветовыми или иными символами, применяемые в какой-либо игре.
КубикСамый обычный кубик. Но, взяв его в руки, вы прикасаетесь к Истории.

Что это такое?

       Число граней у костей варьируется и может быть довольно большим (есть и двадцатигранные кости и стогранные), но обычно используются кости правильной кубической формы с шестью гранями, отмеченными точками, количество которых обозначает числовую “ценность”. Количество точек на верхней грани после броска кости является достоинством броска.
       Традиционно сумма очков на противолежащих гранях составляет 7 (1-6; 2-5; 3-4.).
       Бросок кости называют ударом, кости можно бросать или метать. В соответствии с правилами игры, по результату судят — выиграл бросивший или проиграл, продолжит бросать или обязан передать право на бросок следующему игроку.
       Нередко для метания костей используется специальный непрозрачный стакан или механическое приспособление, в котором кости перемешиваются, и результат броска виден после полной остановки устройства (лототрон). Были запатентованы и другие механизмы, однако они не нашли широкого применения.
       Часто, чтобы предотвратить скатывание костей, например со стола, применяют лоток с низкими бортиками. В Китае вместо лотка использовали фарфоровые пиалы с плоским дном.
       Сами игры в кости разнообразны: от простейшего выбрасывания за один бросок наибольшей суммы до достаточно сложных, таких, как нарды.
       Игральные кости — это генератор случайности в чистом виде. На это обращали внимание еще в древности, считая результат броска костей предначертанием Судьбы. Игра в кости порой ведется не только с соперником, но и с Роком, Случаем. Игроки обращаются с костями как с живыми существами, разговаривая с ними, шепча заговоры, пытаясь уговорить их принести выигрыш.
Игральная костьИ это тоже игральная кость. Сто рабочих граней делают ее больше похожей на шар, но тем не менее…

История

Древность
       Игральные кости обнаруживают при археологических раскопках на территории самых различных стран в разных частях света – Америке, Азии, Африке. Если ученым удастся установить местоположение легендарной Атлантиды, то игральные кости обнаружат и там. О них упоминают такие солидные источники, как Библия, Риг-веда, исторические хроники.
       Самые древние кости были обнаружены при раскопках древнего шумерского города Ур. Это четырехгранники возрастом около 5 тысяч лет, сделанные из слоновой кости.
       Прообразом современных костей называют астрагалы (путовые суставы животных), в древности использовавшиеся для игры. Они имели форму бруска и четыре игровые грани.
       Кроме того, в качестве материала для изготовления игральных костей использовали сливовые и персиковые косточки, из семян, рога животных, камень, керамику, скорлупу ореха, раковины. Индейцам материалом служили также зубы крупных грызунов – бобра или сурка.
       Самые древние из шестигранных костей, аналогичные современным, обнаружены в Египте и Китае. Их возраст — 4 и 2,5 тыс. лет соответственно.
Игральная костьЭтим костям тысячи лет. В чьих именно руках они побывали? Как сложились судьбы этих людей? Кости хранят эту тайну.
       Символы на грани наносились не всегда. Порой кость бросали на расчерченное поле и об удачности броска судили по сектору, в котором она останавливалась.
       С возникновением игральных костей появились и азартные игры. А где есть азарт (азарт, в переводе с арабского, означает “кость”), там нередко присутствует обман. В древних захоронениях Египта и Америки обнаружены игральные кости с полостями внутри, для заливания в них свинца и смещения центра тяжести. Находили археологи также и подпиленные кости со скошенными гранями.
       Изначально кости служили религиозно-культовым элементом при гадании (астрагаломантия).
       В поздних египетских мифах кости напрямую причастны к возникновению некоторых богов. В древнем Египте год состоял из 360 дней. Верховный бог Ра, разгневанный тайным браком Богини Нут и ее родного брата – Геба, своей властью сделал их бездетными на все 360 дней года. Но супруги нашли выход, сумев отыграть у бога Луны пять дополнительных дней в году. В эти пять дней и родились их дети-боги: Нефтида, Изида, Осирис, Сет и Гор, а в самом году с тех пор 365 дней.
       В древнеиндийском эпосе Махабхарата (гл. Сказание о Нале и Дамаянти) кости играют в судьбе главного героя Наля ведущую роль – он проигрывает свое царство и жену, и вынужден отправиться в изгнание.
Игральная костьФорма этих древних металлических костей из Китая наглядно подтверждает, что людям в те времена были известны не только четырех- и шестигранные кости.
Факт
       Давным-давно индийские мудрецы, похваляясь своими талантами, отправили в Персию свое новое изобретение – шахматы. Но без правил самой игры, желая этим показать персам свое превосходство. Через несколько недель персы справились с этой задачей и в свою очередь отправили в качестве ответного дара индусам нарды. По сложившейся традиции тоже без правил. Индийским мудрецам понадобилось 12 лет, чтобы понять суть игры.
       Бонус: Гимн-заклинание игрока в кости.

Греция и Рим
Игральная костьИгральная костьАнтичные игральные кости-астрагалы из коллекции Британского музея.
Игральная костьДревнегреческий сосуд для хранения костей.
       В Древнем Риме и Греции кости делались из бронзы, агата, горного хрусталя, оникса, янтаря, гипса, фарфора. Их бросали на таблицы с пронумерованными советами и изречениями, и смотрели соответствующий сумме выпавших очков номер.
       Хорошо известна фраза Цезаря перед пересечением реки Рубикон: “Jacta alea esto” – “Жребий брошен!”
       Alea, в переводе с латыни, означает игральную кость, которую Цезарь использовал для того, чтобы узнать Высшую волю.
Игра и войнаИгра и война через века шли рука об руку.
       Иногда на гранях костей вместо очков вырезались буквы греческого алфавита, из которых после броска складывали слова, означавшие ответ на заданный вопрос. Астрагаломантические прорицалища античности были устроены при храме Геркулеса в Ахелии, и близ Падуи располагался оракул Гериона.
       Менее цивилизованные племена и народы предавались игре с не меньшим (если не большим) азартом. Римский историк Тацит в книге "О происхождении германцев и местоположении Германии" отмечал:
       ”Играют германцы и в кости, и, что поразительно, будучи трезвыми, и смотря на это занятие как на важное дело... потеряв все свое достояние и бросая в последний раз кости, назначают ставкою свою свободу и свое тело. Проигравший добровольно отдает себя в рабство и… безропотно позволяет связать себя и выставить на продажу. Рабов, приобретенных таким образом, стараются сбыть, продавая на сторону; поступают же они так и для того, чтобы снять с себя сопряженное с подобной победой бесчестье”.
Факт
       Греческие боги Зевс, Посейдон и Аид, победив титанов, поделили мир с помощью кубиков. В результате игры Зевсу досталось небо, Посейдону – океан, а Аиду перешло во владение подземное царство.
Женщины античностиИгру в кости любили женщины античности. В жаркий день в прохладной тени это было приятным времяпрепровождением.

Восток

       В восточном мире к игре в кости всегда относились с уважением. А вот с христианством у костей отношения не сложились с самого начала. Видимо, одной из причин этому был описанный в Евангелиях эпизод, когда римские легионеры играли в кости под крестом распятого Иисуса на его вещи.
НардыИгра в нарды по своей глубине ничем не уступает шахматам. Занятием достойным мудрых и благородных считались нарды на Востоке.
Европа и христианство
       Классик европейского классицизма, канонизированный римско-католической церковью Бернард Клервоский (Bernard de Clairvaux, 1091-1153), использовал, согласно тексту новеллы "О возвращении грешника на путь раскаяния", игру в кости исключительно в богоугодных целях:
       Один игрок предложил Св. Бернарду сыграть партию в кости с намерением выиграть у того коня. Св. Бернард согласился, но с таким условием, что против коня игрок должен поставить свою душу.
       Игрок выбросил 17 очков из 18, уже ликовал, предвкушая выигрыш, однако Бернарду удалось выбросить максимум и победить. Проигравшему пришлось последовать за праведником. Что, впрочем, пошло игроку вполне во благо.
       В средневековой Европе запретительные акты неоднократно издавались на протяжении всей истории: император Священной Римской Империи Оттон III (прозванный “Чудо мира”) в 952 году запретил играть в кости духовенству. Генрих II Английский в 1188 г. издал аналогичный запрет по отношению к своим крестоносцам.
       Но, несмотря на все запреты, игра в кости продолжалась даже в монастырях. В X веке епископ Вибольд (Wibold, Bishop of Cambrai) придумал игру LUDUS REGULARIS SEU CLERICALIS, состоявшую из 56 комбинаций трех игральных костей. По задумке, она должна была отвлечь монахов от игры на деньги. Выпадение определенной комбинации обозначало какую-либо человеческую добродетель. Например, 1*1*2 – вера, 1*3*3 – чистота помыслов, 3*3*5 молитва и так до 6*6*6 – смирения. При игре, монах, которому выпадала та или иная добродетель получал право (иными словами, обязанность) обучать ей остальных монахов.
       Но это была скорее вынужденная мера, к тому же весьма наивная и особого успеха не имевшая.
       Официально христианство всегда осуждало азартные игры, в том числе и кости. Единице приписывали грех против единого Бога, двойке – против Бога и Богородицы, тройке – против Троицы и т.д. Издавались запрещающие игру указы, угрожавшие отлучения от церкви. Запретный плод вдвойне сладок, и даже угроза такой страшной кары помогала мало. Продолжали играть и при дворе, и в городских трущобах:
Один жонглер несчастный жил,
В отрепьях жалких он ходил.
Не знаю, как жонглер тот звался,
А в кости лихо он сражался.
Демоны и азартДемоны сквозь щели азарта пытались проникнуть в человеческую душу, чтобы завладеть ею. Часто им это удавалось

Современные гадания
       Отголоски гадания на костях сохранились и в обыденной жизни современного человека. Пример: на листе чертится круг, в который кидают кости. Закатившиеся за его границу не считаются (кроме упавших на пол, которые предрекают ссору). Очки на костях в круге суммируют и по таблице смотрят, что означает выпавшая сумма.
       Бонус: Несложные способы гадания. Виртуальное гадание с помощью костей.
Специальные кости для гаданийТакие кости использовали для гадания и предсказаний колдуны южноафриканских племен.
Современные игральные кости
       Современные игральные кости делаются чаще всего из пластика.
       Для казино производят кости высшего качества, с повышенной балансировкой. Их выпиливают из пластмассовых стержней; точки высверливаются на 0,017 дюйма в глубину грани, заливаются краской, равной по весу высверленной пластмассе, и тщательно полируются. Такие кости носят название “гладкоточечных”.
       Традиционно в казино используют кости с длиной грани 0,75 дюйма. Если ребра остаются острыми, то их называют “лезвийными”, заточенные — “перьевыми”. Для борьбы с подменой кости казино обычно имеют нанесенную монограмму и кодовые серийные номера.
       Вне казино употребляются также пирамидальные, восьмигранные, двенадцатигранные и т.п. кости с самым разнообразным количеством и дизайном граней.
Кость из подручных материаловДо сих пор некоторые народы продолжают использовать для своих национальных игр кости из подручных материалов. Шайенские кости для игры в “пять слив”.

Классификация

       В основе одних игр лежит чистое везение. Выбросил больше соперника – победил, от умения игрока ничего не зависит.
       В других играх, где смыслом является предсказание результата броска, на первое место выходит психология игрока. Разрабатываются различные системы игры, делаются попытки прогнозировать результат или придерживаться определенной игровой стратегии, хотя доказано, что при игре в кости шансы последовательных ставок на определенную комбинацию или их хаотическую смену практически равны.
       Механика третьих (их большинство) – взаимодействие игровой тактики и случайности, которую олицетворяют кости.
       В настольных ролевых играх кости могут напрямую влиять на характер отыгрываемого персонажа (например, при его генерации), что определит игровые взаимоотношения между игроками на период игры.

       Мы классифицируем игры в кости следующим образом:
  • Простейшие. Для игры в подобные игры ничего, кроме самих костей, не требуется. Правила их просты, и они не требуют сложных подсчетов или ведения записи.
  • Ставочные. Суть этих игр — так или иначе угадать очковую ценность очередного броска — либо сделать бросок в определенном числовом интервале.
  • С пределом. В таких играх игровой процесс ведется до определенного предела. Таким пределом может быть, например, определенное количество набранных очков.
  • Комбинационные. В играх такого вида необходимо набрать определенную комбинацию на нескольких игральных костях, либо сделать наиболее выгодный ход на игровом поле.
  • Настольные и иные типы игр с использование игральных костей.
  • Коллекционные: когда помимо самой игры игроки коллекционируют кубики разных видов.
КостьКости были одинаково доступны для игры и детям власть имущих, и бездомным босякам.

Правила игр


Простейшие
       Правила этих игр могут показаться примитивными, однако там, где присутствует азарт, примитивность отходит на второй план.

       Хай дайс (High Dice)
       Играют двумя кубиками. Первый бросающий – банкомет. Он первым делает бросок. Задача второго игрока – выбросить количество очков большее, чем у банкомета. Если результат ничейный, то победа достается банкомету.

       Очко
       Игрок играет против банкомета. Смысл игры – набрать как можно больше очков, но не более 11. Банкомет выбрасывает два кубика, после чего игрок имеет право сделать третий бросок. Если перебора нет, то эти очки засчитываются игроку и теперь 11 пытается набрать банкомет. После тура количество очков сравнивается, и игрок побеждает, если сумма его очков превышает сумму банкомета. Если игроку удается набрать 11 очков, то победа достается ему, и банкомет не делает своего хода. При равенстве очков преимущество на стороне банкомета.
КостьКоллекция костей для казино коллекционера из Невады Анди (Andy)
       Свинья
       Количество игроков неограниченно. Играют одним кубиком. Игроки по очереди бросают кубик и записывают результаты своих бросков. Цель – первым набрать 100 очков.

Ставочные
       Представленные игры имеют широкую географию, что говорит об их неугасающей популярности.

       Корона и якорь (Crown & Anchor)
       Английская игра, популярная в казино Австралии и Канады. В ней используется три кубика, но вместо точек на грани каждого из них нанесены символы четырех карточных мастей, короны и якоря.
       На игровое поле нанесены те же символы, что и на грани костей, и оно служит для ставок.
       Игрок может сделать ставку на выпадение какого-либо символа на одном из кубиков. Если символ, на который сделана ставка выпал, то игроку возвращается его ставка в двойном размере. Если символ встречается на двух костях, то ставка выплачивается в тройном размере, и если на всех трех, то в учетверенном.
       В Англии игра носит название “Чак-э-лак”. В США игра получила распространение примерно с 1800 года. Стандартное оборудование для английского варианта игры состоит из матерчатого игрового поля с разметкой, на которой обозначены цифры от 1 до 6 включительно, стол и проволочная клетка, по форме напоминающая песочные часы (иногда игру еще называют “птичья клетка”), с тремя костями в ней.
       Игроки делают ставки на один или более номеров. Затем клетка переворачивается, и кости падают вниз на ее дно, при этом числа на верхних гранях определяют результат броска. Выплата происходит вышеописанным способом.
КостьТакими костями традиционно играют в “Корону и Якорь”
       Десятка
       Именно в эту игру играли римские солдаты под распятым Иисусом.
       Играют двумя костями. Количество игроков неограниченно. Игроками делается определенная ставка в банк. Задача игроков выбросить с одной попытки 10 очков. При удачной попытке игрок забирает все ставки из банка. Если он выбрасывает больше 10, то доплачивает в банк сумму, в два раза большую уже сделанной ставки. Если после того, как все игроки завершили свои ходы, 10 не выбросил никто, то все добавляют в банк еще по одной ставке, и игра начинается снова с возросшим банком.

       Сик-бо (Sic-bo)
       Древняя китайская игра, в которую в наши дни играют и в казино. Название в переводе означает “пара костей”, хотя в игре их используется 3 штуки. Играют против банкомета, делая ставки на выпадение того или иного результата: на выпадение определенного количества очков, на выпадение определенного дубля или трех одинаковых. Естественно, в последнем случае игрок угадавший результат броска получает максимальный выигрыш.

С пределом
       В такие игры хорошо играть в приятельской компании или семейном кругу. Правила их несложны, а вместо денег вполне подойдут спички.

       Тузы (Aces)
       Игра популярна в США.
       Играют минимум втроем. У каждого игрока должно быть по 5 костей. После броска все кости, на которых выпала единица, откладываются на середину стола. Кости с выпавшей двойкой отдаются соседу слева, а с пятерками — соседу справа. Игрок, у которого нет на руках кубиков, остается в игре, так как к нему могут перейти кости соседей. Постепенно кости собираются в середине стола. Проигравшим считается тот, на чьей кости единица выпадет последней.

       Брать и давать
       Играют одним кубиком.
       Для игры участники получают по 10 фишек. Перед началом каждый из играющих выкладывает на стол в общий банк по одной фишке. Ходы делаются по очереди, и действия игрока зависят от того, какое число он выбросил:
  • При 1 бросавший выкладывает на стол одну из своих фишек.
  • При 2 выкладываются две фишки.
  • При 3 бросавший выкладывает все свои фишки на стол.
  • При 4 бросавший берет одну фишку со стола.
  • При 5 берет две фишки.
  • При 6 забирает все.
       Игрок берет фишки только в том случае, если есть что брать. Если у игрока фишки заканчиваются, то он выбывает из игры. Побеждает собравший у себя все фишки.
       В другом варианте игра заканчивается, как только кто-то из игроков лишается всех фишек. Побеждает тот, у кого на этот момент большее количество фишек на руках.
КостьИ снова игра в кости. Снова извечный спор – кто удачливее?
       Янки (Yankee)
       Играют тремя кубиками при неограниченном числе игроков. Игра делится на туры. Смысл игры — первым набрать 10 побед в турах.
       Игровой процесс прост – ходящий игрок бросает кости и откладывает в сторону кубик с максимальной выпавшей цифрой. Затем бросает два оставшихся и поступает аналогично. Третий раз бросается уже единственный оставшийся кубик. После последнего броска очки на кубиках (отложенных и брошенном) суммируются, и результат записывается. Ход передается следующему игроку, и так пока круг не закончится. Это один игровой тур. Победивший в нем получает одно очко.
       Так играют, пока кто-то не наберет 10 очков.
       В варианте игры, называемом “Бостон”, за победу в первом круге игрок получает 1 очко, во втором – 2 в третьем – 3 и т.д. Игра идет до 55 очков.

       Вертушка
       Играющих двое. Играют до набора 31 очка, используя один кубик. Побеждает первый набравший 31 очко.
       Игрок бросает кубик и записывает себе количество очков, выпавшее на верхней грани, а его противник – на нижней. Потом ход переходит ко второму игроку и т.д. И так до тех пор, пока кто-то первым не наберет в сумме 31 очко. Набирать нужно именно 31 очко и не больше. Если после у игрока оказывается большая сумма, то ему приходиться начинать игру заново, имея на счету только количество лишних очков после последнего броска. Например, у игрока было 28 очков, и он выбросил 6 (или его противник 1) 28+6=34-31=3. То есть игрок продолжает игру с тремя набранными очками. В другом варианте игры в случае перебора последние очки не прибавляются, а вычитаются из набранной суммы. Для тех же 28 очков и выпавшей 6: 28-6=22. То есть игрок продолжает игру с 22 очками.

       Чет-нечет
       Количество игроков произвольное. Играют шестью кубиками. Перед игрой игроки ставят на кон по 10 фишек (монеток, спичек). Кости бросают по очереди. После броска из суммы выпавших четных чисел вычитается сумма выпавших нечетных. Если результат больше 0, то игрок берет соответственное количество фишек из банка. Если нет – докладывает соответствующее разнице количество.
       Например, выброшено 1-2-4-4-5-6. (2+4+4+6) – (1+5) =10. Игрок берет из банка 10 фишек.
       Игра ведется до тех пор, пока в банке есть фишки.

Комбинационные
       Серьезный вид игр, требующий от игроков не только везения, но и наличия кое-каких комбинаторных способностей.

       Покер (Poker).
       Используют 5 обычных шестигранных костей
       По правилам игра делится на два этапа – обязательный и произвольный.
       Обязательный состоит в попытке выбросить за определенное количество ходов 3 или больше костей одинакового достоинства. Результаты записываются в таблицу, и по ней в конце игры начисляются очки.
КостьА это набор костей для игры в покер. Помимо обычных кубиков применялись и кости, с нанесенной на грани карточной символикой - (Poker Dice).
       Задача произвольного этапа — собрать ряд определенных комбинаций значений на костях.
       Комбинации произвольного этапа аналогичны комбинациям карточного покера: пара, две пары, каре и т.д.
       Как только кому-то из игроков это удается – игра считается законченной и очки, набранные на обоих этапах, суммируются.
       Индийские кости
       Еще одна “покероподобная” игра с пятью кубиками, задача игроков в которой собрать наилучшую комбинацию из возможных.
       Сами комбинации таковы (в порядке возрастания):
  • Пара.
  • Две пары.
  • Тройка (три одинаковых).
  • Четыре одинаковых
  • Пять одинаковых
       Ходящий первым имеет право сделать до трех бросков (в том случае, если его не устроил предыдущий). Перебрасываются все кости. Другие игроки в свой ход могут делать столько попыток, сколько их использовал первый, но не больше.

       Яхта (Yahtzee)
       Очень популярная разновидность покера. Торговая марка Yahtzee (Яхта) существует с 1956 года, а сама игра существует не только в настольном, но и в приставочном варианте, а также на ПК и сотовых телефонах.
       Требуется 5 кубиков, стакан для броска и таблица для фиксирования результатов.
       Игра проходит в 12 туров. В каждом раунде всем игрокам разрешается сделать до трех бросков. Как и в покере, игрок имеет право оставить на столе кости, подходящие для устраивающей его потенциальной комбинации. И попытаться выбросить ее полностью оставшимися костями за еще не использованные попытки (если комбинация не пришла сразу). Каждая комбинация имеет определенную очковую ценность.
  • Яхта (yacht) — одна из самых старших комбинаций, состоящая из костей одинакового достоинства. Ее стоимость принимается равной 50 очкам.
  • Каре (care) — комбинация четырех одинаковых костей.
  • Фул (full house) — 3 кости одного достоинства и 2 кости другого.
  • Большой стрит (big streght) — эта комбинация состоит из двойки, тройки, четверки, пятерки и шестерки.
  • Малый стрит (little streght) — комбинация из единицы, двойки, тройки, четверки и пятерки.
  • Тройка — три кости равного достоинства.
       В остальных турах нужно попытаться выбросить максимально большое значение во всех номиналах от 1 до 6.

       Бонус: Флеш-вариант одной из разновидностей игры “Яхта”.

       Верю – не верю (Liar Dice)
       Популярная в США игра.
       Игровой инвентарь: 5 костей и стакан для их метания.
       Ходящий делает бросок так, чтобы его результата не видели остальные игроки. Например, можно прикрыть кости ладонью, и произносит название одной из покерных комбинаций (не обязательно действительно выпавшей). Перед его соперником стоит задача догадаться, правдиво ли было высказывание ведущего или он блефует. Если игрок считает, что имеет место обман, то он говорит “не верю!” и, если оказывается прав, то проигравшим считается бросавший кости. Если во лжи обвиняют игрока, честно объявившую свою комбинацию, то проигрывает тот, кто ему не поверил.
       Если второй игрок поверил, то он бросает кости, стремясь выбросить комбинацию старше той, в которую он поверил. Если это удается, то он побеждает. Если нет, то победа достается сопернику, независимо от того, какая в действительности комбинация у него имелась.

       Мартинетти (Mаrtinetti)
       Играют тремя кубиками на игровом поле с последовательно нанесенными на него числами от 1 до 12 . Количество игроков неограниченно.
       Смысл игры заключается в том, чтобы раньше других провести свою фишку по всем клеткам игрового поля.
       Для того, чтобы поставить фишку на поле, бросающему игроку надо, чтобы хотя бы на одной из трех костей выпала единица. При удачном броске его фишка ставится на клетку 1.
       Для перехода на следующую клетку ему надо будет выбросить теперь хотя бы одну двойку. И т.д. Если же у игрока при броске выпадает последовательность, которая позволяет переместить фишку более чем на одну клетку, то игрок может ей воспользоваться. Например, если при первом броске на костях есть и 1, и 2, то игрок ставит свою фишку сразу на поле 2. А если выпало 1-2-3, то на поле 3.
       Также можно комбинировать выпавшие числа удобным для себя образом. Выбросив при первом броске 1-1-1, числа можно скомбинировать как 1 (1) и 2 (1+1), и поставить фишку на поле 2.
       Если игрок не заметил какой-то комбинации, позволяющей ему переместить свою фишку на очередное поле, то воспользоваться ей может первый заметивший ее из соперников (в том случае, если она ему подходит). Игрок передает ход следующему участнику, как только не сможет выбросить комбинацию, при которой возможно дальнейшее продвижение его фишки.

       Нарды (Trictrac)
       Старинная восточная игра, завезенная в Европу крестоносцами, возвращающимися из крестовых походов в XII веке. В Европе больше известна под названием “триктрак”, правила которого аналогичны “коротким” нардам.
       Игровое поле в нардах представляет собой доску с бортиками. На двух противоположных бортиках имеются по 12 лунок. Само поле разделено на две половины выступающей планкой, называемой бар.
       В игре принимают участие два человека.
       Различают “короткие” и “длинные” нарды. Различие в первую очередь в расстановке игровых фишек на доске, а также в том, что в коротких нардах разрешается бить (временно выводить из игры) фишки партнера.
       Цель игры: провести все свои фишки в свой дом (специальная зона на игровой доске) и затем снять их с доски. Сделавший это первым считается победителем. Фишки передвигают на количество ходов, зависящее от результата броска двух кубиков.
НардыИгра в нарды нашла отражение и на старинных картинах.
Настольные и прочие игры с кубиками.
       Такие игры правильнее называть “игры с костями”, а не “играми в кости”. Но для полноты картины рассмотрим и их.
       Сугороку – древняя японская игра, сходная со многими детскими настольными играми наших дней. На игровом поле изображался маршрут в виде картинок. На маршруте встречались также препятствия или знаками, переносящие фишку на другую часть маршрута. Бросая кости, играющие передвигали фишку по клеточкам поля в соответствии с числом набранных очков. На итог хода влияло и то, было ли на преодолеваемых клетках препятствие. Выигрывал тот, чья фишка быстрее достигала финишной клетки поля.

       Монополия – популярнейшая настольная игра, созданная в 1934 году Ч.Б. Дарроу. Основная цель “Монополии” — покупая или арендуя участки игрового поля, добиться финансового банкротства соперников. Для передвижения фишек по игровому полю используются пара обычных кубиков.

       RPG-игры и коллекционные игры
       В настольных ролевых играх кости используются для моделирования результатов игровых ситуаций и для всего спектра взаимодействия игроков с окружающим миром и выступают в роли генератора случайных чисел (ГСЧ). Например, от броска костей зависит, попал ли герой в противника, смог ли уклониться от ответной атаки или открыть сложный замок на обнаруженном сундуке и т.д. Для удобства используют набор, обычно состоящий из четырех, шести, восьми, десяти, и двадцатигранной костей.
       По сходному принципу рассчитывается результат и в компьютерных RPG-играх, где вместо костей роль ГСЧ выполняет сам процессор. По традиции во многих играх на экран выводят статистику “бросков” компьютера – так называемый лог боя.
       Количество бросков кости, и сам вид кости, используемой для броска, имеют определенные формулы записи.
       Например, формула d20 говорит нам, что нужно произвести 1 бросок двадцатигранной кости (d – сокращение от англ. dice – игральная кость). А 3d6-1, указывает на то, что необходимо бросить 3 шестигранные кости и из суммарного результата очков на их гранях вычесть 1.
ДайсыНабор подобных костей (“дайсы”) хорошо знаком любителям настольных RPG-игр. О результате броска четырехгранной кости судят по цифре над нижней гранью. В данном случае это 1.
       Бонус: “RPG КУБИКИ”, статья.

Коллекционные игры
       Наборы костей, прилагаемые к настольным играм, порой уникальны и представляют интерес не только в качестве игрового инвентаря, но и в качестве объектов коллекционирования.

       Diceland
       Настольная стратегическая игра-конструктор, созданная в 2002 году Джеймсом Эрнестом. В комплект входят набор игровых кубиков и поле. Поле состоит из шестиугольных элементов и может видоизменяться по желанию игроков. Бросок кости моделирует перемещение по карте, ввод новых войск в игру, специальные эффекты и исход сражений. За победу в сражении игрок получает премиальные очки. Конечная цель игры – быстрее соперников набрать 50 очков.
       Бонус: Сайт производителя игры Diceland.
ДайсыКости для игры Diceland сделаны из картона, и их необходимо собирать самим игрокам. Каждая кость уникальна и обладает особыми игровыми свойствами.
       Dragon Dice (DD)
       Игра разработана в 90-х годах прошлого века компанией TSR, специализирующейся на настольных ролевых играх. Правила игры довольно сложны, и только комплект дайсов насчитывает 128(!) различных костей. В игре могут принимать участие от 2 до 4 человек.
       Мир D&D — это фентезийный мир, населенный враждующими расами разумных существ: гоблинами, каликами, эльфами. Каждой расе доступны два вида магии. Не обошлось и без свирепых драконов, которых игроки так же могут призывать под свои знамена. В игре есть также города, укрепления, башни магических знаний.
       Броски костей моделируют в игре практически все — от рельефа местности, до исхода битвы между двумя армиями.
       Конечная цель игры — победить своих противников.
       Бонусы: Сайт производителя игры DD. Описание компьютерной версии DD. Статья из Википедии о коллекционных играх с костями.
ДайсыКости для игры DragonDice — подходящий объект для коллекционирования. Необычно и красиво.
       Коллекционирование
       Коллекционирование игральных костей не так широко распространено, как коллекционирование монет или марок, но не менее увлекательно, ведь игральные кости бывают очень красивыми и необычными. А многовековая история самих костей придает занятию мистический оттенок и глубину.
       Достижение самого известного коллекционера в мире Кевина Кука занесено в Книгу Рекордов Гиннесса. Его коллекция насчитывает почти 20.000 (!) костей из различных материалов всевозможных форм и расцветок.
       Бонусы: Официальный сайт Кевина Кука. “THE  DICE  MANIACS'  CLUB” — популярное место сбора посвятивших себя коллекционированию костей. Страничка российского коллекционера.
Игральная костьИгральная костьКоллекционеры содержат свои коллекции в идеальном порядке. На рисунках выше – фрагмент коллекции Кевина Кука.
       Бонус: Статья из Википедии о коллекционных играх с костями.

       Прочие

       Игральные кости применяются в играх типа wargames (настольные стратегические игры), Settlers of Catan (экономическая игра) и их многочисленных клонах.
       Подробнее о настольных и иных видах игр, в которых в качестве игрового инвентаря используются кости, в статьях Настольно-словесные ролевые игры, Wargames.
       Бонус: Правила других игр в кости.

Вероятность выигрыша

       Настоящий игрок от дилетанта отличается тем, что знает проблемы, возникающие в игре, и совершает действия для их решения, основываясь на фактах.
       Кости не имеют памяти, и даже если вы выбросите 10 раз подряд дубль 6-6, это никак не повлияет на вероятность выпадения того же значения в следующем броске. Хотя, если учитывать теорию “больших чисел”, вероятности все же несколько различны.
       Сделав несколько сотен бросков и записав результаты, мы увидим, что абсолютно точного совпадения теории и практики не наблюдается. Так, например, 5-5 может выпасть больше раз, чем 6-6. Причем на разных стадиях (к примеру, после первых 100 бросков) это отличие может быть даже больше итогового, однако, продолжая опыт бесконечно долго, будет заметно, что постепенно оно придет в норму, и будет колебаться вокруг определенной величины.
       Так как ни в какой игре нам не требуется делать столь большого числа бросков, и конкретные количественные различия невозможно спрогнозировать, имеет смысл принимать за базовые шансы выпадения любой из граней как 1 к 6, не обращая внимания на эти колебания.
       Парадоксальность костей приводила к тому, что нередко игроки становились математиками, а математики игроками.
       У костей своя логика. Например, если 4 раза подряд бросить игральную кость, ожидая выпадения хотя бы одной 6, то на что лучше ставить? На то, что 6 выпадет или нет? С одной стороны шанс выпадения любой из граней 1 к 6. То есть в среднем для того, чтобы с уверенностью сказать, что выпадет 6, нам надо провести не мене шести бросков. Но если рассматривать ситуацию немного иначе, результаты будут иными. Возьмем четыре игральные кости и бросим их один раз. По идее, условия задачи не изменились: что бросать четыре кости 1 раз, что одну кость 4 раза. Однако во втором случае, очевидно, что шансы на выпадение хотя бы одной 6 заметно повысились.
       В играх с несколькими костями каждая грань одной кости комбинируется с каждой гранью другой кости. Общее значение комбинаций равно 6 в степени n, где n – количество костей.
       То есть бросок двух костей даст нам 6*6 =36 комбинаций, трех 6*6*6=216 комбинаций и т.д.
       Сколько раз надо бросить игральную кость, чтобы шансы выпадения дубля 6-6 были выше 50?
       Так как комбинаций на двух костях всего 36, то очевидным казалось то, что 18. Однако практика показывала, что подобного не происходит.
       Неопытные или ненаблюдательные игроки нередко попадали в такие ловушки.
       Подобные парадоксальные ситуации увлекли французского математика Б.Паскаля, который немало сил потратил, изучая феномен костей. Его усилия привели к созданию теории вероятностей. Паскаль дал математически обоснованный ответ на предыдущий вопрос, а именно, для того, чтобы шанс выпадения дубля 6-6 на двух костях составил более 50% необходимо не менее 25 бросков.
       Что еще раз подтверждает тот факт, что в игре мелочей не бывает. И знание ряда аспектов может уберечь от проигрыша или попадания в ситуацию с неравными шансами.
       Бонус: Математические выкладки Паскаля. Теория вероятности.

Мошенничество при игре в кости

       Едва ли сама игра в кости намного старше неприятного фактора, часто ей сопутствующего, а именно — мошенничества.
       Мы уже упоминали о древних игральных костях “с подвохом”. Рассмотрим теперь поподробнее, как и за счет чего мошенник может повлиять на процесс игры в кости.
       В первую очередь, уязвимы сами игральные кости. Шулер может предложить вести игру своими костями или попытаться подменить использующиеся. Ясно, что на таких костях выпадение определенных чисел более вероятно, чем иных, чем мошенники и пользовались. Рассмотрим, за счет чего это достигалось.
       Шулерские кости могут быть:
  • Со смещенным центром тяжести. То есть с полостью внутри. Она могла оставаться пустой или заполняться свинцом либо ртутью. Сюда же можно отнести и магнитные кости, содержащие скрытые металлические вставки. Правда, в последнем случае к комплекту таких костей шулеру еще необходим и стол с электромагнитом. Так что такое мошенничество скорее удел нечистых на руку заведений, чем отдельных игроков.
  • Кости неправильной формы. У таких костей мошенники подтачивали одну из граней, повышая вероятность выпадения числа на этой, а также противолежащей стороне кости. Такой прием, как стачивание фаски на ребре кости, приводит к аналогичному результату. Иногда одна из сторон изготавливалась с небольшой выпуклостью. Зная “характер” своей кости, игра становилась для мошенника более легкой.
  • Кости с неверной маркировкой. Верх шулерской наглости. Разметка таких костей может состоять даже исключительно из одних и тех же чисел. Но этот трюк рассчитан на абсолютно невнимательных игроков или является “жестом отчаяния” в совсем безнадежной ситуации. Обычно в подобных костях из маркировки исключаются просто два числа и заменяются на другие. Что намного повышает шансы выпадения нужной комбинации. А когда дело сделано, шулеру не составит особого труда подменить их нормальными кубиками с обычной разметкой.
Историческая справка
       В своём "Большом завещании" “король поэтов голоштанных, любитель шлюх и кабаков”, великий поэт Франсуа Вийон (1432-1463) завещает перед повешением своему приятелю шулерские кости с утяжеленными свинцом гранями.
Кости в притонахКости были широко популярны в притонах. Что сослужило плохую службу репутации игры.
       Кроме “нечестных” костей шулера могут прибегать и к “ловкости рук”, основанной на отточенной технике броска и элементарных законах физики. Например, придавая кости еще и вращательный импульс можно добиться того, что сверху останется та грань, которая была верхней и при броске. Можно также использовать скольжение (бросок кости без ее переворота), либо бросать кости в одной плоскости, что исключает выпадение чисел на боковых гранях.
       Подобные техники хорошо работают, когда шулеру удается отвлечь внимание противника от самого процесса броска.
       Именно для того, чтобы свести на нет деятельность подобных физиков-практиков, в комплект для игры и входит стаканчик для метания костей. В казино дело обстоит еще проще – по правилам игр бросок там игроки обязательно делают через все поле и так, чтобы кости ударились о бортик и затем от него отскочили.
Двойное дноНаличие игрального стакана еще не гарантировало честной игры. У такого стаканчика вполне могло оказаться двойное дно.

Заключение

       Любителям азарта, незнакомым с игрой в кости, можно посоветовать сходить в казино, чтобы поиграть в “крепс” или Сик-бо (гран-азар). Тем, кому не хочется выходить из дома, предлагается вариант игры в одном из виртуальных казино (посмотреть список можно тут). А лучше приобретите набор игральных костей и приятно проведите за этой древней игрой время с друзьями или своей семьей.
ИграИгра – часть человеческой сущности. Почему это именно так, мы узнаем не раньше, чем познаем самих себя.

Ссылки по теме


Русскоязычные
       АДИБ Азартные игры и история их правового регулирования. Статья с сайта — http://www.adib92.ru/
Мошенничество в играх с костями – статья с сайта — http://www.cgm.ru/
       Кости игральные – статья с сайта — http://www.hotdice.ru/
Энциклопедия настольных игр — сайт, посвященный настольным играм — http://www.board-games.ru/
       Интернет казино Султан — онлайн-казино с интерактивным игровым залом — http://www.sultancasino.ru/
Игральные кости и игры с ними – статья об игральных костях с сайта — http://www.toprunet.com/
       Азартные игры – игровой портал — http://azartgames.gambler.ru/
Victory – игровой портал — http://victory.teonet.ru
       Гадания – сайт о гаданиях. Гороскопы, гадания, сонник — http://www.astrocentr.ru
Diceclan – сайт о коллекционировании игральных костей — http://dice.clan.su/

Англоязычные
       Sic Bo – статья об игре Сик-Бо с сайта — http://www.playasiangames.com/
BoardGameGeek – сайт о настольных играх — BoardGameGeek — Gaming Unplugged Since 2000
       Dice Games! Сайт об игре в кости http://www.dice-games.com/
Dice Games правила игр в кости с сайта http://dmoz.org/
       Dice – обзорная статья из Википедии — http://en.wikipedia.org/
Dice-play – информация об игральных костях с сайта — http://homepage.ntlworld.com/dice-play/
       Dice collectors – небольшой список сайтов, посвященных коллекционированию — http://www.gferrari.com/
CASINO DICE COLLECTION – сайт коллекционера игральных костей Джеффа Фарчилда http://casinodice.net/
       Allcasinodice – сайт о костях для казино http://www.allcasinodice.com/
IBRG – Интернациональная Гильдия Метателей Костей — http://members.aol.com/dicetalk/index.html

Книги
       Крепс: игра или профессия – Е. Терентьев
Казино – Михайлов С.А.
       Большая книга азартных игр – Землянская Е.И, Бурлуцкая Л.А, Требис Е.Е.


Основное: Определение | Что это такое? | История | Классификация| Правила игр | Вероятность выигрыша | Мошенничество при игре в кости | Заключение
Дополнительно: Ссылки по теме | Информация об авторе – Дмитрий Аркадьев-Берлин


обсудить в форуме 'Игры' »