РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ЖИВОГО ДЕЙСТВИЯ: ИСТОРИЯ

Основное Предтечи | Пионеры, в бой! | Толкин навсегда | Открытый горизонт
Дополнительно Зарубежные аналоги РЖД | Ролевые школы мира | Ссылки по теме | Об авторе – Антон Карелин
Материалы по теме Ролевые игры живого действия | Игра крупным планом | Использование РИ в обучении
Смотри так же Ролевые игры: список терминов | Интеллектуальные игры

Ролевые игры живого действия (РЖД) – массовый вид ролевой игры, в которой игроки действуют за вымышленных или реальных персонажей в различных сюжетных обстоятельствах, разыгрывают их в форме свободной импровизации, и совместно создают сюжет игры. При этом, главные аспекты РЖД – живое/физическое взаимодействие (а не чисто вербальное общение, как в настольно-словесных играх), театральный тип отыгрыша ролей, наличие и важная роль игровой атрибутики (костюмов, оружия, доспехов, крепостей и прочих объектов материальной культуры игры). В ролевой игре живого действия, все происходит в реальности – хоть это и игровая реальность со свойственными ей ограничениями и условностями.
В этой статье мы рассмотрим историю РЖД, так же, здесь содержится информация о зарубежных формах и аналогах ролевых игр живого действия.

История РЖД: Предтечи
В источниках, которые рассматривают живые ролевые игры как явление, вырванное из культурного контекста, феномен их возникновения объясняется феноменом популярности книг Дж. Р. Р. Толкина, (“Хоббит”, "Властелин Колец", “Сильмариллион”). Считается, что из увлечения толкинизмом в определенный момент спонтанно возникли ролевые игры на местности.
Это понимание неверно, а подход однобок. Ролевые игры не могли возникнуть на пустом месте, а толкинизм, появившийся гораздо раньше, сам по себе к формированию РЖД не привел. Хотя, конечно, роль книг именно Толкина сложно переоценить – просто помимо увлечения ими, имелось множество видов культурной активности, которые стали прообразами РЖД.
Если смотреть широко, то в ближайшие пращуры современной живой ролевой игры можно записать четыре субкультуры. Каждая из них создала предпосылки для формирования РЖД, и в определенной степени повлияла на игры, какими мы их знаем.
Во-первых, это литературные “суды над героями” – специфическая форма ролевой игры, бытовавшая на уроках литературы, начиная с 20-30 годов 20 века (в это время литературные “суды” были очень популярны), заканчивая настоящим временем – хотя сейчас эти игры куда менее распространены. Суть литсуда заключается в обвинении и защите какого-либо героя (Раскольникова, Онегина, и т.д.), в котором участвует весь класс, и которого по итогам урока оправдывают либо обвиняют.
Эта форма издевательства над классиками была придумана для повышения одновременно и социальной, и культурной воспитанности советских учащихся, и, как водится в советское время, проводилась с чувством, но почти всегда с заранее известным исходом, т.е. для галочки. С появлением “гласности” и “демократии”, школьные литсуды стали чуть более демократичными, а исходы “заседаний” несколько менее предсказуемы. Например, ваш покорный слуга умудрился оправдать Раскольникова, приведя “суду” литературные “доказательства” его невменяемости.
В теории, этот вид массовой игровой деятельности является настоящей ролевой игрой павильонного типа, но на практике, ролевая составляющая соответствовала уровню “уроков политвоспитания”.

Во-вторых, предтечей РЖД были общеизвестные “Зарница” и “Орленок”, военизированные патриотические сборы на местности (им посвящена отдельная статья “Патриотические игры в СССР”). Здесь отрабатывалась другая составляющая современных РЖД – тактические перемещения отрядов и отдельных бойцов по игровому полигону, выполнение поставленных задач, достижение командных и личных целей. Обычно эти патриотические игры обыгрывали сценарии второй мировой войны и других противостояний “хороших” и “плохих”, хотя бывали и более сложные сценарии, и более нестандартные формулировки.
Стоит отметить высокую культуру и хороший уровень организации этих мероприятий – но вместе с тем, иногда это были жестокие игры, принуждающие детей к не слишком гуманным выборам в спорных этических ситуациях. Это было неизбежно, т.к. патриотическая и военная составляющие “Зарниц” были для организаторов куда важнее свободной, личностной, ролевой составляющих.

Игра зарница
Военно-патриотическая игра “Зарница” – подготовительная парад-марш.

Третьим предшественником РЖД является специфическая культура внешкольных подростковых объединений, активно применяемая в советской педагогике. Это были уже практически настоящие ролевые игры – группа детей (обычно, отдыхающих в пионерском лагере) помещалась в сюжетные условия (естественно, не фантастические – например, “Детская деревня” или опять-таки военизированный патриотический сюжет), и в этих условиях перед ними ставились разнообразные командные и личные задачи.
Этот успешный педагогический метод основан на главном свойстве ролевой игры: оптимальном сочетании содержательного и увлекательного отдыха с одновременным решением обучающих, развивающих и воспитательных задач. В случае внешкольных объединений, эти задачи создавались и прорабатывались специалистами по подростковой психологии, воспитанию и социализации подростков.
К сожалению, с падением идеологической системы СССР, финансирование подобных проектов медленно зачахло – ведь, повторюсь, главным для правительственных органов были не личностное и культурное развития детей, играющих в ролевые игры, а их патриотическая подготовка. К огромному сожалению, процесс, который мог бы активно развиваться и принести реальную пользу нескольким поколениям школьников, был пущен на самотек, и пришел в упадок.
Впрочем, у ролевых игр серьезное будущее, и нет сомнений, что в той или иной форме этот процесс будет возобновлен. Во многих детских лагерях и без единой правительственной программы регулярно проводятся современные аналоги подобных игр.

Четвертым прообразом современной ролевой игры является движение творческих анахронистов и реконструкторов (см. в разделе “Зарубежные аналоги РЖД”), которые (в России начиная с 80-х годов) ежегодно собирались и разыгрывали на бородинском поле известное сражение русской и французских армий.
Этот вид театрализованной игры фестивального типа хорошо распространен за рубежом, но в последние десятилетия развивается и у нас. Он требует значительных финансовых вложений от участников (и/или организаторов), и не дает практически никакой ролевой свободы – но эта культура уже в 80-х годах моделировала и развивала материальную составляющую ролевой игры (наличие высококлассных костюмов, доспехов, обмундирования и оружия, построек и т.п.).
Например, здесь можно познакомиться с историческим обществом “Golden Coast”, проводящим регулярные фестивали исторической реконструкции.


Фестивали военно-исторической реконструкции могут быть посвящены совершенно разным историческим эпохам и культурам. Но наиболее популярным является европейское Средневековье.

Все эти, и многие другие виды культурной деятельности, прямо или косвенно подготавливали почву для возникновения ролевых игр живого действия в том формате, который появился в конце 90-х годов, и которому, помимо данной статьи, посвящены материалы “Ролевые игры живого действия: введение” и “Ролевые игры живого действия: Игра крупным планом” нашей энциклопедии.
Кроме четырех отчетливо-игровых форм, главной предтечей ролевого движения является литературная среда любителей фантастики, внушительное число которых создали ролевое движение или влились в него.
Увлечение фантастикой и, главным образом, fantasy, как раз в девяностые годы переживало период бума. Оно оказалось очень созвучно самой идее ролевой игры – ведь фантастика включает мыслительную модель “расширения вселенной” – а игра предоставляет возможности эту модель реализовать “во плоти”.
По сути, этот удачный симбиоз двух направлений и создал полигонные ролевые игры, и ролевое движение – а четыре упомянутых предтечи сработали в качестве дополнительных компонентов, подготовивших почву для развития ролевой культуры.

История РЖД: Пионеры, в бой!
В рамках упомянутых выше педагогических ролевых процессов (“Зарницы” и внешкольные объединения) в середине 80-х годов на высшем уровне (под эгидой ДОСААФ), работал детский клуб “Торнадо” (впоследствии “Система коммунарских организаций – Рассвет”).
В 1985 году в этой организации начали проводить практически “настоящие” ролевые игры – с сюжетом, специальными правилами, регламентирующими основные аспекты взаимодействия и, главное, с личностно-ориентированными задачами (типичными квестами), которые далеко не всегда совпадали у членов одной и той же команды.
Это происходило в определенных рамках, связанных все с теми же патриотическими и воспитательными целями мероприятий – но в целом, уже было близко к свободе нормальной ролевой игры.
Однако чтобы игра перешагнула на новую ступень, нужна была идеология другого уровня, нежели “битва красных с белыми”, более глубокая и многогранная основа для игры. И такой идеей, таким источником стал “Властелин Колец” Толкина.
Конечно, и Толкин сам по себе не был реальным условием для формирования российских РИ – не было бы его текстов, стремление ко всему европейскому, присущее русской культуре, нашло бы иной путь. Но “Властелин колец” и правда стал идеальной базой для развития ролевой культуры в стране.
Трилогия сочетает в себе все ту же патриотическую борьбу “наших” и “ненаших”, но на совершенно новом уровне (затрагивающем общечеловеческие ценности, а не искусственные социалистические постулаты). В трилогии есть и высокая художественность, и яркие образы, поражающие воображение (особенно по тем временам, для советского читателя!), и в то же время архетипные.
Ответ на извечный вопрос ролевиков: “Почему именно Толкин? Что в нем такого?” см. в статье “Виртуальные миры (вторичные вселенные) – Введение”.
Так получилось, что на конвенте любителей фантастики “Аэлита”, энтузиасты от толкинизма встретились с любителями фантастики и, главное, с представителями “Торнадо” (тогда уже “Рассвета”). Эта “встреча на Эльбе” стала важной вехой в развитии ролевых игр – и в августе 1990 года, на полигоне под Красноярском состоялась первая настоящая живая ролевая игра, “Хоббитские игрища”. В ней приняло участие около 120-130 человек. Все прошло “на ура”. Окрыленные совершенно новым способом включения в привлекательную толкиновскую реальность, участники остались очень довольны, и дальнейшее развитие ролевых игр, в свободной от патриотизма плоскости, было предрешено.

Гендальф
Фотография с одной из первых игр ХИ-1990. Смотрится как раритетная винтажная вещь – да, собственно, ей уже и является. Молодой человек со сверкающим мечом – Гендальф!, версии 1990 года.

История РЖД: Толкин навсегда
В 1991 и 1992 году процесс уже шел полным ходом. В среде толкинистов и любителей фантастики информация о том, что побывать в волшебном мире Средиземья возможно, у очень многих вызывала восторг и желание поучаствовать.
Помимо ежегодных всесоюзных Хоббитских игр (ХИ), организовывались и игры в регионах. Естественно, очень быстро обнаружилось, что материал для ролевого процесса предоставляет не только “Властелин Колец” – и начались игры по совершенно разным книгам, и по историческим реалиям разных стран.
Игровая культура развивалась стремительно – каждый год возникали новые правила, новые идеи, формы моделирования и проведения игр. Перечислять их подробно – тема отдельной статьи о культуре РЖД.
И, несмотря на то, что лучшими играми в стране стали отнюдь не “Хоббитские игрища” (по крайней мере, процент реально удачных ХИ невысок), “Властелином колец” навсегда останется в истории ролевых игр – как книга, вдохновившая людей на создание совершенно нового вида деятельности и культуры.

Толкиен
Джон Рональд Руэл Толкин. Человек, которому мировая культура обязана очень многим. Подробнее см. в статье: Виртуальные миры – Введение.

История РЖД: Открытый горизонт
Сейчас для ролевых игр открыты все горизонты.
Во-первых, количество людей, интересующихся движением и входящих в него, постоянно растет. Во-вторых, уровень материальной и организационной культуры игр повышается; и постепенно процент неформальных, непрофессионально организованных игр уменьшается. Это, в свою очередь, приводит к вовлечению в РИ-движение большего числа взрослых людей, которые могут вложить в игру ресурсы, несопоставимые с ресурсами школьников и студентов. Точно так же, растет и само поколение игроков, которые начинали играть в ролевые игры детьми, но не оставили это хобби и по сей день.
То есть, начавшись практически с нуля, без какой-либо реальной поддержки государства, направление развивается силами своих участников, и совершенствуется – до уровня “впереди планеты всей”. Да, российские РЖД – уникальный феномен, который в западной культуре развивается несколько в иных плоскостях, и поэтому мы можем с гордостью претендовать на лидерство в этой области.
В-третьих, постепенно чиновники, бизнесмены осознают, что игровые процессы могут быть успешно интегрированы и в бизнес, и в управленческую, и в педагогическую деятельность, принося свои дивиденды.
Однако процесс этот медленный, и пока носит стихийный, фрагментарный характер, т.к. настоящей школы ролевой педагогики или ролевых тренингов в стране пока нет – хотя тот же тимбилдинг (team building) в формате ролевой игры может быть очень эффективен. Подробнее эта тема раскрыта в статье “Ролевые игры: интеграция в бизнес”.

Конечно, в целом полигонные игры пока остаются стихийным и неорганизованным, неформальным явлением. Более того, возможные формализация, госконтроль и бизнес-заказ принесут не только позитивные эффекты – например, будут способствовать выхолащиванию и примитивизации культуры игр (т.к. опять же, будут подстраивать ролевой процесс под утилитарные цели).
Социализация РИ – сложный и неоднозначный процесс. И успех его, возможность дальнейшего развития именно ролевой культуры, а не “ролевого бизнеса” или не “ролевого воспитания” – вопрос сотрудничества специалистов в области игровых технологий с представителями госструктур и безнес-организаций. Но все же, потенциальная польза от социализации РИ велика, и может перевести ролевые игры на новый этап развития.

Зарубежные аналоги РЖД
Гладиаторы Римской Империи шли на смерть не только друг против друга или диких зверей. Иногда Колизей превращался в арену, на которой реконструировались великие битвы прошлого. Римская публика обожала смотреть ролевые игры – только “хиты” и “мертвятник” в их концепции не предусматривались, т.к. организаторы ратовали за высокий реализм.
Естественно, такие представления далеки от ролевой игры в современном понимании. Но по уровню реконструкции, это были невероятно впечатляющие зрелища. Чего стоит сцена морского сражения (наумахии, или навмахии), разыгранная по приказу императора Клавдия в I веке н.э., в которой было инсценировано известное морское сражение Родосского и Сицилийского флотов. В инсценировке приняли участие 50 настоящих боевых трирем, 20 000 воинов (преступников, приговоренных к Арене), 500 000 зрителей – практически все дееспособное население Рима.

Современность
Наумахия современности – Милан, 1807 год.

Подобные “ролевые сценки” разыгрывались в разных культурах, в основном, естественно, для царей и знатных особ, которые могли позволить себе безнаказанно разбрасываться человеческим ресурсом. Но это далеко не единственный пример проявления элементов ролевой игры в самых базовых и общенародных формах культуры.
Это народные праздники (четко разыгрываемые по определенным правилам), народные театры (с закрепленными ролевыми типажами и прошедшими сквозь столетия сюжетами), карнавалы, и мега-серьезные, но насквозь ролевые модели общеизвестных тайных орденов и лож. Рыцарское средневековье можно назвать ролевой игрой, воплощенной в реальности – рыцари “играли” самих себя на куртуазных сборах и турнирах, изображая образы артуровского архетипа.
Человеческая культура пронизана различными проявлениями ролевой игры, с древнейших эпох до наших дней. Это убедительно показывает, что игровые формы и законы актуальны в любой культуре любой эпохи – т.к. существует фундаментальная потребность, которая побуждает человека отставлять на второй план реального себя и окружающий мир, и пытаться погрузиться в мифический, несуществующий, во “вторичную реальность”.

Новое время предлагает свои варианты ролевой игры. Но современный виток развития РИ на западе и у нас различен. Российские РЖД были более стихийны, и (какая ирония!), гораздо более бедны, они пошли по пути индивидуальной ролевой составляющей и свободы развития сюжета. А западные аналоги склонны прежде всего к реконструкции событий и антуража, и даже не то, чтобы к театральному – а именно к фестивальному погружению в реальность прошлого.
То есть, личностная ролевая составляющая (характер, мотивация, цели каждого персонажа) в западных ролевых играх уступает формальным слагаемым роли (социальное положение, костюм, следование сценарию и задаче команды).
Такой вид деятельности может относиться к ролевой игре весьма косвенно, и называется движением творческих анахронистов. Зародившись в 1966 году в Калифорнии, движение быстро разошлось по США и Европе, затем появилось в Австралии и Японии, других странах. Сначала в качестве развлекательного праздничного формата, затем стало более серьезным направлением именно реконструкторской и фестивальной деятельности.
SCA (Society of Creative Anachronisms) – некоммерческая организация, сфокусированная на изучении и отображении современными средствами истории Европы с 7 по 17 век (600-1600 гг.). В основе этих фестивалей лежат все те же три ролевых составляющих – материальная культура, боевые маневры, культурное общение – с помощью которых происходит погружение в мир европейской истории.
Каждый год, в начале августа, члены SCA съезжаются на массовый конвент под открытым небом (представьте себе буржуазный, чистенький и одетый в средневековые одежды Грушинский фестиваль), где и проводят мероприятия – турниры, состязания менестрелей, конкурсы костюма, коронации и т.д. Здесь пример можно познакомиться с примером медиевистский карнавала.

Сборище в выборге
Российские реконструкторы тоже проводят регулярные сборы, турниры и т.д. Боевые маневры, г. Выборг.

Ролевые школы мира
По многим параметрам, движение анахронистов не является чисто ролевым. И в западной культуре преобладает именно такая постановка игрового вопроса. Назовем это западной ролевой школой.
С другой стороны, американские компании и издательства продвигали и собственные ролевые продукты, так что, начиная с определенного момента, в США и Европе проводились игры по мирам из вселенной настольно-словесных игр. Но они как были, так и остались “настолками на местности”, т.е. в первую очередь тактико-техническими сборами, далекими от уровня лучших проявлений российской ролевой культуры.
Российское ролевое движение оказывает свое влияние на зарубежные сообщества, в первую очередь, через русские диаспоры в США и Израиле (которые довольно быстро подхватили ролевые процессы и начали не так серьезно и массово, но все же развивать их у себя – правда, не столь успешно). Но, тем не менее, российская ролевая школа получила распространение и сейчас развивается в других странах.

Чуть позже российских РИ, в середине 90х годов, сформировалась парная к нашей скандинавская школа игры, которая развивалась на тех же принципах (погружение в игровой мир индивидуального персонажа, а не формального исполнителя социальной роли). Скандинавская школа отталкивалась как раз от соединения культуры анахронистов и реконструкторов с культурой D&D (и прочих настольно-словесных игр). Поначалу это было такое же “D&D на местности”, но довольно быстро переросло в серьезное движение к разработке техник погружения в иную реальность. Причем, в Норвегии практикуется еще более серьезный и реалистичный подход к созданию игровой реальности. Подобно проекту “Догма” в европейском кино, существует манифест “Догма” в скандинавском LARPG. Суть его в приближении игры к реальности, не героического, а жизненного характера (обобщая, нищий должен жить по-нищенски, пока идет игра).
Скандинавская школа очень интересна, хотя материалов по ней недостаточно, чтобы составить 100% представление, а налаженных связей между нашими ролевыми движениями нет.
Здесь вы можете познакомиться с русскими переводами статей скандинавской школы РИ (http://master.larp.ru/perevod/index.php).

В последние годы, ролевые игры в нашем понимании организуют и на западе (например, игры по “Плоскому миру” Терри Прачетта с участием автора). Постепенно это входит в моду, и можно прогнозировать, что подход, лежащий в основе “российской школы”, в течение 5-10 лет станет общемировым.

Ссылки по теме

Русскоязычные:
Александр VI – Сайт о живых ролевых играх (LARPG) в России. http://www.alexander6.ru/
Ролевые игры живого действия – Сайт о живых ролевых играх (LARPG) в России. http://www.rpg.ru/rpg
Заброшенный Замок – Сайт о ролевых играх живого действия. http://zabzamok.org.ru/zzamok
Ролемансер – Наиболее популярный ресурс, посвященный всем аспектам ролевых и интеллектуальных игр. www.rolemancer.ru
«Арда-на-Куличиках» – Сайт о Дж. Р.Р. Толкине и толкинизме, в т.ч. о ролевых играх по произведениям Толкина. Один из первых русских сайтов о ролевых играх. http://www.kulichki.com/tolkien/
Весь мир ролевых игр – Сайт обо всех видах ролевых игр. www.rpgworld.ru
Цитадель Олмера – Статьи разных авторов о различных аспектах ролевых игр. http://olmer.ru/rpg/stat.shtml
Ролевые игры - болезнь, симптом, лекарство... хобби? – Интересный, хотя и во многом устаревший анализ ролевых игр, статья Владислава Гончарова. http://alib.hotmail.ru/readroom/undefine/goncharov01.htm
Ролевые игры живого действия – Статья Андрея Ленского, открывающая публикацию книги, посвященной ролевым играм живого действия. Подробное описание и советы по всем основным аспектам РЖД. http://www.igromania.ru/articles/?rolllifi
Отличная статья Ларисы Бочаровой (Лорки) о истории ролевых игр в мире и в России. http://snaje.stsland.ru/istoreiaRD.htm
Сайт "Мир ролевых игр", хорошая подборка статей по различным аспектам РЖД (http://rol.in.ua/index.php?p=2).

Англоязычные:
Wikipedia – Энциклопедический материал по РЖД на английском языке. http://en.wikipedia.org/wiki/Live-action_roleplaying_game
LARP.com – Интернациональный портал, посвященный живым ролевым играм. http://www.larp.com
LARPG Forums – Форумы о живых ролевых играх. http://forum.rpg.net/forumdisplay.php?f=70
RPG.net – Один из крупнейших мировых порталов о ролевых играх. www.rpg.net
Harlequin Forest – Подборка статей и обзоров о ролевых играх. http://www.harlequin-forest.org
LARPGUIDE – Портал-энциклопедия, гид по миру живых ролевых игр. http://www.larpguide.co.uk/
LARPWEB – Полезный сайт-путеводитель по миру ржд. http://www.larpaweb.net/
The Escapist – Сайт, посвященный защите ролевых игр от необоснованных нападок и негативных мифов, распространенных в среде обывателей, поверхностно знакомых с феноменом РИ. Раскрывает основные позитивные аспекты такого хобби, как РИ. www.theescapist.com 

Основное Предтечи | Пионеры, в бой! | Толкин навсегда | Открытый горизонт
Дополнительно Зарубежные аналоги РЖД | Ролевые школы мира | Ссылки по теме | Об авторе – Антон Карелин
Материалы по теме Ролевые игры живого действия | Игра крупным планом | Использование РИ в обучении
Смотри так же Ролевые игры: список терминов | Интеллектуальные игры