Основное Определение | Что это такое? | История | Классификация | Фентези | Космические стратегии | Альтернативная реальность | Постапокалипсис | Спортивные | Субкультура МБИ | Феномен МБИ | Заключение
Дополнительно Ссылки по теме | Об авторе – Дмитрий Аркадьев-Берлин

Определение

       BBMMORPG — английская аббревиатура: браузерная массовая многопользовательская онлайновая ролевая игра (Browser Based Massively Multiplayer Online Role-Playing Game). Вид многопользовательских игр (MMORPG), для которых необходима только стандартная программа для просмотра интернет-страниц — веб-браузер (часто с расширением Flash или Java) и выход в Интернет.
       Если вы не знакомы с явлением MMORPG, рекомендуем сначала прочитать статью: Многопользовательские онлайн-игры.

Что это такое?

       В первую очередь многопользовательские браузерные игры (МБИ) удобны тем, что саму игру не надо устанавливать на компьютер, достаточно зайти на сервер игры, зарегистрироваться — и можно начинать играть. Что и делают многие работники офисов под носом у начальства.
       Основное конкурентное преимущество браузерных игр — простота и отсутствие абонентской платы. Оплата за пользование игрой чаще всего косвенная, так как наличие абонентской платы за игру представляет собой основную сложность для игроков. Популярность проекта напрямую зависит от его массовости, ведь играть в полупустом (пусть даже хорошо сделанном) мире скучно. И игроку дается право играть "на халяву", однако, получение доступа к определенным вещам (например, к уникальной экипировке) или действиям (возможности автоматизировать часть рутинных процессов) необходимо оплатить.
       Для ускорения обработки данных иногда предлагается скачать специальную программу-клиент, но чаще всего можно обойтись без нее.
       Особых визуальных красот браузерные игры не предлагают. Обычно там используется 2-D графика (хотя современные веб-технологии позволяют сделать браузерной практически любую игру, вышедшую до 2000 года) или просто текстовый интерфейс. Визуальные недостатки и определенный примитивизм игрового процесса с лихвой окупаются тем, что игра идет "вживую", против других людей. А игроки проживают не только в разных городах или странах, но порой и на разных континентах.
       Постоянное соперничество и общение с другими игроками (не только на игровые темы) создает особую внутреннюю атмосферу МБИ. Плюс ролевой отыгрыш, не ограниченный ничем, кроме собственной фантазии. А в отсутствии качественной графики есть своя прелесть и простор для воображения — ведь не мешало же это людям старшего поколения когда-то денно и нощно просиживать за играми типа легендарной "ELITE!!!" на машинах, которые и компьютерами сейчас не каждый назовет.
       Игровой процесс в МБИ пошаговый (как, например, в шахматах), будь то боевая ситуация или этапы экономического развития. Игрок делает ход и ждет ответа оппонентов, после которого сервер обсчитывает ситуацию и выдает итоги всем ее участникам.
       Основной смысл практически всех МБИ сводится к "прокачиванию" (т.е. увеличению характеристик и умений) персонажа (выбранной цивилизации, спортивной команды, и т.д.), которое достигается за счет успешных действий игрока в поединках с оппонентами и активном использовании игровых возможностей.


В компьютерных клубах страсти кипят через край.

История МБИ

       Первыми многопользовательскими играми были MUD в университетских компьютерных сетях. Их прозвали "убийцами студентов" из-за того, что увлеченные игрой молодые люди совершенно забывали про занятия. Игры такого рода являются аналогами настольных D&D. В каждой игровой ситуации, компьютер предлагает играющему выполнить на выбор какие-либо действия: перейти в другое место, поговорить с кем-нибудь, атаковать врагов, убежать и т.д.
       Первая рыночная игра, разработанная Джимом Швейнгером (Jim Schwaiger), вышла в Америке в далеком 1977 году под названием "Oubliette" (Подземная Тюрьма). Игроки объединялись в группы для истребления монстров. Несмотря на полное отсутствие графики, игра предоставляла достаточно опций: 10 классов персонажей, возможность вступать в гильдии и т.д. По сути, игра заложила формат многопользовательских игр, который впоследствии совершенствовался, но кардинально не менялся.
       Годом позже в Европе вышла игра "Dungeon", написанная Ричардом Бартли (Richard Bartle) и Роем Трабшоу (Roy Trubshaw). От нее и пошло устоявшееся название жанра: Multi-User Dungeon или MUD. Аббревиатура жанра может быть и такой: MOO: (MUD Object Oriented) или MUSH: (Multi-User Shared Hallucination).
       В 1989 году были сделаны первые шаги по созданию MUD, в котором игрок сам мог не только развиваться в игровом мире, но и изменять и дополнять его. Игровой сервер (названный TinyMUD), позволяющий игрокам добавлять в игру собственные комнаты, объекты и даже игры-головоломки открыл Джеймс Аспнес (James Aspnes). Далее эстафету принял Ларс Пенсьё (Lars Pensjo), разработавший целый язык программирования LPC, позволяющий даже начинающему пользователю обогащать игровые миры своими творениями.
       Сейчас текстовые игры ушли в прошлое или существуют благодаря усилиям преданных им игроков.
       В России первой МБИ стал "Тейл" (по названию города, в котором разворачиваются игровые события), увидевший свет (благодаря А. Шепелёву) в 1999 году. Являвший собой, по сути, вариацию MUD, но с добавлением картинок (портрет персонажа, общий вид локаций, монстры). В начальной версии были реализованы только перемещения по локациям и чат для общения игроков между собой. В настоящее время "Тейл" остается текстовой игрой с минимумом графики в виде достаточно невзрачных изображений общего вида локаций, врагов, зданий и самого персонажа. Карта мира разбита на клетки-локации по которым можно перемещаться по 4 направлениям (иногда еще вверх и вниз). В игре присутствуют несколько рас: люди, эльфы, полуэльфы, хоббиты и т.д. По мере роста (доступны более 100 уровней) персонаж получает доступ к многочисленным навыкам и умениям. Бой проходит в полуавтоматическом режиме, то есть от игрока нужно лишь нажать кнопку "нанести удар" или "использовать магию". Окупаемость проекта реализована так же просто, как и оформление игры. Бесплатно игроку разрешено сделать 1000 кликов-действий в сутки.
       Игра уникальна тем, что бои ведутся только против монстров. Сами же игроки могут только общаться между собой и организовывать совместные походы. Продуманная система подсказок позволяет новичку довольно быстро освоить базовые игровые действия.
       Несмотря на то, что технологически "Тейл" это даже не вчерашний, а позавчерашний день игровой индустрии, у игры есть преданная армия поклонников (не менее 1000 человек).


Классический бан. Во избежании подобных недоразумений внимательнее читайте пользовательское соглашение к игре.

       По мере развития технологий из текстовых игр развились два популярнейших игровых жанра. Собственно браузерные игры, о которых пойдет речь в данной статье, и MMORPG с обилием графики и объемной клиентской частью.
       Настоящим прорывом в сфере отечественных МБИ стал вышедший в марте 2002 года "Бойцовский клуб" (БК). За первый месяц существования игру посетило 3,5 тыс. человек, за второй уже более 11 тыс. Сейчас ежедневно проект посещают более 50 тыс. игроков, а число одновременно играющих может превышать 10 тыс.

Факт
       В 2002 году создатели игрового интернет-проекта "Путь воина" обвинили администрацию только что созданного БК в краже интеллектуальной собственности: незаконном использовании технологии игры. Дело хотели довести до суда, но информации о развитии конфликта найти не удалось, так что можно считать, что стороны "полюбовно" договорились между собой. А БК живет и здравствует по сей день...

       Сейчас в одном только рунете существует более 300 различных браузерных игр, однако, играбельных из них не более 10-15%.
       Обзор некоторых заслуживающих наибольшего внимания проектов будет дан сразу после следующей главы.


С этого все начиналось. Неизменный текстово-информационный массив с неизменным вопросом в конце: "Что вы хотите делать дальше?"

       Бонус (по игре "Тейл"): помощь по игре. Форум игры. Сайт об игре. Обзорная статья.
       Другие МБИ близкой тематики: Ксин.

Классификация

       МБИ повторяют большинство жанров обычных компьютерных игр, реализованных в пошаговом режиме.
  • Фентези. Действие происходит в вымышленном мире, в котором преобладают холодное средневековое оружие и магия. Игроку могут предложить роль не только человека, но и представителя иной, вымышленной расы: эльфа, гнома, вампира и т.д.
  • Космические стратегии. Игроку дается планета, на которой ему предстоит построить собственную цивилизацию, соперничающую с цивилизациями других игроков.
  • Альтернативная реальность. Действие подобных игр разворачивается в мире, подобном существующему, но с рядом специфических отличий. Яркий пример подобного мира — Москва Иная, придуманная С. Лукьяненко.
  • Постапокалипсис. Компьютерный киберпанк. Действие происходит в мире, пережившим тотальную войну или глобальную катастрофу.
  • Спортивные. Предлагается попробовать себя в роли менеджера футбольного или хоккейного клуба. Необязательно реально существующего.


Бывают и такие ситуации. Если ваш противник отказывается умирать, хотя по всем законам должен был уже не раз это сделать, то есть шанс, что он "читер" — нарушающий игровую этику человек, пользующийся "чит-программами". Дающими, например, неуязвимость в бою.

Фентези

Бойцовский клуб (БК)
       Официальный сайт: http://www.combats.ru/
       Жанр: РПГ-фентези
       Язык: русский
       Рекомендуемый браузер: Internet Explorer 5.5 и выше
       Наличие клиента: необязательное
       Платность: условно бесплатная
       Автор-разработчик: delphi.mastak.ru
       Активных игроков: около 100 тыс.
       Зарегистрированных пользователей: 6 млн.
       Место в рейтинге top.mail.ru (июнь 2007 год): 2
       Возможность игры более чем 1 персонажем: нет


Слева направо: "БК", "Территория", "Арена". Найдите 10 отличий. Схожая система боя (блок-удар), логов описания и прочего ставят последние два проекта в ряд "клонов БК". Справедливости ради стоит отметить, что по популярности "Арена" даже переросла своего прародителя, разнообразив перемещения в бою флеш-графикой, и введя в игру клановые замки.

       Проект стал классикой не только жанра, но и всероссийской индустрии МБИ. Игра дважды (в 2004 и 2006 годах) признавалась лучшим развлекательным порталом Рунета. В марте 2007 года БК отметил свое пятилетие, на официальную часть которого (проходившую в московском клубе "Зона") собрались около 3 тыс. человек.
       Игровой процесс
       Хотя в игре нет ни орков, ни эльфов, в мире БК постоянно происходят битвы на мечах, топорах, булавах и прочем холодном оружии. Любителям магии на выбор предложат персонажей, которым подвластны силы стихий: огня, земли, воды и молний.
       Система боя так же стала классикой: бой разделен на раунды, в каждом из которых противники выбирают точку, куда они хотят нанести свой удар, и часть тела, которую нужно прикрыть (блокировать) от ответного удара. Боец с парным оружием (например, с двумя мечами) имеет возможность дополнительного удара. Боец со щитом — дополнительного блока. Удачный удар понижает показатель здоровья противника и дает возможность использовать дополнительные приемы в бою. Побеждает "обнуливший" здоровье врага первым.

Факт?
       "Во время праздника (двухлетие проекта) произошла драка между так называемым "Энчантером" и какими-то беснующимися головорезами из группировки "МИБ" (имеющей непосредственное отношение к Солнцевской группировке). Как оказалось, под ником "Энчантер" скрывается сын одного из первых лиц правительства УкраиныЕ
       ЕЗаложником назревающего конфликта стали пользователи интернет-проекта "Бойцовский Клуб", который по всей видимости больше не откроется".
Источник: http://www.troitsk.org/index.php?t=5349
Комментарий
       Конфликт "Enchanterа" с представителями ныне несуществующего клана MiB (Мусорщик и Бандиты) действительно был. Администрация проекта сдержанно откомментировала ситуацию:
       "У нас в клубе в реальной жизни избили человека, не важно где, не важно кого, не важно за что..." .
       И закрыла игру на 3 дня. Кроме того, было обещано, что за "перенос игровых моментов" в реальную жизнь игроки будут исключаться из клуба.
       За победу в бою игрок получает опыт, набор которого повышает уровень игрока, улучшающий его характеристики и дающий доступ к новым предметам, приемам, заклинаниям и т.д.
       При всей механистичности, такой тип боя открывает широкие возможности для построения различных тактических схем. Какого именно противника и в какой момент боя ударить, какие спецприемы и на кого потратить и т.д. Существуют специальные интернет-ресурсы — "анализаторы боя", собирающие данные о прежних боях противника и выдающие графики наиболее часто используемой им тактики.
       Кроме боев игроки могут торговать между собой, лечить потерявших в боях здоровье, и спускаться в подземелья для выполнения заданий.
       На данный момент в игре насчитывается около различных 500 кланов, объединяющих игроков со сходным видением игры или жизни.
       Администрация и главные лица проекта (Мусорщик и Мироздатель) являются Ангелами созданного ими мира и периодически посещают игру.

Факты
       Дата регистрации первого клана БК 16.10.02 16:07.
       Месячная аудитория проекта около 1 млн. человек.
       От БК "отпочковался" другой известный проект — Территория, одним из создателей которого был солист группы "Руки вверх" Роман Жуков (ник в БК "ТотКогоНельзяНазывать") . Роман с группой других ведущих игроков БК (влиятельным кланом BoS, являющимся на тот момент одним из основных инвесторов БК) вынашивал планы о создании собственной игры. Об этих планах стало известно Мусорщику, который от греха подальше решил избавиться от конкурентов, попросту разогнав мятежную группировку. Сама же "Территория" стала довольно удачным клоном БК (с действием, перенесенным на улицы современного виртуального города), если уж не потеснившим его, то вполне основательно занявшим место на рынке игровой индустрии.
Слухи
       300 000 долларов. По устойчивым слухам именно за такую сумму продал своего персонажа на "черном рынке" некий гражданин Украины сыну туркменского чиновника. Сделки подобного рода, но в гораздо меньшем масштабе нередки — далеко не каждый хочет проходить с нуля весь игровой путь развития.

Зимой 2007 года состоялись торги, на которых набор артефактных доспехов а ля-БК, сделанных игроками из настоящего железа ушел заЕ 40 000 евро! На фото кираса из комплекта.

       Оплата
       "Люди в БК делятся на две группы: первая смеётся над теми, кто тратит сумасшедшие деньги на "картинки", вторые смеются над первыми, потому что те считают эти деньги сумасшедшими..."
       Люди, способные покупать игровые артефакты, вызывают у прочих игроков смешанное чувство зависти и раздражения. Вклады основной массы играющих в МБИ колеблются от 10 до 100 евро в месяц. В то время как полный комплект артефактов в БК стоит десятки тысяч евро, а траты одного игрока на магические свитки, разнообразные эликсиры и прочие сопутствующие "расходники" могут достигать нескольких тысяч евро в месяц. И людей, покупающих такие вещи или услуги не мало.
       Простым смертным остается утешать себя другим крылатым выражением: "В мире БК нет справедливости", и с завистью наблюдать, как за несколько минут боя "в трубу" (вернее в карман Администрации) вылетают суммы равные доходу среднестатистического российского пенсионера.
       Впрочем, разговоры: "вот раньше это была Игра, а теперь тут все решают деньги" ведутся едва ли не с самого открытия проекта.

Факт: ПовоевалиЕ
       В мае 2007 года Чистые Пруды (основное место пятничных встреч приверженцев МБИ в Москве) не поделили между собой поклонники БК и другого игрового проекта — "Дозоры" (о ней см. ниже.). Некто Опиум (ник в БК) получил в качестве ответа на попытку ухаживания (по другим данным — за пьяные домогательства) от одной из "дозорниц" бейсбольной битой по голове. Тут же подоспела "подмога" с обеих сторон: в ход пошли и другие подручные средства — кулаки, бутылки и т.д. К счастью, дальше глубоких, но неопасных порезов и ушибов дело не зашло. Милиция не проявила интереса к битве, а на представителей правоохранительных органов из числа самих игроков бойцы внимания не обращали. И хотя в последствии обе стороны отрицали, что причиной конфликта были именно игры, ситуация получила огласку на игровых форумах и БК и "Дозоров". Нашлось немало недальновидных людей (или провокаторов), призывающих придти на следующую сходку непосредственно для выяснения вопроса "кто прав, кто виноват", прихватив с собой аргументы "поувесистее". Если учесть, что у обеих игр внушительная аудитория, последствия могли бы быть трагичными. Все же большинство игроков проявили здравый смысл, и конфликт продолжения не получил. А сама территория вокруг Чистых Прудов на следующей неделе "волшебным" образом оказались перекопанной строительной техникой.
       На игре пытаются делать деньги не только ее создатели. Кроме официальных платных услуг существует "черный рынок", то есть купля-продажа игровой валюты и персонажей за настоящие деньги неуполномоченными на это лицами. Виновников таких сделок ждут санкции, но "высшая мера" — всего лишь полное или частичное блокирование аккаунта (на игровом сленге "блок" и "хаос).

Мнение
       "Бойцовский клуб можно сравнить с клубом любителей старинных вещей — пользы от них, согласитесь, мало, а эти вещи стоят баснословно дорого, и человек, имеющий их, получает только моральное удовлетворение, как и при игре в БК".
       Бонус: Лучшие ресурсы и информация о мире БК. Рейтинг клановых сайтов. Мультфильмы о БК. Фотогалерея игроков. Виртуальное издание "оБыКновенная газета". Официальная новостная лента БК. Социальный опрос "Я играю в БК потому чтоЕ"
       История: Бойцовский Клуб: От рождения и до сегодняшних дней. Летопись первого года БК. Воспоминания игрока, стоявшего у истоков БК. Интервью с Бывшим Верховным Паладином БК Пановым. История — "Бойцовский Клуб", статья. Первый клановый сайт БК.
       Статьи: Статья (копия) Максима Виртинского "Деньги на ветер, или то, что называется БК" + комментарии к ней. Бой без правил с участием суда (статья Андрей Анненкова). Статья "Поединок за "Бойцовский клуб" продолжается".


В 2006 году Администрацией проекта было направлено обращение в ООН, с просьбой признать БК первым виртуальным государством. Однако ни на одной карте мира новая страна так и не появилась.


Kingdom of Loathing (Королевство ненависти)
       Официальный сайт: http://www5.kingdomofloathing.com/
       Жанр: РПГ-фентези
       Язык: английский
       Наличие клиента: нет
       Платность: условно бесплатная
       Автор-разработчик: http://asymmetric.net/
       Активных игроков: около 140 тыс.
       Зарегистрированных пользователей: 800 тыс.
       Возможность игры более чем 1 персонажем: нет

       Эта игра-пародия на фентезийный жанр вышла в 2003 году.
       Игрок выступает в роли авантюриста, выполняющего задания и убивающего монстров, в королевстве, временно оставшимся без короля.
       В игре повсюду чувствуется сюрреалистический юмор, начиная от карикатурных картинок персонажей и монстров, до описания локаций и предметов. В качестве игровой валюты в игре выступаетЕ мясо. Шаманы, проводящие свои ритуалы под аккордеонный наигрыш, маги использующие для заклинаний спагетти и соус. Кулинарный уклон чувствуется в игре повсюду: зомби бегают с разделочными ножами в поварских колпаках, а одним из видов игрового оружия является топорик для рубки мяса.
       Игровой процесс
       Забавно проходят поединки между игроками, реализованные в виде различных мини-игр: "конкурс нравственности", "дегустация вин", "диетический конкурс" и т.д. Доступ в чат игрок получает после прохождения теста на правописание. Причем вопросы теста могут быть каверзные, например: "Какого цвета был любимый черный конь Дж. Вашингтона?". Чат в игре разделен на несколько каналов — чат для соклановцев, чат для торговли и т.д.. Есть даже канал, общаться в котором можно только следуя правилам фразопостроения классического хокку.
       Создатели не скупятся насылать на свой мир оригинальные напасти. Например, "серую чуму". Шрифты в чате "заразившегося" игрока постепенно бледнеют, пока не исчезают совсем. Что со временем делает общение с другими игроками невозможным. Избавиться от болезни можно, лишь выполнив определенное задание.
       Оплата
       Абонентская плата за игру не взимается, но существуют пакеты услуг и усилений игрока, стоимостью 10 долларов США.

Отзывы игроков
       Ur-Quan: для того, чтобы в полной мере насладиться игрой, очень желательно знать английский язык на неплохом уровне. А если ещё и не слишком часто подсматривать в KoL-вики, то прохождение(Ascension) затянется весьма и весьма надолго, в силу обилия нестандартных решений. Причём при последующих прохождениях становятся доступными новые локации, возможности и предметы.
       Redguard: Я расспрашивал народ в чате, все говорят, что после прохождения новые фичи (возможности) появляются, вроде интересно, причем многие проходят их десятки раз, играют уже год-два и в один голос говорят, что не надоедает...
       Бонус: игровая википедия. Русскоговорящий клан в игре.

Графика на уровне детских рисунков не раздражает, а наоборот помогает погрузиться игроку в забавный и полный умора и пародий мир Kingdom of Loathing.

Новая Эра
       Официальный сайт: http://www.nura.biz/gamesite/
       Жанр: РПГ-фентези
       Язык: русский
       Наличие клиента: необязательное
       Платность: условно бесплатная
       Автор-разработчик: G-TYPE
       Активных игроков: около 1 тыс.
       Зарегистрированных пользователей: 14 тыс.
       Возможность игры более чем 1 персонажем: нет
       Место в рейтинге top.mail.ru: 152

       Игровой процесс
       В игре представлены шесть рас со своими уникальными характеристиками. Набор рас достаточно стандартен для мира фэнтези: орки, тролли, гномы, люди, эльфы и вампиры. Кроме оружия, в игре присутствует магия.
       Основная цель стандартна: выигрывая бои, зарабатывать деньги и опыт, приобретать новые умения и вещи.
       Базовыми навыками боя игроку предлагается овладеть в тренировочных боях со скелетами или с другими игроками. Освоив механику боя, можно отправляться из города во внешний мир, наполненный монстрами — на поиски добычи, славы и приключений.
       По мере роста характеристик персонажа появляется возможность пройти обучение (выбрать класс) у тренера. Игрок может стать магом, жрецом или выбрать между несколькими видами воинов.
       Кроме этого, можно обучиться некоторым профессиям: охотника, кузнеца, ремесленника, торговца, грабителя и т.д. Выбор профессии не зависит от расы, и обучиться ей (за деньги) может любой игрок.
       Оплата
       При нехватке игровых денег можно обратиться к дилерам и купить у них игровую валюту за свои реальные сбережения. У дилеров можно приобрести также уникальные вещи (артефакты и раритетные), или пощеголять на зависть остальным игрокам в новом образе-аватарке.

Отзывы игроков:
       B-2: Игра интересная, но маленький онлайн, и если никогда не сталкивался с браузерками, то самому будет трудно разобраться. Лучше прочитать FAQ перед началом игры. Админы большей частью дружелюбные. В игре много тормозов, много недоработок и глюков, однако, всё равно оставляет неизгладимое впечатление. Играю запоями уже больше года.
       Narko: Игра ориентирована на бой с монстрам и игроками в пати и с другими игроками во внешнем мире. С монстров разных видов падает дроп с которого можно крафтить. Денег хватает на все.
       Бонус: легенда. FAQ. Форум.


Графика МБИ напоминает "золотую эпоху" компьютерных игр начала 90-годов.

Грани реальности
       Официальный сайт: http://www.ereality.ru/
       Жанр: РПГ-фентези
       Язык: русский
       Наличие клиента: не требуется
       Платность: условно-бесплатная
       Автор-разработчик: Хранитель Печали, Yorn, Кеттарийский Охотник и Безумный Рыбник (ники в игре).
       Активных игроков: не менее 5 тыс.
       Зарегистрированных пользователей: 140 тыс.
       Возможность игры более чем 1 персонажем: нет
       Место в рейтинге top.mail.ru: 18

       Игровой процесс
       Молодой развивающийся мир (проект открылся в декабре 2005 года) "мечей и магии", создатели которого постарались учесть основные недоработки БК — практическое отсутствие небоевой части игры. Поэтому, кроме стандартных боев и прокачек, в игре есть возможность овладеть вполне мирными профессиями (и источниками заработка): рыбака, плотника, повара, шахтера, ремесленника и т.д. За пределами города можно встретить монстров (всего в игре около 30-ти видов) и выполнять квесты (задания).
       Сами игроки имеют возможность принимать участие в развитии проекта, выкладывая свои идеи и пожелания на игровой форум.
       В настоящее время в проекте ведется работа по введению замковой системы.
       Оплата:
       Желающие приобретать игровые деньги за настоящие получают доступ к вещам, недоступным для других игроков.

Отзывы игроков
       Гость 1: Нудная неимоверно: начал рубить дерево — забудь об игре на 10 минут.
       Баланс не выверен. Надеюсь, игра разовьётся. Она и сейчас уже лучше многих подобных игр.
       Гость 2: Игра просто супер, увлекает надолго. Красивая графа, есть клиент, который очень мало весит. Реала кот наплакал, т.к. деньги можно заработать в самой игре, работая в шахтах, на лесопилках, жрецом и т.д. Много навыков. Геймплей захватывает. Сам играю уже год.
       Dimkin: Постоянное развитие мирных профессий администрацией идёт только на пользу всему игровому сообществу. И трафик действительно минимальный. Мой выбор!
       Бонус: легенда. FAQ. Форум. Новостная лента. Статья о игре (две разные ссылки).
       Другие МБИ близкой тематики: Арена. Carnage. Смутные времена. Лига Героев. Мист. Netwars. Neverlands. Runescape. Эстелад. Wizard World.


За подобными заставками для геймеров открываются целые миры, недоступные, да и непонятные "простым смертным".

Космические стратегии

Divide&Conquer (Разделяй и Властвуй)
       Официальный сайт: http://www.the-game.ru/overview/
       Жанр: космическая пошаговая стратегия
       Язык: русский
       Рекомендуемый браузер: Opera 8.5+
       Наличие клиента: нет
       Платность: условно-бесплатная
       Автор-разработчик: Дмитрий Грибов
       Активных игроков: около 7 тыс.
       Зарегистрированных пользователей: 33 тыс.
       Возможность игры более чем 1 персонажем: да
       Место в рейтинге top.mail.ru: 29

       Игровой процесс
       В начале игры предлагается выбрать одну из семи доступных рас и определиться с местожительством (выбрать планету). Если набор характеристик стандартной расы вас чем-то не устраивает, то вы можете его подкорректировать по своему вкусу. Выбирая планету, следует учитывать ее удобность и пригодность для жизни вашей расы. Покончив с проблемами заселения, вам предстоит добывать ресурсы развивать экономику, общаться с соседями, заключать политические союзы, наращивать военную мощь, воевать, колонизировать иные миры и в перспективе подумывать о создании своей собственной великой империи.
       Игрок отдает распоряжения, которые учитываются игровым сервером трижды в сутки (в 5-00, 13-00 и 21-00 по Москве). Особой необходимости сидеть в игре постоянно нет. Можно зайти, отдать набор команд и спокойно выйти до следующего хода.
       Оплата
       D&C бесплатный проект, но существует список платных услуг, которые облегчают и упрощают игровой процесс, однако не дают иных игровых преимуществ перед другими игроками.

Отзывы игроков
       Imitator: Играю больше года, а бросить уже не могу. Реал не столь интересен как тут...
       Есть в игре все возможности самореализации. Делай что душе угодно. И мульты разрешены, хотя после 6 месяцев игры понимаешь, что лучше играть одним, основным аккаунтом.
       Йода: Играю пол года. Многие говорят, что надоедает, однако попробуйте выжить пару ходов в центре галактики в одном из самых богатых районов. И все это замешано с политикой, заговорами. Обновлений мало, однако, старожилы игры у которых есть уже и своя история, альянсы, все равно остаться там, ибо этой игре аналогов в сети не видел.
       Бонус: FAQ. Статистика.


От обилия возможностей и планет рябит глаза. Но разобраться в игре совсем не сложно.

Ogame
       Официальный сайт: http://www.ogame.ru/
       Жанр: космическая стратегия
       Язык: русский, английский, немецкий
       Наличие клиента: не требуется
       Платность: условно бесплатная
       Автор-разработчик: Gameforge Productions GmbH
       Активных игроков (в русской части проекта): не менее 4 тыс.
       Возможность игры более чем 1 персонажем: нет

       Игровой процесс
       Игроку предлагается отдельная планета, на которой он может проводить исследования, добывать ресурсы и строить инфраструктуру. Чем он будет заниматься дальше — зависит от его личных предпочтений. Можно превратить свою планету в неприступную крепость, или, выстроив космический флот, отправится исследовать Вселенную. Можно колонизировать новые миры, вступать в военные и торговые альянсы. А можно выбрать для себя нелегкий путь пирата-авантюриста.
       Механика игрового процесса несложна: выбираем то, что хотим построить (или исследовать) и активируем процесс. Через определенное время постройка (исследование) готова. Исследования дают доступ к более совершенным технологиям и возможности возводить постройки более высокого класса и изготавливать более мощное вооружение.
       Оплата
       За отдельную плату игрок может приобрести себе временный статус "командир", который даст ему расширенный набор игровых функций и возможностей.

Отзывы игроков
       Dag: Игра интересная. Поначалу. Если не жалко 4-6 часов в день. Но есть два недостатка:
       Первый. Практически никакой тактики боя. Побеждает тот, у кого дубина (флот) больше. Корабли просто тупо давят количеством. Второй и главный. Мозгов почти не надо. Только куча времени и терпение.

       Фарамир: Играл, играю, и, судя по всему, буду играть. Как-то интереснее, чем в других играх подобного рода. Можно зайти на 5-10 минут пощелкать и уйти, а можно засесть часа на 3-4 и не отрываясь наблюдать за ходом военных действий. Хотя лучше чтобы сделали в игре побольше приколов: выбирать, где строить, как размещать силы. И почему ТОЛЬКО корабли? Добавить пехоты. Мое мнение игра отличная, но поработать еще надо.
       Бонус: легенда. FAQ. Форум.
       Другие МБИ близкой тематики: Destinysphere. Империя Звезд.


Ogame одна из немногих иностранных игр ориентированных также и на русский рынок.

Альтернативная реальность

Ganjawars (Ганжубасовые войны)
       Официальный сайт: http://www.ganjawars.ru/
       Жанр: альтернативная реальность
       Язык: русский
       Наличие клиента: по желанию
       Платность: условно бесплатная
       Автор-разработчик: компания "Медиасайт"
       Активных игроков: 10 тыс.
       Зарегистрированных пользователей: 55 тыс.
       Возможность игры более чем 1 персонажем: да
       Место в рейтинге top.mail.ru: 8

       Ganjawars из ведущих российских МБИ, созданная в марте 2003 года.
       Игровой процесс
       Перед играющим стоит непростая задача: выжить в мире, полном мафиозных разборок и погрязшим в нескончаемых войн враждующих синдикатов. И не просто выжить, а обрести славу, могущество, организовать собственные производства и получить контроль над частью игрового мира.
       Оружие и амуниция в игре вполне современны: автоматы, пистолеты, гранаты, автомобили, мобильные телефоны и т.д. Наряду с этим присутствует и не совсем обычное оружие: картофелеметы, пейнтбольные маркеры, рогатки. Эффективность владения тем или иным оружием возрастает при частом его использовании.
       Система боя реализована достаточно просто. Каждый боевой раунд игроку предлагается сделать выстрел по противнику, а также попробовать уклониться от ответной атаки.
       Помимо боев, в игре достаточно много экономики: можно построить свое предприятие, организовать доставку сырья и обеспечить выгодные условия для рабочих, наладить сбыт готовой продукции — не такая уж и простая задача. А ведь конкуренты стараются сделать то же самое! По мере роста опыта у персонажа помимо боевых навыков развиваются и экономические. А в перерывах между боями и добыванием денег можно посетить игровой зал с рулеткой, тотализатор, или поучаствовать в лотерее, выиграть виртуальную недвижимость.
       Оплата
       Покупка игровой валюты существенно повышает статус игрока, так как дает ему, например, возможность приобретать недоступное другим оружие.

Отзывы игроков
       Гость: Арты за реальные деньги — не уважаю. Довольно скучная и быстро надоедает. И хелпы могли бы быть получше и поподробнее (это вообще ко многим онлайн-играм относиться)
       Shock: Развиваться долго. Ещё нужно качать умения оружием. Зелёный фон начинает бесить но потом привыкаешь. Игра начинается с 12 уровня где-то, когда покупаете более-менее нормальное оружие.
       Burn86: Играл два года. Докачался до 27 уровня. Игра хорошая, но на моих уровнях требует реальные финансовые вклады. Я закончил играть, но до сих пор общаюсь по почте и на форуме!
       Бонус: FAQ. Форум. Руководство для начинающих.


Мафия бессмертна и в виртуальном мире.

Дозоры. Гроза в Сумраке.
       Официальный сайт: http://www.dozory.ru/
       Жанр: альтернативная реальность
       Язык: русский
       Рекомендуемый браузер: Internet Explorer 6 или Mozilla Firefox 1.0
       Наличие клиента: необязательное
       Платность: условно-бесплатная
       Автор-разработчик: ООО "СТОРК"
       Активных игроков: 15 тыс.
       Зарегистрированных пользователей: 1.7 млн.
       Возможность игры более чем 1 персонажем: нет
       Место в рейтинге top.mail.ru: 11

       Многообещающий активно развивающийся проект, открытый в январе 2005 года.
       Игровой процесс
       Игра по мотивам тетралогии С. Лукьяненко. Действие разворачивается в современной Москве, на улицах которой ведут непрекращающуюся борьбу Темные и Светлые Иные — люди, обладающие сверхъестественными способностями. Станции метро, дворы, парки стали ареной для боев Света и Тьмы.
       Игроку предоставляется возможность проявить себя в роли мага, вампира, оборотня, ведьмы и т.д. Первым делом новичок получает ключи от квартиры в одном из двух десятков воссозданных в игре районов. По мере развития можно изменять интерьер квартиры по своему вкусу и даже купить загородный дом и обзавестись транспортом.
       Путешествия между локациями происходят, как и в реальном мире: пешком, на такси, метро, троллейбусе, машине и т.д.
       В системе боя присутствуют ОД (очки действия) обычно нехарактерные для игр такого плана. От величины ОД зависит количество действий игрока в бою за один ход.
       Для предварительных тестов и "обкатки" нововведений в игре создан город Некрополис. Кроме столицы, планируется открытие как минимум еще двух крупных локаций: города Гурзуфа и пионерского лагеря "Артек". Улучшена будет и сложившаяся система квестов (игроки жаловались на нелогичность и линейность), появится возможность овладеть профессиями.

Отзывы игроков
       Владимир: По-моему единственная браузерная игра, которая кардинально отличается от других игр по сути играния, по боям и прочему. А переходить по слоям в бою — вообще фишка. Респект.
       карапуз67: Идея у игры — захватывающая. Реализация — месяц можно играть запоем, а потом резко надоедает. Нету квестов, а те, которые есть — полная тупня. Нету нормальной экономики, денег не заработать. Игра как будто спецом заточена под выдаивание денег из игроков. Боевая система однообразна. Дуэли надоедают. Как я понял из общения с игроками, почти все, поиграв месяц-два, уходят из игры. И все говорят, что игра бездушная стала. Так что если хотите получить массу положительных эмоций, то приходите в дозоры. Но на многое не рассчитывайте.
       Бонус: легенда. FAQ. Форум. Интернет-радио "Голос Сумрака". Устав "Ночного Дозора". Устав "Дневного Дозора".
       Другие МБИ близкой тематики: Мафия. Территория.


Стандартная для каждой онлайн игры процедура регистрации (генерации) персонажа. К ней всегда следует подходить вдумчиво и без спешки.

Постапокалипсис

TimeZero (Точка Отсчета)
       Официальный сайт: http://www.timezero.ru/
       Жанр: Постапокалипсис
       Язык: русский
       Рекомендуемый браузер: Internet Explorer 5.0 + Macromedia Flash Player версии 7.0.19
       Наличие клиента: да
       Платность: условно бесплатная
       Автор-разработчик: Борис Герцовский
       Активных игроков: не менее 20. тыс.
       Зарегистрированных пользователей: более 500. тыс.
       Возможность игры более чем 1 персонажем: нет
       Место в рейтинге top.mail.ru: 4

       Проект создан программистами БК Мерлином и ПыЖыком вместе с влиятельной группой бывших игроков того же БК. Однако сама игра ничем БК не напоминает.
       Игравшие в "Fallout" окажутся в родном, пропитанном радиацией мире убежищ, мутантов и постоянных перестрелок. Ядерная война никак не повлияла на дальнейшее стремление людей убивать себе подобных и всяких других прочих. В ход идет все, от подручных камней, ножей и пистолетов, до мощного футуристического оружия. За пределами городов и поселений игроков поджидают всевозможные порождения радиации: крысы, размером с собаку, огромные хищные богомолы и скорпионы и другие монстры. Агрессивно настроенные ко всему живому боевые роботы тоже представляют немалую угрозу. Человекообразные мутанты объединились и создали где-то в глубине пустыне свое государство. Оттуда они совершают свои набеги и рейды на людские поселения.
       Игровой процесс
       Игровое пространство огромно и насчитывает более 100.000 (!) доступных игрокам локаций. Игра целиком написана на флеше, что позволяет видеть поле. А сам бой отличается от обычного для браузерных игр набора действий: ударить/выстрелить, защититься/уклониться: правильно выбранная тактика перемещения по полю боя напрямую влияет на исход сражения. Особенно в крупных групповых перестрелках. Можно использовать естественные укрытия (например, камни), маневрировать, стрелять с колена, менять оружие и т.д. А можно подобраться с ножом к врагу в плотную иЕ
       За победы над противником-человеком игрок получает звания.
       Оплата
       В игре есть возможность покупки внутриигровой валюты, а так же платный доступ к расширенному набору функций.

Отзывы игроков:
       Veg: Игра хорошая, ни одна еще так не увлекала. Без вложения денег реальных можно прожить.
       Гость: Игра-то отличная, народу много, бои просто безшабашные, кучу способов прожить без денег реальных, и есть где мозгами пораскинуть. Да вот есть один приличный минус, за часик там с клиентом минимум метров 10-20 будет, а если еще и на центральной площади зависнуть, то вообще можно за пол дня и пол гига промотать... Так что эта игра для тех у кого безлимитка.
       0 0 0 масяня: Игра постоянно развивается, выдаются новые плюшки и т.д. Для некоторого ускорения процесса советовал бы уровне так на 8-м вложить баксов 100 хотя если с головой то можно и этого не делать.
       Бонус: легенда. Руководство. Форум. Интервью с разработчиками игры. Статья об игре. Информационный сайт по игре.
       Другие МБИ близкой тематики: Корпорации. Iced Land.


Начальное вооружение таймзеровца не впечатляет. Нож да камушек. Хотите большего? Побеждайте.

Urban Dead (Городские мертвецы)
       Официальный сайт: http://www.urbandead.com/
       Жанр: кибер-панк
       Язык: английский
       Наличие клиента: нет
       Платность: условно-бесплатная
       Автор-разработчик: Кеван Девис
       Активных игроков: до 40 тыс.
       Зарегистрированных пользователей: 1 млн.

       Проект открыт летом 2005 года. Действие разворачивается в вымышленном городе Малтон, в котором произошла вспышка неизвестной болезни, превращающая людей в зомби. Оставшиеся в живых люди забаррикадировали улицы города и вынуждены отбиваться от постоянных атак ходячих мертвецов.
       Игровой процесс
       Игроку дается возможность поиграть за одну из сторон и даже сменить ее в ходе игры, так как живой человек может быть убит и превращен в зомби, а зомби "воскрешен" в нормального человека. Игровой процесс состоит из попеременных коллективных атак одной группировки на другую. По мере роста опыта люди получают доступ к владению более мощным оружием или профессиям (например, к медицине), а играющие за зомби могут выбрать специфические навыки. В случае смерти (воскрешения) персонажа его навыки не теряются, но использовать их до возвращения в предыдущую инкарнацию нельзя. Так, например, "свежеиспеченный" зомби не утрачивает навыков владения оружием, но не может их использовать, пока снова не станет человеком.
       Любая игровая ситуация расходует очки действия (начальное количество 50 очков), исчерпав запас которых игрок ничего делать не может и вынужден спать. Со временем ОД восстанавливаются (по 1 каждые полчаса), однако существует ограничение на 160 действий в сутки с одного IP-адреса. Лимит действий можно повысить, оплатив "добровольное пожертвование" разработчикам в размере пяти долларов США.

Отзывы игроков
       SpaceMan_BoS: Для любителей зомби-мувиз эта игра просто откровение. Втянувшись, начинаешь ощущать себя героем какого-нибудь "Рассвета мертвецов". Наслушавшись же всяческих леденящих душу историй о собравшихся в огромную армию зомби, которая крушит хорошо укреплённые моллы, просто-напросто беря огромным числом, начинаешь понимать, что народ отыгрывает свои роли вовсю.
       Бонус: игровая Википедия. Русскоязычное сообщество в игре. Русскоязычный игровой клан Razor.


Игровой интерфейс прост и работа с ним не вызовет трудностей даже у неопытных игроков. Карта района, с описанием происходящего, да рюкзак с личными вещами игрока. Вот с языком сложнее. Знание английского рекомендуется. Хотя за зомби можно играть и так — разговаривать они не умеют, а рычание в переводе не нуждается.

Спортивные

Золотая бутса
       Официальный сайт: http://www.butsa.ru/
       Жанр: Спортивный менеджер
       Язык: русский
       Наличие клиента: необходим для просмотра 2-D матчей
       Платность: условно-бесплатная
       Автор-разработчик: http://www.nekki.ru/
       Активных игроков: до 10 тыс.
       Зарегистрированных пользователей: 235 тыс.
       Место в рейтинге top.mail.ru: 22

       Игровой процесс
       Типичный менеджер футбольного клуба. Получив под свое начала команду, необходимо набрать игроков, грамотно построить тренировочный процесс, уделить внимание развитию инфраструктуры клуба вплоть до создания детской футбольной школы. Ну и, конечно, участвовать в различных турнирах, выбирать тактические схемы, проводить замены и т.д. Все игроки находятся в одном виртуальном футбольном мире, разделенном на реальные континенты, страны и дивизионы. Игры проходят несколько раз в неделю. Помимо официальных матчей доступны тренировочные и товарищеские.
       Оплата
       За плату у игроков появляется возможность стать VIP-участником. По заявлению создателей, это не оказывает решающего влияния на результаты встреч, а просто дает возможность играть более комфортно.

Отзывы игроков
       Выбей Зуб: Игра толковая, особенно когда разберешься, что к чему.
       Vadim: Классный менеджер. Я там уже почти два года играю.
       Бонус: FAQ. Форум. Футбольный клуб проекта "Золотая бутса".

Хоккейная Лига Интернета
       Официальный сайт: http://wwwhl.ru/
       Жанр: Хоккейный менеджер
       Язык: русский
       Наличие клиента: нет
       Платность: бесплатная
       Активных игроков: несколько сотен
       Возможность игры более чем 1 персонажем: нет
       Место в рейтинге http://top100.rambler.ru/: 

       Игровой процесс
       Игра для фанатов хоккея и любителей пообщаться на околохоккейные темы. Довольно простой менеджер, позволяющий играть в различного рода турнирах и заниматься коммерческой деятельностью. Игроку (он же тренер команды) в матче предлагается несколько вариантов действий. Например: отдать пас налево, направо, или в центр. После выбора нажимаем кнопку "вперед" и надеемся, что маневр будет удачным.

Мнение игроков
       Фарамир: Игра конечно не великая, но народу играет прилично, есть минусы, но есть и приличные плюсы. Я не хочу говорить что эта игр лучшая и на все века, но игра хорошая, и любителю хоккея она 100 понравиться.
       Бонус: правила игры. Пробный матч (без регистрации)
       Другие МБИ близкой тематики: FreeKick. Жуки.


Менеджеры совершенно непригодны для любителей быстро давить на кнопки. Тут думать надо.

Субкультура МБИ

       Игровое сообщество, возникшее вокруг МБИ, не ограничивается самим игровым процессом. Пресытившись постройками и боями, игроки начинают больше внимания уделять другой важнейшей составляющей браузерных игр — общению, возможностей для которого предостаточно.
       Нет ни одного мало-мальски удачного проекта, в котором бы не присутствовал чат для общения и игровой форум для решения вопросов, связанных с игрой и не только. Возникают и внутриигровые объединения: кланы, синдикаты, ордена и т.д., объединяющие людей со сходным мировоззрением. Каждый клан имеет свой собственный сайт (сделанный руками самих игроков), клановую символику (которая порой переносится на повседневную одежду).
       Игроки создают легенду клана, его устав и гимн. На клановом сайте решаются вопросы игровой политики, соклановцы обмениваются фотографиями и новостями, делятся событиями и договариваются о встречах, на которые съезжаются люди не только со всех концов России, но и из-за рубежа. Проводятся товарищеские матчи между кланами по пейнтболу, футболу, бильярду, настольному теннису и т.д. Бойцовский Клуб готовится своей первой летней Спартакиаде, которая пройдет с 23 по 24 июня 2007 года.
       Новостные ленты клановых сайтов — это своеобразные СМИ, конкурирующие между собой за читателя.
       В игровых магазинах наряду с оружием и снаряжением продаются разнообразные подарки и открытки, которые можно дарить понравившемуся персонажу.
       Отдельно стоит упомянуть и всевозможные творческие конкурсы: рисунков, музыкальные, литературные. Зачастую игровое творчество перерастает саму игру и выходит за ее рамки. Писатель Александр Чубарян (боец клана БК DarkSouls Санычь) начинал свою литературную карьеру именно в МБИ.

Феномен МБИ

       В России игры такого рода удивительно хорошо прижились и до сих пор занимают умы многих геймеров. Одной из причин является бесплатность БМИ, другой — возможность играть в офисе тем, кому администраторы запрещают устанавливать программы на свои рабочие компьютеры. Погрузившись глубже в этот виртуальный мир, можно обнаружить иные, не лежащие на поверхности причины. Это и уход от повседневных проблем, и удовлетворение потребности в общении, и обычный отдых, и своего рода спортивное состязание (кто быстрее достигнет определенных успехов), и шанс, отыгрывая своего персонажа, проявить себя с нереализуемой в жизни стороны.
       Известный создатель и исследователь виртуальных миров Ричард А. Бартл систематизировал свои многолетние наблюдения и определил основные факторы притягательности многопользовательских игр, параллельно выделив четыре типа игроков (по материалам сайта http://www.dtf.ru).

  • Тип игроков: achievers, карьеристы. В первую очередь их волнуют достижение во внутриигровом контексте. Игроки ставят для себя игровые цели и всеми силами стараются их достичь. Чаще всего это подразумевает накопление больших сумм золота или другого богатства, или получения высокого уровня. Игра в компании других людей всего лишь добавляет немного реализма происходящему — в частности, карьеристам есть с кем посоревноваться. Цель игры — быть хозяином положения и делать в ней все, что захочется; ничего интересного в пустой болтовне или разгадывании секретов игры, если от них нет никакой практической пользы, нет и быть не может. Карьеристы гордятся своим формальным статусом во внутриигровой иерархии и тем, как быстро они смогли его добиться.
  • Тип игроков: explorers, исследователи. Такие игроки стараются узнать как можно больше о виртуальном мире. И хотя вначале это подразумевает изучение его топологии, позднее это ведет к экспериментам с "механикой" мира. Исследователи гордятся своим знанием неочевидных возможностей игры, особенно когда новички считают их эдакой ходячей энциклопедией.
  • Тип игроков: socialisers, социофилы. Их привлекает социализация с другими игроками. Социофилы используют коммуникативные средства игры для отыгрыша роли через общение с другими игроками. Узнавать людей поближе и получше для них гораздо увлекательнее, чем соревноваться с ними за какие-то титулы или побрякушки. Игровой мир всего лишь сцена, актеры — игроки. Вот что делает его интересным.
  • Тип игроков: killers, убийцы. Для них притягательна возможность влияния на других игроков. Киллеры используют возможности игры для того, чтобы причинить страдания (или, в редких случаях, помочь) другим игрокам. Там, где это разрешено, сие часто означает приобретение оружия и "веселый" процесс рубки на части персонажа другого игрока. Этим они хотят лишь продемонстрировать свое превосходство на другими людьми, в таком мире, где можно делать то, за что в реальной жизни можно сесть в тюрьму.
       Несмотря на то, что типы порой смешиваются и игроки "дрейфуют" между всеми четырьмя (в зависимости от их настроения или стиля игры в данный момент времени), множество игроков имеют один доминантный стиль игры. Изменяя ему только тогда, когда (намеренно или подсознательно) стараются продвинуться вперед в своей главной сфере интересов.

Схема игровых приоритетов, отображающая интересы для разных типов игроков. Например, приоритетными направлениями для "карьеристов" будут ДЕЙСТВИЕ (достижение игровых результатов) и МИР (исследование). Иллюстрация с сайта http://www.dtf.ru.

Статистика
       По статистике всего в России активно играют в многопользовательские игры (более 10 часов в неделю) до 1 млн. человек, более 90% которых находятся в возрастном диапазоне от 14 до 30 лет.
       Если рассматривать возраст, то контингент играющих в БМИ несколько старше, чем для
остальных онлайн игр. Так как большинство подростков предпочитают клиентские игры с "продвинутой" графикой: Counter-Strike, World of Warcraft, LineAge.
       Среди игровых жанров (сеттинга) лидируют:
  • Классическое фентези (предпочитают 59% играющих).
  • Фантастика (33%).
  • Кибер-панк (16%).
       Оффлайн-игры интересуют всего около трети играющих в многопользовательские проекты.
       В виртуальном пространстве браузерных игр люди живут годами, заботясь о своем персонаже подчас больше, чем о самих себе и своих близких. Об интернет-зависимости и игромании в частности, было (и будет) немало споров. Более полную информацию на эту тему можно получить, прочитав статью Кибер-зависимость.


Ну где еще в реальном мире выпадет шанс побыть не собой? Разве что на маскараде. А в компьютерных играх — запросто.

Точка зрения
       D.M. Новороссийский: Моё мнение — игра класса BBMMORPG никогда не станет полноценной, ибо в ней нет графики. Многие знакомые тратят реальные деньги (и немалые) за виртуальные вещи и артефакты. Вот чего никогда не понимал — так это покупать за 500 евро виртуальный топор. А ведь это не предел $. Уж если я не "подсел" на ПОЛНОЦЕННЫЕ On-line RPG типа UO, WoW, LA-2 и т. д., то думаю, yж BBMMORPG точно не "подсяду". А вообще, бесспорно лишь одно — такие игры очень сильно жрут ВРЕМЯ (и траффик).
       Rust: Все эти игры для ускорения деградации молодежи и превращения в зомби.
       Юрий: Бараны в них играют. Ладно бы дети, что с них спросишь? (Родителям придется их потом лечить, когда они станут бездушными, зависимыми компьютерными наркоманами) Я не понимаю взрослых, неужели нет занятия поинтересней?
       GreyLorD: Гммм, что же могу сказать... Ярые противники ИГР как всегда на высоте и придумываю, высказывают все новые доводы. Но, как известно все хорошо в меру, и это истина. По-моему пусть уж лучше молодежь играет в игры, нежели просаживает свои деньги на наркоту и алкоголь...
       В целом же игра это всего лишь игра. А то, как негативно "она повлияла" на жизнь человека — вина самого человека, который не знает чувства меры.
       Миф о том, что виртуальные развлечения отнимают слишком много времени и не дают человеку раскрыться в реале, опровергают и такие примеры: в БК играет известный футболист московского "Спартака" Е. Титов (ник в игре — "мясной батя") и знаменитый украинский пловец Олег Лисагор (ник в игре — breast). Ходили слухи, что Карина Кокс (группа "Сливки") также не чужда БМИ, а солист группы "Руки Вверх" Роман Жуков и вовсе один из организаторов проекта "Территория".
       Подавляющее большинство игроков в БМИ ведут вполне нормальную жизнь, так что речи о "вреде" в целом несправедливы, и скорее можно говорить о несвязанных с играми патологических отклонениях у определенных людей.
       Бонус: статья о борце с компьютерными играми. Designing Virtual Worlds, книга-исследование Ричарда А. Бартла.


С проблемой "живого" общения столкнется возможно уже следующее поколение. И дело не только в компьютерных играх, а в развитии электронных средств коммуникаций в целом.

Заключение

       Растущий на 20-25% в год российский рынок онланйновых игр наконец начал привлекать к себе серьезное внимание разработчиков и бизнесменов. Годовой оборот его уже сейчас достигает 60 млн. долларов, а к 2010 году он возрастет до 100 млн. По оценкам специалистов, годовая прибыль только от БК составляет от 1 млн. до 3,5 млн. долларов. А игровая аудитория только за период 2002-2005 годов увеличилась в 10 раз (с 250 тыс. до 2.5 млн. человек) и продолжает расти. У остальных проектов доходы пока поскромнее, например месячная прибыль от не самой бедной "Территории" на порядок ниже — 200-300 тыс. долларов.
       Создание качественной игры — дело достаточно сложное и дорогостоящее (на разработку уходит до 500 тыс. долларов). Объединенный труд программистов, дизайнеров, художников, продолжается месяцами, а иногда и годами. Да и после создания игры работа не прекращается — игроки требуют постоянных обновлений и усовершенствований. И не прислушиваться к их требованиям значит растерять клиентуру.
       Основной проблемой для отечественных разработчиков является механизм получения доходов со своих проектов. Специфика российского менталитета такова, что подавляющее большинство игроков категорически не принимает "американскую" бизнес-модель, когда на подобные развлечения существует платная подписка. Нашему сердцу милее "корейский" (условно-бесплатный) вариант — предоставление бесплатного доступа к услуге с дополнительными платными возможностями. В России оплата игр производится через платежные сетевые ресурсы и пластиковые карты, SMS-сообщениями, через уполномоченных (дилеров) и через Сбербанк России.
       Изначально платные российские МБИ можно пересчитать по пальцам одной руки, да и те постепенно отказываются от взимания абонентской платы (например, игра Пентакор), переходя на "корейскую" или смешанную модели. И выбор верного сочетания в ситуации, когда с одной стороны игроки хотят "всего побольше и на халяву", а разработчики с другой стараются "выжать" финансовый максимум из своего детища — залог успешного развития этой ветки развлекательного бизнеса в нашей стране.


Превратится ли человек в будущем в придаток машины или ему удастся органично соединить два мира, виртуальный и реальный в единое целое? Покажет время.

       В статье использованы авторские рисунки с сайта http://www.paladins.ru/
       Комментарии к играм по материалам сайта http://mmorpg.rpgland.ru/

Ссылки по теме


Русскоязычные
       Браузерные онлайн игры — описание жанра браузерных онлайн игр с сайта — http://wilan.com.ru/
Браузерные игры — обзоры неиболее известных проектов с сайта — http://top.ezhe.ru/
       Обзорная статья по глобальным веб-играм — с сайта — http://www.dtf.ru/
Роль на выдумки хитра — журнал "Деньги" о проекте "Территория" и не только —
       Пиксели за доллары — статья журнала "FORBES"
Баланс — аналитическая статья по игровому балансу проекта "Дозоры. Гроза в Сумраке" с сайта — http://13b.ru/news.php
       Игра Wizards World выросла и ушла с Mail.ru — подробности бизнеса — аналитическая статья с сайта — http://www.entermedia.ru/
Мир MMORPG — сайт о онлайн играх — http://worldgames.ru/
       Все браузерные MMORHG в одном месте — обзорно-информационный сайт — http://mmorpg.kodinsk.kras.ru/
PLAY IT.RU — база онлайн игр, обзоры и многое другое с сайта — http://www.playit.ru/
       Webgames — информационно-обзорный портал по сетевым играм — http://webgames.h15.ru/
Браузерные пазлы — надоело собирать пазлы одному? Попробуйте это сделать по сети.
       Рейтинг-лист МБИ — с сайта — Playit.ru — Все про онлайн игры

Англоязычные
       MMORPG — обзорная статья из Википедии по многопользовательским играм.
Pardus — космическая стратегия — http://www.pardus.at/
       Naruto Arena — браузерная игра в стиле аниме.
PiratesWars — МБИ в пиратском стиле.
       Runescapefanclub — фанклуб игрового проекта Runescape.
Daimonin — многопользовательский игровой проект в стиле фентези.


Основное Определение | Что это такое? | История | Классификация | Фентези | Космические стратегии | Альтернативная реальность | Постапокалипсис | Спортивные | Субкультура МБИ | Феномен МБИ | Заключение
Дополнительно Ссылки по теме | Об авторе – Дмитрий Аркадьев-Берлин


обсудить в форуме 'Игры' »